Программа "Изобразительное искусство и изобразительная деятельность"

Николадзе Светлана Вячеславовна

Программа "Изобразительное искусство и изобразительная деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

дополнительного образования

«Изобразительное искусство и изобразительная деятельность»

                                           

                                                     Составитель  

Педагог дополнительного образования

                                                      Николадзе С.В.                                                                          

                                                       Возраст детей: 7-16 лет

                                                       Срок реализации программы:  1 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ…………………………………………….…………………………….1

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА……………………..……............................................... 3

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН……………………………………………….……9

IV. СОДЕРЖАНИЕ……………………..…………………………………………………….11

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………….……………..16

VI. ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…………...19

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность программы

В современных условиях нашего общества остро и актуально звучит вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания. Ориентация на развитие ребенка определяет основное содержание дополнительного образования, которое осуществляется в целях единого образовательного пространства и способствует решению жизненно важных проблем и направлено на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и формирования социальной адаптации.

данная программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам других, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Через занятия изобразительной деятельностью появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие в семье и школе. Занятия изобразительной деятельностью совершенствуют органы чувств, развивают умения наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать истинное искусство от дешевых подделок.

Развитие воображения и фантазии, пространственного мышления и колористического восприятия способствует раскрытию творческого потенциала ребенка, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические навыки и умения, мои воспитанники получают возможность удовлетворять свою потребность в созидании, реализации своих желаний, создании чего-то нового своими силами.

Художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа, мировой культуре и изучению народных традиций. В нашем Центре регулярно проводятся выставки, на которых воспитанники демонстрируют полученные знания, умения и навыки, выставляя свои работы.

Данная программа имеет художественно-развивающую направленность. В ходе ее освоения дети приобретают практические навыки изобразительного творчества, приобщаются к искусству, познают культуру своей страны и народов других стран. Программа является результатом многолетней работы педагога. Новизна программы  состоит в том, что в процессе обучения дети получают в доступной и увлекательной форме знания о возможностях и приемах работы графическими материалами, правилах работы художественными материалами, о простейших закономерностях  строения формы, предметно- сюжетном рисовании, композиции на плоскости листа,  линейной и воздушной перспективе, декоративной стилизации форм. Приобретают элементарные навыки работы с  бумагой и пластилином. Получают информацию о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Рабочая программа «Изобразительное искусство и изобразительная деятельность» составлена на основе государственной  программы   «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского Б.М., Федеральных государственных стандартов начального общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, с учетом логики подачи материала, задачи формирования у ребенка умения обучаться.

1.2. Научные, нормативно-правовые и методические основания программы

Программа опирается на нормативные документы:

1.3. Практическая направленность программы

Программа ориентирована на  компенсацию недостатков познавательных процессов; формирование правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, положения предметов в пространстве;  обучение детей  умениям выделять существенные признаки; сравнивать , обобщать, планировать свою работу, включение компенсаторных функций у ребенка; приобретение элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисунка с натуры, декоративного рисования; знакомство с отдельными произведениями изобразительного искусства; развитие у детей художественного вкуса, интереса и любви к изобразительному искусству; воспитание трудолюбия, аккуратности, настойчивости в достижении результата и самостоятельности в работе.

     Данная программа не является традиционной, так как предполагает использование специфических приемов и методов работы с учетом индивидуальных возможностей детей с проблемами психофизического и психологического характера.

   Отличительной особенностью программы является  использование на занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в смешанной технике, большое внимание уделяется выполнению работ шариковыми и гелевыми ручками), которые помогут детям преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями их развития.

  Программа построена с включением в темы занятий разнообразных приемов и методик, способствующих формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребенок может, независимо от своих способностей, ощутить себя волшебником, творцом, художником.

Основополагающие принципы, лежащие в основе программы:

  • Принцип гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода
  • Принцип системности - рассмотрения ребенка как целостного, качественного, своеобразного, динамично развивающего субъекта, являющегося частью широкой системы «человек-мир»
  • Принцип реалистичности - учета реальных возможностей ребенка и ситуации, единства диагностических и коррекционно-развивающей работы
  • Принцип деятельного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту
  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.
  • Единство воспитания и образования.
  • Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства.

1.4. Цель:  обучение детей изобразительной грамоте и их активное творческое развитие с учетом индивидуальности каждого ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

1.5. Задачи:

Обучающие:

  • освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (формирование и развитие навыков работы с различными художественными материалами, овладение навыками рисунка, живописи и композиции);
  • освоение первичных знаний о мире искусств, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

Развивающие: 

  • развитие творческих способностей, фантазии, воображения, образного мышления, используя игру цвета, фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;

Коррекционные:

  • Коррекция нарушений познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • Коррекция нарушений психомоторной сферы, мелкой моторики;
  • Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, развитие навыков эмоциональной саморегуляции, снижение эмоциональной напряженности;

Воспитательные: 

  • развитие у детей нравственно-эстетического отношения к действительности;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и  самосозидания;
  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле, уважения к культуре народов.

1.6. Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 16 лет (дети и подростки 5-16 лет с ОВЗ (дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями слуха (слабослышащие), с нарушениями зрения (слабовидящие), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (лёгкой степени выраженности), дети с нарушениями интеллекта (лёгкой степени выраженности)) и с нормативным развитием.

Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы

        возраст участников  (7-14 лет для детей с ОВЗ, 7-14 лет для детей с нормативным развитием);

        выраженная степень интеллектуальных нарушений;

        нарушения поведения, являющиеся противопоказанием к групповой работе.

1.7. Продолжительность программы

Программа  рассчитана  на  1 год обучения.

Форма занятий: групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая. Одним из важных условий достижения результата является индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Коллективные работы находят применение в оформлении кабинетов и помещений Центра.

Форма коррекционно-развивающей работы:  занятие, мастер-класс, выставка.

Продолжительность занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в течение всего учебного года.

Группы формируются по уровню изобразительных умений и навыков.

Индивидуально занимаются социально - дезадаптированные дети. Группа по 2-3 человека: дети с ЗПР, ОНР; по 5-6 человек – развивающая группа.

Прием детей  на занятия осуществляется в сентябре, однако, это не исключает возможности комплектования групп и добора детей в течение учебного года при наличии свободных мест.

1.8. Требования к результатам усвоения программы:

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать определенную терминологию, получат представление о видах и жанрах изобразительного искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами. Каждый ребенок сможет создать свою работу, в которой главным критерием оценки будет не столько его талантливость, сколько его способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.

По окончании первого года обучения учащиеся будут: 

Знать:

  • свойства красок и графических материалов;
  • контрасты форм;
  • основные элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
  • элементарно передавать глубину пространства  на плоскости листа  (ближе, дальше);
  • передавать в композиции сюжет;
  • основные приемы работы с бумагой (складывание, скручивание, вырезание);

Уметь:

  • выполнять работу по заданной инструкции и использовать изученные приемы работы;
  • осуществлять пошаговый контроль своих действий;
  • уметь видеть и воспринимать художественную культуру в жизни;
  • передавать на бумаге форму предметов, настроение в работе;
  • смешивать краски на палитре, получая нужные оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своими замыслами;
  • понимать, что такое пейзаж, натюрморт, композиция, светотень;
  • понимать, что такое композиционный центр, главное, второстепенное изображение, перспектива;
  • работать в группе
  • анализировать результаты собственной и коллективной работы;
  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы.

Личностные и метапредметные результаты обучения:

  • умение организовывать и содержать в порядке свое рабочее место;
  • развитие личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, проявлять интерес к успехам других детей, творчески откликаться на события окружающей жизни)
  • положительно относиться к занятиям изобразительной деятельностью, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формирование нравственных и эстетических чувств, познавательный интерес к предмету.

1.9. Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так ив ходе выполнения итоговых работ.

Оценка деятельности ребенка и анализ выполненной работы осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изученного приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: цветовое решение, композиционное решение, техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных приемов и способов изображения), соответствие рисунка заданной теме, название рисунка.

Особое внимание уделяется выполнению коллективных работ, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Коллективные работы дают возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами  подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.   Обсуждение детских работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные работы применяются в оформлении помещения Центра.  

Основными качественными показателями, свидетельствующими о том, что коррекционно-развивающая работа проводится эффективно, являются:

  • качественные изменения в психоэмоциональном состоянии детей (появился интерес к игровой или учебной деятельности, повысилась самооценка, возросла работоспособность, дети, прошедшие курс занятий, успешнее адаптируются в дошкольных учреждениях и школе);
  • развитие речевой активности и речевого общения;
  • активизация межличностного взаимоотношения «ребенок-родитель» (участие родителей в процессе коррекции, совместное выполнение домашних упражнений с ребенком положительно отражается как на результатах коррекции, так и взаимоотношениях в семье);
  • сами дети отмечают, что использование навыков и умений, полученных на занятиях с педагогом дополнительного образования, помогает справиться со страхом, когда ребенку приходится оставаться дома одному (может себя занять продуктивной деятельностью), помогает побороть застенчивость и неуверенность в себе (эффект достижения).

Для объективной оценки деятельности и результативности ребенка были разработаны листы диагностики и коррекции, где представлены оценки, полученные ребенком, по каждому показателю.

ЛИСТ ДИАГНОСТИКИ

Специалист  п. д. о. «ИЗО»  Ф.И.О. Николадзе С.В.

 Ф.И.ребенка ___________________________ Возраст _________

Дата обследования _____________________

Тесты и методики, используемые в процессе диагностики:

  • «Дом – дерево – человек»
  • «Рисунок на свободную тему»
  • «Моя семья»

Результаты обследования

Показатели

Состояние

Содержание изображения

Характер линии

Нажим

Раскрашивание

Передача формы

Строение предмета

Композиция

Цвет

Регуляция деятельности

Уровень самостоятельности

Творчество

                                                 Подпись ___________________

ЛИСТ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ

Специалист_________________ Ф.И.О.____________________

Ф.И.ребенка ___________________________ Возраст _________

План работы:

  • Обучение графическим навыкам
  • Обучение навыкам владения карандашами, восковыми мелками, гелиевыми ручками, акварельными и гуашевыми красками
  • Обучение правильной передаче формы, пропорции, пространственного положения , цвета предметов
  • Научить правильно строить композицию
  • Научить передаче пространства в рисунке
  • Развивать творческий потенциал
  • Пробудить художественный интерес к окружающему миру

Результаты коррекционной работы:

Показатели

Результаты  за 1

полугодие

Результаты за 2 полугодие

Содержание изображения

Характер линии

Нажим

Раскрашивание

Передача формы

Строение предмета

Композиция

Цвет

Регуляция деятельности

Уровень самостоятельности

Творчество

Уровень результативности

В каждом из показателей, представленных в таблице  можно выделить три уровня: высокий, средний, низкий.

Оценка дается по трехбалльной системе:

  • Первый высокий уровень- 3 балла;
  • Второй средний уровень- 2 балла;
  • Третий низкий уровень- 1 балл.

Показатели

Высокий уровень (I)

Средний уровень (II)

Низкий уровень (III)

Содержание изображения

изображение соответствует возрасту

изображение неполное

изображение отсутствует

Характер линии

слитная

прерывистая

дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая

Нажим

средний

сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу

слабый (иногда еле видный

Раскрашивание

мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура

крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура

беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура

Передача формы

форма передана точно

есть незначительные искажения

искажения значительные,  форма не удалась

Строение предмета

части предмета расположены на листе верно

есть незначительные искажения

части предмета расположены неверно

Композиция

пропорциональные изображения, на всей плоскости листа

незначительные искажения, на полосе листа

изображение статичное, пропорциональность отсутствует.

Цвет

передана реальная цветовая гамма;

есть отступления от реальной окраски

цвет передан неверно

Регуляция деятельности

адекватно реагирует к предложенному заданию

эмоциональная или неадекватная реакция к процессу деятельности

безразличие к продукту собственной деятельности

Уровень самостоятельности

выполняет задание самостоятельно

требуется незначительная помощь

необходима поддержка взрослого

Творчество

самостоятельность замысла

требуется консультация педагога

стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Общий уровень результативности

Не каждый ребенок станет художником, но практические навыки и теоретические знания, приобретенные в процессе освоения данной программы, помогут ребенку приобщиться к миру искусства, развить у него художественно-эстетический вкус, трудовую и творческую активность, целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дадут возможность творческой самореализации и стать заинтересованным, разбирающимся в искусстве зрителем.

  1. Учебно-тематический план

2.1.Учебный план

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теорет.

Практ.

1.

Вводное занятие

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч..

Наблюдение

Диагностика

2.

Основная часть

34ч.

8,5ч.

25,5ч.

Рефлексия

3.

Подведение итогов

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч..

Наблюдение

Рефлексия

Итого:

36ч.

9ч.

27ч.

                                                2.2.  Учебно-тематический план

Наименование блоков

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теорет.

Практ.

1.

Вводное занятие

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Наблюдение

Диагностика

2.

Основная часть

34ч.

9ч.

27ч.

Рефлексия

Графические приемы работы

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Учимся вырезать и склеивать

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч..

Рефлексия

Упражнения на развитие мелкой моторики

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Осенний букет

2ч.

0,5 ч.

1,5ч.

Рефлексия

Учимся работать акварелью

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Осеннее дерево

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Кленовый лист (приемы работы гуашью)

2ч.

0,5 ч.

1,5ч.

Рефлексия

Рисуем деревья, елочки, кусты

1ч.

0,25 ч.

0,75ч.

Рефлексия

Осенний пейзаж

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч..

Рефлексия

Салют

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Новогодние шарики

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Елочка нарядная

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Дед Мороз

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Дом, дерево, снеговик

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Зимний пейзаж

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Еловая ветка

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Снежинки

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Морозный узор

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Шапка и варежка

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Елочки в лесу

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Подарок маме

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Геометрическая мозаика

2ч.

0,5 ч.

1,5ч.

Рефлексия

Сказочный цветок

2ч.

0,5 ч.

1,5ч.

Рефлексия

Весенний пейзаж

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Портрет

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Фигура человека

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Фигура человека в движении

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Учимся рисовать животных

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Натюрморт

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

Композиция

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Рефлексия

3.

Заключительное занятие

1ч.

0,25 ч.

0,75 ч.

Наблюдение

Рефлексия

Итого:

36ч.

9ч.

27ч.

        

  1. Содержание

Содержание деятельности по этапам обучения

А – Формирование художественно-графических навыков, подготовка к изобразительной деятельности.

Б - Рисунок. Обучение.  Освоение разных приемов и техник.

В – Развитие изобразительных навыков и творческого потенциала.

Г – Изобразительное искусство и изобразительная деятельность.

 Сентябрь.

1.Вводное занятие. Направлено на знакомство с ребенком, с его развитием, его графическими навыками, усидчивостью, работоспособностью, умением работать в коллективе. Диагностика уровня развития  по заданиям: «Рисунок на свободную тему», «Дом-дерево-человек».

Теория. Ознакомление с работой по изобразительной деятельности, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение инструктажа по ТБ. Инструменты, необходимые для работы кружка.

Формы занятий. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему и  выполнение рисунка по теме «дом-дерево-человек».

Методическое обеспечение. Инструкция по ТБ, альбом, ластик,  карандаши.

2.Приемы работы карандашами и восковыми мелками. Направлено на укрепление моторики руки. Работа графическими материалами на всей плоскости листа, работа с трафаретом, выполнение изображений кленовых листьев с помощью шаблонов, изображение кленовых листьев.

Обучающий компонент. Все о графике: правила, приемы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы. Ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, цвет в рисунке.

Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к  окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Практическая часть.

-пользование материалами для рисования;

-правильно и точно видеть и передавать строение, размер предметов и их форму.

Формы занятия. Беседа. Знакомство с использованием разнообразных приемов. Самостоятельная работа.

Методическое обеспечение.  Белая  бумага, ластик, карандаши, восковые мелки, маркеры.

А) аппликация «кленовые листья» из закрашенных ребенком трафаретов  

Б) композиция «Сказочные кленовые листья» с использованием шаблонов

В) самостоятельное изображение кленовых листьев

3.Учимся вырезать и склеивать. Направлено на развитие умений.  Упражнения на вырезание прямых, волнистых и ломаных линий. Приемы работы с клеем и клеящим карандашом.

Обучающий компонент. Первичные навыки работы с ножницами. Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.

Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к предмету, развивать трудолюбие.

Практическая часть. Учимся резать и вырезать ножницами.

Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага, ножницы, трафареты, шаблоны.

А) упражнение «травка»

Б) резка прямых, волнистых и ломаных линий.

В) вырезаем кленовые листья

4.Упражнение на развитие мелкой моторики.  Направлено на укрепление мелкой моторики  руки, отработку тонких движений рук и пальцев, координацию и согласование движений руки и глаза. Работа графическими материалами и гелиевыми ручками: «Цветные шарики», «Полосатый коврик».

Обучающий компонент. Формирование  у детей навыков работы с графическими материалами. Формирование правильного положения руки и удержания в ней карандаша, для подготовки руки к письму.

Воспитывающий компонент. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Рисование по инструкции педагога.

Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага, восковые мелки, цветные карандаши, гелиевые ручки, клей, шаблоны и трафареты, работы воспитанников.

А) «Полосатый коврик» (цветные карандаши)

Б) «Цветные шарики» (цветные карандаши)

В) «Декоративное украшение»

Октябрь

1.Осенний букет.  Составление композиции из осенних листьев. Выполнение изображений с помощью шаблонов ( кленовые листья, ваза, плоскость стола).

 Обучающий компонент. Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных искусств.

Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту природы. Изображение осеннего букета из листьев и веточек рябины.

Практическая часть. Создание рисунка осеннего букета.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Белая бумага, краски, кисти, баночка с водой,  восковые мелки,  тряпочка, иллюстрации, дополнительная литература, работы воспитанников.

А) аппликация из закрашенных ребенком изображений, выполненных с помощью трафаретов и шаблонов (гелиевые ручки)

Б) рисунок осеннего букета с использованием шаблонов (масляная пастель)

В) «Осенний букет» выполненный в технике «мелок +акварель»

2.Учимся работать акварелью. Знакомство с техникой акварели. Занятие направлено на развитие умений в рисовании красками (опускать кисть в баночку, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, хорошо промокать ее о тряпочку). Воспитывать самостоятельность, творчество, чувство радости от красивых рисунков. Выработка умений пользоваться красками, кистью и тряпочкой.

Обучающий компонент. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи. Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность. Получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.

Воспитывающий компонент. Обогащение восприятия окружающего мира.

Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами, освоение различных приемов работы акварелью.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Белая бумага, краски, кисти, палитра, баночка с водой, восковые мелки, тряпочка, работы воспитанников.

А) акварель «по - мокрому»

Б) в технике «восковой мелок и акварель»

В) акваживопись

3. Осенние деревья.  Рисунок дерева по шаблону.  Рисунок дерева. (По принципу аналогий:  ствол - тело, ветви - руки, корни – ноги).

Обучающий компонент. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы, использование художественных материалов.

Воспитывающий компонент. Наблюдение, любование. Умение ценить то, что создано природой и руками человека.

Практическая часть. Изображение дерева.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Белая, цветная, тонированная  бумага, шаблон – силуэт дерева, карандаши, сангина, уголь, белая сухая пастель, иллюстрации, дополнительная литература.

А) С использованием шаблона.

Б) Аппликация из обрывной бумаги, перевод рисунка.

В) Рисунок деревьев разных пород (сангина, уголь, белая сухая пастель).

Ноябрь

1.Кленовый лист.  Приемы работы с гуашью. Направлено на знакомство с гуашевыми красками. Работа по обведенному шаблону гуашью. Технический прием – точка, пальчиковый отпечаток, слияние и смешивание красок.

 Обучающий компонент. Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники живописи гуашью. Уметь различать цвета, их светлоту и насыщенность. Получают знания об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных цветовых гаммах.

Воспитывающий компонент. Обогащение восприятия окружающего мира. Воспитание уважения и любви к природе.

Практическая часть. Правильное обращение с художественными материалами, освоение различных приемов работы гуашевыми красками.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Белая бумага, гуашевые краски, кисти, палитра, баночка с водой,  тряпочка.

А) пальчиковая техника

Б) техника «пуантилизм»

В) «палитра красок»

2.Рисуем деревья, елочки, кусты. Учимся изображать по образцу. Работа с шаблонами, Изображение с добавлением собственных деталей.

Обучающий компонент. Рисунок. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.

Практическая часть. Изображение деревьев, елочек и кустов по образцу.

Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, самостоятельные работы.

Методическое обеспечение. Белая бумага, шаблоны – силуэты деревьев, масляная пастель, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой, карточки, иллюстрации, дополнительная литература.

А) с использованием шаблонов

Б) в технике масляной пастели

В) рисуем гуашью

3.Осенний пейзаж. Создание композиции «Осень» на плоскости листа. Отработка штриха и нажима. Закрепление навыков работы.

Обучающий компонент. Передача настроения в работе с помощью цвета и композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся художников.

Воспитывающий компонент. Уметь видеть красоту природы осенью. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.

Практическая часть. Рисование простых по очертанию и строению объектов.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы, чтение стихотворений, просмотр работ предыдущих лет

Методическое обеспечение. Бумага, масляная пастель, восковые мелки, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, иллюстрации, дополнительная литература.

А) поле-небо (восковые мелки)

Б) поле-небо-деревья-елки-кусты (масляная пастель)

В) осенний пейзаж гуашью

Декабрь

1.«Салют». Знакомство с направлениями на листе  (вверх-вниз, вправо-влево,  из угла в угол). «Единичный салют», «фейерверк». Закрепление полученных навыков многократным повторением.

Обучающий компонент. Формирование навыков  работы на всей плоскости листа.

Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к предмету изобразительного искусства.
Практическая часть. Выполнение рисунка салюта.

Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Восковые мелки, бумага, акварель, масляная пастель, иллюстрации, работы детей, дополнительная литература.

А) единичный салют (восковые мелки)

Б) множественный салют со звездами  ( восковые мелки и акварель)

В) салют над городом (масляная пастель на черном фоне)

2.«Новогодние шарики». Обучение обводке шаблонов по внешнему контуру. Использование простейших изображений   (точка, круги, вертикальные и горизонтальные линии, геометрические фигуры) в качестве элементов украшения. Развитие мелкомоторных движений руки.

Обучающий компонент. Выполнение рисунка на заданную тему. Развитие наблюдательности и фантазии. Красота в природе. Красота, созданная человеком. Рассматривание различных поверхностей, узоров и украшений. Зрительные впечатления.

Воспитывающий компонент. Воспитывать и развивать интерес к рисованию. Практическая часть. Рисование декоративных элементов и узоров. Красота рисунка.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Бумага формата А-3, пластиковый стаканчик, шаблоны, черная и золотая гелиевые ручки, карточки с образцами орнамнтов, книги по декоративно-прикладному искусству.

А) украшение в круге, украшение тарелочки

Б) элементы простейших украшений

В) украшение шариков по замыслу и фантазии ребенка

3.«Елочка нарядная». Закрепление ранее полученных навыков работы с художественно-графическими материалами. Совершенствование мелкой моторики рук.

Обучающий компонент. Выполнение работы в смешанной технике. Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.

Воспитывающий компонент. Воспитывать и развивать интерес к  рисованию.

Практическая часть. Самостоятельное выполнение новогодней елочки с использованием  аппликации из различных материалов.

Формы занятия.  Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, самоклеющаяся пленка или бумага, ножницы, клей, блестки, праздничные открытки.

А) с использованием трафарета в технике «мелок и акварель»

Б) с использованием трафарета, желтой и синей гуашевых красок и оформительской пленки

В) самостоятельное изображение с использованием гуаши,  глиттеров,  цветных гелиевых ручек

4.Дед Мороз. Портрет. Знакомство с частями лица. Элементарное изображение. Работа гуашевыми красками с послойным смешиванием.

Обучающий компонент. Первичные навыки рисования лица человека.

Передать настроение праздника с помощью цвета и украшения.

Воспитывающий компонент. Прививать любовь к изобразительному искусству, к традициям и культуре своего народа.

Практическая часть. Рисование портрета по представлению.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Краски, гуашь, кисти, белая бумага, баночка с водой, тряпочка, клей, иллюстрации и открытки.

А) закрашивание гуашью элементов трафарета

Б) портрет Деда Мороза (гуашь)

В) новогодняя композиция с Дедом Морозом и Снеговиком

Январь

1.Дом-дерево-снеговик-елка.  Направлено на закрепление навыков. Возможно построение по шаблонам. Выполнение изображений.

Обучающий компонент. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы, использование художественных материалов.

Воспитывающий компонент. Наблюдение, любование. Умение ценить то, что создано природой и руками человека.

Практическая часть. Рисуем дом, дерево, снеговика и елку.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Белая, цветная, тонированная  бумага, шаблоны, карандаши, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, иллюстрации, дополнительная литература.

А) отработка изображений  (точки, трафареты, шаблоны)

Б) изображение цветными карандашами

В) рисунок гуашью

2.Пейзаж зимний. Усложнение задач в композиции ( набор элементов, плановость, оттенки цвета), уточнение рисунка. Рисунок «поле, небо, лес, дом, снеговик».

Обучающий компонент. Передача настроения в работе с помощью цвета и композиции. Знакомство с отдельными композициями  известных художников.

Воспитывающий компонент. Уметь видеть красоту природы зимой. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.

Практическая часть. Рисование простых по очертанию и строению объектов.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы, чтение стихотворений, просмотр работ предыдущих лет

Методическое обеспечение. Бумага, гуашь, кисти, клей, ножницы, баночка с водой, тряпочка, иллюстрации, дополнительная литература.

А) аппликация из белой бумаги

Б) пейзаж черно-белой гуашью

В) пейзаж гуашью в цвете

3.Еловая ветка. Выполнение изображения передающего строение ветки и праздничное настроение. Украшение ветки.

Обучающий компонент. Изображение на заданную тему. Развитие композиционного мышления и воображения. Использование художественных материалов.

Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту предметов и вещей. Формировать представления о ритме и узоре в украшении елочных игрушек.

Практическая часть. Изображение еловой веточки и рисование узоров и декоративных элементов.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Цветные карандаши, восковые мелки, бумага,  акварель, гуашь, кисти, гелиевые ручки, блестки, баночка с водой, тряпочка.

А) изображение карандашами

Б) изображение в технике «восковой мелок и акварель»

В) изображение гуашью

4.Снежинки. Закрепление навыков изображения от центра. Отработка навыков вырезания ножницами и склеивания. Составление композиции из снежинок на листе.

Обучающий компонент. Изучение формы и строения снежинок. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты. Совершенствование навыков работы с ножницами. Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами.

Воспитывающий компонент. Умение видеть красоту в природе. Формировать представления о ритме и узоре. Воспитывать интерес к предмету, развивать трудолюбие.

Практическая часть. Рисование снежинок. Учимся резать и вырезать ножницами, составление аппликации «Снежинки».

Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Цветные карандаши, бумага, ножницы, клей, трафареты, шаблоны.

А) изображение единичной снежинки

Б) изображение снежинок в технике «восковой мелок и акварель»

В) вырезание снежинок и составление композиции на листе

Февраль.

1.Морозный узор. Отработка технических приемов изображений: точка, линия, завиток, зигзаг, штрихи, рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Декоративная композиция в холодной гамме.

Обучающий компонент. Выполнение рисунка на заданную тему. Развитие наблюдательности и фантазии. Красота в природе. Рассматривание различных поверхностей, узоров и украшений. Зрительные впечатления.

Воспитывающий компонент. Воспитывать и развивать интерес к рисованию. Практическая часть. Рисование декоративных элементов и узоров. Выполнение работы «Морозный узор».

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Бумага, восковые мелки, акварель. Белая гуашь, блестки, образцы орнаментов, книги по декоративно-прикладному искусству.

А) каракулеобразные движения

Б) ветвистый узор

В) фантазия

2.Шапка и варежка. Работа по закреплению навыков. Усложнение задач в изображении (набор элементов). Украшение шаблонов, самостоятельное изображение.

Обучающий компонент. Выполнение рисунка на заданную тему. Подготовка к выполнению более сложных графических работ. Развитие наблюдательности и фантазии. Красота в природе и красота, созданная человеком. Рассматривание различных узоров и украшений. Зрительные впечатления.

Воспитывающий компонент. Воспитывать и развивать интерес к рисованию, воспитание трудолюбия.

 Практическая часть. Рисование декоративных элементов и узоров.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Бумага, гелиевые ручки, гуашь, баночка с водой, тряпочка, образцы орнаментов, книги по декоративно-прикладному искусству.

А) закрашивание трафарета

Б) закрашивание шаблона с элементами штриховки и декоративных элементов

В) выполнение работы гуашью по представлению

3.Елочка в лесу. Выполнение работы в смешанной технике. Закрепление приемов работы гуашью и акварелью.  Закрепление выполнения шаблонного изображения «Елочка» из геометрических фигур ( треугольников). Закрепление приемов вырезания и склеивания. Аппликация из закрашенной ребенком бумаги.

Обучающий компонент. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы, с использованием разнообразных художественных материалов. Знакомство с материалами для  выполнения работы. Азы перспективы. Техника безопасности при работе с ножницами.

Воспитывающий компонент. Воспитывать и развивать интерес к  рисованию.

Практическая часть. Самостоятельное выполнение рисунка  елочки с использованием  аппликации из различных материалов и создание сюжетной композиции «Елочки в лесу».

Формы занятия.  Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага, акварель, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, ножницы, клей, блестки. Рисунки с изображением зимнего леса.

А) аппликация с использованием трафаретов и обрывной бумаги

Б) аппликация из самостоятельно тонированной бумаги

В) выполнение работы гуашью («Елочка в зимнем лесу»)

4.Подарок маме. Выполнение открытки-поздравления. Работа над рисуночной цветочной композицией. Подбор элементов украшения: цветочных, растительных, геометрических.

Обучающий компонент. Выполнение работы на заданную тему. Обучение простейшими средствами передавать радость праздника и любви к самому близкому и дорогому человеку.  

Воспитывающий компонент. Воспитывать чувство любви к маме, развивать интерес к рисованию и  воспитывать трудолюбие.

 Практическая часть. Рисование цветочных и растительных форм, декоративных элементов и узоров.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Бумага, картон, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, гуашь с ПВА, кисти, баночка с водой, тряпочка, образцы открыток к празднику.

А) цветок из пластилина

Б) рисунок «Цветы»

В) открытка «Цветочная поляна»

Март

1.«Геометрическая мозаика». Направлено на координацию и согласование  движений руки и глаза, закрепление навыков закрашивания и удерживание внимания в подборе цветовой гаммы.

Обучающий компонент. Развитие и совершенствование у детей навыков работы с графическими материалами.

 Воспитывающий компонент. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Выполнение рисунка в цвете.

 Формы занятия. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, работы воспитанников.

А) рисунок и отработка изображения прямых линий

Б) введение в рисунок  дополнительных элементов и изображений

В) выполнение работы в трехцветной гамме

2.Сказочный цветок. Направлено на развитие умения передавать особенности формы цветка, передавать строение цветка от общего к частному. Украшение цветка элементами узора. Обучение приемам сочетания в рисунке различных  материалов. Изображение цветка и листьев.

Обучающий компонент. Рисование по образцу, по памяти, по представлению. Рассматривание различных поверхностей, узоров и украшений. Зрительные впечатления.

Воспитывающий компонент. Воспитывать и развивать наблюдательность, фантазию и интерес к рисованию. Красота в природе, красота вокруг.

 Практическая часть. Выполнение рисунка на заданную тему. Рисование декоративных элементов и узоров.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Бумага, цветные карандаши, восковые мелки, акварель, гуашь, маркеры, кисти, баночка с водой, тряпочка,  пластиковый образцы орнаментов, иллюстрации, книги по декоративно-прикладному искусству.

А) изображение цветными карандашами

Б) изображение в технике «восковые мелки и акварель»

В) изображение гуашью

Апрель

1.Весенний пейзаж. Работа по закреплению навыков. Усложнение задач в композиции. Плановость, уточнение рисунка. Композиция: «Деревья весной»

Обучающий компонент. Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Передача настроения в работе с помощью цвета и композиции. Знакомство с отдельными  произведениями выдающихся художников.

Воспитывающий компонент. Уметь видеть красоту природы весной. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать.

Практическая часть. Выполнение работы на заданную тему. Рисование на основе наблюдений или по представлению.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы, теоретические сведения с последующей практической работой, чтение стихотворений, просмотр работ воспитанников  предыдущих лет.

Методическое обеспечение. Бумага белая, тонированная, цветная, сангина, уголь, пастель, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, иллюстрации, дополнительная литература, работы воспитанников.

А) аппликация

Б) изображение графическими материалами (сангина, уголь, пастель)

В) цветущий сад (гуашь)

2.Портрет. Обучение передаче формы овала лица, расположению основных частей лица и их изображению на бумаге. Аппликация из закрашенной ребенком бумаги. Линейный рисунок.

Обучающий компонент. Первичные навыки рисования лица человека. Информация об эмоциональном портрете.

Воспитывающий компонент. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Рисование портрета по представлению.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага белая и цветная, маркеры, масляная пастель, гуашь, кисти, белая бумага, баночка с водой, тряпочка, клей, иллюстрации, дополнительная литература , репродукции картин выдающихся мастеров портретистов

А) аппликация из самостоятельно закрашенной бумаги

Б) изображение масляной пастелью

В) изображение с использованием сангины, угля, пастели, или гуашевых красок

3.Фигура человека. Занятие направленно на изучение и передачу изобразительными средствами строения и правильных пропорций фигуры человека.

Обучающий компонент. Информация о строении человеческой фигуры. Работа в художественно-конструктивной и изобразительной деятельности. Воспитывающий компонент. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Рисование фигуры человека по образцу или по представлению.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага белая и цветная, цветные карандаши, маркеры, масляная пастель, гуашь, кисти, белая бумага, баночка с водой, тряпочка, клей, иллюстрации, дополнительная литература.

А) аппликация из геометрических фигур

Б) рисунок-схема

В) изображение фигуры человека

4.Человек в движении. Занятие направленно на изображение человеческой фигуры в движении.

Обучающий компонент. Информация о динамике и движении фигуры. Информация о расположении коленных и локтевых суставах, поворотах и положении туловища и головы в пространстве. Работа в художественно-конструктивной и изобразительной деятельности.

 Воспитывающий компонент. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Рисование фигуры человека по образцу или по представлению.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага белая и цветная, цветные карандаши, маркеры, масляная пастель, гуашь, кисти, белая бумага, баночка с водой, тряпочка, клей, иллюстрации, дополнительная литература.

А) аппликация из геометрических фигур

Б) рисунок-схема

В) изображение фигуры человека в движении

Май

1.Животные. Направлено на изучение строения и пропорций фигуры животного. Изображение животных с помощью лекал. Линейный рисунок.

Обучающий компонент. Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию, передаче в рисунках формы, очертания, окраске и передаче фактуры поверхности шкуры животного.  

 Воспитывающий компонент. Развитие наблюдательности за животным миром. Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Изучение форм и  разнообразия предметов. Рисование с натуры.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага белая и цветная, цветные карандаши, маркеры, масляная пастель Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Изучение форм и  разнообразия предметов. Рисование с натуры.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага белая и цветная, цветные карандаши, маркеры, масляная пастель.

А) Изображение животных с помощью лекал и шаблонов

Б) Стилизованное изображение

В) Изображение животного с передачей характерных признаков

2.Натюрморт. Беседа о работе с натуры об изображении предметов в натюрморте. Обращается внимание на составление композиции, форму предметов, их расположение на листе, плановость.

Обучающий компонент. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема. Элементы линейной перспективы.

 Воспитывающий компонент. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Изучение форм и  разнообразия предметов. Рисование с натуры.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага белая и цветная, цветные карандаши, маркеры, масляная пастель, гуашь, кисти, белая бумага, баночка с водой, тряпочка, клей, предметы из натурного фонда, иллюстрации, дополнительная литература,

А) аппликация из самостоятельно закрашенной бумаги

Б) рисунок в технике «геометрического абстрактного рисунка»

В) копирование или самостоятельное изображение постановки

3. «Композиция». Составление сюжета. Выделение главного. Расположение на листе.

Обучающий компонент.  Совершенствование навыков рисования в цвете, работа над развитием чувства композиции, перспектива в изображении, работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объема.

Воспитывающий компонент. Прививать любовь к изобразительному искусству.

Практическая часть. Сюжетный рисунок.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы. Теоретические сведения с последующей практической работой.

Методическое обеспечение. Бумага белая и цветная, цветные карандаши, маркеры, масляная пастель, гуашь, кисти, белая бумага, баночка с водой, тряпочка, клей, иллюстрации, дополнительная литература, репродукции картин известных художников.

А) аппликация из тонированной ребенком бумаги

Б) рисунок на свободную тему

В) составление композиции, используя четыре эскиза

4.Заключительное занятие. «Дом-дерево-человек». «Рисунок на свободную тему». Рисунок цветными карандашами.

Обучающий компонент.  Обобщение пройденного материала.

Воспитывающий компонент. Воспитание  любви к изобразительному искусству.

Практическая часть. Рисунок.

Формы занятия. Рассказ с элементами беседы.

Методическое обеспечение. Бумага белая, цветные карандаши.

 

  1. Методическое обеспечение

  1. Кадровое обеспечение

Требования, предъявляемые к специалисту:

  • Компетентность в работе с детьми с ОВЗ;
  • Педагогическое образование;
  • Знание предмета и программы обучения;
  • Умение планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность.

  1. Материально-техническое обеспечение

  Требования к помещению:

  • помещение должно быть достаточно просторным для проведения     подвижных игр, в нем не должно быть ничего лишнего, острых углов;
  • помещение должно быть постоянным и не должно быть проходным;
  • стулья должны легко перемещаться и быть не скрепленными друг с другом
  • помещение должно быть светлым, проветриваемым
  • оптимально, если есть возможность сидеть и работать на полу
  • должна быть возможность использования стен в работе
  • раковина и кран с водой
  • оборудованное место для учителя
  • комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин, видеофильмами, музыкальными произведениями
  • мольберты
  • стеллажи, шкафы для хранения бумаги, красок, кистей, баночек для воды, выполненные детские работы, приспособления для организации и проведения выставок детского творчества.

Оборудование и материалы:

  •  бумага разного формата и плотности.
  • цветной картон.
  • ножницы.
  • линейки.
  • карандаши, фломастеры.
  • краски.
  • макеты.
  • книги-иллюстрации.
  • чертежи-схемы.
  • таблицы
  • реквизит для игр и этюдов.
  • магнитофон, аудиокассеты
  • мягкий объемный игровой материал, игрушки

Электронно-программное обеспечение:

  • электронные библиотеки по искусству, DVD-фильмы по изобразительному искусству
  • записи классической и народной музыки
  • специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы)

Технические средства обучения:

  • компьютер с художественным программным обеспечением;
  • музыкальный центр;
  • демонстрационная доска;
  • цифровой фотоаппарат;
  • сканер, ксерокс и цветной принтер.

Наглядно-дидактическое обеспечение образовательного процесса:

Название дидактического материала

Форма методического материала

Название и темы учебной программы

Методика применения материалов

Результаты применения материала

Литература по обучению изобразительному искусству

Авторские монографии

Методические пособия

В течение года.

Сбор  информации при корректировке программы и подготовке к занятиям.

Углубление и дифференциация теоретических знаний о предмете.

Литература по декоративно-прикладному искусству

Таблицы

Наглядный материал

Художественные альбомы

Схематический, иллюстративный материал разных видов росписи.

Предметы народного и декоративно-прикладного искусства.

Народное и декоративно-прикладное искусство.

Демонстрация и проверка знаний  воспитанников.

Расширение кругозора. Знакомство с культурным наследием своей страны. Освоение элементов росписи. Выполнение творческих работ в пройденных стилях народного и декоративно-прикладного искусства.

Литература по знакомству с русским и зарубежным изобразительным искусством

Монографии

Книги

Альбомы

В течение года.

Демонстрация и проверка знаний  воспитанников.

Расширение кругозора. Знакомство с русским и мировым искусством. Активизация творческих процессов.

Литература по графическому оформлению книги

Монографии

Книги

Альбомы

В течение года и при знакомстве с графикой .

Демонстрация и проверка знаний  воспитанников.

Расширение кругозора. Освоение техник и приемов графики. Активизация творческих процессов.

Литература по архитектуре

Книги

Альбомы

Фотографии

Монографии

При знакомстве с архитектурой.

Демонстрация и проверка знаний  воспитанников.

Расширение кругозора. Знакомство с русским и мировым зодчеством.

Литература по знакомству с окружающим миром

Книги

Альбомы

Фотографии

Таблицы

В течение года и при создании анималистических композиций.

Демонстрация и проверка знаний  воспитанников.

Расширение представлений об окружающем мире. Активизация творческих процессов.

Материалы по цветоведению

Таблицы

Раздаточный материал

Наглядный ряд

При прохождении тем, связанных с цветоведением.

Хорошее усвоение материала. Активизация дополнительного интереса у детей.

Видеоматериалы по учебно-тематическому плану

Видеозаписи

В течение года.

Демонстрация и проверка знаний  воспитанников.

Хорошее усвоение материала. Активизация дополнительного интереса у детей. Внесение живости и разнообразия в развивающий процесс.

Литературные произведения

Проза

Поэзия

В течение года.

Чтение во время занятий перед выполнением творческих заданий.

Расширение кругозора. Введение понятия синтез искусств. Создание эмоционального строя занятия.

Музыкальные произведения

Аудиозаписи

В течение года.

Прослушивание музыкальных произведений во время занятий.

Расширение кругозора. Создание эмоционального строя занятия. Введение понятия синтез искусств.

 

Методы:

Для качественного развития изобразительной деятельности детей программой предусмотрено:

  • Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы и выборе тем;
  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности;
  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • Создание увлекательной атмосферы на занятия, сочетание элементов творчества с необходимыми трудовыми усилиями;
  • Создание ситуации успеха и чувства удовлетворения от процесса деятельности.

На практических занятиях дети приобретают опыт изобразительной деятельности, в котором совмещаются правила рисования с элементами фантазии. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

 Занятия. Для реализации программы используется несколько видов занятий:

  • Вводное занятие - педагог знакомит детей с техникой безопасности, особенностями организации занятий, программой работы на текущий  учебный год. На этом занятии желательно присутствие родителей.
  • Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с основными методами работы с различными художественными материалами, в тех или иных техниках.
  • Тематическое занятие – детям предлагается работать над определенной темой    ( иллюстрация к произведению, работа к тематической выставке, конкурсу ). Занятие способствует развитию творческого воображения.
  • Занятие по памяти – проводится для усвоения детьми полученных знаний. Оно дает возможность ребенку тренировать зрительную память.
  • Занятие проверочное – помогает проверить усвоение знаний данного материала и выявить детей, которым нужна помощь.
  • Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
  • Итоговое занятие – подводит итоги работы за  учебный год. Может проходить в виде выставок и просмотров творческих работ.

Сведения об апробации:

Программа «Изобразительное искусство и изобразительная деятельность»  используется в работе с детьми  в течение многих лет и  прошла апробацию в ЦПМСС «Северо-Восток», ЦМТ «Гермес», ЦППРиК «Ирида» города Москвы.

  1. Список литературы
  1. Асмолов А.Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя-М.: Просвещение, 2014-152 с.
  2. Галанжина Е.С., Кащеева Г.С, Рабочие программы. Начальная школа. Изобразительное искусство-М.: Планета, 2013-88 с.
  3.  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии-СПб.: КАРО, 2013-336 с.
  4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта-М.: Просвещение, 2011
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-192 с.
  6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы-М.: Просвещение, 2012-129 с.
  7. Неменский Б.М. Проблемы педагогики. Искусство как инструмент познания и организации жизни-М.: ЦНХО, 2012
  8. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. 1 класс.Учебник-М.: АСТ, Астрель 2011
  9. Гальцева Е.А., Дюрлюкова О.А., Кузнецов Е.М. Художественно-творческая деятельность детей. Компакт диск для компьютера. Рекомендации. Планирование. Конспекты занятий.-Волгоград: Учитель 2011г.