Конспект урока изобразительного искусства на тему "Золотые краски осени" для 5 класса

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Золотые краски осени" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_zolotye_kraski_oseni.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства

на тему «Золотые краски осени» 5 класс

Цели и задачи:

- знакомство с произведениями искусства об осени;

- показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи, как составных частей искусства;

- совершенствовать все виды речевой деятельности;

- учить анализировать произведения;

- закрепить умение рисовать деревья; закрепить знание частей деревьев - ствол, ветки, крона; передавать их характерную окраску в осенний период; закреплять навык работы гуашью, уточнять и обогащать представления детей об окружающей действительности - признаки осени, жизнь растений осенью.

- развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать зрительную память;

- воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии и живописи; воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы

Оборудование:

- Выставка книг русских поэтов, которые писали про осень;

- Репродукции картин художников с изображением осени

- аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года»

- Букет осенних цветов;

- Осенние листья.

Материал для учителя:

- Презентация по теме урока

- формат А3,

-гуашь,

-кисти,

-баночка с водой

Материал для учащихся:

- формат А4,

-гуашь,

-кисти,

-баночка с водой.

План урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Введение в тему урока (2 мин)

3. Основная часть (15 минут)

4. Физкультминутка (1 мин)

5. Самостоятельная работа (17 мин)

6. Игра «Опиши осень» (3 мин)

7. Создание коллективной композиции (4 мин)

8. Рефлексия (1 мин)

9. Итог урока (1 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка общей готовности класса к уроку.

  1. Введение в тему урока.

Слайд 1

Учитель: Здравствуйте ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось начать строками стихотворения Ивана Бунина  «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

Учитель: Как вы думаете ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Дети: Об осени

Учитель: Правильно ребята, мы поговорим сегодня о самом интересном времени года.

  1. Основная Часть.

Слайд 2

Учитель: Осень-любимое время года многих поэтов, писателей, музыкантов и конечно художников. Об осени писали стихи, ей посвящали музыкальные произведения, ее изображали на холсте. Ребята, а кто из вас сможет вспомнить и прочитать стихотворения об осени?

Дети читают стихи:

1. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы. (А.С.Пушкин)

2. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле... (Ф. Тютчев)

3. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. (А.  Пушкин)

Учитель: Молодцы ребята, вы вспомнили очень красивые строки.  Об осени писали многие поэты, это С.Есенин, А.С.Пушкин, Ф.Тютчев, Б.Пастернак и многие многие другие поэты. А теперь мы посмотрим, как же изображали осень художники.

Слайд 3 «Золотая осень» И.И.Шишкин

Учитель: Картина Ивана Ивановича Шишкина «Золотая осень» залита золотом от солнца, освещающего осеннюю пожелтевшую листву. Золотистой гаммой пропитано все полотно. Создается впечатление, что природа одела свой самый нарядный костюм. Даже небо художник заливает желтыми тонами, подчеркивая необыкновенную праздничность природы. Очень живописно художником исполнена сама вода, которая служит зеркалом такого пушистого наряда осеннего леса. На воде лежат покрывалом опавшие листья.

Учитель: Какое настроение у этой картины?

Дети: Грустное, печальное, воспоминания об ушедшем лете

Слайд 4 «Золотая Осень» И.И. Левитан

Учитель: На картине И. И. Левитана «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в осеннем наряде. Две осинки, расположенные на переднем плане уже практически облетели, а вот березы предстают перед зрителем во всем своем великолепии. Белоснежные стволы берез одеты в яркие жёлто-оранжевые наряды. Листья берёз переливаются на солнце и блестят, словно золотые украшения. Справа от реки, раскинув ещё зелёные ветви, расположились ивы, они создают яркий контраст красок наступившей осени и уходящего лета. Пёстрый ковёр осенней травы постепенно устилают жёлтые краски осени, появляется багряный узор из опавших листьев. Поля привлекают взгляд яркой сочной зеленью, и как бы оспаривая законы самой природы, переносят нас в другое время года.

Учитель: Ребята, какое настроение вызывает у вас картина И.И. Левитана «Золотая осень»?

 Дети: Картина И. И. Левитана «Золотая осень» вызывает светлое лирическое настроение, радует нас яркими, теплыми красками осенней природы.

Слайд 5 «Золотая осень» В.Д.Поленов

Учитель: Василий Дмитриевич Поленов изобразил на своем полотне умиротворенно торжественную природу с её изумительно чистыми красками ранней осени с мягкой пожелтевшей зеленью лугов и золотом деревьев. В дали виднеется еле заметная церквушка. В гуще золотистых деревьев расположились молодые зелёные сосенки, а три старые сосны, собравшись в кучу, возвышаются над ними. На охристо-желтой траве видны зелёные островки. Погода ясная и по-летнему теплая. Река - зеркало всего пейзажа. На её глади отражаются деревья, которые растут вдоль неё и голубое небо. Она тянется, разделяя картину на две части. Берег реки усыпан чистым, как будто просеянным, песком. Летом там играет и купается деревенская детвора. Тропинка, вытоптанная за лето местными жителями, ведёт в густой лес. Там они собирают грибы и лесные ягоды. В правом нижнем углу видна тень от большого дерева. Пейзаж нарисован с высоты из окна мастерской художника.

Учитель: Ребята, скажите, а какие эмоции вызывает эта картина?

Дети: Картина В.Д.Поленова пробуждает хорошее настроение, радость.

Учитель переводит внимание детей с экрана на доску, где закреплен лист ватмана, на котором нарисованы небо и земля.

Слайд 6

Учитель: Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Перед нами на доске закреплен пейзаж. Скажите, чего не хватает на данном пейзаже?

Дети: На пейзаже нет деревьев, пейзаж пустой, скучный.

Слайд 7

Учитель: Какую роль в пейзажах играют образы деревьев?

Дети: Одну из главных. В окружающей природе большое разнообразие деревьев, художники на картинах рисуют деревья.

Учитель: Что различного в строении дерева и кустарника?

Дети: У дерева четко просматривается ствол, у кустарников несколько побегов с ветками

Учитель: Что у дерева выше: крона, верхние ветви или макушка ствола?

Дети: Крона и ветви

Учитель: Обратите на особенности форм частей дерева:

береза -  ствол стройный, ветви изящные, нежные, нужно рисовать плавными тонкими линиями;

- дуб – ствол могучий, ветви мощные, изображаем толстыми линиями, начиная от ствола;

- рябина – ветка величественная, пышная, много мелких веточек и др.

-осина- ствол ровный, стройный, ветви, ветви более упругие, чем у березы, рисуем тонкой кистью

-ель- ветви-лапы мохнатые, тяжелые, направлены вниз.

 Учитель: Сейчас мы с вами попробуем украсить. Каждый из вас на своем листе нарисует дерево, а потом мы закрепим их на общей композиции. А как правильно выполнить изображение дерева я сейчас покажу.

(учитель на листе Аз ведет последовательное изображение дерева)

Слайд 8

- Намечаем ствол дерева. Сверху он должен быть более узким, снизу ствол расширяется.

-Закрываем форму ствола цветом, используем смешивание красок, разные цветовые оттенки.

- Намечаем сучья.

- Добавляем веточки.

Слайд 9

-Начинаем изображение кроны дерева. Первым используем желтый цвет.

-Добавляем оранжевый цвет, оттеняем листву.

-Подчеркиваем яркость осенней палитры красок и используем открытый красный цвет.

-Добавляем акценты зеленым цветом, прорисовываем форму, уточняем детали образа дерева.

4. Физкультминутка

Учитель: Ребята, давайте представим, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули,

Кисти встряхнули

Ветер сбивает росу

В стороны руки,

Плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Учитель: Теперь каждый из вас самостоятельно выполняет изображение любого дерева или кустарника, по выбору.

Дети выполняют рисунок дерева.

Во время самостоятельной работы звучит музыка П.И. Чайковский «Времена года»

  1. Игра «Опиши осень»

Учитель бросает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени используя строки из стихотворений.

  1. Создание коллективной композиции

Учитель: Ну вот мы и подготовили элементы для нашей коллективной композиции Перед началом работы, давайте вспомним технику безопасности при работе с ножницами:

Слайд 10

-    При работе внимательно следите за направлением резания, не наклоняйтесь низко над работой.

-  Не держите ножницы лезвием вверх.

- На стол ножницы кладем с закрытыми лезвиями.

- Не вертитесь во время работы и не режьте ножницами на ходу.

- Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

- Во время работы удерживайте материал свободной рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Учитель: Теперь мы переходим к работе. Аккуратно вырезаем изображение дерева по контуру, стараясь не нарушать целостность образа.

(учащиеся вырезают изображения дерева)

Учитель: Полученные фигурки деревьев, мы будем закреплять на основу. Аккуратно промазываем клеем изнаночную сторону рисунка и приклеиваем на общую композицию.

(учащиеся самостоятельно прикрепляют свой рисунок на общую основу)

  1. Рефлексия.         

- Какое название вы дадите нашему пейзажу? (Золотая осень, Унылая пора»)

-Какие строки из стихотворений подходят к пейзажу (дети читают стихи)

-Чему научились? (рисовать деревья, кустарники, составлять композицию пейзажа)

-Что понравилось делать? (дети высказывают свое мнение)

-Что показалось трудным? (мнение детей)

9. Итог урока.

Учитель: Да, сегодня вы многому научились и многого достигли.

В своих индивидуальных работах вы сумели передать всю красоту осеннего дерева, а в коллективном пейзаже красоту и яркость осенней природы.  Пусть не у всех работа прошла гладко, были недочеты, но мы вместе будем стараться исправить.

А теперь давайте оценим нашу общую работу дружескими аплодисментами.

Список Интернет-ресурсов:

  1. http://sochineniye.ru/
  2. http://opisanie-kartin.com/
  3. http://www.detskiysad.ru/