Календарно-тематическое планирование по ИЗО для 6-7 классов по программе Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 6-7 классов по программе Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaltemplan2015-20166-7.docx | 85.73 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№ | Тема урока | Художественно-педагогическая идея урока, раздела. | Деятельность учащихся | Сроки провед. |
1 | Введение. История развития представлений человека о мироздании | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Развитие представлений учащихся об эволюции взаимоотношений человека и природы, изменении взглядов людей на мир в разные исторические эпохи (Древний мир, Средние века, Новый мир и современность) и отражении их мировоззрения в архитектуре. Тематическая композиция. Создание тематических композиций по материалам изученной темы, например: «В пещере», «Древнегреческий герой в лабиринте», «Данила в горах Уральских», «Кладовые Хозяйки Медной горы», «Идеальные сады и величественный град». Создание объёмно-пространственной композиции по подсказке: создание макета с использованием развёртки пирамиды, геометрического или растительного орнамента по мотивам росписи произведений народных промыслов | Работа на плоскости Использовать в макетировании чертёжные инструменты (линейку, карандаш, треугольник, рейсфедер) для выстраивания правильной геометрической формы | 1-ая неделя Сентября |
Глава 1. Мифология в народном творчестве | ||||
2 | Мифы творения мира Создание образа Мирового древа | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Развитие мировоззрения учащихся через формирование представлений о мифологии, в которой главными являются мифы о сотворении мира. Мифы о происхождении Вселенной у разных народов: общее и различие. Организация исследовательских работ по изучению мифов народов мира. Мировое древо. Проведение исследовательских работ по изучению истории своей семьи и графическое изображение своего древа жизни (своей семьи) | Работа на плоскости Участвовать в обсуждении тем в классе (дискуссии, беседы) | 2-ая неделя Сентября |
3 | Мифология и символика русской избы | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Мифология и символика русской избы. Разнообразие видов крестьянских домов (полуземлянка, изба, дворовые постройки). Конструкция крестьянской избы, её характерные черты, назначение каждого элемента архитектуры. Различия внешнего вида избы и её украшений в зависимости от региона проживания, климата, традиций. Макет русской избы. Работа по подсказке — выполнение макета фасада избы в технике бумажного рельефа. Работа в малых группах. Создание серии цифровых фотографий с объектов архитектуры региона проживания учащихся, в которых сохранились элементы украшения традиционного крестьянского жилья (интерьер и экстерьер) для коллективного альбома | Декоративно-прикладная деятельность | 3-я неделя Сентября |
4 | Фантастические звери в русском народном творчестве | Развитие фантазии и воображения. Семаргл — крылатый пёс; Алконост — райская дева-птица; Сирин — дева-птица, посланница властелина подземного мира; жар-птица — олицетворение огня, света, солнца; грифон — мифическое существо, полуорёл-полулев, Стратим — птица-великан, ящер-крокодил, Кот Баюн и др.). Графическое изображение фантастического зверя. Слепить фигурку фантастического животного по описанию в сказке или былине (создание из готовых фигур животных коллективной композиции в природной среде). Работа по подсказке в учебнике (центром композиции должен стать образ фантастического зверя, женской фигуры Богини-матери или Мировая гора) | Работа на плоскости или в объёме (по выбору) Работать по подсказке в учебнике | 4-ая неделя Сентября |
5 | Символы в орнаменте | Развитие фантазии и воображения. Геральдическая композиция Геральдические композиции. Использование в работе разных принципов построения композиции — регулярного или свободно асимметрического, ленточного или с центральной симметрией. Подобрать соответствующую цветовую гамму. Выделение главных и второстепенных элементов | Усвоить информацию об орнаменте как виде изобразительного декоративно-прикладного искусства, основу которого составляют символы и знаки. Подбирать соответствующую цветовую гамму. Выделять главные и второстепенные элементы композиции | 1-ая неделя Октября |
6 | Пермская деревянная скульптура | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Фронтальная композиция, симметрия и статика этого вида искусства. Наброски с натуры. Выполнение набросков с натуры фигуры человека в статичной позе как эскиза будущей скульптуры. Лепка из глины или пластилина | Работа в объёме Создавать коллективную тематическую многофигурную композицию в скульптурном материале (глина, пластилин) | 2-ая неделя Октября |
Глава 2. Мир архитектуры | ||||
7 | Храмовая архитектура | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Исследования учёного К.Г. Юнга о параллели символики здания (роль этажей), с сознанием и чувствами человека (верхний этаж — сознание и разум, духовная жизнь; первый этаж — здравый смысл и бессознательный разум; подвал — коллективный бессознательный разум и интуиция). Объёмно-пространственная композиция. Коллективная работа в смешанной технике с применением развёрток геометрических фигур. Использование чертёжных инструментов и приспособлений при вычерчивании развёрток | Художественное конструирование. Работа в объёме Уметь работать над коллективной композицией. Использовать чертёжные инструменты и приспособления при вычерчивании развёрток | 3-я неделя Октября |
8 | Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Характер формы дворцовой архитектуры тесно связан с культурой общества, национальными, историческими, географическими и ланд-шафтными особенностями местности, в том числе наличием строительного материала (дерево, камень). Значение дворцовой архитектуры: оборонительная и административная функции. Украшение дворцовых построек: башни, скаты крыши, ограда, форма и декор окон, ворот, дверей. Эскиз дворцового строения. Создание эскиза дворцовой архитектуры для своего города (села, посёлка, деревни). Передача в эскизе характерного стиля, пропорций, ритма форм и украшений. Работа на плоскости графическими материалами на цветном фоне (тушь, перо). Возможна групповая работа над ансамблем одного исторического периода | Наблюдать и изучать окружающий мир, природные явления. Создавать графические композиции на передачу особенностей изображаемого пейзажа с учётом региона, климата | 4-ая неделя Октября |
9 | Дворянские усадьбы России | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Характер архитектурных построек, относящихся к усадьбе: небольшая церковь, флигеля и хозяйственные постройки, архитектурный комплекс жилых помещений как единое целое; парадный двор, беседки, павильоны и др. Герб или вензель хозяина усадьбы на барском доме. Объёмно-пространственная композиция в смешанной технике. Работа в малых группах, использование в работе готовых форм (коробки, пластмассовые бутылки), цветной бумаги, картона, поделочного материала, красок. | Работа в объёме: работа с готовыми формами и лепка Использовать элементарные правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой | 1-ая неделя Ноября |
10 | Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства | Развитие фантазии и воображения. Освоение понятий «художник-монументалист», «монументальная живопись», «фреска», «витраж», «мозаика». Формирование представления о тесном взаимодействии художника-архитектора и художника-монументалиста; о роли и значении монументальной живописи в интерьере и экстерьере архитектурного сооружения. Фризовая композиция. | Работа на плоскости Выполнять эскиз витража с применением цветных прозрачных фильтров | 2-ая неделя Ноября |
11 | Садово-парковая архитектура | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Своеобразие и общие черты в ландшафтно-парковой архитектуре разных стран (Древнего Востока, Греции, Рима, Японии, России). Цветная графика. Графическая композиция. | Работа на плоскости Проводить экскурсии по выставке фотографий, созданных учащимися | 3-я неделя Ноября |
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы | ||||
12 | Дворянский быт, интерьер дворянского дома | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Характерные особенности дворянского быта, архитектурных построек, внутренних жилых помещений. Оформление интерьера в зависимости от назначения. Элементы предметно-пространственного окружения дворян. | Работа на плоскости Уметь выбирать точку зрения в поиске композиции будущей фотографии | 4-ая неделя Ноября |
13 | Литературная гостиная и литературный салон | Развитие фантазии и воображения. История появления первых салонов и их популярность во Франции и России в XVII –XVIII веках (организация и проведение поэтических вечеров, интересных встреч, музыкальных концертов, конкурсов и т. д.). Создание эскиза интерьера для организации литературной гостиной в школе (классе, зале, рекреации). В разработке эскиза учитывать тематику литературного вечера (по выбору учащихся или по рекомендации учителя). Вечер может быть посвящён тому литературному произведению, которое изучается в данный момент на уроках литературы. Связь оформления с историческим периодом. Техника по выбору (эскиз — акварель, гуашь, макет с использованием небольшой коробки, аппликация) | Работа на плоскости или в пространстве Работать над эскизом в составе небольшой группы | 1-ая неделя Декабря |
14 | Музыка в пространстве интерьера | Развитие фантазии и воображения. Развитие понятия о взаимозависимости музыкального произведения и архитектурного пространства, в котором оно исполняется (каждому музыкальному произведению соответствует определённое пространство: камерное, большое, высокое, широкое, сферическое). Натюрморт с музыкальными инструментами. Работа акварельными красками | Работа с реальными объектами и изображение на плоскости Работать акварельными красками | 2-ая неделя Декабря |
Глава 4. Портрет в искусстве | ||||
15 | Костюм как произведение искусства | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. История развития костюма и его роль в жизни общества. Сравнение костюма и архитектуры (общее и различия). Исторический костюм. Готовый костюм дополнить причёской, обувью, головным убором, аксессуаром. Работа может выполняться в технике графики или аппликации | Декоративно-прикладная деятельность Работать в технике графики и аппликации из чёрной бумаги | 3-я неделя Декабря |
16 | Исторический портрет, парадный портрет | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений учащихся о различных видах портретного жанра Создание портрета. Использование в работе готовых фотопортретов. Каждый персонаж должен быть одет в костюм соответствующей эпохи. Соблюдение пропорций фигуры и вырезанного из фотографии лица. Использовать греческий канон изображения человека на портрете | Декоративно-прикладная деятельность Создавать многофигурную композицию в костюмах определённой исторической эпохи. Использовать в работе готовые фотопортреты. Каждого персонажа одеть в костюм соответствующей эпохи. Соблюдать пропорции фигуры и вырезанного из фотографии лица. Использовать греческий канон изображения человека на портрете | 4-ая неделя Декабря |
17 | Графический портрет | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о гравюре как виде графического искусства. Специфика данного вида художественного творчества, история его появления. Отображение в данном виде изобразительного искусства портретного жанра (исторический и парадный портрет). Гравюры Петровской эпохи. Знакомство с пропорциями человеческого лица и канонами его изображения. Создание графического портрета. Использование знаний о линейной перспективе, плановости, соразмерности частей объектов изображения, композиционном центре во время размещения портрета в интерьере | Работа на плоскости Знакомиться с методикой работы в технике граффити | 2-ая неделя Января |
Глава 5. Натюрморт | ||||
18 | Декоративный натюрморт | Развитие фантазии и воображения. Реалистическая манера исполнения натюрморта и отход от реалистической манеры.. Создание натюрморта, цвет и форма которого несут в себе определённый образ или настроение. Возможна работа в группах по два человека. | Работа на плоскости | 3-я неделя Января |
19 | Построение геометрических тел | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о натюрморте как самостоятельном жанре изобразительного искусства. Красота окружающего человека предметного мира, в котором отражается культура народа в разные периоды истории человечества. Натюрморт как один из самых древних жанров изобразительного искусства. Развитие представлений о характере изображения геометрических тел в композиции: смысловая связь предметов в композиции, грамотное построение предметов в натюрморте, графические техники изображения предметов, иллюзия передачи объёма изображаемых предметов. Построение геометрических тел. | Работа на плоскости Передавать иллюзию объёма и смысловую взаимосвязь между предметами | 4-ая неделя Января |
20 | Ахроматический натюрморт | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений о хроматической и ахроматической гамме, о технике исполнения живописного произведения с использованием разнообразных оттенков одного цвета. Формирование понятий о разнообразии цветового и тонального решения живописных и графических композиций; освоение понятий: тон и светлота, гризайль. Создание натюрморта в ахроматических тонах. Работа по подсказке: выбор формата, организация предметной плоскости, создание предварительного рисунка, построение геометрических тел, тональное решение предметов в зависимости от удаления и расположения от источника света | Работа графическими материалами на плоскости Строить геометрические тела. Передавать тональное решение предметов в зависимости от удаления и расположения от источника света | 1-ая неделя Февраля |
21 | Символика в живописи | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Символы в окружающей жизни современного человека. Создание натюрморта, воспевающего плодородие и щедрость земли. Использование знаний о символике в живописи. | Работа в графике на плоскости Получить представление о символике, применяемой в европейской реалистической живописи. | 2-ая неделя Февраля |
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России | ||||
22 | Тульский самовар | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Воспитание уважения к традициям народа, интереса к объектам традиционного быта крестьян, их происхождению, значению каждого предмета в крестьянском быту. Самовар — «водогрейный для чая сосуд большей частью медный с трубою и жаровней внутри»Рисование с натуры. «Натюрморт с самоваром». Работа в технике цветной пастели или гуаши | Работа на плоскости Грамотно выбирать нужный формат и точку зрения на натюрморт | 3-я неделя Февраля |
23 | Художественная обработка металла | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Произведения мастеров по обработке металла: декоративные решётки, предметы быта (узорчатые стулья, беседки, столы), скульптуры, ограды, фигуры животных, сюжетные композиции. Эскиз декоративной решётки. Работа на большом листе тонированной бумаги — создание сюжетной композиции на тему «Прогулка в летнем саду». Техника — полуобъёмная бумажная пластика. Работа может быть выполнена коллективно | Декоративно-прикладная деятельность Соблюдать условность в передаче изображения: силуэт, ритм, символ | 4-ая неделя Февраля |
24 | Павловопосадские платки | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений учащихся о традиционных предметах и вещах русского человека — узорных платках, шалях. Формирование представления о том, что платок — это обязательная часть гардероба православной женщины. История происхождения павловопосадских набивных платков, их промышленного производства. Эскиз платка. Возможна работа в паре: каждый ученик работает над своей половиной платка | Декоративно-прикладная деятельность Понимать и уметь представлять характерные особенности набивного промысла павловопосадских платков | 1-ая неделя Марта |
Глава 7. Книга как произведение искусства | ||||
25 | Искусство оформления книги | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Книга как свёрнутое мироздание. Формирование представлений учащихся об искусстве создания книги. Элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации. Книга-летопись. 2. Оформление эпического произведения ХII века «Слово о полку Игореве» | Работа с макетом | 2-ая неделя Марта |
26 | Художественный шрифт | Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о том, что шрифт — это один из важнейших элементов оформления книги, плаката, журнала. Разнообразие видов шрифтов. Отражение в начертании шрифта культурно-исторической эпохи, эстетических и художественных предпочтений автора. Шрифт как визитная карточка эпохи. Шрифт и текст. Написать текст поговорки или загадки шрифтом, наиболее полно отвечающим смыслу поговорки (загадки). Придумать шрифт, которым мог бы пользоваться любой литературный герой (Снегурочка, сверчок, мышка, Русалочка и др.). Используя возможности Интернета, собрать коллективную коллекцию шрифтов | Усвоить информацию о том, что шрифт — это важнейший из элементов оформления книги, плаката, журнала. Работать в поисковых системах сети Интернет | 3-я неделя Марта |
27 | Шрифтовая композиция | Развитие фантазии и воображения. Развитие представления учащихся о шрифте как выразительном средстве графической композиции. Шрифт как знак и как текст, содержащий определённую информацию, и одновременно украшение. Единство шрифтовой композиции и изображения в плакате. Создание шрифтовой композиции. Приглашение на свой день рождения (другое приглашение — по выбору) или плакат (тема по выбору). Соединение шрифта и изображения. Шрифт можно подобрать с помощью Интернета. Работа в техниках аппликации и графики. Графический материал по выбору. Можно использовать готовые изображения букв из иллюстрированных журналов | Получить представление о шрифте как выразительном средстве графической композиции, как знаке и как тексте. Грамотно соединять в плакате шрифт и изображение | 1-ая неделя Апреля |
Глава 8. Малые формы в графике | ||||
28 | Экслибрис | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления учащихся о книжном знаке — экслибрисе. Назначение экслибриса, история его появления. Известные художники-графики, специализирующиеся в этом жанре (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С.В. Чехонин и др.). Сюжет и элементы изображения; передача в экслибрисе характера занятий человека, для которого он предназначается. Композиция экслибриса. Знакомство с творчеством известных художников-графиков, работающих в технике линогравюры, с помощью поисковых систем Интернета. Подготовка небольших иллюстрированных сообщений (презентаций) в классе | Работа на плоскости (линогравюра) Самостоятельно готовить небольшие сообщения (презентации) в классе | 2-ая неделя Апреля |
29 | Эмблема | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Освоение нового художественного термина «эмблема». Развитие представления учащихся о том, что эмблема существует для передачи определённой информации. Условный характер изображения: эмблема — особый визуальный (зрительный) знак (указывает на вид деятельности, например: на предметный кабинет в школе, какой-либо объект). Для знакового изображения существуют определённые требования, которые художник-дизайнер должен учитывать. Знаки визуальной коммуникации. Создание серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал). | Декоративно-прикладная деятельность Работать в технике цветной аппликации | 3-я неделя Апреля |
30 | Марка как произведение искусства | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений об истории и особенностях создания марки и её изменениях в течение исторического времени. Характер использования цвета в почтовых марках. Композиционное решение марки. Создание серии марок, посвящённых культурному наследию вашего региона, например исторической архитектуре. Разработка серии марок: решение формата марки для каждого из архитектурных памятников; композиционное решение марки с учётом связи изобразительной и текстовой частей как единое целое. Передача в марке необходимых сведений: цены, года выпуска, страны, выпускающей марки, названия архитектурного памятника | Работа на плоскости Работать на цветном фоне | 4-ая неделя Апреля |
Глава 9. Великие имена в искусстве | ||||
31-32 | Художник-живописец | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Знакомство с художниками-живописцами: Д.Г. Левицким, Дж. Моранди, В.И. Серовым, Я. Вермеером Делфтским. Живопись. Выбрать понравившееся произведение, приведённое в учебнике в разделе «Картинная галерея» и создать своё живописное произведение, подражая манере художника и сохраняя колорит полотна | Работа на плоскости Владеть языком искусства | 1,2-я неделя Мая |
33-34 | Художник-график | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). | Работа на плоскости Владеть языком искусства | 3,4-ая неделя Мая |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ | Тема урока | Художественно-педагогическая идея урока, раздела. | Деятельность учащихся | Сроки провед. |
Глава 1. Природа в изобразительном искусстве | ||||
1 | Природная среда как | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Раскрыть перед учащимися роль и значение наброска и зарисовок в работе художника: запечатление мгновения, настроения, движения в быстром рисунке по восприятию, по впечатлению, с натуры. Изображение с натуры осеннего листа — набросок карандашом. Передача конструктивных особенностей формы листа, её неповторимости; работа лёгкими линиями, передача симметрии (ось симметрии). Тональное решение работы — уточнение формы листа с помощью штриха | Работа на плоскости | 1-ая неделя Сентября |
2 | Использование растительных мотивов в художествен-ном творчестве | Развитие фантазии и воображения. Представление о творческой переработке природной формы художником . Переработка природной формы в декоративно-образную. Создание нескольких вариантов декоративно-образной переработки природной формы (листа, цветка, травы, дерева). Можно использовать наброски и зарисовки листа, выполненные на предыдущем уроке | Работа на плоскости Владеть разными графическими материалами: тушью, пером, акварелью, карандашом | 2-ая неделя Сентября |
3 | Мир живой природы глазами художника | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Изучение натуры: наблюдение, зарисовки, наброски, скульптурные этюды. Понятие о пластике в скульптурном изображении. Создание скульптурного этюда. Создание скульптурного этюда на основе выполненного ранее эскиза, зарисовки, наброска с животного (домашнее или содержащееся в зоопарке). Передача пластики, характерного движения животного. Лепка из глины или пластилина способом вытягивания деталей и отсекания лишнего из целого комка | Работа в объёме — лепка Уметь лепить из глины и пластилина способом вытягивания деталей и отсекания лишнего из целого комка | 3-я неделя Сентября |
4 | Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве | Развитие фантазии и воображения. Использование в стилизации формы животных характерных движений, поз; соблюдение закона стилизации, применимого в декоративно-прикладном искусстве — минимум средств в передаче задуманного художественного образа (линия, форма, цвет, пластика). Мир флоры и фауны в работах художника-прикладника. Работу выполнять в цветной графике | Работа на плоскости Работать в цветной графике | 4-ая неделя Сентября |
Глава 2. Природа и творчество | ||||
5 | Отражение природных форм в архитектуре | Развитие фантазии и воображения. Освоение нового термина: архитектурная бионика. Гармоничность, надёжность природных форм и конструкций (крепление деталей, механизмы взаимодействия частей, функциональность и гармоничность формы, её назначение и др.). Применение особенностей природных форм и конструкций в создании предметов дизайна, техники, в архитектуре. Знакомство с творчеством архитектора А. Гауди. Мотивы природы в застывших формах архитектуры. Архитектурная бионика. Создание коллективного диафильма по материалам исследования с использованием видеозаписи, сделанной во время экскурсии | Работа на плоскости Уметь передавать форму, структуру, пластику, характер изображаемого объекта. Выстраивать свой видеоряд по теме исследования и создавать видеофильм | 1-ая неделя Октября |
6 | Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан) | Развитие фантазии и воображения. Раскрытие особенностей работы архитектора: продумывание и конструктивное решение не только архитектуры, но и всей прилежащей территории («вмещающий ландшафт» — Л.Н. Гумилёв)Создание объёмно-пространственной композиции. | Работа в объёме (конструирование) Создавать авторские презентации с использованием фотоматериалов и видеозаписей | 2-ая неделя Октября |
7 | Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней | Развитие фантазии и воображения. Летательные аппараты, средства передвижения по земле, созданные художником по наблюдениям за птицами, животными и др.. Эскиз-проект средства передвижения по мотивам природных объектов (животных, птиц, насекомых). | Работа на плоскости | 3-я неделя Октября |
Глава 3. Художественное творчество и его истоки | ||||
8 | Наука и искусство | Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Размышления о науке и искусстве, их общих чертах и различии. Художник и философия, художник и математика. Художник и воображение. Этапы работы художника (писателя, поэта, драматурга, композитора) над произведением; научное открытие и воображение. Развитие представлений о том, что в основе любого художественного проекта или научной разработки лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы. Графический проект (архитектурный, дизайнерский) по выбору. Создание проекта любого предмета, постройки, средства передвижения (по выбору) с помощью компьютерной графики. Выполнение нескольких предварительных набросков для уточнения задуманного. Перевод наиболее удачного варианта наброска в зрительный образ. Продумывание всех механизмов действия аппарата и умение обосновать свой проект, свою художественную форму | Работа на плоскости Понимать, что в основе любого художественного проекта или научной разработки лежат многочисленные наброски, записи, размышления, искания, пробы | 4-ая неделя Октября |
9 | Роль фантазии и воображения в искусстве | Развитие фантазии и воображения. Формирование творческого мышления школьников с помощью внедрения в процесс обучения механизма переноса знаний с одного искусства на другое, раскрытия выразительных и конструктивных особенностей произведений разных видов искусства: музыки и слова; слова и предложения; пространственного выстраивания композиции стиха, нот на нотном стане; композиции рассказа, пьесы и др. Фантазийная композиция. Создание свободной объёмно-пространственной или полуобъёмной композиции по мотивам стихотворений В. Хлебникова, М. Цветаевой, Н. Гумилёва (по выбору), в основе которой использование конструктивного каркаса из проволоки. Выделение в работе эмоционально-смыслового звучания стиха через написание слов, букв, слогов как составляющих конструкцию стихотворения. | Работа в объёме Уметь объяснять задуманный художественный образ | 1-ая неделя Ноября |
10 | Художник и творческий процесс | Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений учащихся о замысле и художественном образе произведения искусства. Обсуждение размышлений художников о процессе работы над произведением. Графическая композиция по литературному описанию. Работа акварельными красками, широкой кистью | Работа на плоскости Работать акварельными красками, широкой кистью | 2-ая неделя Ноября |
Глава 4. Краткость и выразительность в искусстве | ||||
11 | Коллаж — особая форма искусства | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Дать представление о технике коллажа. Техника выполнения коллажа и её применение. Коллаж в изобразительном искусстве. Выбор элементов оформления и шрифта как части композиции и его смыслового центра | Работа на плоскости Определять композиционный центр | 3-я неделя Ноября |
12 | Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках | Развитие фантазии и воображения. Особенности жанра традиционной японской поэзии — хокку. Чтение текстов хокку и размышление над их содержанием. Сочинение и иллюстрирование хокку. Использование изобразительных приёмов японской графики и живописи | Работа на плоскости Уметь объяснять смысл собственного сочинения и произведения мастера | 4-ая неделя Ноября |
13 | Плакат и законы его построения. Плакатная графика | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Плакат как вид изобразительного искусства. Выразительный язык плаката. Текст плаката и изображение — это сжатый, ясный, лаконичный пластический язык. Связь изображения и текста, содержащегося в плакате. Создание плаката на экологическую тему или на тему событий, происходящих в классе или школе. Создание в классе выставки плакатов | Работа на плоскости Устраивать в классе выставку творческих работ | 1-ая неделя Декабря |
Глава 5. Искусство театра | ||||
14 | Театр — содружество всех искусств | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений учащихся об особенностях оформления сцены. Экскурсия (очная или заочная) в театр. Знакомство с особенностями театра (вестибюль, гардероб, сцена, гримёрная, костюмерная и др.). Особенности театра как вида искусства. История возникновения театра, его роль в жизни общества | Проявлять любознательность и интерес в процессе экскурсии. Поддерживать содержательный разговор в группе и во время экскурсии на рассматриваемую тему | 2-ая неделя Декабря |
15 | Оформление спектакля. Художник в театре | Развитие фантазии и воображения. Театральная площадка — предметно-пространственное окружение сцены. Элементы пространства сцены: авансцена, занавес, собственно сцена, закулисное пространство . Создание макета сцены к спектаклю по выбору. | Работа в объёме и на плоскости Использовать разные техники работы: живописные, графические, смешанные (аппликацию и коллаж, цветную полиграфию) | 3-я неделя Декабря |
16 | Театральный костюм | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Роль и значение общего оформления сцены к спектаклю и костюмов героев. Создание эскиза театрального костюма одного из героев выбранного литературного или музыкального произведения. Создание манекена (использовать знания пропорций фигуры человека и способов изображения её в движении). Выполнение эскиза одежды и её крепление на манекене. Завершением костюма должен быть головной убор. Использование в работе гофрированной бумаги, ткани, поделочного материала и клея | Самостоятельно создавать эскиз театрального костюма Распределять обязанности в группе | 4-ая неделя Декабря |
17 | Лицо, грим, маска | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Историческое ремесло создания маски. Эскиз театральной маски для любимого персонажа сказки, былины, мифа. Передача в маске яркого зрительного образа, характера персонажа (форма и положение линии рта, бровей, разрез глаз, конструкция и силуэт причёски) | Работа на плоскости в смешанной технике Работать в технике отрывной аппликации | 2-ая неделя Января |
18 | Театральная афиша | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Значение афиши для успеха спектакля . Афиша к школьному спектаклю. Работа в любой из художественных техник | Работа на плоскости Грамотно использовать в афише изображение и шрифт текста | 3-я неделя Января |
19 | Пригласительный билет на спектакль | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Значение художественного и декоративного оформления пригласительного билета, оригинального текста и грамотно подобранного шрифта. Приглашение на праздник. При составлении текста можно использовать буквы и слова, вырезанные из журнала. Дополнить композиционное решение рисунком | Работа на плоскости и в объёме (по желанию) Согласовывать изображение (или конструкцию) и текст | 4-ая неделя Января |
Глава 6. Композиция и её роль в искусстве | ||||
20-21 | Архитектурная композиция | Развитие фантазии и воображения. Знакомство с четырьмя видами архитектурной композиции: фронтальной, трёхмерной, высотной, глубинно-пространственной «Вечерняя прогулка в парке». Создание коллективной глубинно-пространственной композиции. Работа в смешанной технике: готовые формы, бумажная пластика, гуашь, акварель. Использование мятой бумаги (газеты) и клейстера для создания макета природного ландшафта, в котором будут находиться архитектурные объекты. Использовать готовые формы (коробки, пластмассовые бутылки, плотную бумагу). Растения, фигурки людей выполнить в технике бумажной пластики | Работа в объёме и пространстве Применять технику бумажной пластики | 1,2-ая неделя Февраля |
22 | Композиция художественного произведения | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о том, что композиция — это взаимодействие и особая гармония частей (объектов, элементов) художественного произведения, придающая ему единство и цельность. Структурная модель стихотворения. Обратить внимание на такие выразительные средства искусства, как динамика и статика, симметрия и асимметрия, ритмическое чередование элементов | Работа в объёме Уметь объяснять и обосновывать своё решение | 3-я неделя Февраля |
Глава 7. Мироздание и искусство | ||||
23-24 | Западная и восточная модели в культуре человечества | Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Восточная культура рассматривает мир как непрекращающийся процесс смены тёмного и светлого. Графические композиции трёхмерного пространства двух моделей культур: западной и восточной. Работа по подсказке каждого из вариантов (см. учебник) | Работа на плоскости Владеть приёмами работы тушью и акварелью | 4-я неделя Февраля и 1-я неделя Марта |
25 | Миф (мифология) как образ мира | Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Принцип разделения в мифах разных народов. Символ единства — Мировое древо. Кодовые цепочки древних мифов. Работа по подсказке | Работа в рельефе | 1-ая неделя Марта |
26 | Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни | Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Сакральное пространство деревенского мира. Связь жизни деревни с окружающей природой. Коллективное панно «Мир северной деревни». Работа по подсказке | Полуобъёмная композиция Работать в группах с использованием смешанной техники | 3-я неделя Марта |
27 | Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания | Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Формирование представлений об архитектуре православных храмов. Характерные особенности храмов-монументов, их принадлежность разным архитектурным школам. Внутренняя структура храма и его убранство. Коллективная работа в группах. | Работа на плоскости Участвовать в обсуждениях, представлять и обосновывать своё мнение | 1-ая неделя Апреля |
Глава 8. История и искусство | ||||
28 | Восприятие истории посредством искусства | Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Взаимосвязь содержания художественного текста и его иллюстраций. Создание иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Использование в работе образов мифологических персонажей: Дива (грифон на вершине Мирового древа), Бояна (внука Велеса), Даждьбога (прародителя русских), ветров — внуков Стрибога, Карны (плач) и Жели (горе); одушевлённых образов природы («солнце ему тьмою путь заграждало», «чёрные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца»), необычных образов («синее вино, с горем смешанное», «кровавые зори», «встала обида, вступила девой на землю»). Сборка книги с иллюстрациями к «Слову о полку Игореве» из работ 6 (обложка, титул, форзац, заставки) и 7 (иллюстрации) класса | Работа на плоскости Находить необходимую информацию в различных источниках (книгах, словарях, сети Интернет) | 2-ая неделя Апреля |
29 | Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики | Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика). Народное и традиционное в современном костюме. Современный костюм. Соблюдение пропорций фигуры человека, соотношения размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта | Работа на плоскости Соблюдать пропорции фигуры человека, соотношение размеров головы, рук и ног с общим решением силуэта | 3-я неделя Апреля |
30 | Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Изображение животных на картинах, гербах, в литературных и мифологических произведениях, сказках, легендах, поэзии, музыке. Священные животные (зооморфные коды) в искусстве. Работа на плоскости или рельефе (лепка из пластилина) по выбору | Работа на плоскости или в рельефе Создавать презентацию с сопроводительным тестом (работа в программе с текстовым редактором) и подбором необходимого иллюстративного материала | 4-ая неделя Апреля |
31 | Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы» | Развитие фантазии и воображения. Информация, заложенная в символах. Использование символики в картинах, скульптуре, орнаменте . Символика в картине. Работа по подсказке | Работа на плоскости в технике аппликации и коллажа Видеть, находить и уметь объяснять символы, использованные художниками в их произведениях | 1-ая неделя Мая |
Глава 9. Великие имена в искусстве | ||||
32-34 | Великие имена в искусстве | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по творчеству художников. Беседы, размышления о творчестве художников. Общение на языке искусства и по поводу искусства: выразительные средства изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Организация диспута о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства | Уметь участвовать в беседе о творчестве художников. | 2-4-ая неделя Мая |