План-конспект урока по декоративной композиции "Мордовский костюм в декоративной композиции, мифологические божества мордвы".
Конспект урока по декоративной композиции в 4 классе живописного отделения "Мордовский костюм в декоративной композиции, мифологические божества мордвы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство культуры и туризма
Республики Мордовия
Управление культуры
Городского округа Саранск
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа №4»
План-конспект урока по декоративной композиции
в 4 классе живописного отделения
«Мордовский костюм в декоративной композиции, мифологические божества Мордвы».
Подготовила и провела
преподаватель живописного отделения
Синицина М.С.
Саранск 2016г
Мордовский костюм.
Цели и задачи:
1. Познакомить с основными видами декоративного украшения одежды
2. Познакомить детей с древними верованиями мордвы.
3. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа.
4. Развивать творческие способности.
5. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.
6. Приобщить к национальной культуре.
7. Пробудить интерес к культуре родного края.
8. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Изучение нового материала.
Тип урока: медиаурок.
Оборудование: компьютер, презентация, рисунки с изображением мордовского костюма.
Учитель.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о женском мордовском костюме. Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа.
Основной частью женской одежды как у эрзи, так и у мокши являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. Женские головные уборы мордвы разнообразны: головные полотенца, платки, повязываемые "помокшански" (два платка, где узел первого выпущен из-под второго). Мокшанские головные уборы состояли из двух-трех частей, а прическа замужней женщины напоминала рога. Уборы эрзи имели твердую основу в форме цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже - лопатообразную (панго, сорока, сорка). Остов состоял из луба или бересты, сзади на спину спускалась лопасть. Богатый и разнообразный набор нагрудных украшений не имел особого функционального значения, как например, башкирский сэлтэр. Женщины эрзянки носили набедренное украшение - пулай, в виде прямоугольного куска ткани, украшенного вышивкой, позументом, шерстяными кистями, узорными металлическими бляхами. У мокши поясные украшения располагались по бокам и сделаны были из раковин, пуговиц, подвесок. Поясными украшениями служили также специальные полотенца (кес-коруцят), число которых в одном наборе доходило до шести. Обувью служили лапти каръхть, картъ - мордовского типа с косым плетением, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Признаком женской красоты считались ноги, ровно и толсто обернутые онучами. Эрзянки обертывали ноги белыми, мокшанки - белыми и черными онучами.
Также мордва, как и многие другие народности, верили в мифологических духов.
Небесные божества: Верховный бог (мокш. – Шкай, эрз. – Нишке), мать богов Анге Патяй (мокш., эрз.), Микула (мокш.; у эрз. – Микула-паз) – язычески преобразованый христианский святой Николай Чудотворец, наиболее почитаемый мордвой; божество солнца Чи-ава, божество луны Ков-ава, грома Пургине паз и др. земные и подземные божества: богиня земли Мастор-ава, бог земли Масторонь кирди, покровительница села Вель-ава (мокш., эрз.), богиня поля (мокш. – Пакс-ава, эрз. – Пакся Сярко), богиня леса Вирь-ава (мокш., эрз.); покровительница дома, семьи (мокш., эрз. – Куд-ава), божество хлева и скотного двора (мокш., эрз. – Кардаз-ава) богиня воды Ведь-ава и др.
4. Практическая работа
Я предлагаю вам изобразить понравившееся вам мордовское божество в национальном костюме. Итак, сначала мы с вами поработаем над эскизом, а затем, как подберем подходящий сюжет перенесем его на формат бумаги А3.
5. Итог урока. Утвержденный проработанный эскиз, перевод рисунка на чистовой вариант.
6. Работа в цвете.