План конспект открытого урока в 2 классе живописного отделения Тема: Рисование чучела птицы.
Тема урока: «Тональная зарисовка чучела птицы».
Тип урока: Сообщение новых знаний.
Вид: Усвоение и первичное закрепление новых знаний.
Оборудование для учителя:
- Карточки с изображением разных видов птиц (на каждой парте по две карточки и ФА-3 в начале урока)
- Образец рисования ворона
- Образцы детских работ с прошлых лет (показ перед практической работой и повесить на доску)
- Изображения птиц
- Чучело птицы
- Мольберт
- Бумага ФА-3, чернографитные карандаш
- Ластик
Оборудование для обучающихся:
· Карандаш
· Ластик
· Бумага ФА-3 1 лист, ФА-4 -1 лист.
· Уголь
· Малярный скотч
Цель урока: знакомство с работой в новом материале, выработка умений анализировать натуру. Развитие руки и глаз обучающихся.
Задачи урока:
- Грамотно закомпоновать изображение в листе;
- Передать основные пропорции чучела птицы;
- Последовательно выполнить работу в тоне мягким материалом;
- Побудить интерес к изучению предмета;
- Воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная подготовка:
- Подготовить на урок карточки с изображением разных видов птиц.
- Подготовить наглядное пособие «Последовательность рисования утки» (линейный рисунок).
- Подготовить работы обучающихся с прошлых лет.
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Организационный момент 1 мин. | Приветствие |
2. Мотивационное начало урока 5 мин. | Постановка цели урока |
3. Объяснение темы урока 20 мин. | Использование опорного конспекта и презентации |
4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного 45 мин. | Работа на ФА- 3 выполнение заданий. Составление схем рисования птиц из геометрических фигур. Выполнение упражнений на закрепление техники работы мягким материалом. |
5. Практическая работа 15 мин. | Выполнение работы в тоне «Зарисовка птицы» на ФА-3. |
6. Подведение итогов 15 мин. |
|
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Мотивационное начало урока
Учитель: Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего урока: «Тональная зарисовка чучела птицы».
Цель нашего урока – выяснить, как работать в построении карандашом и умением анализировать конструктивное строение птиц.
- И для достижения цели нашего урока вам нужно взглянуть на доску.
- Ребята, знаете, сколько пользы приносят нам птицы? А что вы еще можете сказать, если посмотреть на «братьев наших меньших» глазами художника? (птицы – это часть природы, они украшают окружающий нас мир).
Беседа об анималистке.
- А знаете ли вы, что художника, который рисует животных, называют анималистом? Потому что «animal» - по-английски «животное». Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами. А жанр - анималистическим. Он является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов (краски они брали из земли, глины, трав). Они преклонялись перед животными, почитали их как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла. В Древнем Египте люди сооружали огромные скульптуры богов-животных. В Древней Греции изображениями животных украшали посуду, оружие, резные печати и музыкальные инструменты. Во все времена и эпохи человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, пышных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.
Анализ внешнего вида птиц
При помощи доски учитель из геометрических фигур изображает птицу.
- Форма крыльев, хвоста, туловища, головы, ног, клюва, шеи также окраска пернатых удивительно разнообразны. В очерке тела любой птицы лежат простейшее геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. В зависимости от положения туловище птицы изображают окружностью или овалом, голову окружностью, наложенной на абрис (силуэт) туловища или несколько смещенной вверх либо в сторону. К окружности головы пририсовывают ромбический клювик, к овалу туловища - уголками крылья и хвостик в форме трапеции; обозначают глаза, тонкие ножки с пальцами, перья линиями и штрихами, очерчивающими форму частей и намечающими пушистую фактуру поверхности тела.
- Посмотрите на эту птицу, из каких геометрических фигур она состоит? .
- Правильно, это явление называется анализом конструктивной формы.
Внешний вид птицы сильно зависит от ее среды обитания и образа жизни.
При огромном разнообразии голова, глаза и туловище у всех птиц примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона.
- клюв бывает длинный, короткий, широкий, узкий, прямой и кривой; (приведите примеры)
- шея встречается длинная, короткая, средняя, широкая, узкая;
- ноги - длинные, короткие и средние.
- крылья и хвост также бывают длинными или короткими;
Оперение и окраска птиц очень разнообразны; в качестве украшений некоторые птицы имеют гребни, хохолки, воротники и тому подобные дополнения. ( Свиристель, снегирь, синица и т. д.)
III. Объяснение нового материала
- Сегодня мы научимся рисовать ворона! (учитель вешает таблицу последовательности рисования утки на доску).
В качестве основы используем только базовые фигуры: круг, овал, прямые линии. Поэтому рисовать птицу очень просто.
- Мы рассмотрели последовательность рисования грача более схематично, теперь более художественный пример на основе вот такой птицы.
Загадка о вороне
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?..
(Ворона)
- Вы узнаете, как рисовать ворона мягким карандашом. Умная птица, хочу вам сказать. Далеко не с куриными мозгами, хоть и с перьями.
Чтобы обосновать сей довод, приведу несколько фактов в доказательство умища вороны:
Ворона может сосчитать, сколько человек пришло в дом.
Различает и ворон, и людей, и даже запоминает, кто есть кто.
Отличает ружье от палки.
Умеет развлекаться, создает сама себе игры.
Ворона можно обучить командам.
Может подражать человеческому голосу.
Птицы могут бросать камни в источник, чтобы поднять уровень воды.
В Японии догадливые вороны подкладывали под машины грецкие орехи, чтобы расколоть их. Причем, специально дожидались красного цвета.
Кстати, ученые даже намекают, что эти птички могут быть поумнее некоторых представителей человека разумного. И продолжают ставить эксперименты: загадывают птицам всевозможные логические загадки, а пернатые с ними успешно справляются.
Мешают ли нам вороны жить? Да, есть несколько проблем с ними.
Проблема один. Вороны разоряют по весне гнезда других птиц, другие птицы уже не в состоянии переклевать всех сельскохозяйственных усато-прыгучих вредителей, всходы на дачах и полях под угрозой. Это проблема фермеров и рьяных огородников.
Проблема два. В городе их популяция не регулируется естественным образом, так как они могут найти себе пропитания на всяких мусорках, рядом с бомжами им очень даже уютно. И весной возникает проблема номер один. Короче, это проблема экологов.
Проблема три. Защищая свое потомство, ворон способен заклевать и тварь покрупнее самого себя, даже человеку может не поздоровиться.
Итак, будем рисовать ворона: мозговитую птицу!
Как нарисовать ворона карандашом поэтапно
Шаг первый (Слайд 4).
В центре листа нарисуем небольшой овал — голову. Теперь от него вниз рисуем туловище. Всегда проще рисовать, если представить форму чего вы рисуете. Сейчас наше туловище чем-то похоже по форме на огурец. Вниз нужно продолжить длинный, угловатый хвост.
Шаг второй (Слайд 5)
Пририсуем к голове клюв. Длинный, ровный. Обозначим глаз. Покажем крыло, начинающееся от верхней части туловища. Оно сложено, а его край немного торчит поверх хвоста. Теперь лапки птицы.
Шаг третий (Слайд 6)
Оформим клюв: он немного приоткрыт, а верхняя часть чуть выпуклая. Над глазом проведем «бровь», получим угрюмый взгляд ворона. Обведем туловище и голову плавной линией, чтобы получить шею. На крыле покажем полукруг. Он нам понадобится в дальнейшем. Дорисовываем лапки, цепляющиеся за ветку.
Шаг четвертый (Слайд 7).
Продолжаем работать над лицом птички. Заштрихуем подбородок, нарисуем хохолок на затылке. На крыла и хвосте покажем длинные перья. Проработаем лапки.
Шаг пятый
Теперь аккуратно штрихуем ворона. Немного растушуем потом. Кажется, неплохо получилось. Вы сами убедились в том, что нарисовать птицу совсем несложно..
IV. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного
Учитель:
- А теперь оцените работы соседа , насколько правильно выполнено задание?
- Из каких геометрических фигур у вас состоит ворон и .т.д. ?
- Какие технику углем вы использовали?
V. Практическая работа
- Выполнить зарисовку утки углем, используя схемы последовательности ее рисования на ФА- 3
- грамотно закомпоновать изображение в листе
- Используя конструктивный анализ форм передать в работах основные пропорции птицы.
Творческий поиск.
Выставка работ учащихся
Критерии оценивания:
· Грамотная компоновка птицы на листе
· Верная передача основных пропорций птицы
· Аккуратность выполнения
- Кто готов нам показать свои работы, прошу вперед.
(Коллективный анализ), отмечается выразительность птицы, рассказывают, правильно ли передали пропорции.
- Легко вам было выполнять эти задания, и в чем была сложность?
- А теперь все остальные оцените свои работы. На сколько вы довольны своей работой и поставьте оценку.
VII. Итог урока
- С построением каких птиц вы сегодня ознакомились?
- Что понравилось вам больше всего на уроке?
- А для чего мы выполняли упражнения на геометрический анализ форм, и где их можно применить?
- Какие работы лучше выполнять в технике угля.
- Сегодня вы замечательно поработали. Спасибо вам. На этом наш урок закончен.