Развитие творческих способностей у старших дошкольников средствами цветоведения.

Анна Васильевна Шкуратова
Изучение вопроса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами цветоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlennaya_statya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Шкуратова А.В. Shkuratova. A.V.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида» город Кемерово. Municipal preschool educational institution "Kindergarten generally developing form » City Kemerovo

Anna_Shkuratova@bk.ru

      Развитие творческих способностей у старших дошкольников  

                                     средствами цветоведения.

      Development of creative abilities of the senior preschool children by

        means of color science.

Ключевые слова: творчество, восприятие цвета, чувство цвета.

Аннотация: рассматриваются вопросы о развитии творческих способностей у старших дошкольников,   на основе формирования образного восприятия цвета.

Keywords : creativity, perception of color , sense of color.

Abstract: The question of the development of creative abilities of the senior preschool children on the basis of formation of figurative perception of color .

Задача развития у детей чувства цвета предусматривается ФГОС в детском саду, но она сформулирована в виде общих указаний. В основном цвет рассматривается как признак предмета, дети умеют различать цвета, знают  их названия, в редких случаях умеют смешивать два цвета (основных) для получения третьего (составного). Этого не достаточно для эмоционально- художественного развития ребенка, для развития цветовосприятия и цветоощущения окружающего мира. Цвет является одним из самых ярких выразительных средств. Применяя возможности цвета дети могут передавать в рисунке свое эмоциональное состояние, отношение к происходящему, к окружающему миру, свои чувства. Так рождается творчество.

Красиво выразился о цвете Иоханнес Иттен: «Первоначальная сущность цвета представляет собой сказочное звучание, музыку, рождённую светом». Через цвет с нами разговаривает весь мир, природа, искусство. Художники стремятся в своих картинах передать через цвет всю гамму своих чувств, настроение и атмосферу ситуации. Зная особенности каждого цвета, можно сформировать и вызвать определенный образ, эмоции, ассоциации. [3; 46]

 Творчество – создание новых ценностей, продолжение и замена детской игры. В философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Для того, чтобы ребенок смог творить, нужно научить его воплощать на бумаге то, что он  нафантазировал себе в  воображении. Если этот процесс упустить, то самые прекрасные фантазии в воображении ребенка превратятся  в каракули и невыразительные, неузнаваемые образы. Ребенок   может навсегда  потерять интерес и желание заниматься изобразительным искусством и всю свою жизнь быть уверенным в том, что он бездарен. Некоторые специалисты считают, что уровень интеллектуального и эмоционального развития напрямую зависит от того, как дети рисуют, и что они изображают. Это верно, но не совсем, потому как они не знакомы с техникой изобразительного искусства, отсюда и неумение воплотить образы, свои чувства, мысли, мечты. И задача педагога помочь и содействовать в этом детям. Очень часто дошкольники к пониманию цвета приходят под влиянием взрослых, воспринимая цвет как качество предмета. Можно встретить «стереотипное» восприятие цвета (солнце – желтое,  река - синяя, трава – зеленая и т. д).  Такие цветовые «стереотипы»                          ограничивают детей в отражении собственного мировосприятия и мироощущения. Ценность и неповторимость детскому рисунку придает именно то, какие краски подобрал сам ребенок. И, тем не менее, ребенок должен владеть цветовой грамотой. То, что ребенок подбирает цвета сам, на основе личного восприятия, а не по подсказке взрослого, и является проявлением творчества.  

 Для того, чтобы дети научились ориентироваться в цветовом разнообразии, понять эмоциональное значение цвета, использовать в своем творчестве, необходимо знакомить с цветом предметов и явлений окружающей среды, формировать умение самостоятельно выбирать нужные цвета и составлять необходимые оттенки. У дошкольников нужно развивать умение видеть красоту цветовых сочетаний, чувство цвета.

Чувство цвета – это умение различать, называть и использовать различные цвета и их оттенки; умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Полностью развить чувство цвета в период дошкольного детства невозможно, но заложить основы (умение подбирать сочетания для выразительной передачи явлений природы, предметов; понимание красивых и некрасивых сочетаний цветов) необходимо.

Как отмечает В.С. Мухина, усвоение эталонов цвета (небо – синее, трава - зеленая, солнце – желтое и т.д.) имеет двоякое влияние на развитие восприятия ребенка. С одной стороны, ребенок учится классифицировать предметы по их свойствам и признакам. Однако, с другой стороны, в восприятии ребенка закрепляется канонизированная нормативность цветов и других качеств предмета, и при этом утрируются индивидуальные особенности того же предмета при непосредственном его восприятии. [5;221]. Из этого следует, что в процессе воспитания и обучения необходимо развивать у детей наблюдательность, эстетический вкус, умение любоваться красотой каждого предмета или объекта. Это может быть и наблюдение за явлениями природы (восходом солнца, снегопадом, порывами ветра), и восприятие репродукции картины художника-живописца, в которой ребенок может рассматривать как реальные, так и абстрактные образы, и через цвет пытаться увидеть, почувствовать замысел художника, настроение картины.

 Развитие творческих способностей детей в образовательной деятельности по изобразительному искусству является одной из главных задач. Реализация этой задачи возможна при условии использования методов и приемов работы с детьми, при помощи которых можно не только заинтересовать ребенка, но и помочь овладеть разными техниками рисования и применять их в своей творческой деятельности.

Формирование у детей цветовосприятия осуществляется при помощи следующих методов и приёмов:

•        Словесных: беседа, рассказ, обсуждение готовых работ.

•        Наглядных: демонстрация, показ педагога, рассматривание иллюстраций, репродукций картин.

•        Практических: опыты с цветом, практическая работа детей, прослушивание музыкальных произведений, создание проблемных ситуаций, прогулки-наблюдения.

Раскрывая специфику формирования чувства цвета у старших дошкольников, следует выделить 3 этапа:

•       1 этап. Знакомство детей с цветом.

 Разрушение сложившихся  стереотипов цветовосприятия, упомянутых  ранее, с помощью определения причин изменчивости цвета. Для этого в первую очередь надо отучить детей от привычного штампа восприятия, например, небо - голубое, снег - белый, море - синее. Дети наблюдают  и рисуют снег, небо в различные часы суток  и времена года. Снег могут окрашивать лучи заходящего солнца в красный, оранжевый, розовый цвета. Вечером он голубой, синий и даже фиолетовый. С ранних лет дети знают, что все растения зеленые, но они имеют массу оттенков. Такие наблюдения с детьми способствуют развитию более тонкого восприятия цвета.  Дети учатся и различать оттенки и создавать самостоятельно смешивая краски на палитре. На занятиях по изобразительному искусству в  наличии у детей всего девять цветов, но постепенно, к концу подготовительной группы, они научатся из этих девяти получать более пятидесяти цветов и оттенков.  

•        2 этап. Знакомство дошкольников со свойствами и особенностями цвета.

Знакомить детей с хроматическими цветами (обладающие цветовым оттенком) и ахроматическими (противоположность хроматических – белые, серые, черные оттенки)

Подводить детей к  связи цвета с настроением, а также к роли цвета в искусстве,  восприятие цвета в живописи, творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к образам, сюжетам, героям сказок в рисунках. Дети учатся видеть, наблюдать и  понимать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем разнообразии оттенков, ощутив  чудесные возможности самых обычных красок.

        3 этап. Освоение детьми художественной грамоты.

Знакомство старших дошкольников со средствами выразительности. Такими как: контраст, нюанс, пропорции, форма, цвет, объем, ритм, пространством т. д.

Так поэтапно дети подходят к пониманию того, что при помощи  красок они не только смогут изобразить всё, что возникло в воображении, но с помощью цвета смогут передать любое настроение,  вызвать у зрителей  положительные или отрицательные эмоции. Возможно, что раннее эмоциональное переживание, связанное с восприятием  прекрасного, оставит  свой  след в душе ребенка. Ребенок уже не сможет быть равнодушным к цвету, он сможет изменить его, преобразить в соответствии со своим собственным вкусом. Это умение в дальнейшей жизни ребенка перерастет в любовь к искусству, к пониманию прекрасного в этом мире.

Подробно изучив задачи развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике, можно  сделать выводы о том, что цветовосприятие играет важную роль не только в развитии изобразительного творчества, но и в общем развитии личности ребенка.

 

 

 

Литература:

1. Аллаярова И.Е., Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 64 с.

2.  Венгер Л.А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. Л.А. Венгер, И.Д. Венев. Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера.   М., 1969. – 112 с.

 3.  Иоханнес Иттен. Искусство цвета . Пер. с немецкого Л. Монаховой. М.: Д. Аронов, 2000., 350 с.

4. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144с.

5.  Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. – 223 с.

6.  Мухина В.С. Красивое – хорошее искусство. М.: Просвещение, 1964. – 123 с.

7.  Ознакомление дошкольников с графикой и живописью., Под ред. Грибовской А.А. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду., Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.  М., «Мозаика - синтез», 2006. – 194 с.