Рабочая программа по искусству для 9 класса
Рабочая программа для 9 класса по предмету "Искусство", составленная на основе авторской программы Е.Д. Крицкой, Г.П. Сергеевой для 8-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_9_klass.docx | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству для IХ класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская, 2010.
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 1 час в неделю (35 часов общее количество часов) для обязательного изучения учебного предмета «Искусство» на этапе основного общего образования.
Структура документа
Рабочая программа по искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методической литературы , интернет ресурсы, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
-наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
II. Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиции и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Массовые и общедоступные искусства(тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и д.р.) Вкус и мода. Зрелище на службе внушения.
Примерный художественный материал
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и негативных влияний на чувства и сознание человека.
Изобразительное искусство. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Отражение и прославление величия и триумфальных сооружений (триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др.). манипуляция сознанием человека в период 30-50-х годов ХХ в. (архитектура, живопись, плакаты, кино и др.). Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны ( живопись А. Дайнеки, П.Корина, плакаты И.Тоидзе и др.) . Внушающая сила рекламы (рекламные плакаты, листовки, клипы) и настенной живописи (панно, мозаики, граффити)
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действия, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.Возвышенность религиозно-нравствонных идеалов (Литургия, Всенощное Бдение, Месса и др.). Использавание музыки в тоталитарных режимах:от высокой музыкальной классики до массовых жанров (Л.Бетховен, П.Чайковский, А.Скрябин, С.Прокофьев, массовые песни). Значение песен военных лет и песен на военную тему. Музыка к кинофильмам (И.Дунаевский, Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Рыбников и др.) Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке. Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке (В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Макаревич, В.Цой, современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза ( Дж.Гершвин, Д.Эллингтон, Э.Фицджералд, Л.Утесов, А. Цфасман, Л.Чижик и др.)
Литература. Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей XIX-XXI вв. (Л.Толстой, Б.Пастернак, И.Шемелев и др.) Поэзия В.Маяковского. \стихи поэтов-фронтовикой, поэтов -песенников.
Экранные искусства. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х годов ХХ в. экранизация опер, балетов, мюзиклов.
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др. в которых одно и тоже явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровка мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)
Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способность к творчеству. Миф о Касандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказание сложны коллизий ХХ-ХХI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. Предсказание грядущих событий в произведениях «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина, «Большевик» Б.Кустодиева, «Рождение новой планеты» К.Юона, «Черный квадрат» К.Малевича, «Герника» П.Пикассо и др. Предсказания научных открытий в произведениях Р.Делоне, У.Боччони, Д.Балла, Д.Северинии др. Использование иносказаний в живописи символистов (У.Блэйк, К. Фридрих и др.)
Музыка. Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протеста (С.прокофьев, Д.Шостакович, А.Шнитке и др.) Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н.Римский -Корсаков, Э.Артемьев, Э.Денисов, А.Рыбников, В, Галлеев, Ж.-М.Жарр и др.). Авангард в музыке как отражение средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А Шенберг, К.Штокхаузен, Ч.Айвз и др.). Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности.
Литература. Образы фантастики в литературных произведениях Р. Бредбери, братьев Стругацки, А.Беляева, И.Ефимова и др.
Экранные искусства, театр. Образы фантастики в фильмах Х.Райнла («Воспоминания о будущем»), К.Каламбуса («Гарри Поттер»), Л.Бессона («Пятый элемент»), А. Тарковского («Солярис»), В.Левина («Капитан Немо») и др.
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция. (11 часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Арттерапевтическое воздействие музыки. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии,кино и телевидении. Клип, монтаж кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Специфика изображения в полиграфии. Единство стиля в материальной и духовной культуре. Традиции и новаторство в искусстве (по эпохам).
Примерный художественный материал
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций.
Изобразительное искусство. Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи (пример зданий и архитектурных ансамблей, формирующих вид города или площади: Афинский Акрополь, соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и адмиралтейства в Санкт-Петербурге; примеры монументальной скульптуры ( «Гатамеллата» Донотелло, «Медный Всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды идр. Дизайн современной среды (ландшафтный дизайн, интерьер).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. роль музыки в звукововм и «немом» кино. Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики.
Литература. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе (А.Пушкин, Н.гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н.Лесков, Л.Толстой и др.; У.Шекспир, Дж.Свифт, В.Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.). Комические образы, образы иронии, гротеска, шутки в литературе.
Экранные искусства, театр. Выявление эстетической, нравственной и практической направленности в театральных постановках и фильмах: «Доживем до понедельника» С.Ростоцкого, «Мы из джаза» К.Шахназарова, «Шербурские зонтики Ж.Деми, «Человек дождя» Б. Левинсона и др.
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания.
Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной, легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя (8 часов)
Искусство открывает возможность видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства- новый взгляд на старые проблемы
Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека.
Примерный художественный материал
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства, «Рисунок человека» Леонардо да Винчи, эскиз к гравюре «Адам и Ева» А.Дюрера, геометрическое построение фигуры Адама). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М.Эшера. Фотографии и примеры компьютерной графики с простыми и сложными фрактальными формами.
Музыка. Законы музыкальной композиции (миниатюра, произведения крупной формы, виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии), основанные на специфике восприятия человеком окружающих явлений,-примеры знакомой учащимся вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.
Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А.Бородин-химик и композитор, М.Чурленис- композитор, художник и писатель, С.Рихрер — пианист и художник, С.Юдин-хирург, ценитель музыки, А.Эйнштейн — физик-теоретик, скрипач и др.)
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У.Шекспир, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Гоголь, С.Есенин, И.Бунин и др.)
Экранные искусства, таетр. Тврорченское воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма («Гамлет» Г.Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая. «Обыкновенное чудо», «Юнона и авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Страсти Христовы» М.Гибсона и др.).
Исследовательский проект « Пушкин-наше все»-воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театральных постановок, видео- и фотокомпозиций, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
III. Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
IV. Перчень учебно-методической литературы
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
8 | 1 | - | - | Искусство. 8-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д. Критская.-М.: «Просвещение», 2011 . | "Искусство: 8-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений" Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская – М.: «Просвещение», 2014. | 1. Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Уроки искусства: 8-9 классы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. |
Интернет-ресурсы
-Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября»http://art.1september.ru
-Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http://artclassic.edu.ru
-Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного порталаhttp://music.edu.ru
-Портал «Музеи России» http://www.museum.ru
-Архитектура России http://www.rusarh.ru
-Импрессионизм http://www.impressionism.ru
-Искусство в школе: научно-методический журнал http://art-in-school.narod.ru
- Мировая культура в зеркале музыкального искусства» http://www.sonata-etc.ru
-Энциклопедия итальянской живописи http://www.artitaly.ru
-Энциклопедия французской живописи http://www.artfrance.ru
-История мирового искусства http://www.worldarthistory.com
-Медиаэнциклопедия ИЗО http://visaginart.nm.ru
-Виртуальный музей http://www.museum-online.ru
-Лучшие музеи Европы и мира http://www.kontorakuka.ru
-Библейский сюжет http://bs..neofit.ru
-Биография мастеров искусств http://biography.artyx.ru
-Живопись, литература, философия http://www.staratel.com
-Изобразительное искусство. История, стили, художники, картиныhttp://www.arthistory.ru
- Энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru
-Русский портрет. Картинная галерея http://rusportrait.narod.ru
-Слайд-комплект «Стили архитектуры» http://www.cnso.ru/izo/izo16.htm
-Христианство в искусстве http://www.icon-art.info
-Классическая музыка http://www.classic-music.ru
V. Учебно-тематический план
Тема урока | Количество часов | |
1 | Воздействующая сила искусства. | 9 |
2 | Искусство предвосхищает будущее. | 7 |
3 | Дар созидания. Практическая функция. | 11 |
4 | Искусство и открытие мира для себя. | 8 |
Итого: | 35 часов |
VI. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Примечание |
1. Воздействующая сила искусства | 9 часов | |
1 | Искусство и власть. Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. | |
2 | Искусство и власть. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Манипуляция сознанием человека в период 30-40х годов ХХ в. Использование музыки в тоталитарных режимах: от классики до массовых жанров (Л.Бетховен, П.Чайковский, А.Скрябин и др.) | |
3 | Искусство и власть. Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуалы, народные обряды) Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов. | |
4 | Какими средствами воздействует искусство? Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной войны (живопись А.Дайнеки, П.Корина, плакаты И.Тоидзе и др.). Значение песен военных лет и песен на военную тему. Стихи поэтов-фронтовиков. | |
5 | Какими средствами воздействует искусство?Многообразие направлений в современной эстрадной отечественной и зарубежной музыке.Протест против социального строя в авторской песне, рок-музыке (В.Высоцкий, Б.Окуджава,В.Цой и др.) | |
6 | Храмовый синтез искусств. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях(триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. | |
7 | Храмовый синтез искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. Основные библейские сюжеты и их трактовка в произведениях поэтов и писателей ХIХ-ХХI (Л.Толстой,Б.Пастернак, И.Шмелев и.др.) | |
8 | Массовые и общедоступные искусства(тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и д.р.) Вкус и мода. Фотография как способ отражения действительности. Цифровое фото. .Современное телевидение и его потенциал | |
9 | Синтез искусств в кино и на телевидении. Зрелище на службе внушения.Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50х годов ХХ в. Музыка к кинофильмам (И.Дунаевский, Д.Шостакович, С.Прокофьев и др.) | |
2. Искусство предвосхищает будущее | 7 часов | |
10 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способность к пророчеству. | |
11 | Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?Миф о Касандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Образы фантастики в литературных произведениях Р.Брэдбери,братьев Стругацких и др. | |
12 | Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Работы К.Петрова-Водкина, Б.Кустодиева, К.Малевича и др. | |
13 | Художественное мышление в авангарде науки. Предсказание сложны коллизий ХХ-ХХI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. | |
14 | Художественное мышление в авангарде науки. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | |
15 | Художник и ученый. Предсказание научных открытий в произведениях Р.Делоне, У.Боччони Д.Балла и др. | |
16 | Художник и ученый. Использование иносказаний вживописи символистов (У.Блэйк, К.Фридрих идр.) | |
3. Дар созидания. Практическая функция | 11 часов | |
17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи | |
18 | Архитектура исторического города. Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др | |
19 | Архитектура современного города: планировка и строительство городов. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Монументальная живопись и декоративная скульптура. | |
20 | Специфика изображений в полиграфии. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика. | |
21 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. | |
22 | Декоративно-прикладное искусство. Народное искусство как культурно-историческая память предшествующих поколений, основа национальных профессиональных школ. Специфика языка народного искусства, взаимосвязь с природой и бытом. | |
23 | Музыка в быту. Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности . Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. | |
24 | Массовые и общедоступные искусства. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. | |
25 | Изобразительная природа кино. Средства художественной выразительности в киноискусстве. Создание фильма как коллективно-творческий процесс. Клип, монтаж в кино. | |
26 | Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Роль музыки в звуковом и «немом» кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики. | |
27 | Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. | |
4. Искусство и открытие мира для себя | 8 часов | |
28 | Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства- новый взгляд на старые проблемы. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. | |
29 | Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и искусства А.Бородина, М.Чурлениса, С.Рихтера, В.Наумова, С.Юдина, А.Эйнштейна, Л.да Винчи и др. | |
30 | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Геометрические построения в искусстве, примеры золотого сечения в разных видах искусства (А.Дюрер, Л.да Винчи) | |
31 | Вопрос к себе как первый шаг к творчеству. Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. | |
32 | Творческое воображение режиссера, как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма. Фильм Г.Чухрая «Баллада о солдате», М.Захарова «Юнона и Авось» и др. | |
33 | Литературные страницы. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У.Шекспир, А.Пушкин,М.ЛермонтовС.Есенин,И.Бунин и др.) | |
34 | Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека. Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | |
35 | Компьютерная графика как область художественной деятельности, ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Создание компьютерной презентации. Фотографии и примеры компьютерной графики с простыми и сложными фрактальными формами |