Методический ДОКЛАД на тему: «Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие творческих способностей»

 

Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. Развитие творческих особенностей – это важнейшая задача художественного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний, умений, навыков в новую ситуацию. Большие возможности для развития творчества младших школьников дают мне уроки «Лепки», ДПИ и т.д. Каждый из этих уроков развивает творчество детей, их воображение, формирует организованность, умение трудиться увлеченно, вдохновенно, ответственно.

Занятия изобразительным искусством развивают творческие способности детей. При иллюстрировании сказок дети погружаются в мир фантазий, при рисовании окружающей действительности используют свои наблюдения и умения рисовать с натуры и по памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств р.п. Жигалово»

Методический

ДОКЛАД

на тему:

«Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие творческих способностей»

 

             Преподаватель:

                                   Художественного отделения

Лебедева Людмила Алексеевна

р.п Жигалово 2016г

Вступление

Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.  

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.  

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.

Существует большое число разноплановых факторов, определяющих как природу так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Третья группа - это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.

Тенденция, которая существует в теоретических высказываниях относительно творческих способностей, сводится к следующим основным положениям.

1. Творческие способности, или творческие потенциалы, заложены в каждом ребенке.

Поэтому для педагога все дети должны быть "потенциальными креативами", и задача педагога - увидеть своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.

2. Развитие креативности (как стиля деятельности) происходит в деятельности, но именно в творческой деятельности.

На этом принципе построены и все интеллектуальные тесты. В результате такого обучения у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях.

3. Третье, не менее существенное положение для педагогической практики, заключается в том, что исследователями подчеркивается важная роль социальной среды для формирования творческой индивидуальности.

Уровни развития творческих способностей младших школьников:

1. Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания, представления младших школьников о творчестве и творческих способностях, понимание сути творческих заданий.

2. Мотивационно - потребностный критерий - характеризует стремление ученика проявить себя как творческую личность, наличие интереса к творческим видам учебных заданий.

3 Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.

2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

Тестирование

Методика "Наборщик".

3.     Деятельностный критерий - выявляет умение оригинально выполнять задания творческого характера, активизировать творческое воображение учащихся, осуществлять процесс мышления нестандартно, образно.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства измерения уровня развития творческих способностей учащихся

Критерии

Показатели

Средства измерения

Когнитивный

1.Знание понятия «творчество» и оперирование с ним.

2. Наличие представлений о творчестве и творческих способностях.

Тестирование

Методика "Наборщик".

Мотивационно-потребностный

1.Отношение к творческим упражнениям.

2.Развитие творческих способностей.

3.Стремление к самовыражению, оригинальности.

Наблюдение.

Методика "Составь рассказ о несуществующем животном"

Деятельностный

1.Предложение новых решений в процессе учебной деятельности.

2.Проявление не шаблонности, креативности, оригинальности мышления.

3. Участие в коллективной творческой деятельности

Наблюдение

Метод проблемных ситуаций.

Методика "Три слова"

В соответствии с выделенными критериями и показателями мы охарактеризовали уровни развития творческих способностей младших школьников в таблице 2.

Таблица 2

Уровни развития творческих способностей младших школьников

Критерии

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Когнитивный

Имеет достаточный уровень знаний,

Имеет недостаточный уровень знаний, понятий,

Имеет низкий уровень знаний, отрывочные, плохо усвоенные понятия,

Мотивационно -потребностный

Учащийся стремится проявить творческие способности, с интересом выполняет творческие задания.

Учащийся недостаточно активен, выполняет творческие задания под контролем учителя, однако может проявить себя как творческую личность.

Учащийся пассивен, не стремится проявить творческие способности.

Деятельностный

Проявляет оригинальность, воображение, самостоятельность при выполнении заданий.

Проявляет оригинальность, не шаблонность при выполнении заданий. Но часто требуется помощь учителя.

Не может создавать и принимать необычные образы, решения; отказывается от выполнения

Творческих заданий

Характеристика уровней творческих способностей младших школьников

1.Высокий уровень.

Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся создают что-то свое, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем заключается в применении тех приемов, направленных на развитие у них самой потребности в творческой деятельности.

2.Средний уровень.

Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет. На анализ работы и её практическое решение идет лишь в том случае, если данная тема интересна, и деятельность подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.

3.Низкий уровень.

Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя. Эти учащиеся нуждаются в более длительном промежутке времени для обдумывания, их не стоит перебивать или задавать неожиданные вопросы. Все детские ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Ребенок не проявляет инициативы и попыток к нетрадиционным способам решения.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Тысячекратно цитируется применительно   к школе древняя мудрость: можно   привести коня к водопою, но   заставить его напиться нельзя.   Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной   дисциплины.  Но без пробуждения   интереса, без внутренней мотивации   освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость   учебной деятельности.

Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

“Найди лишнюю картинку каждом ряду”,

“Оставшиеся картинки, расставь по порядку”,

“Подставив вместо чисел соответствующею картинку, расшифруй слово”,

Обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: нарисуй свой класс, членов семьи и т. д.

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

Тема “Термометр”

Проблемные вопросы

  • Почему термометр иногда называют градусник?
  • Можно ли измерить температуру человеческого тела уличным термометром?
  • В каком случае водный термометр покажет неверную температуру?

Проблемная задача

Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха +5 °С. Нина решила проверить их сообщение. Она взяла комнатный термометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заметила, что конец столбика подкрашенной жидкости показывал +20 °С. Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле?

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сказок, издание книжек,

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

«Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед.

Проблемность обучения

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, самореализации и самоанализа своей деятельности и развивает следующие обще учебные навыки: мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные

Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперёд. Ребенок успешен в учении, когда ему хорошо, когда его поддерживают и вдохновляют.

Развивать у детей творческие способности – задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания наглядного пособия, произведения. У детей есть рабочие листы по изобразительному искусству, в которых дети учатся зарисовывать о пройдённой темы, делят на смысловые части, рисую (самые важные) моменты. Учащиеся учатся рассказывать по картине, описывать главных герое, самостоятельно придумывают и записывают текст-описание и текст-рассуждение, учатся представлять себя в роли героев, придумывают продолжение сказок и рассказов. Таким образом, активизируется словарный запас школьника, идёт его обогащение и развитие.

На уроках проводим театрализованные игры по рассказам и сказкам. Дети эмоционально передают состояние героев. На уроке изобразительного искусства дети рисуют афишу, на уроках ДПИ изготавливают макет кукольного театра. Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие творческой сферы детей.

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, в достижении нового результата.

Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.

Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение по беседам об искусстве. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей. Ребёнок должен жить в мире творчества. “Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок”.

Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью.

Благотворно на детей влияет музыка. Во время прослушивания музыки, они пытаются представить какие-то образы.

Для творческого развития ценные рисунки. “Однажды две подружки отправились в лес на прогулку”. А дальше фантазируй. Тут и встреча с Лесовиком, зайчиком, осенним листиком, летающей тарелкой…

Интересные работы “Если был бы я волшебником…” (президентом, учителем…).

Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей. Неотъемлемой составляющей содержания любого образовательного предмета является формирование опыта творческой деятельности. Учеными давно доказано, что, заставляя ребенка усваивать знания и умения в готовом виде, мы не только не учим его творчеству, но и губим его природные задатки, если таковые имеются.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Сознавая, что развитие детского творчества и формирование исследовательских навыков в первую очередь зависят от учителя, его творческого потенциала, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Замечать любые творческие проявления учеников;
  • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

Развитие творческих особенностей – это важнейшая задача художественного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.

Из всего этого следует, что перед учителем встаёт задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

На родительских собраниях рекомендую родителям читать детям и с детьми сказки, рассматривать и обсуждать пейзажи и др. Провожу беседы, консультации на темы "Приобщения детей к культуре", "Общение взрослых и детей в семье", невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь общения в семье.

Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний, умений, навыков в новую ситуацию. Большие возможности для развития творчества младших школьников дают мне уроки «Лепки», ДПИ и т.д. Каждый из этих уроков развивает творчество детей, их воображение, формирует организованность, умение трудиться увлеченно, вдохновенно, ответственно.

Занятия изобразительным искусством развивают творческие способности детей. При иллюстрировании сказок дети погружаются в мир фантазий, при рисовании окружающей действительности используют свои наблюдения и умения рисовать с натуры и по памяти.

С первых шагов обучения стараюсь учить детей:

  • Видеть красоту вокруг себя;
  • Развивать наблюдательность, эстетические чувства;
  • Соблюдать системность в работе;
  • Использовать изобразительно-выразительные средства языка (сравнения, эпитеты);
  • Грамотно, последовательно описывать увиденное.

Использование информационно- коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ также способствуют развитию мотивации учебной деятельности.

Использование медиа-ресурсов на различных уроках как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству. Фильмы – презентации используем на уроках по окружающему миру, проектной деятельности. Он поможет заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленной темы урока и новых понятий. Используем компьютеры для разгадывания кроссвордов, решения тестовых заданий по изо и декоративно-прикладного творчества. Для набора текста используем программу Microsoft Office Word и Neo Office.

В процессе обучения «Компьютерной азбуке» происходит: развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей детей и формированию общей информационной культуры младшего школьника; освоение способов работы с информацией.

Благодаря использованию описанных выше приемов значительно расширяются масштабы и степень творческой активности детей.

Детское творчество неисчерпаемо. Если сеять в душах детей семена творчества, то они непременно дадут прекрасные всходы. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику и учителю.

У детей необходимо развивать самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей.

Спасибо за внимания.