Конспект занятия "Синие цветы гжели"

Конспект открытого занятия "Синие цветы гжели" знакомит детей 8 -10лет с декоративной росписью - гжелью,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._sinie_tsvety_gzheli.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Синие цветы гжели»

Группа  8-10 лет.

Цель:

        1.Изучение Гжельской керамики, разнообразия ее посудных форм, особенностей  росписи.

Задачи:

        1.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к декоративно-прикладному искусству, к Родине, ее истории и культуре.

        2.Развивать творческую активность, навыки работы в освоении особенностей росписи.

Оборудование и материалы:

        1.Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением.

        2.Схемы-таблицы с изображением гжельских узоров.

        3.Художественные материалы: акварель, кисти, бумага, палитра.

Ход занятия

        1.Вводная часть.

        Дети сидят за столами. На первом столе стоит гжельская керамика, на доске – иллюстрации с ее изображением.

Педагог. Сегодня мы продолжаем разговор  о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

        Ребята, на столе вы видите керамическую  посуду с росписью. Как называется эта роспись? (Гжель). Правильно, это Гжельская керамика – изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.

        Это фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.

        Ребята, какие цвета вы видите в гжельской росписи? (Синие цветы и белый фон).

        

        Да, цвет у гжели  бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

         Ребята, какие элементы вы видите в этой росписи? (Цветы, листья, бутоны). Правильно, а еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

        Самый излюбленный узор – гжельская роза. Посмотрите, на этот чайник. Как здесь изображена роза? (крупно, широкими мазками). А на этом бокале?  (тоненькой кисточкой). Что вы видите на этом кувшине? (букет из нескольких роз). То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

        Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасник. Какие особенности у этого кувшина? (кольцевидная  форма, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком,  на четырех округлых ножках). Кумганы – похожи на квасники, но без сквозного отверстия в корпусе. Ребята, назовите, какую посуду вы здесь видите? ( кувшины, рукомои, кружки-шутихи, блюда, тарелки, фигурки людей и животных, часы и подсвечники).

        Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.

        Педагог: А сейчас, ребята, я покажу вам, как нарисовать гжельскую розу (на доске лист А-3).

        1.Сначала карандашом рисуем  овал, затем с боков добавляем лепестки, дорисовываем центр розы.

        2.С двух сторон от розы рисуем листики.

        3.Теперь приступаем к работе с красками. Работая акварелью, набираем  на кисть побольше синей краски и прокрашиваем нижнюю сторону лепестков. Затем, не промывая кисть, а только добавляя на нее воды, на бумаге рядом с синим цветом  накладываем голубой цвет. Центр розы оставляем белым.

        4.Листики прокрашиваем мазками ярко синей краской по краям, внутри   - светло голубыми мазками, оставляя середину белой. Внутри листика дорисовываем жилки кончиком кисти.

        

        5.Снова набираем синей краски и кончиком кисти дорисовываем тычки (капельки) вверху и внизу розы, а также сеточку внутри.

        6.Дорисовываем стебелек и маленькие листики внизу.

        Наша роза готова. Ребята, на ваших листах бумаги изображены кувшины, украсьте их красивыми гжельскими цветами или придумайте свой узор. Украсьте им верхнюю и нижнюю части кувшина.

        Ребята, не берите много воды на кисточку – узоры получатся размытыми, лишнюю воду с кисточки снимайте о край баночки или на салфетку.

        2.Практическая деятельность детей.

        (Самостоятельная работа детей)

Физкультминутка.

        Давайте отдохнем и проведем физкультминутку.

        Попрошу всех ровно встать,

        Что скажу – всем выполнять. (Дети встают из-за парт).

        Руки кверху поднимите (поднимают вверх руки),

        Все вдохните – выдохните (делают вдох и выдох, руки на поясе),

        Наклонитесь – разогнитесь (наклоны вперед и назад),

        Выпрямитесь – улыбнитесь (выпрямляются и улыбаются),

        На «раз-два» – быстро присядьте (делают полуприседание),

        «Три-четыре» - снова встаньте (выпрямляются),

        Влево-вправо наклонитесь (делают наклоны вправо- влево),

        И еще раз потянитесь (поднимают руки вверх и потягиваются).

        Все за парты мы садимся,

        И к рисунку возвратимся.

        (Дети усаживаются за столы и завершают работу).

        3.Итог занятия.

         Работы вывешиваются на доске. Дети подходят к доске. Просмотр и

обсуждение работ.

- Ребята, что мы рисовали сегодня? Как называется эта роспись? (Гжель).

- Какие цвета используются в гжельской керамике? (Синий, голубой, белый).

- Какие керамические изделия расписывают гжельские мастера? (Кувшины, чайники, квасники, блюда, тарелки, часы).