РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ 5 КЛАССА
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика предмета
3. Содержание программы (структура курса)
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
5. Результаты освоения учебного предмета
6. Список учебно - методической литературы
7. Учебно – тематический план
8. Тематический план изобразительное искусство 5 класс
9. Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_5_klassa.doc | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 г. Брянска»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей Протокол № от « » 201 г. | Согласовано Заместитель Директора по УВР « » 201 г. | Утверждаю Директор школы
Приказ № от « » 201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель Селезнева Снежанна Сергеевна
1. Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
Рабочая программа для 5 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013) . Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ / -М. : Вентана – Граф, 2013.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Данная рабочая программа составлена на основе программы по изобразительному искусству, которая разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Общее число учебных часов за четыре года обучения – 140, по 35 часов в год (1 час в неделю).
Цели и задачи курса
Цель уроков изобразительного искусства в основной школе:
- Реализация фактора общего и эстетического развития учащихся.
- Формирование целостного, гармоничного восприятия мира.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства.
- Развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов.
- Освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления.
- Активация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве.
Задачи изучаемого предмета «Изобразительное искусство»:
- Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству потребности проявить себя в нем, формирование художественных и эстетических предпочтений.
- Развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии.
- Освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и дизайна; приемов работы с различными художественными материалами.
- Овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями.
2. Общая характеристика предмета
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
3. Содержание программы (структура курса)
Человек, природа, культура как единое целое (4 ч.)
Природа и человек. Искусство. Пейзаж. Ландшафт. Виды искусства.
Природа и художник. Пейзаж.
Человек — природа — культура. Композиция. Гармония.
Пространство и время. Многомерность мира. Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.
Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 ч.)
Зодчество. Форма. Масштаб. Фактура. Тектоника. Симметрия.
Образы старинной архитектуры. Техника цветной графики.
Конструктивные особенности архитектуры. Куб. Призма. Сочетание разных геометрических форм.
Объёмные формы в изобразительном искусстве. Законы перспективы. Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки.
Штрих в изобразительном искусстве. Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка. Сангина.
Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Предметная плоскость. Формат листа. Равновесие. Тональная растяжка. Натюрморт из геометрических тел.
Перспектива в открытом пространстве. Линейная перспектива.
Путешествие в мир искусства Древней Греции (5 ч.)
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Угол зрения. Скульптор. Гончар. Ювелир. Архитектор. Портной. Живописец.
Мифы Древней Греции. Античные чудовища. Хаос.
Скульптура Древней Греции. Канон. Скульптура.
Рисуем человека по древнегреческим канонам. Пропорции фигуры человека. Техника работы от «пятна».
Чернофигурные вазы Древней Греции. Роспись чернофигурной вазы. Глина. Керамика.
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 ч.)
Славянские мифы о сотворении мира. Создание — стелы, в основе которой фигура человека.
Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Мифологические сюжеты. Святогор — гора.
Былинный образ Русской земли. Бескрайние просторы Древней Руси. Вид с высоты птичьего полёта. Цветной подмалевок.
Илья Муромец и Соловей-разбойник. Динамика. Выразительные возможности силуэта.
Народный костюм. Головной убор. Портрет девушки в русском национальном головном уборе. Кокошник.
Народный костюм. Одежда. Народный костюм: мужской и женский.
Народные праздники. Святки. Колядки. Маска к народному празднику - Святки.
Масленица. Многопрофильная композиция. Макет трёхгранной свечи-фонарика.
Народное декоративно-прикладное искусство (10 ч.)
Этнографический музей. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве.
Печные изразцы. Изразец в объёме с рельефным изображением.
Расписывание изразцов. Печь в интерьере дома. Стека. Способ «налепливания».
Прядение — вид народного ремесла. Прялки разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых. Веретено. Пряслица.
Прялка. Виды прялок.
Кукла как часть народной культуры. Русский народный костюм.
Делаем куклу-«закрутку». Тряпичная кукла - «закрутка» народных мастеров.
Ткачество как вид народного искусства. Создание эскизов рисунка ткани. Узорные ткани.
Вышивка. Эскиз рушника. Ритм узора.
Лоскутное шитьё. «Лоскутное одеяло». Цвет. Контраст.
Проекты и исследования (1 ч.)
Великие имена в искусстве. Творчество художников А.Г. Венецианов, Поль Сезанн, Поль Гоген, Н.К. Рерих, П.П. Кончаловский.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа полностью соответствует требованиям «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству (2010 г.). Авторы Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013). Учебно – методический комплект рекомендован Министерством образования РФ / -М. : Вентана – Граф, 2013.
В соответствии с учебным планом для основного общего образования. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебных недель).
5. Результаты освоения учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Личностные УУД
1. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.
2. Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.
3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
4. Формирование духовных и эстетических потребностей.
5. Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности.
6. Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала.
7. Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
8. Обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
4.Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
5.Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ.
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных универсальных учебных действий (УУД).
Нацеленность обучения ИКТ отражена в календарно-тематическом планировании. ИКТ - технологии будут использоваться на всех этапах, как при подготовке урока, так и в его процессе: при объяснении, закреплении, повторении, систематизации. Преимуществами использования ИКТ является: индивидуализация обучения.
Особое внимание при реализации данной рабочей программы будет уделено формированию проектного мышления как ключевой компетентности.
6. Список учебно - методической литературы
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 5-9 классы. Авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, В.И. Колякина, Л.В. Неретина, Г.А. Поровская М., Просвещение, 2010 год – 72 стр.
2. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. Изобразительное искусство. Интегрированная программа 5-8(9) классы, М., Вентана-Граф, 2013 год – 200 стр. (ФГОС Алгоритм успеха).
3. Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс, М., Вентана-Граф, 2012 год – 204 стр.
4. Методические рекомендации/Е.А.Ермолинская.-М.:Вентана-Граф,2014.-80 с.; Учебник: Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова «Изобразительное искусство» 5 класс. ФГОС. Вентана-Граф,2013.
7. Учебно – тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во часов | Вид занятия | Виды деятельности | Формы и методы контроля |
Раздел 1.Человек, природа, культура как единое целое. | 4 | ||||
1.1 | Тема 1. Природа и человек | 1 | Урок изучения нового материала | Изображение на плоскости. | упражнение |
1.2 | Тема 2. Природа и художник | 1 | Комбинированный урок | Изображение на плоскости. | опрос |
1.3 | Тема 3. Человек — природа — культура | 1 | Изучение нового материала | Изображение на плоскости и в объеме. | упражнение |
1.4 | Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Изображение на плоскости. | Индивидуальные карточки |
Раздел 2.Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве | 7 | ||||
2.1 | Тема 5. Зодчество | 1 | Комбинированный урок | Изображение на плоскости, работа за компьютером. | Тест, упражнение |
2.2 | Тема 6. Образы старинной архитектуры | 1 | Комбинированный урок | Работа на плоскости с натуры. Обсуждение результатов коллективной работы. | Творческая работа |
2.3 | Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры | 1 | Комбинированный урок | Работа на плоскости по памяти и представлению. | упражнение |
2.4 | Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве | 1 | Урок формирования новых знаний | Работа на плоскости с натуры. Работа с учебником. | упражнение |
2.5 | Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве | 1 | Урок применения знаний на практике | Работа в объеме и на плоскости. | Практическая работа |
2.6 | Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) | 1 | Урок повторения, обобщения | Работа на плоскости с натуры. | упражнение |
2.7 | Тема 11. Перспектива в открытом пространстве | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Работа на плоскости по представлению. | Творческое задание |
Раздел 3.Путешествие в мир искусства Древней Греции | 5 | ||||
3.1 | Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | 1 | Урок формирования новых знаний | Восприятие явлений действительности и произведений искусства. | тест |
3.2 | Тема 13. Мифы Древней Греции | 1 | Урок применения знаний на практике | Работа в объеме. | Практическая работа |
3.3 | Тема 14. Скульптура Древней Греции | 1 | Урок обучения умениям и навыкам | Работа в объеме. | упражнение |
3.4 | Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам | 1 | Урок формирования новых знаний | Работа в объеме и пространстве. Коллективная работа. | упражнение |
3.5 | Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции | 1 | Урок повторения, обобщения | Работа на плоскости- декоративно-прикладная деятельность. | опрос |
Раздел 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | 8 | ||||
4.1 | Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира | 1 | Урок изучения нового материала | Работа в объеме по воображению. | упражнение |
4.2 | Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | 1 | Комбинированный урок | Работа в объеме. Поиск информации в Интернете. | Практическая работа |
4.3 | Тема 19. Былинный образ Русской земли | 1 | Комбинированный урок | Коллективная работа на плоскости. Обсуждение результатов коллективного творчества. | упражнение |
4.4 | Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник | 1 | Урок формирования новых знаний | Работа на плоскости. Изучение художественного наследия. | Творческая работа |
4.5 | Тема 21. Народный костюм. Головной убор | 1 | Урок изучения нового материала | Работа в смешанной технике-декоративно-прикладная деятельность. | Индивидуальная работа по карточкам |
4.6 | Тема 22. Народный костюм. Одежда | 1 | Урок применения знаний на практике | Изучение художественного наследия. Работа в смешанной технике-декоративно-прикладная деятельность. | Практическая работа |
4.7 | Тема 23. Народные праздники. Святки | 1 | Урок изучения нового материала | Работа в объеме- декоративно-прикладная деятельность. | Творческая работа |
4.8 | Тема 24. Масленица | 1 | Урок повторения, обобщения | Работа на плоскости и объеме. | Творческая работа |
Раздел 5. Народное декоративно-прикладное искусство | 10 | ||||
5.1 | Тема 25. Этнографический музей | 1 | Урок изучения нового материала | Графическая работа по памяти. | упражнение |
5.2 | Тема 26. Печные изразцы | 1 | Урок обучения умениям и навыкам | Работа в объеме. Подбор иллюстративного материала к теме. | Практическая работа |
5.3 | Тема 27. Расписывание изразцов | 1 | Урок формирования новых знаний | Коллективная работа. | упражнение |
5.4 | Тема 28. Прядение — вид народного ремесла | 1 | Урок формирования новых знаний | Работа на плоскости. Восприятие явлений действительности и произведений искусства. | упражнение |
5.5 | Тема 29. Прялка | 1 | Комбинированный урок | Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность. | Творческая работа |
5.6 | Тема 30. Кукла как часть народной культуры | 1 | Комбинированный урок | Работа на плоскости. Поиск информации в Интернете. | упражнение |
5.7 | Тема 31. Делаем куклу - «закрутку» | 1 | Урок применения знаний на практике | Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность. Работа со схемами. | Практическая работа |
5.8 | Тема 32. Ткачество как вид народного искусства | 1 | Урок изучения нового материала | Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность. | упражнение |
5.9 | Тема 33. Вышивка | 1 | Урок формирования новых знаний | Работа на плоскости – декоративно-прикладная деятельность. | Индивидуальная работа по карточкам |
5.10 | Тема 34. Лоскутное шитьё | 1 | Урок повторения, обобщения | Работа с материалом – декоративно-прикладная деятельность. | упражнение |
Раздел 6. Проекты и исследования | 1 | ||||
6.1 | Тема 35. Великие имена в искусстве | 1 | Урок контроля и проверки знаний | Восприятие явлений действительности и произведений искусства. | Беседа кроссворд |
8. Тематический план изобразительное искусство 5 класс
№ п/п | Раздел | Общее кол-во часов | Виды деятельности ученика |
1 | Человек, природа, культура как единое целое | 4 | Сформировать представление о взаимодействии человека, природы и культуры. Осмысливание взаимосвязи «природа - человеку, человек – природе». |
2 | Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве | 7 | Обучение средствам художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема, пространства и перспективы, погружение в специфику и историю изобразительного искусства, чему способствует выполнение творческих заданий, направленных на освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи «материал-форма-цвет-практическая значимость вещи (предмета)». Предметная среда рассматривается как особое, личное, определенным образом организованное пространство каждого человека. |
3 | Путешествие в мир искусства Древней Греции | 5 | Сформировать представление об особенностях искусства Древней Греции. Обучение нравам, привычкам, нравственным устоям, национальным и религиозным традициям, своеобразию ландшафта. |
4 | Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | 8 | Формирование мировосприятия и мировоззрения русской культуры. Научить традиционным народным творчествам Былинной Руси. Познакомить с былинами и сказаниями, ставшими основой развития в русской культуре искусства. |
5 | Народное декоративно-прикладное искусство | 10 | Развитие представлений о целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства, смысловой и образной связи во всём народном искусстве. |
6 | Проекты и исследования | 1 | Уметь понимать произведения искусства через осмысливания взаимосвязи природы и человека. |
9. Календарно - тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5 класс
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | |||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | Домашнее задание | Кол-во часов | Дата | ||
Раздел 1: Человек, природа, культура как единое целое (4 ч.) | |||||||
1 | Природа и человек. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Изобразительная плоскость и графическая грамота. в) графическая композиция «Мой любимый уголок природы» Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт) | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; | Композиция в технике акварели, на тему: «Мой любимый уголок природы». | 1 | |
2 | Природа и художник. | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве. Графические иллюстрации на темы по выбору: Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | Создать иллюстрацию к стихам в технике цветной графики. | 1 | |
3 | Человек — природа — культура. | Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе». Создание пейзажей на темы: покорение гор, спуск на лодках по реке, сплав деревьев по бурной реке, оригинальные строения (архитектура и пейзаж). | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности. | Композиция о красоте и гармонии в природе. | 1 | |
4 | Пространство и время. Многомерность мира. | Развитие фантазии и воображения. Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира .Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество. Сочинение легенд о происхождении мира и земли в стиле былин и преданий, существующих у разных народов, создание иллюстраций к ним. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника. | Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. | В технике аппликации состав композицию из элементов геометрической формы. | 1 | |
Раздел 2: Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 ч.) | |||||||
5 | Зодчество. Графическая композиция: «эскиз космического комплекса на Луне или Марсе». | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся .Графическая композиция: в) подборка архитектуры разных форм с использованием средств ИКТ. Выбор понравившейся архитектуры, выполнение зарисовки составляющих её геометрических форм в графике с обозначением разным цветом (сближенные цвета). | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Зарисовка сооружения архитектуры в графической технике. | 1 | |
6 | Образы старинной архитектуры. Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики. | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села). Проведение исследований по истории старых зданий города, села, деревни, в которых проживают учащиеся. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения. Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Предложить проект нового дома на улице старого города с условием не нарушать общего вида и стиля. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности. | Провести исследование и узнать историю одного из старых зданий своего города, выполнить его зарисовку. | 1 | |
7 | Конструктивные особенности архитектуры. «Сочетание разных геометрических форм». | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар). Геометрические фигуры — основа конструктивной композиции. Дополнить получившееся изображение своими архитектурными элементами. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | Выбрать здание из зарисовок выполненных на предыдущем уроке, определить какие геометрические формы лежат в основе его конструкции. | 1 | |
8 | Объёмные формы в изобразительн искусстве. | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами. Изображение объёмных геометрических форм (куб, параллелепипед) графическими материалами. Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки (применение знаний об изображении объёмных тел). Работа графическими материалами (карандаш). | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей. | Изобразить архитектурный ансамбль из 2-3 зданий, в основе которых лежит куб. Используя законы перспективы. | 1 | |
9 | Штрих в изобразительном искусстве. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы. Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка. Работа шариковой, гелевой ручкой (карандашом, тушью, пером), создание тональной растяжки, состоящей из шести-семи тонов одного цвета. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника. | Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. | Создать тональную растяжку в полосе, состоящей из 6-7 тонов одного цвета. | 1 | |
10 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке .Сочинение натюрморта для литературного персонажа или натюрморта, который можно было бы использовать в сюжетной картине (например, стол героев русских народных сказок, былинных героев). | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. | Натюрморт из геометрических тел. | 1 | |
11 | Перспектива в открытом пространстве. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта. Коллективная работа. Работа на целом листе ватмана. Обозначение линии горизонта и изображение перспективы улицы в технике аппликации из цветной бумаги. Костюмированный портрет авторов композиции в образе жителей древнего города. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | Книга (с. 45) | 1 | |
Раздел 3: Путешествие в мир искусства Древней Греции (5 ч.) | |||||||
12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур. Задание для путешествия в музей: распределить класс на группы для ознакомления с предметами культуры. Найти образцы посуды, украшений, одежды, архитектуры, характерные для этой культуры. В каждой группе выбрать представителя одного из видов искусства (скульптор, гончар, ювелир, архитектор, резчик по камню, живописец), который должен выполнить эскиз изделия, характерного для выбранной культуры. Организация выставки или презентации по подготовленному материалу. Проведение экскурсии для учащихся других классов. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения. | Композиция из 3 предметов, в основе которой лежит круг. | 1 | |
13 | Мифы Древней Греции. | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок» Творческое задание. Соблюдать принцип гармонии художественного материала и художественного образа. Материал — глина или пластилин. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей. | Изобразить в любой технике одного из античных чудовищ. | 1 | |
14 | Скульптура Древней Греции. | Развитие фантазии и воображения. Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии. Создание скульптуры Коры. Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта. Можно вылепить фигурки свидетелей спортивных состязаний: зрителя на трибунах, раба и господина, спешащего в театр, или сценку из жизни воина Спарты. Из вылепленных фигур создать коллективную композицию. Лепка из пластилина способом отсечения лишнего по принципу освобождения образа из каменной глыбы. Стекой нанести детали — глаза, рот, нос, волны волос. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника. | Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | В технике аппликации создать фигуру человека. | 1 | |
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам. | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о греческом каноне изображения человека Древнегреческий канон в изобразительном искусстве. Создание коллективной композиции «Люди за работой», «Пускаем змея», «Собираем конструктор», «Урок физкультуры». | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | Многофигурная композиция «Космонавты в открытом космосе». | 1 | |
16 | Чернофигурные вазы Древней Греции. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение. Роспись чернофигурной вазы. Создание росписи вазы для победителя спортивных игр. Создание орнамента, который использовался для украшения древнегреческих ваз. Передача особого ритма и стилизованного изображения | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. | Роспись чернофигурной вазы. | 1 | |
Раздел 4: Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 ч.) | |||||||
17 | Славянские мифы о сотворении мира. | Развитие фантазии и воображения. Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии. Работа по воображению. Работа в смешанной технике художественного конструирования и лепки рельефа. Работа с использованием рекомендаций и схем, помещённых в учебнике. Использование картона и пластилина. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения. | Создать свой образ вселенной в виде объемной стелы. | 1 | |
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец. Композиция по мифологическим сюжетам. В сети Интернет найти информацию, которая поможет в создании тематической композиции «Богатыри — святые воины» (св. Георгий Победоносец, св. Илья Муромец, св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и др.) В каждом из образов найти то, что их объединяет. В композиции следить за передачей планов на изображении. Выбор точки зрения (сверху на землю, снизу на горы). | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности. | Рисунок к былинному образу «Святогор- гора». | 1 | |
19 | Былинный образ | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.Пейзаж Древней Руси. Беседы и размышления об особенностях Русской земли, её отличии от других стран. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение, формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; | Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Композиция: «Вид былинной Руси с высоты птичьего полета». | 1 | |
20 | Илья Муромец и Соловей-разбойник. | Развитие фантазии и воображения. Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах. Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником. В изображении пейзажа использовать описание в былине места, где живёт Соловей-разбойник. Подчеркнуть в облике Ильи Муромца его необычайную силу. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | Передача динамики в рисунке. | 1 | |
21 | Народный костюм. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»). Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике. Работа в смешанной технике — аппликация, коллаж, графический материал. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. | Придумать и нарисовать форму кокошника. | 1 | |
22 | Народный костюм. Одежда. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)Эскиз крестьянского женского или мужского костюма. Работа в смешанной технике — аппликация и графический материал. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Эскиз крестьянского костюма. | 1 | |
23 | Народные праздники. Святки. | Изготовление маски к народному празднику Святки. Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма. Передавать в маске основные пропорции лица человека (от всей высоты маски 1/3 — лоб, 1/3 — нос, 1/3 — губы и подбородок). Работа в технике коллажа. Можно использовать в работе любые сферические готовые формы из бумаги или пластмассы. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей. | Придумать эскиз маски к празднику Святки. | 1 | |
24 | Масленица. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы. Макет фонарика. Создание иллюстрации к русской народной песне, сказке, былине. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД . Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности. | Многофигурная композиция «Печем блины». | 1 | |
Раздел 5: Народное декоративно-прикладное искусство (10 ч.) | |||||||
25 | Этнографический музей. | Графическая композиция по памяти. Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры. Создание графической композиции после посещения этнографического музея своего города, района. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве — тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице и др.). | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника | Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. | Графическая композиция «Экскурсия в этнографический музей». | 1 | |
26 | Печные изразцы. Создание изразца в объёме с рельефным изображением. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Роль изразца в архитектуре (интерьер). Создание изразца в объёме с рельефным изображением. Создание на изразце сюжетной композиции, помогающей определить род занятий хозяина дома. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Жанровая композиция «У печки изразцовой». | 1 | |
27 | Расписывание изразцов. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов. Печь в интерьере дома. 2. Выполнение сюжетной композиции на тему по выбору: «Вся семья у печи», «Дети играют у печи», «Рукодельницы у печи», «Пекутся пироги», «Греется замёрзший гость» или «Гость с мороза». Напомнить, что в росписи изразца использовали пять основных цветов: белый, жёлтый, синий, зелёный, коричневый. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. | Выполнить из пластилина рельефный изразец. | 1 | |
28 | Прядение — вид народного ремесла. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением. Зарисовки с натуры утвари, хранящейся в региональных музеях. Создание мини-музея в классе. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей. | Создать иллюстрацию к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». | 1 | |
29 | Прялка. Создание эскиза образа Богини-древа. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Связь формы прялки с Мировым древом. Создание эскиза образа Богини-древа, которую можно изобразить на стояке прялки. Использование в работе своих зарисовок декора прялок, выполненных ранее в музее. Использование в работе элементов, символизирующих образ Мирового древа. Работа выполняется графическими материалами (карандаш, фломастер, гуашь и тонкая кисть) на плоскости. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. | Эскиз образа Богини – Древа. | 1 | |
30 | Кукла как часть народной культуры. Создание эскиза куклы (игрушки). | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой. Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Сохранение старых кукол в семье, присутствие в доме кукол народных мастеров декоративно-прикладного искусства. Создание эскиза куклы (игрушки), с которой будут играть дети через 50 лет, или эскиза куклы для себя: куклы-воина, куклы-потешки, куклы-клоуна, куклы-животного и др. Работу выполнять в цветной графике. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение, формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника. | Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Книга (с. 151). | 1 | |
31 | Делаем куклу-«закрутку». Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада. Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. Создать коллективный альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; формирование духовных и эстетических потребностей. | Выполнить по схеме куклу «закрутку». | 1 | |
32 | Ткачество как вид народного искусства. Создание эскизов рисунка ткани. | Развитие фантазии и воображения. Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев). Эскизы рисунков для ткани. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Цветовое решение должно отражать гармоничные сочетания цветов. При желании рисунок ткани можно создавать непосредственно на выкройке одежды. В конце занятия — создание жанровой композиции из выполненных работ. Эскиз лучше выполнять на разлинованной бумаге в клетку. | Регулятивные УУД Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учиться согласованно, работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). | Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. | Книга (с. 159). | 1 | |
33 | Вышивка. | Развитие фантазии и воображения. Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России. Эскиз рушника. Создание эскиза рушника, полотенца или скатерти, в основе которых лежит сюжетная композиция. Предварительную работу можно выполнить в технике компьютерной графики или фломастерами. Графическое и цветовое решение композиции. | Регулятивные УУД Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. | Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала. | Эскиз рушника. | 1 | |
34 | Лоскутное шитьё. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства. Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». Работу выполнять в технике аппликации из цветной бумаги, цветных иллюстраций из старых журналов и т. п. | Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказыв ания собеседников. | Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. | Композиция «Лоскутное одеяло». | 1 | |
Раздел 6: Проекты и исследования (1ч.) | |||||||
35 | Великие имена в искусстве. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству. Беседы, размышления по поводу творчества художников. Общение на языке искусства и по поводу искусства: выразительные средства изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Организация диспута о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства. | Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение, формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника. | Формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения. | Книга (с. 170- 201) | 1 |