6 класс, урок №25
Предварительный просмотр:
Урок 25.
Тема: Великие портретисты прошлого.
Цель:
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- Создание условий для эмоционального восприятия произведений Великих портретистов.
- Обобщения знаний и умений по теме «ПОРТРЕТ».
- Совершенствования навыков изображения лица человека.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Сообщение темы и цели урока.
- Изучение нового материала:
- И. Н. Крамской «Неизвестная».
- В.П.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной.
- Оценки за урок.
Этапы урока:
1. И. Н. Крамской «Неизвестная»
В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Н.Н.Крамского с изображением красивой темноволосой дамы. Холст получил название «Неизвестная».
Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она, эта неизвестная?
Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».
Блок. Незнакомка.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе. Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты. Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало? «Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».
2. В.П.Боровиковский. Портрет М.И.Лопухиной.
Я.Полонский. «К портрету М.И.Лопухиной».
Она давно прошла – нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень, любви и мысли – тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела.
И будет взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить – страдать – прощать – молчать…»
Это стихотворение Я. Полонского «К портрету М.И.Лопухиной». Оно может служить эпиграфом ко всему творчеству В.Боровиковского.
Портрет М.И.Лопухиной признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.
Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.
Ритмы спокойны – контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев васильков, роза наклонена также, как голова девушки.
Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передаёт он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.
Итог урока.
Домашнее задание: подробное описание портрета любимого художника.
Портрет М.И.Лопухиной
Владимир Боровиковский Портрет неизвестной. Картина Ивана Крамского