Методическая разработка "Упражнение для развития фантазии и образного мышления посредством цвета" Автор: педагог ДО высшей категории Цветкова В.В.
Методическая разработка "Упражнение для развития фантазии и образного мышления посредством цвета" может быть использована как на занятиях по изобразительному искусству в дополнительном образовании, так и на уроках в средней школе. С помощью данного упражнениея вы сможете пробудить интерес у детей к работе с цветом и закрепить уже существующие знания в области основ цветоведения. Также данное упражнение послужит для развития творческой фантазии в области применения цвета при сюжетном рисовании, поможнт использовать цвет для формирования образа в сюжетном рисовании. Даннные упражнения наиболее эффективны на занятиях с детьми начиная с 9-10 летнего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к проведению творческого упражнения
по основам цветоведения.
Направление: изобразительное искусство.
Возраст детей: 8-10 лет
Материалы: белая бумага, гуашь, беличьи кисти.
Условия и время проведения упражнения:
Данное упражнение является практической деятельностью детей на занятиях по основам цветоведения и проводятся на разных этапах занятий по основам живописи, композиции.
По времени упражнению может быть отведено от 15 до 45 минут (в зависимости от сложности задания).
Актуальность: Данная тема была выбрана в связи с редким применением цвета в детских рисунках, как средство выразительности и образности при решении творческих задач в сюжетном рисовании. Цвет в детских рисунках применяется часто в отрыве от содержания сюжета, не используются цветовые ассоциации для образного решения. Зачастую в детских рисунках применены дисгармоничные цветовые сочетания, разрушающие форму предметов, общую композицию рисунка и смысловое содержание. Данная методическая разработка призвана помочь освоить основы цветовой культуры и послужить развитию творческой личности.
Цель упражнения: стимулирование развития воображения и фантазии
у обучающихся, используя возможности цвета, через решение творческой задачи.
Задачи обучающие:
- закрепление теоретических знаний по основам цветоведения (знания о гармоничных сочетаниях цветов, о теплохолодности цветов, о контрастных цветовых сочетаниях).
- практическое применение начальных сведений о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка через сочетания цветов
- практическое использование цвета при передаче идеи содержания рисунка
Задачи развивающие: -
- развитие воображения и образного мышления через применение цвета
- развитие творческих способностей
- развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний
- развитие интереса к наблюдению самой жизни
- развитие речи
- развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления;
- развитие умения анализировать, синтезировать, комбинировать.
Задачи воспитательные:
- формирование у детей интереса к работе с цветом на занятиях изобразительного искусства
- воспитание цветового вкуса
- воспитание самостоятельности в цветовом решении творческих работ, уверенности в своих силах, ощущения, что не бывает не решаемых задач;
Творческое пражнения по цветоведению.
«Интересная история в цвете»
(Направлено на развитие творческих способностей)
Краткое описание задания:
Ставится студийная постановка на столе, накрытом холстом или любой тканью нейтрального цвета (серый, бежевый), без рисунка.
Для постановки используются бытовые предметы простой формы, разной величины, белого цвета, без надписей и цветных деталей.
Предметы могут повторять форму, но при этом быть разными по размерам.
Выставляются предметы, на усмотрение педагога, в хаотичном порядке, системно, или с содержательной задумкой.
Воспитанникам предлагается:
Нарисовать композицию в цвете из постановочных предметов.
Техника составления композиции:
1. - Придумать короткую историю (3-5 предложений), используя предметы постановки.
2. - Составить композицию из постановочных предметов, согласно придуманной истории.
Для выражения содержания истории, предметы можно двигать переставлять, переворачивать в пространстве, повторять, увеличивать и уменьшать в размерах. Форму предметов не менять.
3. - Продумать цветовое решение композиции, соответственно содержанию истории. - Цветовое решение композиции связать с эмоциями, настроениями, ассоциациями согласно придуманной истории. Примеры: деловой, радостный, мрачный, праздничный, скучный и т.п.
4. - Придумать название композиции.
В завершение упражнения проводится обсуждение, на котором автор поясняет свое цветовое решение.
Примеры выполнения задания.
Результаты, полученные при проведении занятия по данной методической разработке на базе школы №117 с детьми 8, 9,10 лет.
Наша семья на море. Колодец в пустыне. На даче.
Осенние капли дождя. Солдаты-разведчики. Метель в городе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Ожидаемые результаты использования данной методической разработки.
Закрепление теоретических знаний по основам цветоведения.
Акцентирование внимания детей на возможностях цвета в изобразительной деятельности.
Уход от цветовых стереотипов детского рисунка.
Заинтересованность детей в широком использовании цвета при сюжетном рисовании, при решении творческих заданий в проектной деятельности ИЗО и ДПИ.
Педагог дополнительного образования
высшей категории
Цветкова Вера Викторовна.
16.02.2016 г.
Методическая разработка была представлена на методической выставке «Как выбрать и освоить свою технику – серия творческих упражнений», организованная городским методическим отделом. Выставка проходила в ДДТ «Преображенский» 16.02.2016 г.