Конспект занятия "Синие цветы гжели"
Конспект открытого занятия "Синие цветы гжели" знакомит детей 8 -10лет с декоративной росписью - гжелью,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._sinie_tsvety_gzheli.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Синие цветы гжели»
Группа 8-10 лет.
Цель:
1.Изучение Гжельской керамики, разнообразия ее посудных форм, особенностей росписи.
Задачи:
1.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к декоративно-прикладному искусству, к Родине, ее истории и культуре.
2.Развивать творческую активность, навыки работы в освоении особенностей росписи.
Оборудование и материалы:
1.Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением.
2.Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров.
3.Художественные материалы: акварель, кисти, бумага, палитра.
Ход занятия
1.Вводная часть.
Дети сидят за столами. На первом столе стоит гжельская керамика, на доске – иллюстрации с ее изображением.
Педагог. Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Ребята, на столе вы видите керамическую посуду с росписью. Как называется эта роспись? (Гжель). Правильно, это Гжельская керамика – изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Это фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
Ребята, какие цвета вы видите в гжельской росписи? (Синие цветы и белый фон).
Да, цвет у гжели бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Ребята, какие элементы вы видите в этой росписи? (Цветы, листья, бутоны). Правильно, а еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите, на этот чайник. Как здесь изображена роза? (крупно, широкими мазками). А на этом бокале? (тоненькой кисточкой). Что вы видите на этом кувшине? (букет из нескольких роз). То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасник. Какие особенности у этого кувшина? (кольцевидная форма, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, на четырех округлых ножках). Кумганы – похожи на квасники, но без сквозного отверстия в корпусе. Ребята, назовите, какую посуду вы здесь видите? ( кувшины, рукомои, кружки-шутихи, блюда, тарелки, фигурки людей и животных, часы и подсвечники).
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
Педагог: А сейчас, ребята, я покажу вам, как нарисовать гжельскую розу (на доске лист А-3).
1.Сначала карандашом рисуем овал, затем с боков добавляем лепестки, дорисовываем центр розы.
2.С двух сторон от розы рисуем листики.
3.Теперь приступаем к работе с красками. Работая акварелью, набираем на кисть побольше синей краски и прокрашиваем нижнюю сторону лепестков. Затем, не промывая кисть, а только добавляя на нее воды, на бумаге рядом с синим цветом накладываем голубой цвет. Центр розы оставляем белым.
4.Листики прокрашиваем мазками ярко синей краской по краям, внутри - светло голубыми мазками, оставляя середину белой. Внутри листика дорисовываем жилки кончиком кисти.
5.Снова набираем синей краски и кончиком кисти дорисовываем тычки (капельки) вверху и внизу розы, а также сеточку внутри.
6.Дорисовываем стебелек и маленькие листики внизу.
Наша роза готова. Ребята, на ваших листах бумаги изображены кувшины, украсьте их красивыми гжельскими цветами или придумайте свой узор. Украсьте им верхнюю и нижнюю части кувшина.
Ребята, не берите много воды на кисточку – узоры получатся размытыми, лишнюю воду с кисточки снимайте о край баночки или на салфетку.
2.Практическая деятельность детей.
(Самостоятельная работа детей)
Физкультминутка.
Давайте отдохнем и проведем физкультминутку.
Попрошу всех ровно встать,
Что скажу – всем выполнять. (Дети встают из-за парт).
Руки кверху поднимите (поднимают вверх руки),
Все вдохните – выдохните (делают вдох и выдох, руки на поясе),
Наклонитесь – разогнитесь (наклоны вперед и назад),
Выпрямитесь – улыбнитесь (выпрямляются и улыбаются),
На «раз-два» – быстро присядьте (делают полуприседание),
«Три-четыре» - снова встаньте (выпрямляются),
Влево-вправо наклонитесь (делают наклоны вправо- влево),
И еще раз потянитесь (поднимают руки вверх и потягиваются).
Все за парты мы садимся,
И к рисунку возвратимся.
(Дети усаживаются за столы и завершают работу).
3.Итог занятия.
Работы вывешиваются на доске. Дети подходят к доске. Просмотр и
- Ребята, что мы рисовали сегодня? Как называется эта роспись? (Гжель).
- Какие цвета используются в гжельской керамике? (Синий, голубой, белый).
- Какие керамические изделия расписывают гжельские мастера? (Кувшины, чайники, квасники, блюда, тарелки, часы).