Программа по предмету "Предмет по выбору.Композиция станковая"

Маркова Оксана Николаевна

Рабочая программа по предмету « «Предмет по выбору» «Композиция станковая»» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение  данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического  воспитания  учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.

Данный курс  решает задачу – дать учащимся понятия об основных закономерностях и элементах композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Композиция – это максимально организованная форма, раскрывающая смысл задуманного и строится по законам, правилам, приемам. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet_po_vyboru.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю        Директор МБОУ ДОД УДШИ

Программа по предмету

««Предмет по выбору» Композиция станковая»

 

г.Удомля, 2014г.

Разработчик преподаватель художественного отделения О.Н. Маркова


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету « «Предмет по выбору» «Композиция станковая»» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение  данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического  воспитания  учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.

Данный курс  решает задачу – дать учащимся понятия об основных закономерностях и элементах композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Композиция – это максимально организованная форма, раскрывающая смысл задуманного и строится по законам, правилам, приемам. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.

Каждое из заданий данной программы включает в себя следующие элементы познания:

  1. Знакомство с основными законами, правилами, приемами композиции.
  2. Изучение выразительных возможностей тона и цвета.

В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах, рисунках. И должен знать:

  1. Законы композиции (закон цельности, типизации, контрастов, подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу)
  2. Правила композиции (передача ритма, симметрия и ассиметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, формат и масштаб, статика – динамика, точка зрения и другие)
  3. Приемы композиции (пространство, колорит)
  4. Типы композиции (замкнутая, открытая)
  5. Средства композиции (точка, линия, пятно)

Работа над композицией должна вестись методично, серьезно и последовательно.

В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, учетом их пространственного мышления. Программа «Предмет по выбору – композиция станковая» тесно взаимосвязана с программой по рисунку, живописи. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными, «живыми» решениями. В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными и графическими – и учатся применять их на практике в своих учебных работах.

Срок реализации программы составляет 132 часа.  Занятия по предмету проходят один раз в неделю по 1 часу для детей с 1 по 4 классы.

Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений.

В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими  предметами курса . Важным является развитие таких  умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.

Цель программы – создание механизма развития, реализации творческих способностей детей, психических процессов (воображения, восприятия и т.д.) и самовыражения. Воспитание художественного вкуса.

Задачи программы:

Научить строить композицию в определенной системе и последовательности.

Развивать способность искать, думать, фантазировать. Пользоваться такими понятиями, как ,композиция, образ, знак .

Понимать природу, свойства, значения, изображающего знака в жизнедеятельности человека, общества, мировоззрения.

Учебно-тематическое планирование 1 год обучения.

Кол.

часов

Наименование темы

2

Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в  лесу», «Букет цветов  в вазе», «Снегопад».

4

Рисование  по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка».

4

Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг  елки»»,  «День рождения».

4

Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем».

4

Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина».

4

Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой  иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад», «Морское дно».

5

Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор».

6

Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке».

Всего за год: 33 часа

Учебно-тематическое планирование 2 год обучения.

Кол.

часов

Наименование темы

4

Иллюстрация к народной сказке.

5

Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей».

5

Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке».

4

Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я,  мама и папа на прогулке».

6

Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец».

5

Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень».

4

Рисунок  по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе».

Всего за год: 33 часа

Учебно-тематическое планирование 3 год обучения.

Кол.

часов

Наименование темы

5

Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу  реки(озера)».

6

Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница».

4

Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска».

4.

Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель»

8

Свободная тема. Фигура в пейзаже.

6

Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта.

Всего за год: 33 часа

Учебно-тематическое планирование 4 год обучения.

Кол.

часов

Наименование темы

6

Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ».

4

Рисунок по представлению «Катание с гор», «Уличный перекресток».

5

Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку».

4

Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы».

6

Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание».

8

Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д.

Всего за год: 33 часа

Содержание предмета.

1 класс - 33 часа

Знания и умения в области цвета. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.

1.Тема: Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в  лесу», «Букет цветов  в вазе», «Снегопад».

Цели и задачи: покрытие цветом больших поверхностей и перекрывание цвета цветом, от большого к деталям, заполнение цветом всего листа.

Материалы и оборудование:ф-А3,А2,гуашь.

Часы:2

2. Тема: Рисование  по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка».

Цели и задачи: понятие о ярких и нежных ,резких и мягких сочетаниях цветов

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,акварель,восковые мелки.

Часы:4

3. Тема: Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг  елки»»,  «День рождения».

Цели и задачи: представление об эмоциональной выразительности цвета, цвет и настроение(веселые, нежные, скучные, мрачные цвета)

Материалы и оборудование: ф-А3, гуашь.

Часы:4

4. Тема: Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем».

Цели и задачи: ориентация на изобразительной плоскости листа(верх, низ, слева, справа)

Материалы и оборудование: ф-А3,А-4,тонированная бумага,гуашь.

Часы:4

5. Тема: Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина».

Цели и задачи: освоение изобразительного пространства в горизонтальном и вертикальном направления ,знакомство с основными направлениями(вертикально, горизонтально, наклонно).

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,тонированная бумага, палочка ,тушь.

Часы:4

6. Тема: Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой  иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад»,  «Морское дно».

Цели и задачи: размещение предметов с сохранением их взаимно пространственного положения(рядом, над, под).

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь.

Часы:4

7. Тема: Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор».

Цели и задачи: освоение глубины пространства ,понятие наблюдательной перспективы, расположение разноудаленных предметов.

Материалы и оборудование: ф-А3,тонированная бумага, гуашь, восковая пастель.

Часы:5

8. Тема: Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке».

Цели и задачи: умение выразить главную мысль в рисунке, выделение главного героя или элемента изображения средствами композиции(крупный план, размещение в центре, внимание к деталям и подробностям).

Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель.

Часы:6

2 класс – 33 часа

Элементы композиции. Форма, пропорции, конструкция предметов. Цвет и освещение. Пространственные явления и передача их на плоскости.

1.Тема: Иллюстрация к народной сказке.

Цели и задачи: равновесие, взаимосвязь ,соподчинение элементов композиции.

Материалы и оборудование: ф-А3,цветной фон, гуашь.

Часы:4

2. Тема: Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей».

Цели и задачи: выражение в рисунке покоя или движения за счет определенного порядка расположения элементов изображения, передача эмоционального состояния человека через характер его движений.

Материалы и оборудование: ф-А3,тушь, кисть ,палочка.

Часы:5

3. Тема: Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке».

Цели и задачи: видеть и передавать пропорции и размеры предметов в сравнении, индивидуальные различия формы, строения предметов.

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,мягкий карандаш, тушь, перо.

Часы:5

4. Тема: Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я,  мама и папа на прогулке».

Цели и задачи: работа пятном, передача характерных особенностей фигуры человека, выразительность и своеобразие каждой фигуры.

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,цв.фон,гуашь.

Часы:4

5. Тема: Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец».

Цели и задачи: передача изменения формы и пропорций в разных положениях и в движении(наклон, изгиб).

Материалы и оборудование: ф-А3,А4,палочка,тушь,работы учащихся.

Часы:6

6. Тема: Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень».

Цели и задачи: холодные -теплые группы цветов, цветовая гамма, характер цветового образа разных времен года.

Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,белила.

Часы:5

7. Тема: Рисунок  по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе».

Цели и задачи: первоначальное знакомство с понятием  «колорит»,поиск гармоничного сочетания цветов.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,методические пособия.

Часы:4

3 класс – 33 часа

Композиционная организация плоскости.

1.Тема: Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу  реки(озера)».

Цели и задачи: освоение плановости пространства, передний, средний и дальний планы пейзажа, использование разных точек зрения :высокий и низкий горизонт.

Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,методические пособия, иллюстрации, работы учащихся.

Часы:5

2. Тема: Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница».

Цели и задачи: развитие чувства равновесия в рисунке при ассиметричном заполнении плоскости.

Материалы и оборудование: ф-А2,цв.фон,гуашь,работы учащихся.

Часы:6

3. Тема: Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска».

Цели и задачи: отход от стандартного расположения по центру листа, умение вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски, эскизы, умение отбирать нужные объекты для передачи содержания.

Материалы и оборудование: ф-А3,А2,гуашь или акварель с белилами, тушь, палочка, фломастеры, цв. мелки, работы учащихся.

Часы:4

4. Тема: Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель»

Цели и задачи: изучение пространственных явлений в одном предмете.

Материалы и оборудование: ф-А2,карандаш,восковые мелки, акварель, методические пособия.

Часы:4

5. Тема: Свободная тема. Фигура в пейзаже.

Цели и задачи: оригинальность идеи, связь фигуры с окружением.

Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,иллюстрации.

Часы:8

6. Тема: Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта.

Цели и задачи: контрастные по размеру формы, соотношение основных частей и деталей, видение и передача пропорций.

Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель с белилами, иллюстрации, работы учащихся, методические пособия.

Часы:8

4 класс – 33 часа

1.Тема: Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ».

Цели и задачи: размещение в закрытом пространстве, явления взаимного пространственного расположения предметов.

Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь,цв.мелки.

Часы:6

2. Тема: Рисунок по представлению «Катание с гор», «Уличный перекресток».

Цели и задачи: освоение пространственных явлений посредством изображения движущихся объектов или их траектории в открытом пространстве(трасса слалома, поворот трамвайной линии)

Материалы и оборудование: ф-А2, карандаш, фломастер, тушь, палочка, иллюстрации.

Часы:4

3. Тема: Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку».

Цели и задачи: выражение настроения и состояния человека через сюжет.

Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,фломастер,работы учащихся.

Часы:5

4. Тема: Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы».

Цели и задачи: работа над деталями, насыщение  большой формы подробностями.

Материалы и оборудование: ф-А2,тушь,перо,акварель,работы учащихся.

Часы:4

5. Тема: Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание».

Цели и задачи: знание конструктивных особенностей строения человеческой фигуры, общее представление о механизме работы суставов, плечевого пояса и нижних конечностей.

Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,иллюстрации,работы учащихся.

Часы:6

6. Тема: Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д.

Цели и задачи: последовательное ведение работы, сбор материала , эскизирование ,композиционный и колористический поиск, размещение фигур людей на разных планах, сюжетно смысловая компановка фигур , демонстрация полученных знаний и навыков.

Материалы и оборудование: ф-А2,материал по выбору, иллюстрации, методический материал, работы учащихся.

Часы:8

Обучение по данной  программе должно послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать успешно перейти к следующему этапу художественного обучения. Актуальность и новизна программы состоит в ее направленности на создание условия для развития творческих возможностей ребенка, его фантазии, воображения, изобретательности. Воспитание человека, любящего и понимающего искусство, постепенно осознается важнейшей, приоритетной задачей современного общества.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения данного курса каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.

Учащийся должен:

  1. Знать основные законы композиции
  2. Знать основные правила композиции
  3. Знать приемы и средства композиции
  4. Грамотно и последовательно вести работу над композицией
  5. Применять на практике основные законы и правила композиции
  6. Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом
  7. Применять знания, полученные по живописи, рисунку для создания грамотных композиций

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое  оснащение.

  • Оборудование:
  • Мольберты
  • Табуреты
  • Подиумы
  • Столы

  • Материалы:
  • Бумага разных сортов
  • Гуашь, акварель, пастель
  • Кисти
  • Карандаши (цветные, простые)
  • Тушь, перо
  • Ластик

  • Фонд работ учащихся
  • Фонд методических пособий
  • Наглядные пособия
  • Альбомы по искусству
  • Периодические издания: «Юный художник»


Список литературы.

  1. Алексеев С.С. «О цвете и красках» - М. Искусство 1995 г.
  2. Архейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» - М. 1974 г.
  3. Чернышов О.В. «Формальная композиция» - Минск, Харвест 1999 г.
  4. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция» - М. Просвещение 1978 г.
  5. Шорохов Е.В. «Основы композиции» - М. 1979 г.
  6. Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное. – М.: Советская Россия. - 1961. – 183 с..
  7. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
  8. Сокольникова Н.М. «Основы композиции» Обнинск «Титул» 1996г.
  9.  Журнал «Юный художник»