Методическая разработка "Упражнение для развития фантазии и образного мышления посредством цвета" Автор: педагог ДО высшей категории Цветкова В.В.

Цветкова Вера Викторовна

    Методическая разработка "Упражнение для развития фантазии и образного мышления посредством цвета" может быть использована как на занятиях по изобразительному искусству в дополнительном образовании, так и на уроках в средней школе. С помощью данного упражнениея вы сможете пробудить интерес у  детей к работе с цветом и закрепить уже существующие знания в области основ цветоведения. Также данное упражнение послужит для развития творческой фантазии в области применения цвета при сюжетном рисовании,  поможнт использовать  цвет для формирования образа в сюжетном рисовании. Даннные упражнения наиболее эффективны  на занятиях с  детьми начиная с  9-10 летнего возраста.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к проведению  творческого упражнения

по основам  цветоведения.

Направление: изобразительное искусство.

Возраст детей: 8-10 лет

Материалы: белая бумага, гуашь, беличьи кисти.

Условия и время проведения упражнения:

       Данное упражнение является практической деятельностью детей на занятиях по основам цветоведения и проводятся на разных  этапах  занятий по основам живописи, композиции.

По времени упражнению может быть отведено от 15 до 45 минут (в зависимости от сложности задания).

      Актуальность: Данная тема была выбрана в связи  с редким применением цвета  в детских рисунках, как средство выразительности и образности при решении творческих задач в сюжетном рисовании. Цвет в детских рисунках применяется часто в отрыве от содержания сюжета, не используются цветовые ассоциации для образного решения. Зачастую в детских рисунках применены дисгармоничные цветовые сочетания, разрушающие форму предметов, общую композицию рисунка и смысловое содержание. Данная методическая разработка призвана помочь освоить  основы цветовой культуры и послужить развитию творческой личности.

Цель упражнения:  стимулирование развития воображения и фантазии

 у обучающихся,  используя  возможности  цвета,  через  решение  творческой задачи.

Задачи обучающие:

-  закрепление теоретических знаний  по основам цветоведения (знания о гармоничных сочетаниях цветов,  о теплохолодности цветов, о контрастных цветовых  сочетаниях).

-  практическое применение начальных сведений о средствах выразительности   и эмоционального воздействия рисунка через сочетания цветов

-  практическое использование цвета при  передаче идеи содержания рисунка

Задачи развивающие: -  

-  развитие воображения и образного мышления через применение цвета

-  развитие творческих способностей

-  развитие навыков творческой переработки впечатлений, переживаний

- развитие интереса к наблюдению самой жизни

-  развитие речи

        -  развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления;

        -  развитие умения анализировать, синтезировать, комбинировать.

Задачи воспитательные:

-  формирование у детей интереса к работе с цветом на занятиях изобразительного искусства

-  воспитание цветового вкуса

-  воспитание самостоятельности в цветовом решении творческих работ,  уверенности в своих силах, ощущения, что не бывает не решаемых задач;

Творческое пражнения по цветоведению.

 «Интересная история в цвете»

(Направлено на развитие творческих способностей)

Краткое описание задания:

       Ставится   студийная  постановка  на  столе,  накрытом  холстом или  любой  тканью  нейтрального  цвета (серый, бежевый),   без рисунка.  

       Для  постановки  используются   бытовые  предметы  простой формы,  разной  величины,  белого цвета, без надписей и цветных деталей.
       Предметы  могут повторять  форму, но  при этом быть разными по размерам.

       Выставляются предметы, на усмотрение педагога, в хаотичном порядке, системно, или с содержательной задумкой.
    

Воспитанникам предлагается:  

Нарисовать композицию  в цвете из постановочных предметов.

     

 Техника составления  композиции:

1.  -    Придумать короткую историю (3-5 предложений), используя  предметы  постановки.

2.  -    Составить композицию из постановочных предметов, согласно придуманной истории.    

Для выражения содержания истории,  предметы можно двигать переставлять, переворачивать в пространстве, повторять, увеличивать и уменьшать в размерах. Форму предметов не менять.

3.  -   Продумать цветовое решение композиции, соответственно содержанию истории. -   Цветовое  решение композиции связать с эмоциями, настроениями, ассоциациями   согласно придуманной истории. Примеры: деловой, радостный, мрачный, праздничный, скучный и т.п.

4. -    Придумать название композиции.

          В завершение упражнения проводится обсуждение, на котором  автор  поясняет свое цветовое решение.

Примеры выполнения задания.

Результаты, полученные при проведении занятия по данной методической разработке на базе школы №117 с детьми 8, 9,10 лет.

                   

Наша семья на море.                   Колодец в пустыне.                   На даче.

                    

Осенние капли дождя.           Солдаты-разведчики.                  Метель в городе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ожидаемые результаты использования данной методической разработки.

Закрепление теоретических знаний по основам цветоведения.

Акцентирование внимания детей на возможностях цвета в изобразительной деятельности.

Уход от цветовых стереотипов детского рисунка.

Заинтересованность детей в широком использовании цвета при сюжетном рисовании, при  решении творческих заданий в проектной деятельности ИЗО и ДПИ.

Педагог дополнительного образования

высшей категории

Цветкова Вера Викторовна.

 

16.02.2016 г.

Методическая разработка была представлена на методической выставке «Как выбрать и освоить свою технику – серия творческих упражнений», организованная городским методическим отделом. Выставка проходила в ДДТ «Преображенский» 16.02.2016 г.