Схема конспекта мастер - класса по теме: "Культура Древнего Египта".

Олейникова Юлия Владимировна

Предмет – изобразительное искусство.    Занятие для  аудитории учителей на заседании  МО

с целью обмена опытом                                                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер - класс67 КБ

Предварительный просмотр:

Схема конспекта мастер – класса.

Цель: познакомить с  видами искусства Древнего Египта и их особенностями.

Задачи:

-способствовать формированию понимания места и роли искусства в жизни человека и общества в разные времена;

- развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку;

-воспитывать интерес к искусству Древнего Египта;

-поделиться с коллегами опытом дифференцированного обучения и   методами контроля знаний по данной теме.

Тема  «Культура Древнего Египта».

         Этапы работы

                            Содержание этапа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Организационный момент.

 Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе.

Способствовать подготовке и организации рабочего пространства для успешной работы.

Задача: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесный, объяснительный.

Актуализация знаний.

(Опрос с опорой на общеизвестные  факты)

Цель, которую учитель ставит перед участниками на данном этапе.

Показать знания о Др. Египте,  умения анализировать,  делать выводы.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе. Способствовать формированию умений работать с различными источниками информации.

Задача: создать проблемную ситуацию, активизирующую мыслительную деятельность.

Методы организации работы: словесный, иллюстративный, проблемный. Методы стимулирования: похвала. Возможные действия учителя в случае, если не удается достичь поставленной цели. Наводящие, дополнительные вопросы – подсказки.

Практическая работа.

Цель, которая должна быть достигнута участниками на данном этапе.

Овладеть умениями и навыками   трансформации  нового материала для защиты минипроектов.

Задачи группам для практической работы:

1группа – Архитекторы.

По схеме развёртки построить макет  пирамиды  и на разрезе указать план расположения камеры.

2 группа – художники.

По трафарету расписать богов Др. Египта.

3 группа – поэты.

Подготовиться и выразительно прочитать стихи.

4 группа – искусствоведы.

Выбрать из доп. литературы искусствоведческий материал о богах.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе.

1.Сформировать умения и навыки кистевой росписи в  изображении традиционных костюмов и украшений, египетских богов.    

2.Помочь ощутить радость самостоятельного открытия  и коллективного  творческого труда.

4.Способствовать  умению принимать самостоятельные решения.

Методы организации работы: наглядный, иллюстративный, словесный. Дифференцированный подход.

Открытие новых знаний

Цель, которую ставит учитель перед участниками на данном этапе.

Показать знания и умения, добытые самостоятельно из дополнительного материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе.

Выявить способности    аргументировать свои знания и умения, добытые самостоятельно из дополнительного материала.

Задача: создать проблемную ситуацию, активизирующую познавательную, мыслительную деятельность.

Рефлексия: вербальная..

Цель, которую ставит учитель перед участниками на данном этапе.

 Научиться умению вести диалогическую беседу.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе.

Способствовать решению проблемы при помощи диалога.

Задача: способствовать созданию условий для формирования   познавательного интереса к искусству древности. Пробудить интерес к новым знаниям.

Методы: иллюстративный, демонстрационно-объяснительный, проблемный.

Итог урока.

.

 

 

Добрый день!

Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Для успешной работы  нам понадобится: гуашь, палитра, кисти, вода, альбомные листы, карандаш.

Старинная египетская пословица гласит: « Все на свете боится времени, но время боится пирамид». Но не только пирамиды – гробницы сохранились от этой великой цивилизации.

Какие виды искусства, кроме архитектуры, развивались в Древнем Египте? (скульптура, литература, живопись)

Многие ученые называют искусство Египта застывшим.

Действительно ли это так?

В конце занятия предлагаю обсудить эту проблему и сделать свои выводы, а также выявить особенности культуры Древнего Египта.

 Перед вами небольшой чайнворд. Если вы его отгадаете, то в обведенных рамкой клетках по вертикали прочтете, как называли в Др. Египте людей искусства.(санх)

1

2

3

4

1. Материал, используемый для письма в Д.Египте?

2. Жилище богов?

3. Строгие, определенные правила, по которым работали египетские художники?

4.Фараон, чью гробницу, археологи нашли не разграбленной?

(1.папирус, 2.храм, 3.канон, 4.Тутанхамон)

   САНХ

Что означает это слово? (творящий жизнь)

Сегодня я вас буду величать санхами, ведь вы же своим трудом творите жизнь.

Даны трафареты богов. Ваша задача по трафарету расписать богов Др. Египта.

А сейчас мы все вместе попытаемся окунуться в удивительный мир Др. Египта.

Предварительно (за 5 мин.) по группам раздаются задания.

(Археологи, поэты, художники, искусствоведы)

         Учитель по ходу урока ведёт контроль, оказывает

        консультативную помощь участникам группы.

После завершения работы в минигруппах, начинается защита.

Пожалуйста, археологи вам слово.

А 1. Пирамида Хеопса самое большое каменное сооружение древнего мира, безупречное с точки зрения геометрии. Она находится в Гизе, в окрестностях Каира. Мы приготовили ее макет из бумаги, начертили схему внутреннего устройства и прочитали много интересного об этом первом чуде света.

А 2. Сто тысяч человек трудились над возведением гробницы фараона Хеопса, состоящих из двух с лишним миллионов известняковых и гранитовых блоков весом 2,5 тонны каждый. Секреты ее строительства по-прежнему никому не известны. Особенно много загадок связано с ее внутренним устройством.

А3. Пирамида Хеопса в разрезе: сплошная каменная кладка. Вход помещался на северной стороне, на высоте 14 метров от подножья. Узкий коридор опускается глубоко под землю. Он ведет в небольшую комнату, высеченную в скале. На противоположной стороне от входа виден дверной проем, коридор продолжается и упирается в тупик. Однако повернем по коридору вниз. На уровне земли начинается второй коридор. Он очень узок. По нему надо карабкаться , согнувшись почти в двое, на протяжении 33 метров до площадки. Широкая галерея тянется на 50 метров в центр пирамиды. Из нее наружу через толщу пирамиды выходят 2 каменные трубы: вероятнее всего, они служили для вентиляции. В комнате стоит гроб Хеопса. Он пуст, даже его крышка бесследно исчезла.

Третья загадка: куда исчезла гранитная крышка гроба? Для чего воры тащили огромную тяжесть через узкие коридоры? Ведь она не представляла ни какой ценности. Исследования пирамиды продолжаются и сейчас.

Как вы, думаете, трудно было создавать пирамиды? Интересно, существовали ли чертежи у них? Мы не представляем, как древние египтяне могли построить такое грандиозное сооружение без современных машин.

Вот вам еще загадка. Но обратите внимание на эти росписи.

А 4. Во 2 тысячелетии до н.э. в Египте перестали строить пирамиды. Царей и вельмож хоронили в гробницах, которые вырубали в скалах. Искусные художники создавали на стенах гробниц яркие росписи. Это были прекрасные картины из жизни богов и людей, наполненные всем, что надо для блаженства. Египтяне верили, что изображения оживут, и умерший будет вечно наслаждаться всем этим совершенством. Произведения искусства создавались по строгим правилам – канонам.

Х 1.Боги и фараоны изображались крупнее, чем знатные люди, а те – крупнее простолюдинов. Изображения женщин всегда раскрашивали желтой, а мужчин красновато – коричневой краской. Голову и ноги рисовали сбоку, в профиль, а плечи и грудь спереди, в фас.

Х 2.Древнеегипетские скульпторы создавали много разных статуй. Громадные статуи для храмов делали так: сначала высекали каменные глыбы подобные ящику. Стороны этого «ящика» разбивали на клетки. По клеткам размечали очертания статуи, а потом скалывали лишний камень. В храме находились и небольшие статуэтки, которые также выполняли по канонам. В гробницу помещали портретную статую умершего. Египтяне первыми открыли портретный жанр. Стены храмов и гробниц покрывали не только росписи, но и рельефы – выпуклые изображения на плоскости.

Не только художники, но и поэты сочиняли стихи, прославлявшие богов, фараонов, памятники искусства.

П 1. Страну мы такую знаем,

Египтом ее называем.

Египет – страна прекрасная,

Ничуть она не ужасная.

Природа там чудесная,

Религия интересная.

П 2 «Статуи египетских богов»  О.Тарутин.

Строим перед богом по имени Гор

С большим удивлением смотрим в упор:

При всем человечьем обличье

Имеет он голову птичью.

Он рядом с богиней стоит львинолицей,

А рядом богиня – корова теснится.

И только богиня Исида

Похожа на женщину видом.

…Мы видели бога по имени Тот,

А также богиню по имени Нут…

Мы помнили точно, кто – этот, кто – тот,

Наверное, целых пятнадцать минут.

Шедевром египетского искусства является изображение царицы Нефертити.

И 1. Ее муж Эхнатон выгравировал на гробнице послание любимой жене:

Люблю сладкое дыхание твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой,

Мое желание – слышать твой прекрасный голос,

Звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,

Дай мне твои руки, что держат твой дух,

Чтобы я смог принять его и жить им.

Называй меня моим именем вечно, а мне

Без тебя всегда (что–нибудь) не будет хватать.

И 2. Лирическая поэзия древних египтян прекрасна, и конечно в ней говорится о любви. Любят, страдают не только люди, но и боги. Я познакомлю вас с песнопением, это – плачь Исиды по Осирису, его перевела на русский язык А.Ахматова:

Небо смешалось с землей. Тень легла на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки.

Сердце мое горит, потому что стеною отгородился ты от меня,

Хотя не было зла во мне.

Оба наши города разрушены, перепутались дороги.

Я ищу тебя, потому что жажду видеть тебя.

Я в городе, в которой нет защитной стены.

Я тоскую о твоей любви ко мне.

Приходи! Не оставайся там один!

Не будь далек от меня!

И так, уважаемые санхи, почему вас так называют – «творящие жизнь»? (искусством мы дарим людям посмертное благополучие, вечную жизнь)

Учитель ведет диалог, опираясь на выполненные в ходе занятия творческие работы.

Главная особенность древнеегипетского искусства? (тесная связь с религией)

Как египтяне изображали своих богов? (звероликими)

Какой цветок использовали в украшении? (лотоса и папируса)

Какую еще особенность искусства египтян вы можете выделить? (связь с природой)

Почему некоторые ученые называют древнеегипетское искусство застывшим? (в работе художники, скульпторы, архитекторы следовали строгим правилам – канонам)

Есть еще одна характерная черта – безымянность. До наших дней дошло огромное количество произведений искусства Др. Египта, но имена их создателей нам не известны.

Какой вид искусства в Др. Египте, по вашему мнению, был основным? (архитектура)

Все остальные виды искусства были подчинены ей. На стенах сооружений мы видим фрески и рельефы. Огромные статуи окружают храмы. Монументальность – это тоже особенность искусства Египта. Монументальное искусство рассчитано на массовое восприятие и связано с архитектурой. Произведения предназначены не для музеев, они воздвигаются на улицах, площадях. Вглядимся в росписи, скульптуры, репродукции с изображением  папирусов, выполненных по строгим правилам.

Они похожи друг на друга? (все разные)

 Вернёмся к высказыванию  ученых, которые  называют искусство Египта застывшим.

Действительно ли это так?

Предположительные ответы (полные).

Нет. Каждый художник, следуя канонам, неизбежно отражал в произведении свои мысли и чувства, свой взгляд на окружающий мир, на меняющуюся жизнь.

Пришло время прощаться. Можно еще многое узнать об этой загадочной стране, попытаться раскрыть ее тайны. Исчезли цивилизации, народы, а пирамиды стоят уже больше пятидесяти веков и потрясают воображение своими размерами, геометрической привлекательностью, трудом ,затраченным на их возведение.

Спасибо вам за замечательный творческий настрой и как результат – прекрасные работы.

И я хочу вам тоже преподнести подарок – музыкальный ролик о Египте. (3-мин. слайд-фильм)

Выставка творческих работ.