Интегрированный открытый урок по теме:«Русский колокольчик»
Открытый урок по теме:
«Русский колокольчик»
Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов
Задачи:
Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомить с особенностями звучания колоколов и их видами;
Развивающие: Развить творческое мышление, культуру общения, слушания, чувство ритма;
Воспитательные: Воспитать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций, любовь к русской музыке, желание слушать и исполнять ее.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, запись музыкальных произведений, презентация, клавишный синтезатор, аккордеоны, народные инструменты (ложки, треугольник), раздаточный материал, колокольчики для образцов, глиняные колокольчики, кисти, краски (гуашь), вода для рисования.
Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.
Методы обучения: сравнения, практический, объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме:
«Русский колокольчик»
Цель: Знакомство с русскими традициями, звучанием колоколов
Задачи:
Образовательные: Раскрыть значение колокола в жизни русского человека, познакомить с особенностями звучания колоколов и их видами;
Развивающие: Развить творческое мышление, культуру общения, слушания, чувство ритма;
Воспитательные: Воспитать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение русских традиций, любовь к русской музыке, желание слушать и исполнять ее.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, запись музыкальных произведений, презентация, клавишный синтезатор, аккордеоны, народные инструменты (ложки, треугольник), раздаточный материал, колокольчики для образцов, глиняные колокольчики, кисти, краски (гуашь), вода для рисования.
Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.
Методы обучения: сравнения, практический, объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.
Ход урока
- Здравствуйте.
Слайд 1,2,3,4
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко набежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)
- Колокола... Низкие и высокие, густые и тяжелые, легкие, серебристые, грустные и веселые, их голоса всеми народами мира во все времена воспринимались как дар неба — исцеляющий, возвышающий, защищающий человека, его род, его дом. На протяжении многих веков колокола сопровождали своим звоном жизнь народа. Они размеряли течение дней, возвещая время общей молитвы, труда и отдыха, скорби и радости. Они оповещали о грозящих стихийных бедствиях и о приближении врага, они встречали торжественным звоном дорогих гостей и народных героев, звали к единению и соборности.
Слайд 5
- Колокольчик — открытая книзу металлическая чашечка с закрепленным внутри язычком — звучит только в подвешенном вертикальном положении.
- В России колокольчики — седелочные звонки, крепившиеся к седелке лошади, — известны с начала 30-х годов XIX века. В это время московские извозчики уже ездили с седелочными звонками, звон которых был негромким, но очень приятным. Недаром в старину его сравнивали с «малиновым звоном».
- И существовало самых различных колокольчиков великое множество. Более известные или ходовые: «дар Валдая», сибирские, новосибирские, гранные, гладкие, подшейные, гречушные, рыбацкие...
Слайд 6,7
- Части тела колокола назывались также, как и части тела человека: у колокола были язык, ухо (или уши) и тулово
Слайд 8
- С целью возрождения традиций древнерусских звонов на новгородской земле проводятся российские фестивали колокольного искусства "Златозарные звоны". Их участниками являются ведущие звонари России. Одна из самых больших и ценных из ныне существующих коллекций колокольчиков в мире собрана в Валдайском музее колоколов. Этот музей является в РФ единственным в своем роде. Уникальный Музей колоколов был открыт в Валдае в помещениях храма Святой Екатерины 16 июня 1995 года.
Слайд 9
Предания утверждают, что христианские колокола родились в Италии в провинции Кампана (оттого и в России они долгое время назывались не колоколами, а кампанами) и сделаны были св. Павлинием по образу и подобию полевых цветков, явившихся ему в видении как голос неба. Металлические «цветки» стали вешать на крышах храмов и звонили они сами собой, при дуновении ветерка.
Слайд 10, 11, 12, 13, 14. Виды колоколов.
Слайд 15. Вершков – «Тройка зимой»
- Колокольчик, помимо утилитарного, имел и художественно-эмоциональное значение. Всю дальнюю дорогу он радовал своим звоном сердце, отгоняя скучные думы.
- Об этом говорят отлитые на колокольчиках напутственные надписи и крылатые выражения типа: «Езжай - поспешай, звони - утешай», «Звенит - потешает, ездить поспешает», «Купи - не скупись, езди - веселись», «Звону много - веселей дорога».
Слайд 16
Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам…
(А. С. Пушкин)
Слайд 17
- Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов:
Тройка — кони, сани — колокольчик...
Эх вы, сани! А кони, кони!
Видно, черт их на землю принес.
В залихватском степном разгоне
Колокольчик хохочет до слез.
(С. Есенин)
Слайд 18
- Бубенец, бубенчик — это название пошло от костромичей, но со временем распространилось на огромной территории — от запада России до Урала и от Архангельской губернии до Белгородской, Воронежской и Саратовской.
- О бубенцах в России заговорили только в 50-х годах XIX века, когда вышел запрет на использование колокольчиков в ямщицком обиходе частными лицами. Тогда-то сообразительные ямщики и обратили свой взор на бубенчики, которых можно было цеплять под дугой лошадей, сколько душа пожелает.
Слайд 19
- В фондах уникального валдайского музея собраны морские, речные, железнодорожные, пожарные, корабельные, рыбацкие, шаманские, ямские, кабинетные, дверные, настольные, новогодние, рождественские, подарочные, пастушьи, обрядовые и другие колокола и колокольчики, изготовленные в странах Азии, Америки, Африки и Европы.
- Некоторые современные колокола и колокольчики были специально изготовлены для валдайских музейщиков литейщиками РФ. Кроме собственно колоколов и колокольчиков, специалисты Валдайского музея занимаются сбором любых редкостей, связанных с развитием литейного дела. Это - различные документы, редкие книги по колоколоведению, фотографии известных в прошлом российских литейщиков, ювелирные украшения с колокольчиками, образцы художественного литья из бронзы, колокольные подвески, лубочные картины и открытки с колокольной символикой, новогодние украшения в виде бубенцов, модели храмов с колокольнями, компакт-диски с записями колокольной музыки.
Слайд 20, 21, 22, 23. Образцы.
Слайд 24.
- В фондах Валдайского музея хранятся колокольчики из бронзы и других металлов, из фарфора, хрусталя, стекла и керамики, а также колокольчики, сплетенные из бересты и бисера или, например, сшитые из тканей. Вес самого маленького экспоната составляет всего несколько граммов, веса больших колоколов измеряются пудами.
- С появлением церковных колоколов в Европе сложилась и манера звона в очапные, качающиеся колокола, которая вместе с самими колоколами пришла на Русь и удерживалась до XVII в., пока не появился особый, русский, звон в языки.
Музыкальный блок
- Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом.
Слайд 25.
- Для того, чтобы колокола звучали по-разному, в медь добавляли золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь.
• с серебром звук колокола становился более открытый и звонкий;
• от добавления стали -замкнутый;
• от золота – резкий;
• от платины – нежный;
• с чугуном и бронзой колокол будет звучать глуховато.
- Как вы думаете, где находятся колокола? (На колокольне, в звоннице).
Слайд 26.
- Колокола устанавливали на верхнем ярусе церквей в специальной открытой нише, которую называли колокольня или звонница. Это башня с колоколами на здании церкви или у церкви. Она является одной из необходимых принадлежностей храма.
Учитель: - Почему высоко, ведь тяжело их там устанавливать?
Ученики: - Чтобы звон разносился по всей округе
- А кто звонит в колокола?
- Звонарь – это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
- Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины или затыкают уши ватой.
- И конечно, звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Слайд 26.Ростовские звоны (слушание)
Слайд 27, 28.
(Ритмическая разминка хлопками, запись ритмических рисунков на доске)
Учитель: - Что нужно сделать, чтобы ритмические рисунки превратились в музыкальную картинку?
Ученики: - Добавить звуки разной высоты.
Музыкальная картинка
(Класс делится на 3 группы, каждой из которых предлагается свой мотив, при одновременном исполнении которых получается «колокольный звон»)
Учитель: - На что похожа наша музыкальная картинка?
Ученики: - На звон колоколов.
- Секрет протяжного звучания спрятан в самих словах.
Слайд 29.
ЗвО-О-О-О-н ЗвоН-Н-Н-Н-Н
Например, слово ЗВОН можно пропеть по-разному:
Зво-о-о-о-н или Звон-н-н-н
(Пропевание разных вариантов)
Учитель: - Многие века колокольный звон сопутствовал жизни народа, оповещал о беде, сзывал на битву, приветствовал возвращение полков с поля брани, сопровождал празднества. Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значении.
Сами звоны носят разные названия.
Слайд 30.День русского человека начинался с колокольного звона.
Благовест (то есть Благая весть) — церковный звон одним большим колоколом (в отличие от перезвона или трезвона), извещающий о начале Богослужения. Он совершается так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары.
Перезвон - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий). Перезвон (удары в каждый колокол, начиная с самого большого),
- Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)
Слайд 31.
Трезвон - основной вид колокольного звона православной церкви; звон во все колокола (в отличие от благовеста). Переговор многих колоколов.
Набат – тревожное звучание больших и средних колоколов. Тревога.
Праздничный, Торжественный, Красный – (пасхальный, рождественский)
Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)
Метельный – звон, указывающий путникам дорогу.
Слайд 32.
Как нежный звук любовных слов
На языке полупонятном,
Твердит о счастье необъятном
Далёкий звон колоколов.
В прозрачный час вечерних снов,
В саду густом и ароматном
Я полон дум о невозвратном,
О светлых днях иных годов.
Но меркнет вечер, догорая,
Теснится тьма со всех сторон;
И я напрасно возмущён
Мечтой утраченного рая;
И в отдаленье замирая,
Смолкает колокола звон.
(К.Бальмонт)
Слайд 33. (подбери ответ)
- Попробуйте угадать, как называется…
Торжественный звон - красный
Переговор многих колоколов - трезвон
Звон, указывающий путникам дорогу - метельный
Тревожный - набат.
Будничный - перезвон
Слайд 34, 35.
- В народе до сих пор верят, что колокольный звон отпугивает нечистую силу, с его первыми звуками теряет мощь всякое волшебство, сатана тут же прекращает свой шабаш.
Слайд 36.
- В музыке часто используются колокола, бубенчики, колокольчики. Они служат для украшения звучания, для ритма, для колорита.
Ансамбль аккордеонистов «Как у наших у ворот», 2 год, подготовительный класс.
Слайд 37.
Практическая часть.
Преподаватель класса изобразительного искусства: - Сегодня на уроке вы, ребята, услышали многого интересного. Предлагаю взять кисти и краски и раскрасить наши глиняные колокольчики, которые мы приготовили заранее.
- Приступаем к росписи колокольчиков.
Индивидуальная работа с учащимися.
- Замечательные результаты у нас получились, мы на следующем занятии оформим колокольчики и составим выставку наших работ.
- Что вы нового для себя узнали?
- Какую роль занимает колокольчик в обществе и искусстве?
- Вспомните название звонов.
- Вам интересно было узнать новое о колоколах и колокольчиках?
Слайд 38.
- Спасибо за внимание и интересное общение!
Конец урока
Источники:
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2013/11/27/urok-muzyki-v-4-klasse-kolokolnye-zvony-rossii
- Поисковая система yandex.ru/images