Программа по предмету "Предмет по выбору.Композиция станковая"
Рабочая программа по предмету « «Предмет по выбору» «Композиция станковая»» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.
Данный курс решает задачу – дать учащимся понятия об основных закономерностях и элементах композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Композиция – это максимально организованная форма, раскрывающая смысл задуманного и строится по законам, правилам, приемам. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmet_po_vyboru.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор МБОУ ДОД УДШИ
Программа по предмету
««Предмет по выбору» Композиция станковая»
г.Удомля, 2014г.
Разработчик преподаватель художественного отделения О.Н. Маркова
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « «Предмет по выбору» «Композиция станковая»» занимает важное место в системе воспитания и образования в ДХШ. Изучение данного предмета важно для разностороннего художественного обучения и эстетического воспитания учащихся. Она способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учащихся.
Данный курс решает задачу – дать учащимся понятия об основных закономерностях и элементах композиции, без знания которых не может быть сознательного подхода к творчеству. Композиция – это максимально организованная форма, раскрывающая смысл задуманного и строится по законам, правилам, приемам. Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.
Каждое из заданий данной программы включает в себя следующие элементы познания:
- Знакомство с основными законами, правилами, приемами композиции.
- Изучение выразительных возможностей тона и цвета.
В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах, рисунках. И должен знать:
- Законы композиции (закон цельности, типизации, контрастов, подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу)
- Правила композиции (передача ритма, симметрия и ассиметрия, выделение сюжетно-композиционного центра, формат и масштаб, статика – динамика, точка зрения и другие)
- Приемы композиции (пространство, колорит)
- Типы композиции (замкнутая, открытая)
- Средства композиции (точка, линия, пятно)
Работа над композицией должна вестись методично, серьезно и последовательно.
В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер, портрет. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, учетом их пространственного мышления. Программа «Предмет по выбору – композиция станковая» тесно взаимосвязана с программой по рисунку, живописи. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению – при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными, «живыми» решениями. В процессе обучения учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами – живописными и графическими – и учатся применять их на практике в своих учебных работах.
Срок реализации программы составляет 132 часа. Занятия по предмету проходят один раз в неделю по 1 часу для детей с 1 по 4 классы.
Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений.
В процессе занятий осуществляются межпредметные связи с другими предметами курса . Важным является развитие таких умений, как умение анализировать, сравнивать, применять знания в новой ситуации, подбирать необходимые материалы и инструменты.
Цель программы – создание механизма развития, реализации творческих способностей детей, психических процессов (воображения, восприятия и т.д.) и самовыражения. Воспитание художественного вкуса.
Задачи программы:
Научить строить композицию в определенной системе и последовательности.
Развивать способность искать, думать, фантазировать. Пользоваться такими понятиями, как ,композиция, образ, знак .
Понимать природу, свойства, значения, изображающего знака в жизнедеятельности человека, общества, мировоззрения.
Учебно-тематическое планирование 1 год обучения.
Кол. часов | Наименование темы |
2 | Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в лесу», «Букет цветов в вазе», «Снегопад». |
4 | Рисование по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка». |
4 | Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг елки»», «День рождения». |
4 | Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем». |
4 | Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина». |
4 | Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад», «Морское дно». |
5 | Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор». |
6 | Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке». |
Всего за год: 33 часа |
Учебно-тематическое планирование 2 год обучения.
Кол. часов | Наименование темы |
4 | Иллюстрация к народной сказке. |
5 | Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей». |
5 | Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке». |
4 | Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я, мама и папа на прогулке». |
6 | Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец». |
5 | Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень». |
4 | Рисунок по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе». |
Всего за год: 33 часа |
Учебно-тематическое планирование 3 год обучения.
Кол. часов | Наименование темы |
5 | Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу реки(озера)». |
6 | Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница». |
4 | Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска». |
4. | Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель» |
8 | Свободная тема. Фигура в пейзаже. |
6 | Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта. |
Всего за год: 33 часа |
Учебно-тематическое планирование 4 год обучения.
Кол. часов | Наименование темы |
6 | Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ». |
4 | Рисунок по представлению «Катание с гор», «Уличный перекресток». |
5 | Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку». |
4 | Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы». |
6 | Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание». |
8 | Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д. |
Всего за год: 33 часа |
Содержание предмета.
1 класс - 33 часа
Знания и умения в области цвета. Освоение пространственных явлений и передача их на плоскости.
1.Тема: Рисование по наблюдению «Мои любимые игрушки», «Первый снег в лесу», «Букет цветов в вазе», «Снегопад».
Цели и задачи: покрытие цветом больших поверхностей и перекрывание цвета цветом, от большого к деталям, заполнение цветом всего листа.
Материалы и оборудование:ф-А3,А2,гуашь.
Часы:2
2. Тема: Рисование по представлению « Цветы и бабочки», «Попугайчики на ветке», «Петушок и курочка».
Цели и задачи: понятие о ярких и нежных ,резких и мягких сочетаниях цветов
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,акварель,восковые мелки.
Часы:4
3. Тема: Композиция «Праздник в небе», «Листопад», «Вокруг елки»», «День рождения».
Цели и задачи: представление об эмоциональной выразительности цвета, цвет и настроение(веселые, нежные, скучные, мрачные цвета)
Материалы и оборудование: ф-А3, гуашь.
Часы:4
4. Тема: Рисунок по воображению : «Птицы летят, звери бегут», «Чайки над кораблем».
Цели и задачи: ориентация на изобразительной плоскости листа(верх, низ, слева, справа)
Материалы и оборудование: ф-А3,А-4,тонированная бумага,гуашь.
Часы:4
5. Тема: Композиция по наблюдению : «Строят новый дом», «Наша школа», «Витрина магазина».
Цели и задачи: освоение изобразительного пространства в горизонтальном и вертикальном направления ,знакомство с основными направлениями(вертикально, горизонтально, наклонно).
Материалы и оборудование: ф-А3,А4,тонированная бумага, палочка ,тушь.
Часы:4
6. Тема: Рисование по представлению «Дождь, лужи, я с мамой иду под зонтиком», «Мы с папой идем на парад», «Морское дно».
Цели и задачи: размещение предметов с сохранением их взаимно пространственного положения(рядом, над, под).
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь.
Часы:4
7. Тема: Рисование по памяти : «Парад на площади», «Зимние каникулы», «Катание с гор».
Цели и задачи: освоение глубины пространства ,понятие наблюдательной перспективы, расположение разноудаленных предметов.
Материалы и оборудование: ф-А3,тонированная бумага, гуашь, восковая пастель.
Часы:5
8. Тема: Рисунок по памяти и по представлению «Башни Кремля», «Наша учительница», «Моя бабушка», «Клоуны в цирке».
Цели и задачи: умение выразить главную мысль в рисунке, выделение главного героя или элемента изображения средствами композиции(крупный план, размещение в центре, внимание к деталям и подробностям).
Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель.
Часы:6
2 класс – 33 часа
Элементы композиции. Форма, пропорции, конструкция предметов. Цвет и освещение. Пространственные явления и передача их на плоскости.
1.Тема: Иллюстрация к народной сказке.
Цели и задачи: равновесие, взаимосвязь ,соподчинение элементов композиции.
Материалы и оборудование: ф-А3,цветной фон, гуашь.
Часы:4
2. Тема: Рисунок по памяти «Море во время шторма», «Штиль», «Ураган», «Бумажный змей».
Цели и задачи: выражение в рисунке покоя или движения за счет определенного порядка расположения элементов изображения, передача эмоционального состояния человека через характер его движений.
Материалы и оборудование: ф-А3,тушь, кисть ,палочка.
Часы:5
3. Тема: Рисование по наблюдению «Старый и новый город», «Большой и маленький дом», «Лошадь с жеребенком», «Кошка с котятами», «Транспорт на улице», «Шофер около машины», «Посуда на полке».
Цели и задачи: видеть и передавать пропорции и размеры предметов в сравнении, индивидуальные различия формы, строения предметов.
Материалы и оборудование: ф-А3,А4,мягкий карандаш, тушь, перо.
Часы:5
4. Тема: Рисование по наблюдению «Моя семья», «Мой друг», «Мама на кухне готовит обед», «Старушка», «Я, мама и папа на прогулке».
Цели и задачи: работа пятном, передача характерных особенностей фигуры человека, выразительность и своеобразие каждой фигуры.
Материалы и оборудование: ф-А3,А4,цв.фон,гуашь.
Часы:4
5. Тема: Рисование по наблюдению «Деревья во время ветра», «Кони на водопое», «Бегущая девочка», «Я качу снежный шар», «На уроке физкультуры», «Балерина», «Акробаты», «Танец».
Цели и задачи: передача изменения формы и пропорций в разных положениях и в движении(наклон, изгиб).
Материалы и оборудование: ф-А3,А4,палочка,тушь,работы учащихся.
Часы:6
6. Тема: Рисунок по наблюдению «Ранняя весна», «Зима», «Золотая осень», «Хмурая осень».
Цели и задачи: холодные -теплые группы цветов, цветовая гамма, характер цветового образа разных времен года.
Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,белила.
Часы:5
7. Тема: Рисунок по памяти «В кукольном театре», «Цветут сады», «Закат солнца», «Сумерки в нашем городе».
Цели и задачи: первоначальное знакомство с понятием «колорит»,поиск гармоничного сочетания цветов.
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,методические пособия.
Часы:4
3 класс – 33 часа
Композиционная организация плоскости.
1.Тема: Рисование по наблюдению ,представлению: «Пейзаж из моего окна», «На нашей улице», «Поездка за город», «Деревня на берегу реки(озера)».
Цели и задачи: освоение плановости пространства, передний, средний и дальний планы пейзажа, использование разных точек зрения :высокий и низкий горизонт.
Материалы и оборудование: ф-А3,акварель,методические пособия, иллюстрации, работы учащихся.
Часы:5
2. Тема: Крупный рисунок по представлению «Хоккеист с клюшкой», «Балерина», «Наездница».
Цели и задачи: развитие чувства равновесия в рисунке при ассиметричном заполнении плоскости.
Материалы и оборудование: ф-А2,цв.фон,гуашь,работы учащихся.
Часы:6
3. Тема: Композиция по наблюдению на темы из жизни детей, села, города «В школе», «Игры детей», «На вокзале», «На остановке автобуса», «В метро», «У газетного киоска».
Цели и задачи: отход от стандартного расположения по центру листа, умение вести продолжительную работу над композицией, используя предварительные наброски, эскизы, умение отбирать нужные объекты для передачи содержания.
Материалы и оборудование: ф-А3,А2,гуашь или акварель с белилами, тушь, палочка, фломастеры, цв. мелки, работы учащихся.
Часы:4
4. Тема: Рисунок по представлению: «Клетка с птицей», «Интерьер комнаты», «Карусель»
Цели и задачи: изучение пространственных явлений в одном предмете.
Материалы и оборудование: ф-А2,карандаш,восковые мелки, акварель, методические пособия.
Часы:4
5. Тема: Свободная тема. Фигура в пейзаже.
Цели и задачи: оригинальность идеи, связь фигуры с окружением.
Материалы и оборудование: ф-А3,гуашь,иллюстрации.
Часы:8
6. Тема: Иллюстрация по выбору «Лев и собачка» Л.Н.Толстого, «Слон и Моська» И.Крылова, «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена, «Мальчик с пальчик» Ш.Перро, «Гулливер в стране лилипутов» Д.Свифта.
Цели и задачи: контрастные по размеру формы, соотношение основных частей и деталей, видение и передача пропорций.
Материалы и оборудование: ф-А3,А2, акварель с белилами, иллюстрации, работы учащихся, методические пособия.
Часы:8
4 класс – 33 часа
1.Тема: Рисунок по наблюдению: «Уборка квартиры», «Ученик отвечает у доски», «Мама на кухне готовит обед», «На занятиях в ДХШ».
Цели и задачи: размещение в закрытом пространстве, явления взаимного пространственного расположения предметов.
Материалы и оборудование: ф-А2,гуашь,цв.мелки.
Часы:6
2. Тема: Рисунок по представлению «Катание с гор», «Уличный перекресток».
Цели и задачи: освоение пространственных явлений посредством изображения движущихся объектов или их траектории в открытом пространстве(трасса слалома, поворот трамвайной линии)
Материалы и оборудование: ф-А2, карандаш, фломастер, тушь, палочка, иллюстрации.
Часы:4
3. Тема: Композиция по памяти, по представлению «Нам разрешили купаться», «Я разбила чашку».
Цели и задачи: выражение настроения и состояния человека через сюжет.
Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,фломастер,работы учащихся.
Часы:5
4. Тема: Композиция «У витрины магазина», «В уголке живой природы».
Цели и задачи: работа над деталями, насыщение большой формы подробностями.
Материалы и оборудование: ф-А2,тушь,перо,акварель,работы учащихся.
Часы:4
5. Тема: Композиция по представлению «Олимпийские виды спорта», «На стадионе», «На уроке физкультуры», «Фигурное катание».
Цели и задачи: знание конструктивных особенностей строения человеческой фигуры, общее представление о механизме работы суставов, плечевого пояса и нижних конечностей.
Материалы и оборудование: ф-А2,акварель,белила,иллюстрации,работы учащихся.
Часы:6
6. Тема: Композиция на историческую тему «Куликовская битва», «Ледовое побоище», «Бородино» и т.д.
Цели и задачи: последовательное ведение работы, сбор материала , эскизирование ,композиционный и колористический поиск, размещение фигур людей на разных планах, сюжетно смысловая компановка фигур , демонстрация полученных знаний и навыков.
Материалы и оборудование: ф-А2,материал по выбору, иллюстрации, методический материал, работы учащихся.
Часы:8
Обучение по данной программе должно послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать успешно перейти к следующему этапу художественного обучения. Актуальность и новизна программы состоит в ее направленности на создание условия для развития творческих возможностей ребенка, его фантазии, воображения, изобретательности. Воспитание человека, любящего и понимающего искусство, постепенно осознается важнейшей, приоритетной задачей современного общества.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения данного курса каждый учащийся должен обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельного создания композиции, выполненной грамотно в соответствии с замыслом.
Учащийся должен:
- Знать основные законы композиции
- Знать основные правила композиции
- Знать приемы и средства композиции
- Грамотно и последовательно вести работу над композицией
- Применять на практике основные законы и правила композиции
- Владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом
- Применять знания, полученные по живописи, рисунку для создания грамотных композиций
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение.
- Оборудование:
- Мольберты
- Табуреты
- Подиумы
- Столы
- Материалы:
- Бумага разных сортов
- Гуашь, акварель, пастель
- Кисти
- Карандаши (цветные, простые)
- Тушь, перо
- Ластик
- Фонд работ учащихся
- Фонд методических пособий
- Наглядные пособия
- Альбомы по искусству
- Периодические издания: «Юный художник»
Список литературы.
- Алексеев С.С. «О цвете и красках» - М. Искусство 1995 г.
- Архейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» - М. 1974 г.
- Чернышов О.В. «Формальная композиция» - Минск, Харвест 1999 г.
- Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. «Композиция» - М. Просвещение 1978 г.
- Шорохов Е.В. «Основы композиции» - М. 1979 г.
- Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты. Издание второе, дополненное. – М.: Советская Россия. - 1961. – 183 с..
- Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
- Сокольникова Н.М. «Основы композиции» Обнинск «Титул» 1996г.
- Журнал «Юный художник»