Открытый урок "Расцвет каменного зодчества 19 века. Европа-Россия-Забайкалье"
Урок спроектирован для осознания учащимися ценностной составляющей культуры мира - музеев архитектуры. Для сравнения взяты два каменных шедевра Европы: Версаль и Виндзорский дворцы, Зимний и Екатерининский - в России, Шумовых и Бутиных - в Забайкалье. Приятно удивиться, что по сравнению с общепризнанными шедеврами архитектуры, особняки Забайкалья не уступают им по красоте, стилю, величине. Огромная благодарность сибирским купцам, не отстающих в российской глубинке от европейской "каменной" моды!
Любопытно сравнить, что у Виндзора и Бутинского в Нерчинске - единый мавританский стиль. Нерчинский Бутинский дворец называют Нерчинским Версалем. Почему? Потому что у обоих дворцов есть зеркальный зал. Нерчинские зеркала доставлялись из Парижа по зимним рекам...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastsvet_kamennogo_zodchestva_v_19_veke.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Каменное зодчество 18- 19 века
Европа – Россия – Забайкалье
Открытый урок МХК в 11 классе
Спиричева С.Н.
Учитель высшей категории
Цель: усвоение понятий «национальные ценности» при сравнении шедевров каменного зодчества Европы, России, Забайкалья;
Задачи:
А) обучающая: знакомство с шедеврами каменного зодчества Версаля (Франция), Виндзора (Англия), Зимнего дворца, Екатерининского (Россия); Шумовского и Бутинского дворцов (Забайкалье);
Б) развивающая: поисковая деятельность, сравнительный анализ дворцов Европы и России; работа в группах;
В) воспитательная: вызвать восхищение знаменитыми памятниками каменного зодчества 19 века; чувство гордости за малую родину, за дворцы Забайкалья, не уступающие по красоте европейским;
Объект исследования: каменное зодчество 19 века;
Предмет исследования: уникальность и национальная ценность некоторых знаменитых дворцов мира;
Тип урока: исследовательский урок; эвристический урок; урок изучения нового материала;
Урок по способу организации: малые группы.
Оборудование: ПК, цифровой проектор;
Зрительный ряд: слайды с видами дворцов Версаля (Франция, Париж), Зимнего дворца (Россия, СПб), Бутинского (Россия, Нерчинск);
Литературный ряд:
Материалы: энциклопедии, справочники, словари
План урока:
- Вводно-мотивационный этап – 3 мин
- Операционно-содержательный – 32 мин
- Рефлексивно-оценочный – 10 мин
План урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД данного этапа | Формы контроля знаний у уч-ся |
1. Вводно-мотивационный | Учитель использует поисковый метод для выяснения понятия «национальные ценности». | Осознание детьми разных ценностей у людей. | Общеучебные Коммуникативные Регулятивные Целеполагание | Общий контроль Первичный самоконтроль |
Ставится тема и цель урока, шаги к изучению темы. | ||||
2. Операционно-содержательный | Предлагаются детям слайды знаменитых дворцов мира: Версаля (Франция), Виндзора (Англия), Зимнего (Россия), Екатерининского (Россия), Шумовского (Россия Чита), Бутинского (Россия Нерчинск). Использование наводящих вопросов. | Опознавание дворцов мира. Поиск информации о дворцах в Интернете, энциклопедиях. Метод «добавления информации» | Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Самоконтроль Взаимоконтроль Саморегуляция |
Короткий анализ каждого дворца, его значение для людей этой страны. | ||||
3. Рефлексивно-оценочный | Организация практической работы по группам. Роздаются конверты с чертами архитектурных стилей и картинки с изображением дворцов. Подведение итогов урока: работа с определением по фрагменту целого здания. Проводится рефлексия. Давайте оценим свою деятельность на уроке | Работа в группе по идентификации информации в конверте к изображениям дворцов. | Регулятивные Коммуникативные Познавательные | Взаимоконтроль Самоконтроль Фронтальный опрос Саморегуляция Взаимооценка Самооценка |
Определение общей темы урока: «Расцвет каменного зодчества 19 века. Европа – Россия – Забайкалье» |
Содержание урока:
1. Вводно-мотивационный этап. 3 мин.
У – Здравствуйте, ребята. Все ли готовы к уроку? Тогда начнем урок.
У - Ребята, что у меня в руках? (фотография)
У – Мне она очень близка. Кто же это на фотографии? Что значит для меня эта фотография? (ценная вещь, объект моей духовной культуры)
У – Кому принадлежит эта ценная вещь? Мне, это ценность лично моя. Это фото принадлежат мне. У вас есть дома такая же ценность.
У - Значит, у людей есть какие ценности? (личные, индивидуальные)
У – А есть ли ценности, принадлежащие всем членам семьи? Приведите примеры (фотоальбомы, Библия, общий дом, вещи, передаваемые из поколения в поколение)
У – Значит, какие еще есть ценности? (семейные)
У – А есть ли ценности, принадлежащие целому народу? (песни, книги, сказки, музеи)
Если дети не говорят нужное, задаю наводящие вопросы: жизнь человеческая коротка, миг – и не будет нас. Что же после нас останется? Что неподвластно времени? Что стоит, спустя века? (каменные сооружения, каменное зодчество)
У – Какие каменные сооружения можно назвать народным достоянием, гордостью какого-то народа? (музеи, дворцы)
У – О дворцах какого периода времени сегодня пойдет речь? Какое время, век мы еще не изучали? (18-19 век)
У – Какие страны этого времени имели такие дворцы? (Европа, Россия)
У – Итак, сформулируем тему: «Каменное зодчество 18-19 веков. Европа-Россия-…» (отсроченная отгадка)
У – Что нам потребуется сделать для изучения этой темы? (найти и изучить примеры каменного зодчества 19 века) первичный самоконтроль
У – Как мы этого добьемся, каковы наши шаги? (найдем информацию в Интернете, энциклопедиях, познакомимся с шедеврами каменного зодчества; сравним здания Европы и России).
У – Дворцов в мире много, я предлагаю вам рассмотреть несколько.
2. Операционно-содержательный этап.
1 слайд: Что это за дворец? Если дети не называют, даю наводящие слова, например: Европа, страна – закононательница моды во многом (Франция), дворец самых влиятельных особ в прошлом (королей), ищем в Интернете название дворца (Версаль).
У – Наши дальнейшие действия?
Найдем немного информации о Версальском дворце (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) и озвучим сведения, не повторяясь. 5 мин. Взаимоконтроль
(Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
У – Что такое ЮНЕСКО? — cпециализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (представительство – во Франции).
Строительство Версальского дворца завершено в 1710 году, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.
Вторая половина XVIII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля воплощением государства. Так создается Версаль - идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий пример устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума. Дворец и парк Версаля один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец первоклассным памятником архитектуры)
Жемчужина Версаля — Зеркальная галерея
Зеркальная галерея - сердце Версальского дворца. Самая величественная комната, длина её более 73 метров, а ширина около 11 метров. В галерее впервые был применён новый архитектурный метод расположения 357 зеркал, все они были установлены параллельно семнадцати окон. Таким образом, создавалось ощущение, что галерея по обе стороны окнами смотрит в парк. А вечером, в дни дворцовых балов и аудиенций, свет трёх тысяч свечей отражался в зеркальных панно.
Зеркальная галерея стала образцом для многих залов европейских дворцов.
Вывод:
У – Кто же владеет этой ценностью? (французы, но и весь мир, потому что здание включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО)
2 слайд: Что это за дворец? Если дети не называют, даю наводящие слова, например: Европа, островное государство – Соединенное Королевство, действующая резиденция королевы Елизаветы, название ищем в Интернете, если не называют (Виндзор)
У – Знали о нем раньше? Какова его история строительства? Наши дальнейшие действия?
Найдем немного информации о Винзорском дворце и озвучим сведения, не повторяясь.
5 мин. Взаимоконтроль
(Ви́ндзорский за́мок — резиденция британских монархов в городе Виндзор, графство Беркшир, Англия. На протяжении более 900 лет замок являет собой незыблемый символ монархии, возвышаясь на холме в долине реки Темзы. Его именем назвалась ныне правящая в Англии королевская династия (с 1917 года).
Самый красивый замок Англии. Более того, согласно многим проведенным социологическим опросам, он является еще и самым красивым замком во всем мире.
Роскошь и богатство – вот те два определения, которые как нельзя лучше характеризуют Виндзорский замок и прилегающий к нему роскошный парк. Именно в этом величественном архитектурном сооружении, расположенном на высоком холме, на одном из берегов огромной Темзы, королева Англии устраивает пышные приемы и выполняет возложенные на нее народом обязательства.
Резиденция монархов Англии, которую еще довольно часто называют «Извилистые берега», внесена в книгу Рекордов Гиннеса, как самый большой на всей нашей огромной планете замок. Его размеры составляют 580х165 метров. Кроме этого, Виндзорский замок вызывает неподдельный интерес у путешественников еще и тем, что это старейшее сооружение Туманного Альбиона не превратилось в музей и не является «мертвой» достопримечательностью: в нем по прежнему кипит жизнь. Королева принимает в нем высокопоставленных гостей страны, подписывает некоторые государственные документы и демонстрирует процветание монархии в Объединенном Королевстве).
Вывод:
У – Чем для англичан является Виндзор? Похожи ли эти два здания Европы? (нет, внешний вид разный) Контроль
3 слайд: Что это за дворец? Если дети не называют, даю наводящие слова, например: Россия, северная столица, здание современного Эрмитажа (Зимний дворец).
У – Наши дальнейшие действия?
Найдем немного информации о Зимнем дворце и озвучим сведения, не повторяясь.. 5 мин. Взаимоконтроль
Зимний дворец, зимняя резиденция русских царей, находится в самом центре Санкт-Петербурга. Дворец построен архитекторм Растрелли по канонам русской архитектуры и европейского барокко. Роскошь его убранства можно сравнить с Версалем.. Типичный образец этого стиля, Иорданская лестница, поражает своим великолепием. Она ведет к залам, запечатлевшим историю династии Романовых. При императрице Екатерине ІІ, взошедшей на престол в 1762 году, Зимний обрел новое предназначение. Именно благодаря ей во дворце была собрана коллекция предметов искусства, положившая начало собранию Эрмитажа.
Зимний дворец был домом для царской династии и стал свидетелем многих важных событий в истории России. Начиная с победы армии Александра І над Наполеоном и заканчивая Октябрьской революцией. Зимний дворец хранит память о ленинградской блокаде и о том, как после распада Советского Союза город был снова переименован в Санкт-Петербург.
Зимний дворец и исторический центр города на Неве входит в список Всемирного наследия Юнеско с 1990 года.
До Николая II Зимний дворец был резиденцией российских императоров в зимнее время. Созданный "для единой славы всероссийской", он поражает своей монументальностью, величием и пышностью фасадов.
Вывод:
У – Итак, что в Зимнем ценного для каждого из нас? Похож ли Зимний на европейские дворцы? (есть сходства, но у него собственное лицо).
4 слайд: Что это за дворец? Если дети не называют, даю наводящие слова, например: Россия, северная столица, Великая императрица (Екатерининский дворец).
У – Наши дальнейшие действия?
Поиск информации о Екатерининском дворце и озвучим сведения, не повторяясь. 5 мин. Взаимоконтроль
(Екатери́нинский дворе́ц — бывший императорский дворец; один из крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга. Расположен в современном городе Пушкине (ранее — Царское Село). Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I; представляет образец позднего барокко.
В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. Архитектор Бартоломео Растрелли вновь перестроил дворец, поскольку она сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. В 1756 годау состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям).
Вывод:
У – Что вы скажете об этих двух дворцах? Какое отношение к ним имеем мы? (Эти дворцы – достояние российского народа, музеи, охраняемые государством. Оба в одном стиле). Контроль
5 слайд: Назовите дворец. Если дети не называют, то даю наводящие слова: Россия, Восточная Сибирь, Забайкалье, столица Забайкалья, знаменитый читинский купец (Шумовский).
У – Знали ли вы о нем раньше? Давайте узнаем. Наши дальнейшие действия?
Поиск информации о Шумовском дворце и озвучим сведения, не повторяясь.
5 мин. Взаимоконтроль
(Памятник архитектуры начала XX века, одно из самых красивейших зданий Читы, украшенное лепниной и напоминающий расписной пряник, находится в центре Забайкальского края. Шумовский Дворец скорее уместен на улицах Европы, нежели на территории Восточной Сибири. Строительство дворца возглавлялось читинскими архитекторами Ф.Е Пономаревым и Г.С. Мосошвили. В 1911 году проект здания был удостоен премии Гран-при в Париже, именно той, которой был награжден знаменитый автор Эйфелевой башни Густав Эйфель. Построен дворец был товариществом купцов-золотопромышленников братьев Шумовых. В 1915 году здание было окончательно возведено. До наших дней сохранился его неизменный облик.
Трехэтажное здание, имеющее подвал, фигурные парапеты и купола. Фасад дворца выкрашен в розовый цвет с белыми декоративными колоннами, обильно оформлен лепниной, в эклектическом стиле. Эклектика совмещает в себе элементы барокко и позднего классицизма. Лепнина здания выражена растительным орнаментом, звериными мордами).
Строительство самого красивого в городе Чите здания началось в 1912 году. Купцы-золотопромышленники, владельцы миллионного состояния братья Шумовы задумали построить в центре города здание, часть которого планировали сдавать в аренду под Общественное собрание, а вторую часть использовать под жильё для своей семьи.
«Шумовский Дворец обильно украшен лепниной, и больше уместен на улицах Европы, нежели Сибири» — вот так описывают архитектурное великолепие в одном из электронных путеводителей по городу Чита.
Это дворец царской эпохи, кажется, что здесь жила сама императорская семья. Однако, дворец принадлежал братьям-купцам золотопромышленникам Шумовым-Константину, Александру, Алексею, Михаилу и Павлу.
Вывод:
У – Понравился дворец? Как относятся читинцы к этому зданию? Будете в Чите, не пройдете мимо? Контроль
6 слайд: Назовите дворец. Если дети не называют, то даю наводящие слова: Россия, Восточная Сибирь, первая столица Забайкалья, место каторги и ссылки заключенных, Нерчинск, знаменитый нерчинский купец, золотопромышленник и меценат (Бутинский палаццо).
У – Что такое палаццо? (дети ищут, отвечают)
У – Как вы к этому относитесь? Вы знали об этом дворце? Наши дальнейшие действия?
Поиск информации о Бутинском дворце и озвучим сведения, не повторяясь.
5 мин. Взаимоконтроль
(Более 350 лет существует на свете город Нерчинск. Из них 130 главной его «визитной карточкой» остается Дворец Михаила Дмитриевича Бутина, знаменитого нерчинского купца, золотопромышленника и мецената. Имя его хозяина в последние годы стало широко известно забайкальцам благодаря изданию романа Оскара Хавкина «Дело Бутиных». Начавшие свою коммерческую деятельность приказчиками у купцов Кандинских, потомственные купцы Николай и Михаил Бутины к середине 60-х годов XIX века стали крупнейшими золотодобытчиками. Внедряя современные технологии в собственное производство, они не забывали и о служащих фирмы. На всех приисках были открыты фельдшерские пункты, школы для детей рабочих, приюты, общественные столовые. Они имели достаточно средств для обзаведения своей семьи большой усадьбой. С этой целью Бутиными был куплен участок земли в центре города, принадлежавший до этого момента протоиерею Кириллу Суханову. Бутины решили строиться не ввысь, а вширь, результатом чего явился вытянувшийся в полквартала, одноэтажный в своей основе, дворец – палаццо. Венцом его стал трехэтажный юго-восточный фасад, выполненный в Мавританском стиле. Внутреннее убранство дворца поражало своей роскошью. Среднее окно вестибюля украшал цветной витраж с изображением архангела Михаила, поражающего дьявола, изготовленный в Мюнхене в 1857 году. В огромном зале располагались самые большие по тем временам зеркала (до 16 м2), выполненные из венецианского стекла и купленные М.Д. Бутиным на Парижской выставке в 1878 году. Зеркала доставлялись по зимним рекам из Франции
Уже стало хрестоматийным высказывание американского журналиста Дж. Кеннана, посетившего Нерчинск в 1886 году и побывавшего во дворце Бутина: «Попасть в этот замечательный дворец было для меня настоящим чудом. Когда я увидел в роскошном зале самое большое зеркало в мире, я стал протирать себе глаза, чтобы удостовериться, что я не сплю.
Кто бы ожидал найти в глуши Восточной Сибири такой богатый дом с паркетными полами, шелковыми занавесями, дорогими обоями, с мягкими персидскими коврами, позолоченной мебелью, крытою атласом, старинными фламандскими картинами, статуэтками, галереей фамильных портретов, писанных знаменитым художником Маковским, с оранжереей, состоящей из померанцевых деревьев, пальм и др.».
Многие путешественники, побывавшие в Нерчинске, во все времена достойное внимание уделяли этому дворцу. Вот как, например, описывает Нерчинск 1899 года в издании «Божий мир» № 2 Н.Г. Гарин-Михайловский: «… белый оригинальный дворец в средневековом стиле, с огромным двором, обнесенным красивой решеткой. Это здания какого-то купца. Здания, которые украсили бы и столицу».
Здесь царствовал средь сереньких домов
Дворец в средневековом стиле.
Красавец, Нерчинский Версаль –
Жемчужина России!
Хорош во всем
Был Бутинский дворец,
Видно его отец
В душе поэтом был, творец!
Миллионер, учёный,
Литератор, меценат –
Был Бутин в прошлом
Золотой магнат…
Вывод:
У – Я – уроженка г. Нерчинска. Чем является для меня этот дворец? Докажите, что вышеперечисленные дворцы – наше национальное достояние.
У – Кто владел выше перечисленными дворцами? (короли, монархи, цари)
У – Кто владел забайкальскими дворцами?(купцы)
У – Какой можно сделать из этого вывод?(о богатстве купцов-золотопромышленников, у которых было развито чувство прекрасного)
У - Почему Бутиных можно назвать меценатами? (меценат - человек, способствующий на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств).
3. Рефлексивно-оценочный этап.
У – Есть ли дворцы, похожие друг на друга? Что дает им такую похожесть (общие черты оформления, стиль)
На столах лежат листы с изображением всех изученных дворцов. Выдаю конверты с заданиями. Дети поворачиваются парами друг к другу. Читают характеристики какого-то стиля (классицизм, барокко, мавритано-готический). По этим характеристикам находят свой дворец. Один из группы озвучивает свой выбор. Контроль
На слайде – фрагменты изученных дворцов. По фрагментам нужно назвать здание (фронтальный опрос) Контроль
У - Почему дворец Бутиных называют Версалем града Нерчинска? (зеркальный зал)
У – Дворцы каких стран мы сегодня узнали? (Европа, Россия)
У – Допишем тему урока: «Каменное зодчество 18-19 веков. Европа – Россия – Забайкалье» Контроль
У – Что же мы узнали сегодня на уроке, какой можно сделать вывод? (о расцвете каменного зодчества 19 века, о том, что Россия не отставала от Европы по строительству монарших дворцов; Сибирь, Забайкалье, окраина России – вовсе не глушь, здесь жили великие люди, путешествующие по миру и оставили нам прекрасные образцы каменного зодчества).
(Беру фотографию родителей в рамочке и сувенирное изображение Бутинского дворца на блюде)
У – Ребята, в завершение урока хочу вас спросить: какая связь между этим фото и этим сувениром с изображением Бутинского дворца? (ваши родители- жители г Нерчинска? Вы родом из этого города? Для вас ценностью является это фото и Бутинский дворец. Это и наша ценность.)
Конец урока.
Использованная литература
- Сборник биографических сведений «Известный неизвестный краевед» Ф.М. Соседко 2010 г.
- Буклет «Версаль града Нерчинска» А. Литвинцев, 2010 г. Улан-Удэ
- Роман-хроника Оскара Хавкина «Дело Бутиных» Чита Областное книжное издательство 1994 г.
- Учебно-методическое пособие Иманакова Е.Г. История культуры Восточного Забайкалья Чита ЧГУ 2006
Электронные ресурсы
- http://pedsovet.su/publ/
- http://www.metod-kopilka.ru/
- http://festival.1september.ru/
- http://www.hellopiter.ru/
- https://ru.wikipedia.org/
- http://azbyka.kz/rekomendacii-po-postanovke-celi-i-zadach-uroka
8. http://v-ispanii.com/dlya-turista/dostoprimechatelnosti/zamki-v-mavritanskom-stile.html
9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мавританская_архитектура
12. http://oldchita.megalink.ru/
Комментарии
Планирование уроков по МХК
Считаю, что интереснее для учеников представлять материал в сравнении, так, как на этом уроке. Дети уходят с таких уроков потрясенными!