Презентация "Гендерный подход в обучении изобразительному искусству в современной школе"
Презентация содержит теоретический материал, а также, структурированный опыт учителя изобразительного искусства по вопросу учета гендерных особенностей младших школьников в процессе обучения искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_moya_devochki.malchiki.pptx | 903.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ : выявление особенностей в обучении мальчиков и девочек изобразительному искусству. ЗАДАЧИ: формирование адекватн ой полу модели поведения учащихся средствами искусства; с оциализация, воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками, на уроках искусства; о существление индивидуальной и коллективной видов творческой деятельности; использование в творческой деятельности детей разнообразных материалов и техник, разнообразных способов изображения, моделирования и конструирования; п оиск индивидуальных и коллективных методов и технологий обучения мальчиков и девочек ; д ифференцированный подход в осуществлении обучения изобразительному искусству девочек и мальчиков.
М аскулинизация девочек и феминизация мальчиков Причины: большой процент разводов в обществе; большое количество неполных семей; главенствующая роль матери в семье; пассивное участие мужчин в воспитании детей; отсутствие культуры взаимоотношение мальчиков и девочек; программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект; низкий процент мужчин-педагогов; преобладание в предметно-развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий; построение педпроцесса без учёта гендерных особенностей.
Понятие «пол» Пол (от латинского genero - рождаю, произвожу) – это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Пол относится к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе общения с другими людьми. Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности
Понятие «гендер» Гендер (от английского gender , от лат. gens – род) - обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Суть гендера состоит в том, что помимо биологических отличий между людьми существуют расслоение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.
Г ендерное воспитание Это воспитание девочек и мальчиков вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Гендерная культура предполагает: формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие психических, физиологических и эстетических особенностей мальчиков и девочек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве.
Б олее развиты: У мужчин: У женщин: логика интуиция обобщение анализ восприятие в целом внимание к деталям склонность к абстракциям конкретика романтизм практицизм ориентация в пространстве и времени ловкость и чуткость рук техническая направленность гуманитарная направленность мотив достижения успеха мотив отношения с окружающими стремление к лидерству умение подчиняться склонность к новаторству следование правилам желание быть первым желание быть единственной и неповторимой
По сравнению с: женщиной мужчина более: мужчиной женщина более: рационален чувствительна твёрд гибка сдержан эмоциональна суров отзывчива решителен, склонен к риску осторожна уверен в себе тревожна агрессивен сострадательна предприимчив исполнительна активен старательна индивидуалист коллективистка замкнут общительна молчалив разговорчива
Различия между мальчиками и девочками на психическом уровне: Девочки Мальчики более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи, письма, владение кистью; более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов; имеют преимущественно долговременную память; имеют преимущественно кратковременную память; развито наглядно-образное мышление; обладают абстрактным мышлением; адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы; лёгкая адаптация к окружающей среде; легче переносят эмоциональный стресс; с трудом переносят стресс; субъективная самооценка, т.к. упор делается на испытываемые чувства и переживания. объективная самооценка.
Различия между мальчиками и девочками на физическом уровне: Девочки: Мальчики: меньше масса тела, но большая грация, гибкость и подвижность; большая масса тела и физическая сила; быстрее развивают точность и координацию движений; менее развита точность и координация движений; визуальное восприятие информации происходит по горизонтали. доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали.
Различия между мальчиками и девочками на поведенческом уровне: Девочки: Мальчики: скрытны, послушнее, приветливее; более оптимистичны, открыты; раньше, чем мальчики, понимают, какими их хотят видеть окружающие; показатель гуманных отношений в совместной деятельности выше; высокий уровень чувствительности и социальной ответственности; низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения; слуховой способ познания действительности, рано появляется интерес к чтению, любят петь, рассказывать стихи. более чётко визуальное восприятие пространства, им интереснее смотреть иллюстрации, лепить, вырезать, конструировать.
Анализ рисунков. Рисунок – это портрет личности. Рисунок свидетельствует о том, что девочки и мальчики по-разному видят окружающий мир и воспринимают произведения искусства . На разных этапах развития детства мальчика и девочки - происходит сложнейший психологический процесс – обретение значимого.
Рисуют девочки. Рисуют мальчики.
Различия между девочками и мальчиками в создании творческих работ (рисунков): Девочки: Мальчики: Очень широко разворачивают тему, придумывают слишком большой сюжет, долго делают набросок. Зачастую не видят человека, испытывают сложности в осмыслении мира человеческих отношений. Интересует конкретика, детализация. Процесс рисования происходит на уровне смысловых образований. Уровень восприятия, позволяющий детально видеть красоту окружающего мира, отражать его в рисунке. Испытывают проблемы в рисовании тонкой кистью,в «изящном творчестве» Используют разнообразные пастельные оттенки, любят пользоваться палитрой. Ограничиваются малым количеством краски, используют темные оттенки. За деталями, часто, теряют суть – главный сюжет рисунка. Делают рисунок малопредметным , недостаточно детализируют и обогащают.
Различия между мальчиками и девочками по художественному восприятию произведения искусства : Девочки: Мальчики: характерно выделение колорита произведения искусства; важна тематика и информация, которая заложена в произведении искусства; выделяют яркие, чистые и пастельные тона, особое внимание обращают на элементы, составляющие картины; отдают предпочтение темному колориту и не придают значения деталям; стараются выразить свое отношение к изображаемому, ярко, красочно описывают свои эмоции. при описании произведений искусства основываются на свое зрительное восприятие, не передавая своего взгляда на него.
С д евочками: С м альчиками: Развивать у девочек крупную моторику, используя задания с моделированием крупных форм, и работой в больших форматах . Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать приемы детальной прорисовки и моделирования. Использовать чаще различные проблемные задания для девочек, создавать ситуации, требующие передачи движений, опосредованно учить их создавать образы в динами- ке , перспективу развития ситуаций Мальчикам необходимо разъяснять задачу / проблемную ситуацию - не менее чем в течение 1 минуты (но и не более 3 минут) , прежде чем они приступят к действиям. Экспериментировать с девочками с трехмерным пространством, использовать иллюстративность, наглядность и образность в конструировании – что сделает понимание доступным. Давать возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Подталкивать мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами. Выводы. Нюансы работы:
Выводы. Нюансы похвалы: Девочек: Мальчиков: Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, к ее публичности. Для девочки важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился конструировать, собрал модель летательного аппарата . Каждый приобретенный навык позволяет мальчику гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Хвалить девочек за аккуратность, тонкость и педантичность выполнения работ; подталкивать к помощи мальчикам в «видении малого в общем»; Хвалить мальчиков за их активность, энергичность, подвижность; переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии; усложнять проблемные ситуации и поисковые задачи.
Литература: 1 . Кабаева В.М. Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании / В.М. Кабаева – М.: МГПУ, 2007. 2. Кузнецов Е.Ф. Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности (на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи) / Ф.Е. Кузнецов: Дис . доктора пед . наук. М.: 2008 . 3.Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2001. 4 . Середина Н.В., Шкуренко Д.А. Основы медицинской психологии, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 5 . Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей / А.Л. Сиротюк – М.: Сфера, 2000 . 6 . Сиротюк А.Л. Обучение без стресса / А.Л. Сиротюк // Дошкольное воспитание. – № 1. – 2005. 7. Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира / Т.П. Хризман , В.Д. Еремеева – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1988.
Приложение 1. Использованные тесты: Для определения уровня развития художественного восприятия применялась диагностическая методика – тест « МАТИСС» ( Е.Торшилова и Т.Морозова ). Для определения уровня развития художественного восприятия – тест « ЛИЦА» ( Е.Торшилова и Т.Морозова ). Для определения уровня развития осмысленности художественного восприятия - тест «ВАН ГОГ» ( Е.Торшилова и Т. Морозова). Для определения уровня развития целостности и эмоциональности художественного восприятия - анкета (Е.В . Викторова ).