Развитие творческих способностей у старших дошкольников средствами цветоведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennaya_statya.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Шкуратова А.В. Shkuratova. A.V.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» город Кемерово. Municipal preschool educational institution "Kindergarten generally developing form » City Kemerovo
Anna_Shkuratova@bk.ru
Развитие творческих способностей у старших дошкольников
средствами цветоведения.
Development of creative abilities of the senior preschool children by
means of color science.
Ключевые слова: творчество, восприятие цвета, чувство цвета.
Аннотация: рассматриваются вопросы о развитии творческих способностей у старших дошкольников, на основе формирования образного восприятия цвета.
Keywords : creativity, perception of color , sense of color.
Abstract: The question of the development of creative abilities of the senior preschool children on the basis of formation of figurative perception of color .
Задача развития у детей чувства цвета предусматривается ФГОС в детском саду, но она сформулирована в виде общих указаний. В основном цвет рассматривается как признак предмета, дети умеют различать цвета, знают их названия, в редких случаях умеют смешивать два цвета (основных) для получения третьего (составного). Этого не достаточно для эмоционально- художественного развития ребенка, для развития цветовосприятия и цветоощущения окружающего мира. Цвет является одним из самых ярких выразительных средств. Применяя возможности цвета дети могут передавать в рисунке свое эмоциональное состояние, отношение к происходящему, к окружающему миру, свои чувства. Так рождается творчество.
Красиво выразился о цвете Иоханнес Иттен: «Первоначальная сущность цвета представляет собой сказочное звучание, музыку, рождённую светом». Через цвет с нами разговаривает весь мир, природа, искусство. Художники стремятся в своих картинах передать через цвет всю гамму своих чувств, настроение и атмосферу ситуации. Зная особенности каждого цвета, можно сформировать и вызвать определенный образ, эмоции, ассоциации. [3; 46]
Творчество – создание новых ценностей, продолжение и замена детской игры. В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Для того, чтобы ребенок смог творить, нужно научить его воплощать на бумаге то, что он нафантазировал себе в воображении. Если этот процесс упустить, то самые прекрасные фантазии в воображении ребенка превратятся в каракули и невыразительные, неузнаваемые образы. Ребенок может навсегда потерять интерес и желание заниматься изобразительным искусством и всю свою жизнь быть уверенным в том, что он бездарен. Некоторые специалисты считают, что уровень интеллектуального и эмоционального развития напрямую зависит от того, как дети рисуют, и что они изображают. Это верно, но не совсем, потому как они не знакомы с техникой изобразительного искусства, отсюда и неумение воплотить образы, свои чувства, мысли, мечты. И задача педагога помочь и содействовать в этом детям. Очень часто дошкольники к пониманию цвета приходят под влиянием взрослых, воспринимая цвет как качество предмета. Можно встретить «стереотипное» восприятие цвета (солнце – желтое, река - синяя, трава – зеленая и т. д). Такие цветовые «стереотипы» ограничивают детей в отражении собственного мировосприятия и мироощущения. Ценность и неповторимость детскому рисунку придает именно то, какие краски подобрал сам ребенок. И, тем не менее, ребенок должен владеть цветовой грамотой. То, что ребенок подбирает цвета сам, на основе личного восприятия, а не по подсказке взрослого, и является проявлением творчества.
Для того, чтобы дети научились ориентироваться в цветовом разнообразии, понять эмоциональное значение цвета, использовать в своем творчестве, необходимо знакомить с цветом предметов и явлений окружающей среды, формировать умение самостоятельно выбирать нужные цвета и составлять необходимые оттенки. У дошкольников нужно развивать умение видеть красоту цветовых сочетаний, чувство цвета.
Чувство цвета – это умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Полностью развить чувство цвета в период дошкольного детства невозможно, но заложить основы (умение подбирать сочетания для выразительной передачи явлений природы, предметов; понимание красивых и некрасивых сочетаний цветов) необходимо.
Как отмечает В.С. Мухина, усвоение эталонов цвета (небо – синее, трава - зеленая, солнце – желтое и т.д.) имеет двоякое влияние на развитие восприятия ребенка. С одной стороны, ребенок учится классифицировать предметы по их свойствам и признакам. Однако, с другой стороны, в восприятии ребенка закрепляется канонизированная нормативность цветов и других качеств предмета, и при этом утрируются индивидуальные особенности того же предмета при непосредственном его восприятии. [5;221]. Из этого следует, что в процессе воспитания и обучения необходимо развивать у детей наблюдательность, эстетический вкус, умение любоваться красотой каждого предмета или объекта. Это может быть и наблюдение за явлениями природы (восходом солнца, снегопадом, порывами ветра), и восприятие репродукции картины художника-живописца, в которой ребенок может рассматривать как реальные, так и абстрактные образы, и через цвет пытаться увидеть, почувствовать замысел художника, настроение картины.
Развитие творческих способностей детей в образовательной деятельности по изобразительному искусству является одной из главных задач. Реализация этой задачи возможна при условии использования методов и приемов работы с детьми, при помощи которых можно не только заинтересовать ребенка, но и помочь овладеть разными техниками рисования и применять их в своей творческой деятельности.
Формирование у детей цветовосприятия осуществляется при помощи следующих методов и приёмов:
• Словесных: беседа, рассказ, обсуждение готовых работ.
• Наглядных: демонстрация, показ педагога, рассматривание иллюстраций, репродукций картин.
• Практических: опыты с цветом, практическая работа детей, прослушивание музыкальных произведений, создание проблемных ситуаций, прогулки-наблюдения.
Раскрывая специфику формирования чувства цвета у старших дошкольников, следует выделить 3 этапа:
• 1 этап. Знакомство детей с цветом.
Разрушение сложившихся стереотипов цветовосприятия, упомянутых ранее, с помощью определения причин изменчивости цвета. Для этого в первую очередь надо отучить детей от привычного штампа восприятия, например, небо - голубое, снег - белый, море - синее. Дети наблюдают и рисуют снег, небо в различные часы суток и времена года. Снег могут окрашивать лучи заходящего солнца в красный, оранжевый, розовый цвета. Вечером он голубой, синий и даже фиолетовый. С ранних лет дети знают, что все растения зеленые, но они имеют массу оттенков. Такие наблюдения с детьми способствуют развитию более тонкого восприятия цвета. Дети учатся и различать оттенки и создавать самостоятельно смешивая краски на палитре. На занятиях по изобразительному искусству в наличии у детей всего девять цветов, но постепенно, к концу подготовительной группы, они научатся из этих девяти получать более пятидесяти цветов и оттенков.
• 2 этап. Знакомство дошкольников со свойствами и особенностями цвета.
Знакомить детей с хроматическими цветами (обладающие цветовым оттенком) и ахроматическими (противоположность хроматических – белые, серые, черные оттенки)
Подводить детей к связи цвета с настроением, а также к роли цвета в искусстве, восприятие цвета в живописи, творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к образам, сюжетам, героям сказок в рисунках. Дети учатся видеть, наблюдать и понимать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем разнообразии оттенков, ощутив чудесные возможности самых обычных красок.
• 3 этап. Освоение детьми художественной грамоты.
Знакомство старших дошкольников со средствами выразительности. Такими как: контраст, нюанс, пропорции, форма, цвет, объем, ритм, пространством т. д.
Так поэтапно дети подходят к пониманию того, что при помощи красок они не только смогут изобразить всё, что возникло в воображении, но с помощью цвета смогут передать любое настроение, вызвать у зрителей положительные или отрицательные эмоции. Возможно, что раннее эмоциональное переживание, связанное с восприятием прекрасного, оставит свой след в душе ребенка. Ребенок уже не сможет быть равнодушным к цвету, он сможет изменить его, преобразить в соответствии со своим собственным вкусом. Это умение в дальнейшей жизни ребенка перерастет в любовь к искусству, к пониманию прекрасного в этом мире.
Подробно изучив задачи развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике, можно сделать выводы о том, что цветовосприятие играет важную роль не только в развитии изобразительного творчества, но и в общем развитии личности ребенка.
1. Аллаярова И.Е., Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 с.
2. Венгер Л.А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. Л.А. Венгер, И.Д. Венев. Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., 1969. – 112 с.
3. Иоханнес Иттен. Искусство цвета . Пер. с немецкого Л. Монаховой. М.: Д. Аронов, 2000., 350 с.
4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144с.
5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. – 223 с.
6. Мухина В.С. Красивое – хорошее искусство. М.: Просвещение, 1964. – 123 с.
7. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью., Под ред. Грибовской А.А. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду., Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., «Мозаика - синтез», 2006. – 194 с.