«ЦВЕТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ»
Урок по искусству (ИЗО) в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvet_v_proizvedenii_zhivopisi.docx | 51.98 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Солнцевская средняя общеобразовательная школа»
Солнцевского района Курской области
Открытый урок в 6 классе
Подготовила:
учитель искусства (ИЗО)
Фетцова Маргарита Алексеевна
Учебный предмет: искусство (ИЗО)
Класс: 6 «а»
По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского.
Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений «Искусство в жизни человека» Л.А. Неменская, И.Б. Полякова; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2012 г.
Тема | «Цвет в произведениях живописи». |
Педагогическая цель: | Дать представление детям о цвете, как одном из важнейших средств эмоциональной выразительности в живописных произведениях |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | научиться самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений, обретать творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. |
Личностные (ЛР) | - уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Живопись, цветовые отношения, локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический, репродуктивный; фронтальная, групповая и индивидуальная. |
Наглядно-демонстрационный материал | Репродукции картин: И. Э. Грабарь «Осень. Рябина и березы», З. К. Церетели «Цветы», О. Ренуар «Пейзаж в Эстаке», букеты осенних цветов, фотографии осенних пейзажей, осенние композиции букетов, рисунки детей на осеннюю тематику, репродукции картин художников К. А. Коровина «Зимой»; А. И. Куинджи «Ночь на Днепре»; В. И. Сурикова «Боярыня Морозова»; образец педагогического рисунка; таблица «Цветовой круг»; презентация « Цвет в произведении живописи», « Выразительные возможности живописи», музыкальное сопровождение. |
Методическое оснащение урока | Компьютер, проектор, экран, гуашь, кисть, бумага, палитра. |
Структура и ход урока
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия учащихся. | |||
1.Самоопределе ние к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися ,готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. ( 3 мин). | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | ( Под фоновую музыку учитель читает стихи) (Слайд 2 , 3,4,5,6,) Размазан небосвод небрежно кистью. Рисуются в душе слова, Вот слово «радость» у меня А зло, как чёрная гора- – Мир, окружающий нас, удивляет и радует разнообразием цвета. ( Слайд 7) Цвет можно по-разному воспринимать, цветом можно мыслить и конструировать. Цвет – живописное средство, которое делает этот мир неповторимым. Существует такая легенда: однажды в Древней Греции художник по имени Апеллес нарисовал гроздь винограда и оставил картину на террасе. Через некоторое время он заметил, что птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. - О чем говорит эта легенда? С помощью разноцветных красок можно очень живо и точно нарисовать мир! ( Слайд 8 ) Живопись – это вид искусства, в котором цвет играет главную роль. История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека и заканчивается новейшими течениями живописи нашего времени. На протяжении веков техника живописи постоянно совершенствовалась, запечатлевая сложный мир человеческих чувств, тончайшие изменения в природе, философские идеи и фантастические образы. Все это художники передавали с помощью многообразия цвета, живым смешением красок добиваясь богатства оттенков. | Ученики слушают учителя. Отвечают на вопросы. |
3. Постановка учебной задачи. (1 мин.) | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | -Какова цель нашего урока? На предыдущих уроках, посвященных рисунку, мы уже говорили о цвете, красках. Но в рисунках цвет был очень скупым, роль его – ограниченной и условной. В живописи же цвет определяет все, здесь он главенствует и расцветает во всю мощь. Надо очень много знать о цвете, чтобы уметь не просто раскрашивать рисунок, а добиваться того, чтобы предметы выглядели правдиво. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства цвета, цветовые отношения, взаимодействия цветовых пятен. | (Ученики слушают учителя. Отвечают на вопросы. Ставят перед собой цель) Проговаривают тему. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4.Изучение нового материала. ( 15 мин.) | Новое знание: Колорит, локальный цвет, цветовые отношения, тон, гармония цвета. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | 1.Понятие о цветовых отношениях. ( Слайд 10 ) Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком и светотенью. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не отчет о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соответствии с этими знаниями, а такая художественная передача цветовой обстановки, какой мы воспринимаем ее в конкретных условиях. ( Слайд 11) Из опыта мы знаем, что огурец зеленый, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их такими красками? И да и нет. Зеленый огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже почти красным (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. | Ученики рассказывают о цвете, участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают цветовую гамму. |
Посмотрите, например, как написан снег в картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». ( Слайд12) Как же удается верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно найденные в картине взаимные отношения цветов. Совсем не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окраской предмета. Художнику не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не совсем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой, так как в ней будут правильно соблюдены цветовые отношения. Именно правильно взятые цветовые отношения лежат в основе реалистической живописи. (Картина В.Сурикова «Боярыня Морозова» знаменита своими гигантскими размерами и была написана художником в 1887г, изображающая сцену из периода церковного раскола в 17 веке. Сюжет был написан, вспоминая своё детство, проведённое в Сибири, где холод и сильные морозы. На данном полотне Суриков представил победоносный образ несломлённой женщины, везущую в острог. В центре картины видна боярыня, богато одетая, в шубе из бархата, которая едет на санях-розвальнях. Её черты лица суровы и бескровны, лихорадочный блеск в глазах, показывает тяжесть его положения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её, а народ сочувствует ей и переживает её трагедию. Некоторые кланяются ей, а некоторые в толпе считают её сумасбродкой. Одетый убого и грязно, юродивый, провожает женщину с жалостью. Играя на контрасте разных судеб, художник изобразил в толпе обутых и одетых горожан, одетого в убогое и грязное одеяние юродивого, провожающих боярыню в последний путь. Среди персонажей картины, художник изобразил себя в роли странника, скитающегося по сёлам и городам. Справа возле Морозовой её провожающая сестра, покрытая белым платком с вышивкой, одухотворённая повторить аналогичный поступок. На картине много русского народа, среди которых недовольные и сочувствующие её поступком, злорадно смеющиеся ей в след. Замечательно выражено ощущение природы: глубокий след оставленный от полозьев на рыхлом снегу, влажный зимний день, грязный снег.Эту картину с униженной раскольницей боярыней Морозовой, художник представил в победоносном образе не сломленной женщины, давая зрителю прочувствовать весь трагизм этого действия, ощутить ту нелёгкую судьбу русского глубоковерующего народа. Картина была приобретена за 25 тыс. рублей в 1887г, где и находится и сейчас.) На наше восприятие цветов, на образование живописного, «обусловленного» цвета решающим образом влияют освещение, расстояние (воздушная прослойка) и цветовая среда, то есть соседство разноокрашенных предметов. Так, в условиях очень интенсивного освещения, например в яркий летний полдень, на освещенных местах цвета теряют свою насыщенность – выбеливаются, обесцвечиваются. В пасмурную погоду или в тени цвета, наоборот, обретают свою насыщенность, и наш глаз воспринимает гораздо больше цветовых переходов и оттенков. Иногда начинающие живописцы не понимают этого и делают наоборот – то, что находится в сильном свету, пишут самыми яркими красками, а в тенях применяют для затемнения черную краску. «Весь секрет ... живописи, -говорит Б. Иогансон, – в тенях и полутенях (полутонах)... Тени и полутени – это тот «аквариум» живописи, из которого будут выплывать золотые и серебряные «рыбки» света». Кроме освещения, на восприятие цветов влияет расстояние, воздушная прослойка. Воспринимаемые нами цвета предметов определяются еще и отраженными лучами-рефлексами, которые предметы посылают друг на друга. Эти перекрещивающиеся потоки сильных и слабых, больших и малых рефлексов, которые как бы пронизывают и окутывают все, создают особую цветовую среду, некий общий цветовой строй. Такой общий цветовой обмен картины, когда все ее красочные сочетания стремятся к единой, целостной, гармонической слаженности и жизненной правдивости, называется в живописи колоритом. 2. Беседа о колорите. ( Слайд 13) Вспомните, что называют колоритом. На протяжении истории развития мирового искусства сложились разные системы цветопередачи, но все они основаны на системе смешения цветов, согласно которой все цветовое богатство природы возникает в результате смешения семи основных цветов спектра. Но художник пользуется не семью, а гораздо большим количеством красок. Почему? Дело в том, что в живописи важно не только точно передать цвет предмета, но и сделать его элементом новой художественной формы. Художник пользуется цветом в качестве композиционного фактора, применяет его как вспомогательное средство образной характеристики. Общее цветовое решение картины называется колоритом. Колорит (лат. color – цвет) – система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. Закономерное сочетание цветов помогает глубже выразить замысел художника, передать его настроение, богатство и красоту окружающего мира, раскрыть внутренний мир персонажа. Одним из средств передачи является прием валёра (от франц. valeur – буквально цена, ценность) – передача последовательной градации света и тени в пределах какого-либо цвета. Его применение позволяет тоньше и богаче показать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов. Одна происходит от традиций средневекового искусства и основана на применении системы из ограниченного количества цветов. При этом каждый цвет несет и определенную систематическую нагрузку. Например, красный означает мученическую смерть, зеленый – надежду, синий – божественную чистоту. Носителем этой традиции является, например, иконопись. Для второй характерно стремление как можно ярче, точнее и полнее передать цветовую картину мира с использованием тона, приема валёра и рефлексов. Для обогащения колорита используется также лессировка – нанесение тонких или полупрозрачных слоев краски для достижения нужной интенсивности цвета.( Слайд 14) Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые, фиолетовые). По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряженным, по степени насыщенности и яркости цвета – ярким и блеклым, светлым и теплым. Создание колорита – настоящее искусство. Не случайно лучшими колористами всегда были Д. Веласкес, Тициан, В. Суриков, И. Левитан. Вот почему И. Крамской говорил: «Художник-колорист в настоящем смысле слова находит на палитре именно тот тон и цвет, какой есть в действительности или какой он большему числу людей кажется». 3. Понятие о цветовом тоне (Слайд 15) Звучание и место отдельного цветового тона в колорите произведения зависит от его согласования с другими использованными художником тонами. Цветовой тон – одна из основных характеристик цвета (наряду с цветонасыщенностью), определяющих его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой, лиловый, коричневый» и т. д. Различия в названиях красок в первую очередь указывают на цветовой тон (например, изумрудная зелень, лимонная желтизна). В живописи тоном называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и сообщающий колориту цельность. Краски в тональной живописи подбираются с расчетом на объединение цветов общим тоном. В зависимости от преобладания тех или иных цветов и различий в их сочетаниях тон в картине может быть золотистым, серебристым, теплым, холодным. Во взаимовлияниях тонов большую роль играет принцип цветового равновесия между теплыми и холодными цветами. Соседство теплого и холодного создает интенсивность звучания живописи. Задача живописца и состоит в том, чтобы улавливать различные цвета в ближних и в отдаленных точках картины. Обычно цветовой тон тесно связан и с светотенью. Поэтому для верного восприятия цветовых контрастов важно правильно распределять цветовые переходы по пространству картины.( Обратить внимание на демонстративные рисунки учащихся и найти теплые и холодные тона). 4. Понятие о локальном цвете. Еще одно понятие в цветоведении было введено Леонардо да Винчи в его «Книге живописи». Это – локальный цвет. Локальный цвет – основной и неизменный цвет изображаемых объектов, условный, лишенный оттенков, которые возникают в природе под воздействием освещения, воздушной среды, отражений от окружающих предметов. Использование этого приема видно на примере пейзажей, включаемых Леонардо да Винчи в свои картины на заднем плане. Локальный цвет отличается статичностью и точным согласованием по цвету с колоритом картины. Применение локального цвета характерно для изобразительного искусства средневековья, раннего Возрождения и классицизма. На сочетании нескольких локальных цветов строили колорит своих картин художники-романтики (Э. Делакруа, О. А. Кипренский и др.) – Использовали этот прием и русские художники-жанристы, например В. Г. Перов, часто изображавший в своих картинах пейзаж. 5. Понятие о цветовой гармонии. (Слайд 16) Важнейшая задача художника, использующего цвет, – найти наиболее эффектные гармонические цветовые сочетания. Взятые цвета могут сочетаться красиво (гармонично) или некрасиво (дисгармонично). ( Сообщение учеников о гармонии цвета ) ( Слайды 17) Цветовые гармонии – это комбинации немногочисленных цветов, расположенных в определенном порядке. Рассмотрим примерные схемы гармонических сочетаний цветов: 1) двухцветная гармония – сочетание противоположных в цветовом круге цветов. Такое сочетание несколько грубовато, контрастно, уместно только в плакате; 2) трехцветная гармония – цветовой круг делится точно на три части. Взяв любой один цвет, находят к нему два других; 3) четырехцветная гармония – круг делится на четыре части. Из четырехцветной и трехцветной гармонии могут быть взяты не все цвета, а только любые два-три. Их сочетание будет также гармоничным. Вот некоторые практические рекомендации: ( Слайды 18) а) лучшие цветовые сочетания – в больших интервалах по цветовому кругу; б) более интенсивные цвета при сочетании с менее интенсивными надо брать в меньших количествах (по площади пятна); в) хроматические цвета могут сочетаться с ахроматическими: теплые – лучше с темно-серыми, холодные – лучше со светлосерыми. ( Слайд 19) ( Обратить внимание на демонстративные рисунки учащихся и найти ахроматические тона). Однако не надо забывать, что законы цветовых гармоний относительны. Их применение корректируется множеством конкретных обстоятельств, и они не могут считаться раз и навсегда установленными для всех случаев. При работе красками следует учитывать еще одно интересное явление, называемое пространственным отношением цветов. Установлено, что некоторые цвета в соседстве с другими кажутся нам или выступающими вперед, или отступающими назад. В основном выступающими воспринимаются теплые, светлые и насыщенные цвета, отступающими – холодные, темные и ненасыщенные. Надо оговориться, что в каждом конкретном случае играют роль характер и величина пятен, контур и другие обстоятельства. Все эти и многие другие свойства используются живописцем. Картина не имеет реальной глубины – она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения. Электрический свет (ламп накаливания) по сравнению с естественным содержит значительно больше желто-оранжевых лучей, что заметно сказывается на нашем восприятии цветов. При этом освещении все цвета приобретают оранжевый оттенок: красные становятся еще более оранжевыми и насыщенными, холодные же – фиолетовые и голубые – теряют насыщенность, сереют, темнеют. Желтые цвета светлеют, кажутся более бледными. Вследствие этого живописные работы, выполненные при электрическом свете, днем могут оказаться слишком желтыми. 6. Беседа по картине К. А. Коровина «Зимой». ( Слайды 20) Чем больше мы вглядываемся в картину, тем полнее воспринимаем ее художественные особенности, глубже проникаем в ее содержание. Даже произведения, с которыми мы познакомились, занимаясь еще в младших классах, не раскрыли нам пока всех своих секретов, не всегда нами глубоко поняты. Рассмотрим, например, картину Константина Алексеевича Коровина «Зимой» с учетом новых знаний. Прежде чем мы посмотрим на эту картину, нужно отметить, что главным в творчестве К. А. Коровина является колорит. «Природа наделила его исключительным глазом колорита, – вспоминал о своем учителе художник Борис Владимирович Иогансон. – Что бы он ни писал: жаркое солнце юга или серенький денек нашей русской природы – везде, во всем его живопись соткана, если можно так выразиться, из драгоценнейших находок, заключающихся в тончайших и тончайших красочных соотношениях, характеризующих живое». Картина К. А. Коровина «Зимой» сыграла важную роль в русской пейзажной живописи конца XIX века. Чем же так примечательно это небольшое произведение? Сюжет у него самый незатейливый: белое зимнее утро. Все бело – небо, снег. Но обратили ли вы внимание на снег? Это не положенная на холст белая краска. Это цвет, имеющий множество оттенков. Серые бревна избы, изгородь, цвет дуги, бархат шерсти лошади, рефлексы (отсветы, блики) снега на санях. Эти цветовые соотношения стали особой эстетикой русского зимнего пейзажа. Что вы можете сказать о колорите данной картины? Цветовом тоне? Знакомство с основными предметами народного быта: ковши, прялки, солоница, хлебница, рубель. Знакомство с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о каждом из них: предназначение и украшение. Разбор конструкции прялки, ее украшение | Ученики анализируют цветовую гамму, выбранную художником. Рассказывают о колорите, цветовом тоне, | |||
5. Актуализация знаний учащихся. Постановка творческой задачи. (3 мин.) | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | ( Слайды 21) Предположим, мы задумали нарисовать рисунок осеннего букета. Прежде всего нужно решить: о чем этот рисунок расскажет, какие навеет настроения, то есть ответить на вопрос, зачем он создается. Здесь придется поразмышлять о многом: будет ли картина радостной или грустной, создаст ли в душе зрителя образ яркой или хмурой осени, поведает ли о роскошных цветах или об осенних листьях и т. д. Как скомпоновать букет? Определить, сколько в нем будет растений и какого цвета? Какова форма каждого в отдельности цветка и форма всего букета? Это сложно. Можно подобрать букет небрежно или же сделать его изысканным. А может быть, увядшие растения окутать мерцанием пасмурного дня, добавить к ним два – три цветка бодрых, свежих, сияющих чистыми, веселыми красками. Итак, вы составили букет. А теперь нужно решить много других вопросов, связанных с размером и форматом листа бумаги, выбора палитры красок, техники и манеры рисования и т. д. ( Показ презентации ). | Используя шаблон изображение прялки, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
6. Физкультминутка. (1 мин.) | . | Выполните упражнения: Исходное положение – стоя, ноги вместе. Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед. Упражнение повторите 8-10 раз. Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево. Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз. | Ученики выполняют упражнения. | |
7.Практическая работа. ( 20 мин.) | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Выполнить рисунок осеннего букета с разным настроением (работа красками). ( Фоновая музыка)
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимися, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. | Ученики выполняют творческую работу под фоновую музыку. |
8.Итог. Рефлексия деятельности. ( 1 мин) Домашнее задание. (1 мин) | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов | -Что вы сегодня узнали нового на уроке? Что можно сказать об этапах работы? Подведение итога занятия: сравниваем, оцениваем с детьми целостность композиции; выразительность и аккуратность выполнения творческих работ. -собрать информацию по теме; принести репродукцию своей любимой картины, описать ее, проанализировать цветовое и композиционное решение. ( Слайд 23) - | Выставка рисунков. Просмотр и обсуждение выполненных работ. Участвуют в диалоге. Запись домашнего задания в дневник. |