Методические рекомендации к организации персональной выставки обучающегося в системе дополнительного образования.

Станкевич Ульяна Викторовна

Занимаясь  материально-художественным творчеством, некоторые дети достигают в нем значительных успехов. За время обучения в коллективах прикладного творчества и изосудиях у них накапливается немалое количество творческих работ, часть из которых не экспонируются на коллективных выставках. Для воспитанников, увлеченных художественной деятельностью, а также добившихся в ней определенных результатов, возможна организация персональной выставки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_k_personalnoy_vystavke.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к организации персональной выставки обучающегося в системе дополнительного образования.

Станкевич Ульяна Викторовна,

педагог-организатор

Занимаясь  материально-художественным творчеством, некоторые дети достигают в нем значительных успехов. За время обучения в коллективах прикладного отдела ДТДиМ у них накапливается немалое количество творческих работ, часть из которых не экспонируются на коллективных выставках. Для воспитанников, увлеченных художественной деятельностью, а также добившихся в ней определенных результатов, возможна организация персональной выставки.

Персональная выставка - это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Для детей–зрителей - это возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности.

Задачи, которые помогает решать данная форма работы:

  1. Раскрытие ребёнком себя как индивидуальности в глазах сверстников.
  2. Приобретение опыта презентации своих достижений.
  3. Приобретение умений и навыков в построении общения со сверстниками и взрослыми, являющимися участниками выставки.

Кандидатура автора персональной выставки заявляется заранее (в начале учебного года). Решение организовать персональную выставку может исходить от ребенка- в таком случае педагог (группа педагогов) решает, возможно ли это в данном учебном году. Организовать персональную выставку своему воспитаннику может предложить и педагог- в этом случае окончательное решение о проведении выставки принимает ребенок и родители.

Условия для проведения персональной выставки:

  1. Сильный интерес ребёнка к изобразительной деятельности, занятие в коллективах отдела прикладного творчества ДТДиМ.
  2. Желание воспитанника показать свои достижения.
  3. Наличие у воспитанника достаточного количества творческих и учебных работ.
  4. Заинтересованность со стороны родителей и педагогов в проведении данного мероприятия.
  5. Наличие демонстрационного пространства.

На персональной выставке могут быть представлены работы как одного воспитанника, так и небольшой группы (2-3 человека) детей, объединенных общей тематикой или техникой работ.

Сроки  и длительность проведения персональной выставки согласуются с планом воспитательной работы отдела, могут быть привязаны к памятным датам и праздничным дням в зависимости от тематики выставки.

Этапы организации персональной выставки:

  1. Определение тематики выставки.

Персональная выставка может строиться по нескольким принципам:

  • она может быть ретроспективной, т.е. представлять лучшие работы ребенка за весь период обучения в коллективе,
  • работы на выставке могут быть объединены общей темой, интересной для автора выставки
  • все работы могут быть выполнены в одной технике, в которой воспитанник достиг определенных успехов.

Независимо от тематики выставки, работа над ней должна начинаться задолго до назначенного срока.

  1. Изучение выставочного пространства.

Параллельно с определением тематики выставки целесообразно изучить пространство, в котором предположительно может пройти выставка. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл одного из этажей образовательного учреждения. Кроме того, необходимо оценить имеющееся в образовательном учреждении выставочное оборудование - рамы, витрины, кубы, стойки, сетки, стенды.

Задумывая выставку, необходимо внимательно просчитать количество и размеры рам, витрин, стендов и сеток, продумать обеспечение сохранности работ, выставляемых без рам и витрин (если таковые планируются).

Если выставочные работы планируется экспонировать не в имеющемся оборудовании, необходимо разработать концепцию оформления выставки, просчитать необходимые материалы, задуматься над монтажом работ.

Для успешного проведения выставки необходимо трезво оценивать возможности ребенка, а также сроки на подготовку выставки и соразмерить эти возможности с выставочным пространством.

  1. Отбор работ для выставки.

При планировании ретроспективной выставки ребенка, отбор работ начинается сразу после принятия решения о проведении выставки. Первоначальный отбор работ может осуществить сам воспитанник – отобрать самые любимые и интересные свои работы, после скорректировать или дополнить его выбор может педагог. Если количество работ недостаточно, то педагог совместно с ребенком составляет список работ, которые необходимо сделать за отведенный на подготовку к выставке период, при необходимости дает четкие рекомендации по размерам, технике и качеству выполняемых работ.

В случае запланированной тематической выставки также необходимо внимательно изучить все работы, сделанные ребенком в течение обучения и выбрать подходящие по теме или технике. Далее количество и качество работ, которые предстоит сделать, базируется на уже имеющихся работах.

В случае, когда работы делаются специально для выставки, следует очень внимательно просчитать время, необходимое для выполнения работ. Если техника, в которой планирует работать воспитанник, новая для него, стоит заложить больше времени на подготовку и внесение корректив. Для работ, посвященных одной теме, следует совместно с ребенком составить обширную подборку аналоговых материалов - в противном случае можно столкнуться с истощением фантазии или большим количеством похожих работ.

  1. Оформление творческих работ и выставочного пространства.

Перед началом оформления выставочного пространства необходимо оформить сами творческие работы. Правила оформления детских работ для выставки несложные -работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т. д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: фамилия и имя ребенка, его возраст, название работы, техника выполнения, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога. Если на выставке представлены работы одного ребенка, то имя и фамилию автора на этикетке можно не указывать, а дополнить бирку информацией о годе выполнения работы. Ориентируясь на возраст и возможности воспитанника, его и его родителей  стоит активно вовлекать в процесс оформления работ для выставки, а также к оформлению самого выставочного пространства.

Перед началом монтажа работ необходимо тщательно продумать композиционное построение выставки: определить композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения каждого экспоната выставки. В случае ретроспективной выставки работы целесообразно сгруппировать по периодам или годам обучения, при компоновке тематической выставки работы разных лет могут соседствовать. В любом случае, самые удачные работы воспитанника помещаются на центральном месте и держат всю композицию, остальные же работы поддерживают центр. Также для поддержки общего композиционного решения могут быть использованы дополнительные элементы оформления, а также фотографии воспитанника (при условии получения разрешения на их использование у родителей или других законных представителей).

В едином стилевом решении выставки должна быть и афиша. Она может быть разработана самим автором специально к персональной выставке, в оформлении афиши могут быть использованы изображение или фрагменты одной или нескольких его работ. Афиша выставки обязательно должна содержать название выставки, сроки и место ее проведения, дату торжественного открытия или презентации выставки. Также в афише может содержаться информация об идее выставки, о технике выполнения работ, о достижениях воспитанника за время обучения и др.

В дополнении в афише можно также напечатать приглашения для гостей, буклет или каталог выставки. Вся печатная продукция должна быть выполнена в едином стиле и подчеркивать стилевое и композиционное решение выставки.

  1. Торжественные мероприятия в рамках выставки.

В рамках выставки возможно проведение нескольких торжественных мероприятий- открытия, презентации, закрытия выставки. Опираясь на опыт проведения выставок, не имеет большого смысла проводить все три мероприятия в рамках одной выставки, вполне достаточно одного из них.

Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения. Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово автора выставки, его родителей и друзей,  педагогов,  администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки), экскурсию по выставке. В заключительной части торжества можно организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.), предложить гостям легкое угощение.  Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т. д.

Открытие и закрытие выставки имеет очень важное организационно- педагогическое значение, т. к. позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с ребенком. Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки, награждение автора (авторов) выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности в отделе, определение перспектив на будущее). На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для ребенка - участника выставки, можно провести награждение грамотами и призами, издать приказ с благодарностью от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, разместить информацию о выставке доступных СМИ и на сайте образовательного учреждения.