Календарно-тематическое планирование по ИЗО для 5 класса по программе Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской по ФГОС
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 5 класса по программе Л.Г.Савенковой и Е.А.Ермолинской по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k-t_plan_5kl.izo_2015-2016_yakimova.docx | 85.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ | Тема урока | Художественно-педагогическая идея урока, раздела. | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | Сроки провед. | |||
Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое | |||||||||
1 | Природа и человек | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Изобразительная плоскость и графическая грамота. в) графическая композиция «Мой любимый уголок природы» Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт) | Работа на плоскости Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей | 1-ая неделя Сентября | |||
2 | Природа и художник | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве. Графические иллюстрации на темы по выбору: Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях | Работа на плоскости Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами. Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Воспитание осознанного чувства собственной причастности к судьбе отечественной культуры, уважительного и бережного отношения к художественному наследию; отработка навыков самостоятельной и групповой работы | 2-ая неделя Сентября | |||
3 | Человек — природа — культура | Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе». Создание пейзажей на темы: покорение гор, спуск на лодках по реке, сплав деревьев по бурной реке, оригинальные строения (архитектура и пейзаж) | Работа на плоскости Понимать, что представления человека о природе отображаются в произведениях искусства. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности | 3-ая неделя Сентября | |||
4 | Пространство и время. Многомерность мира | Развитие фантазии и воображения. Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира .Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество. Сочинение легенд о происхождении мира и земли в стиле былин и преданий, существующих у разных народов, создание иллюстраций к ним | Работа на плоскости Создавать в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | Развитие творческого потенциала личности в процессе освоения приемов художественной деятельности | 4-ая неделя Сентября | |||
Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве | |||||||||
5 | Зодчество Графическая композиция: «эскиз космического комплекса на Луне или Марсе» | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся. Графическая композиция: в) подборка архитектуры разных форм с использованием средств ИКТ. Выбор понравившейся архитектуры, выполнение зарисовки составляющих её геометрических форм в графике с обозначением разным цветом (сближенные цвета) | Работа на плоскости | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | Развитие целостного эстетического восприятия окружающей жизни; овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | 1-ая неделя Октября | |||
6 | Образы старинной архитектуры Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики. | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села) .Проведение исследований по истории старых зданий города, села, деревни, в которых проживают учащиеся. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения. Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Предложить проект нового дома на улице старого города с условием не нарушать общего вида и стиля | Исследовательские работы Уметь работать в группе. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности | 2-ая неделя Октября | |||
7 | Конструктивные особенности архитектуры «Сочетание разных геометрических форм» | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар) .Геометрические фигуры — основа конструктивной композиции. Дополнить получившееся изображение своими архитектурными элементами | Работа на плоскости Осваивать умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | Развитие коммуникативных качеств и активной жизненной позиции учащихся; отработка навыков самостоятельной и групповой работы | 3-ая неделя Октября | |||
8 | Объёмные формы в изобразительном искусстве | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами .Изображение объёмных геометрических форм (куб, параллелепипед) графическими материалами. Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки (применение знаний об изображении объёмных тел). Работа графическими материалами (карандаш) | Работа на плоскости Работать с натурой — передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш). | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей | 4-ая неделя Октября | |||
9 | Штрих в изобразительном искусстве | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы. Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка. Работа шариковой, гелевой ручкой (карандашом, тушью, пером), создание тональной растяжки, состоящей из шести-семи тонов одного цвета | Работа в объёме Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей | 1-ая неделя Ноября | |||
10 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке .Сочинение натюрморта для литературного персонажа или натюрморта, который можно было бы использовать в сюжетной картине (например, стол героев русских народных сказок, былинных героев) | Работа на плоскости Уметь самостоятельно составлять композицию для натюрморта. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | Формирование художественной компетентности на основе усвоения учащимися знаний об элементарных положениях теории изобразительного искусства | 2-ая неделя Ноября | |||
11 | Перспектива в открытом пространстве | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта. Коллективная работа. Работа на целом листе ватмана. Обозначение линии горизонта и изображение перспективы улицы в технике аппликации из цветной бумаги. Костюмированный портрет авторов композиции в образе жителей древнего города | Работа на плоскости Развивать способность к коллективной работе над одной большой композицией. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия учащихся средствами искусства; отработка навыков самостоятельной и групповой работы | 3-ая неделя Ноября | |||
Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции | |||||||||
12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур. Задание для путешествия в музей: распределить класс на группы для ознакомления с предметами культуры. Найти образцы посуды, украшений, одежды, архитектуры, характерные для этой культуры. В каждой группе выбрать представителя одного из видов искусства (скульптор, гончар, ювелир, архитектор, резчик по камню, живописец), который должен выполнить эскиз изделия, характерного для выбранной культуры. Организация выставки или презентации по подготовленному материалу. Проведение экскурсии для учащихся других классов | Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения | 4-ая неделя Ноября | |||
13 | Мифы Древней Греции | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок»Творческое задание. Соблюдать принцип гармонии художественного материала и художественного образа. Материал — глина или пластилин | Работа в объёме Иметь представление о мифах и их роли в истории. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей | 1-ая неделя Декабря | |||
14 | Скульптура Древней Греции | Развитие фантазии и воображения. Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии. Создание скульптуры Коры. Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта. Можно вылепить фигурки свидетелей спортивных состязаний: зрителя на трибунах, раба и господина, спешащего в театр, или сценку из жизни воина Спарты. Из вылепленных фигур создать коллективную композицию. Лепка из пластилина способом отсечения лишнего по принципу освобождения образа из каменной глыбы. Стекой нанести детали — глаза, рот, нос, волны волос | Работа в объёме Познакомиться с греческими канонами изображения человека. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | Раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в скульптурном жанре изобразительного искусства; овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | 2-ая неделя Декабря | |||
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о греческом каноне изображения человека Древнегреческий канон в изобразительном искусстве. Создание коллективной композиции «Люди за работой», «Пускаем змея», «Собираем конструктор», «Урок физкультуры» | Работа в объёме и пространстве | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе | Раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в портретном жанре изобразительного искусства; отработка навыков самостоятельной и групповой работы | 3-ая неделя Декабря | |||
16 | Чернофигурные вазы Древней Греции | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение. Роспись чернофигурной вазы. Создание росписи вазы для победителя спортивных игр. Создание орнамента, который использовался для украшения древнегреческих ваз. Передача особого ритма и стилизованного изображения | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | Развитие умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности; воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала | 4-ая неделя Декабря | |||
Глава 4. Русское народное творчество | |||||||||
17 | Славянские мифы о сотворении мира | Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии. Работа по воображению. Работа в смешанной технике художественного конструирования и лепки рельефа. Работа с использованием рекомендаций и схем, помещённых в учебнике. Использование картона и пластилина | Работа в объёме по воображению Уметь работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения | 2-ая неделя Января | |||
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец. Композиция по мифологическим сюжетам. В сети Интернет найти информацию, которая поможет в создании тематической композиции «Богатыри — святые воины» (св. Георгий Победоносец, св. Илья Муромец, св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и др.) В каждом из образов найти то, что их объединяет. В композиции следить за передачей планов на изображении. Выбор точки зрения (сверху на землю, снизу на горы) | Работа в объёме Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам былин. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности | 3-ая неделя Января | |||
19 | Былинный образ | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.Пейзаж Древней Руси. Беседы и размышления об особенностях Русской земли, её отличии от других стран | Работа на плоскости Создавать коллективную композицию по изученному материалу. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. Развитие умения творчески использовать выразительные средства в процессе создания пространственной композиции. | 4-ая неделя Января | |||
20 | Илья Муромец и Соловей-разбойник | Развитие фантазии и воображения. Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах. Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником. В изображении пейзажа использовать описание в былине места, где живёт Соловей-разбойник. Подчеркнуть в облике Ильи Муромца его необычайную силу | Работа на плоскости Использовать знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | Развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся; отработка навыков самостоятельной и групповой работы | 1-ая неделя Февраля | |||
21 | Народный костюм. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»). Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике. Работа в смешанной технике — аппликация, коллаж, графический материал | Работа в смешанной технике — декоративно-прикладная деятельность Уметь применять в работе смешанную технику — аппликацию, коллаж, графику. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | Развитие творческого потенциала личности в процессе освоения приемов художественной деятельности; воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала | 2-ая неделя Февраля | |||
22 | Народный костюм. Одежда | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)Эскиз крестьянского женского или мужского костюма. Работа в смешанной технике — аппликация и графический материал | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность Уметь создавать графические эскизы на заданную тему. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | 3-ая неделя Февраля | |||
23 | Народные праздники. Святки | Изготовление маски к народному празднику Святки. Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма. Передавать в маске основные пропорции лица человека. Работа в технике коллажа. Можно использовать в работе любые сферические готовые формы из бумаги | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
| развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей | 4-ая неделя Февраля | |||
24 | Масленица | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы. Макет фонарика. Создание иллюстрации к русской народной песне, сказке, былине | Работа в объёме и пространстве — декоративно-прикладная деятельность Уметь выполнять макет трёхгранной свечи. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности | 1-ая неделя Марта | |||
Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство | |||||||||
25 | Этнографи-ческий музей | Графическая композиция по памяти. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры. Создание графической композиции после посещения этнографического музея своего города, района. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве — тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице) | Работа на плоскости | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. Развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся | 2-ая неделя Марта | |||
26 | Печные изразцы Создание изразца в объёме с рельефным изображени-ем. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Роль изразца в архитектуре (интерьер). Создание изразца в объёме с рельефным изображением. Создание на изразце сюжетной композиции, помогающей определить род занятий хозяина дома | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность Уметь наблюдать и передавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках и следовать им. | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | 3-ая неделя Марта | |||
27 | Расписыва-ние изразцов | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов. Печь в интерьере дома. 2. Выполнение сюжетной композиции на тему по выбору: «Вся семья у печи», «Дети играют у печи», «Рукодельницы у печи», «Пекутся пироги», «Греется замёрзший гость» или «Гость с мороза». Напомнить, что в росписи изразца использовали пять основных цветов: белый, жёлтый, синий, зелёный, коричневый | Работа на плоскости Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | формирование ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей | 1-ая неделя Апреля | |||
28 | Прядение — вид народного ремесла | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением. Зарисовки с натуры утвари, хранящейся в региональных музеях. Создание мини-музея в классе | Работа на плоскости Воспринимать и оценивать произведения мастеров и изделий, хранящихся в музее и в домах жителей. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей | 2-ая неделя Апреля | |||
29 | Прялка Создание эскиза образа Богини-древа | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Связь формы прялки с Мировым древом. Создание эскиза образа Богини-древа, которую можно изобразить на стояке прялки. Использование в работе своих зарисовок декора прялок, выполненных ранее в музее. Использование в работе элементов, символизирующих образ Мирового древа. Работа выполняется графическими материалами (карандаш, фломастер, гуашь и тонкая кисть) на плоскости | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность Понимать специфику народного декоративно-прикладного искусства. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач | 3-ая неделя Апреля | |||
30 | Кукла как часть народной культуры Создание эскиза куклы (игрушки), | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой. Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Сохранение старых кукол в семье, присутствие в доме кукол народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Создание эскиза куклы (игрушки), с которой будут играть дети через 50 лет, или эскиза куклы для себя: куклы-воина, куклы-потешки, куклы-клоуна, куклы-животного и др. Работу выполнять в цветной графике | Работа на плоскости Создавать эскизы будущих работ. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | 4-ая неделя Апреля | |||
31 | Делаем куклу-«закрутку» Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада. Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. Создать коллективный альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность Уметь работать со схемами по изготовлению игрушки-«закрутки». | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей | 1-ая неделя Мая | |||
32 | Ткачество как вид народного искусства Создание эскизов рисунка ткани | Развитие фантазии и воображения. Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев). Эскизы рисунков для ткани. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Цветовое решение должно отражать гармоничные сочетания цветов. При желании рисунок ткани можно создавать непосредственно на выкройке одежды. В конце занятия — создание жанровой композиции из выполненных работ. Эскиз лучше выполнять на разлинованной бумаге в клетку | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность Проявлять интерес к предметному миру декоративно-прикладного искусства и разнообразию форм в образах народного искусства. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) | овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности | 2-ая неделя Мая | |||
33 | Вышивка | Развитие фантазии и воображения. Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России. Эскиз рушника. Создание эскиза рушника, полотенца или скатерти, в основе которых лежит сюжетная композиция. Предварительную работу можно выполнить в технике компьютерной графики или фломастерами. Графическое и цветовое решение композиции | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. Развитие умения учащихся работать в разных видах художественно-творческой деятельности; | 3-ая неделя Мая | |||
34 | Лоскутное шитьё | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства. Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». Работу выполнять в технике аппликации из цветной бумаги, цветных иллюстраций из старых журналов и т. п. | Работа с материалом — декоративно-прикладная деятельность Создавать коллективные композиции. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников | формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей | 4-ая неделя Мая | |||
Проекты и исследования | |||||||||
Великие имена в искусстве | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству. Беседы, размышления по поводу творчества художников. Общение на языке искусства и по поводу искусства: выразительные средства изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Организация диспута о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства | Уметь участвовать в беседе по поводу творчества художников. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника | формирование целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения | Апрель-Май |