Рабочая программа по ИЗО для 5 класса по программе Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской по ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса по программе Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_5kl.izo_2015-2016_yakimova.docx | 50.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 классов соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Нормативно – правовая база:
ФЗ-273 «Об образовании в РФ»
ФГОС ООО
Положение о рабочей программе школы.
Положение о внутришкольной системе оценки качества образования.
Образовательная программа основного общего образования школы.
Интегрированная программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5 классах:
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
- Духовное возвышение ребенка.
- Действие, радость, увлечение школьника работой.
- Живое общение с искусством.
- Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
- Опора на региональный компонент в обучении.
- Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
- Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
- Раскрытие разных сторон жизни искусства.
- Активное творчество самих детей.
Общая характеристика учебного предмета
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Новизна разработанных требований в соответствии с ФГОС предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение обучающимися предметных умений, но и развитие у них общих учебных умений и обобщённых способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности.
Формы организации урочной и внеурочной работы:
- Уроки освоения систематических знаний:урок открытия нового знания,урок – наблюдение, урок – эксперимент, урок исследования объекта,урок работы с первоисточниками.
- Уроки самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний: урок – моделирования, поисково – исследовательский урок, урок – обобщение, метапредметный урок, межпредметный урок.
- Проблемные уроки: поисковый урок, урок постановки проблем и их решения.
- Уроки обучения в сотрудничестве:выполнение совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат.
- Уроки освоения рефлексивных умений: урок – творческий отчет, урок контроля и оценки.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видаххудожественной деятельности:
- Работа на плоскости.
- Декоративно-прикладные виды деятельности.
- Работа в объёме.
- Художественно-творческое восприятие произведений искусства.
Взаимосвязь урока «Изобразительное искусство» осуществляется с внеурочной деятельностью и изостудией, где учащиеся закрепляют и пробуют полученные знания в практической деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
ИКТ-технологии будут использоваться на всех этапах, как при подготовке урока, так и в его процессе: при объяснении, закреплении, повторении, систематизации. Преимуществами использования ИКТ является: индивидуализация обучения.
Особое внимание при реализации данной рабочей программы будет уделено формированию проектного мышления как ключевой компетентности. Ввиду этого в календарно-тематическом планировании отражена организация проектной деятельности на уроке.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) через использование (применение) следующих педагогических технологий, в т.ч. инновационных:
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технологии уровневой дифференциации
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
- Групповые технологии
- Компьютерные технологии обучения
Природосообразные технологии:
- Технология саморазвития (М. Монтессори)
Технологии развивающего обучения:
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
- Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
- Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что отражено в календарно-тематическом планировании.
- Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Место курса изобразительного искусства в учебном плане
В соответствии с учебным планом для основного общего образования данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебные недели) для каждого класса.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
- развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
- развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
Метапредметнымирезультатами является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
1. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
4. формирование духовных и эстетических потребностей;
5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
8. обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ.
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- формирование представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
- развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
- способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
- развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях поли художественного воспитания;
- проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
- развитие фантазии и воображения детей;
- использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
- овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
- использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
- нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Содержание учебного предмета
5 класс
Тема 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 ч.
Природа и человек. Природа и художник. Человек — природа — культура. Пространство и время.
Деятельность учащихся:
Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).
Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.
Тема2.Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве-7ч
Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Штрих в изобразительном искусстве. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Перспектива в открытом пространстве.
Деятельность учащихся:
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.
Создавать эскизы (образ здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.
Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве).
Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
Тема 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции- 5 ч.
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.
Деятельность учащихся:
Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём.
Знакомиться с греческими канонами изображения человека.
Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.
Тема 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре- 8 ч
Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Былинный образ Русской земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм; головной убор. Народный костюм; одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.
Деятельность учащихся:
Уметьпередавать в композиции характерные черты героев русских былин.
Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.
Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.
Уметьпредставлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма.
Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.).
Тема 5. Народное декоративно-прикладное искусство- 10 ч.
Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение — вид народного ремесла. Прялка. Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу-«закрутку». Ткачество как вид народного искусства. Вышивка. Лоскутное шитьё.
Деятельность учащихся:
Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона.
Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.
Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода.
Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.
Уметьнаблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.
Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.
Самостоятельносоставлять рисунок для вышивки крестом.
Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.
Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности учащихся
5 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Колич. часов по программе | Количество часов | Основныевиды учебной деятельности учащихся | ||
На теорию | На практичес-кие работы | |||||
Тема I | Человек, природа, культура как единое целое | 4 | 1 | 3 | Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами. | |
Тема 2 | Художествен-ные средства в архитектуре и изобразитель-ном искусстве | 7 | 2 | 5 | Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве).Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции. | |
Тема 3 | Путешествие в мир искусства Древней Греции | 5 | 1 | 4 | Познакомиться с греческими канонами изображения человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства. | |
Тема 4 | Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | 8 | 2 | 6 | Уметьпередавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.) | |
Тема 5 | Народное декоративно-прикладное искусство | 10 | 2 | 8 | Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона. Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани. Уметьнаблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве. Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом. | |
Итого: | 34 | 8 | 26 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Человек, природа, культура как единое целое
Учащийся научится:
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Учащийся получит возможность научиться:
Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.
Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве
Учащийся научится:
Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение.Передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке.
Учащийся получит возможность научиться:
Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.
Путешествие в мир искусства Древней Греции
Учащийся научится:
Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.
Учащийся получит возможность научиться:
Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
Учащийся научится:
Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.
Народное декоративно-прикладное искусство
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
- Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2012.-208с.:ил.
Для учителя:
- Интегрированная программа: Изобразительное искусство 5-8 (9)классы / [Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е. С.Медкова]. – М.: «Вентана-Граф», 2013. – 200с.
Материально-техническое обеспечение
- Доска
- Проектор
- Компьютер
- Диски с репродукциями картин
- Диски с видеофильмами
- Комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству
- Альбомы по искусству
- Художественные материалы и инструменты
- Натурный и натюрмортный фонд изобразительного искусства (муляжи, макеты, гербарии, изделия декоративно-прикладного искусства, предметы быта, гипсовые геометрические тела)
- Комплект словарей и энциклопедий по искусству
- Наглядные пособия
- Репродукции картин