Открытый урок
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«яшАлтинскАя детскАя художественнАя школА»
Конспект открытого урока
На тему «Основы композиции»
Преподаватель ЯДХШ
Вернер Е.Ю.
с. Яшалта
Задача: Знакомство с понятием «композиция», с правилами, приёмами и средствами композиции.
Цели:
Образовательная:
Сформировать целостное представление о композиции.
Обучать навыкам выделения и развития сюжетного центра композиции (основную идею).
Способствовать формированию умений в выполнению линейной и воздушной перспективы.
Анализировать и применять при выполнении творческих работ законы композиции.
Развивающая:
Развитие зрительной памяти, фантазии, воображения, художественного мышления, интуиции, мастерства.
Развитие творческих способностей, совершенствовать технику работы карандашом. Развить самостоятельность в работе.
Воспитательная:
Формирование творческого мировоззрения, воспитание эстетического художественного вкуса.
Любовь к искусству, к Родине.
Оборудование: компьютер, проектор, слайды.
Зрительный ряд: репродукции картин
Материалы и инструменты:
Ватман, эскизные тетради, карандаши, ластик, акварель, акварельные кисти.
План урока:
Организационный момент.
Введение, знакомство с предметом.
Правила приёмы и средства композиции.
Контраст.
Передача ритма и движения.
Выделение сюжетно – композиционного центра.
Передача симметрии и асимметрии.
Передача равновесия.
Перспектива в композиции.
Эскиз.
Практическая работа.
Выставка и анализ работ.
Ход занятия:
2. Композиция.
Итак, для начала, что же такое композиция. Композиция-это умение художника «сочинять», «составлять», «располагать» детали, линии, пятна цвета, для создания законченного произведения.
Проще говоря, композиция-это сочинение. На уроке в средней школе, вы пишите сочинение. В худ. школе на уроке композиции, вы также сочиняете произведение, но выражаете его с помощью рисунка и живописи.
Ещё в первобытном искусстве, десятки тысяч лет тому назад, появились произведения безымянных художников. Так как первобытный человек, прежде всего, был охотник, его рисунки были посвящены охоте, окружающей природе, богатому животному миру. Сегодня они помогают археологам воссоздать далёкую историю человечества.
С течением времени, от эпохи к эпохе, изобразительное искусство совершенствовалось, как с точки зрения чисто технической (улучшился инструментарий, технология изготовления материалов и т.д.) так и с точки зрения художественных средств.
Слово "композиция" в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.
Композиция тесно связанна с окружающей нас повседневной жизнью, и можно привести множество примеров, где знания основ композиции, реализуется на практике. К примеру человек, учившийся в худ. школе может запросто расставить мебель в комнате таким образом, чтобы все предметы не мешали друг другу и в тоже время были связанны между собой в единое целое, и тем самым составляли композицию.
Приобретается умение одеваться со вкусом, подбирать и сочетать не только цвета, но и форму одежды. Композиция происходит от слова компоновка.
Умение правильно компоновать пригодится даже в работе грузчика.
Отсюда можно сделать вывод о том, что композиция в нашем мире создаёт красоту.
Так как композиция очень обширна, существует множество её жанров.
Кроме композиции станковой (это натюрморт, портрет, пейзаж), существует композиция
Монументального искусства - скульптура, рельефы, барельефы.
Декоративно-прикладного искусства - резьба по дереву, тестопластика, изделия из кожи, орнамент.
Архитектурного иск-ва – проектирование домов, улиц, городов.
Дизайн – ландшафтный, интерьер, экстерьер, веб-дизайн.
Моделирование (одежда, мебель, машин, самолётов и даже ракет).
Композиция книги.
Флористика.
Сервировка стола, кулинария(эстетический подход повара к оформлению блюда, торта).
Каждая из этих композиций основывается на общих законах композиции и в тоже время имеет свои особенности.
Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. И действительно, если попробовать в картинах П. Брейгеля Старшего "Охотники на снегу», что-либо изменить, например размер холста, соотношение темных и светлых пятен, количество фигур, высоту линии горизонта и т. п., целостность композиции сразу разрушается, равновесие частей утрачивается.
В картине И. Е. Репина «Не ждали» слева у двери на веранду мы видим тёмную ножку стула. Попробуйте прикрыть её пальцем и вообразить что там пустое место. И сразу почувствуете – эта пустота раздражает, комната превращается в длинный коридор, масса тёмных пятен в правой части картины начинает «перевешивать», тянуть картину вправо, вниз.
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). (Сл №1 название, №2Брейгель «Охотники на снегу», №3Репин «Не ждали»).
3. Правила, приемы и средства композиции
У композиции есть свои законы, складывающиеся в процесс художественной практики и развития теории. Этот вопрос обширный, поэтому сейчас пойдет речь о правилах, приемах и средствах композиции, то есть о закономерностях построение композиции.
Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей.
Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей к творческой одаренности. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.
Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.
Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный - на светлом. ( Сл.№4«Мадонна с младенцем», №).
Передача ритма, движения
Ритм - универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.
Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты его неравномерны и не математически точны, как в технике.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.( Сл№6 Айвазовский «9-й вал»).
Выделение сюжетно-композиционного центра
Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть сюжетно-композиционный центр, который часто также называют "смысловым центром" или "зрительным центром" картины.
Конечно, в сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному. Центр композиции включает сюжетную завязку, основное действие и главных действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую очередь, привлекать внимание. Центр выделяется освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами.
Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре, декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их важную роль, значимость для сюжета.
(В. Сурикова "Боярыня Морозова")
Художники придумали множество вариантов композиционного построения картины, когда центр композиции смещается в любую сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет произведения. Этот прием хорошо использовать для передачи движения, динамики событий, быстрого развертывания сюжета.
Картина Рембрандта "Возвращение блудного сына" - классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету.
Рембрандт показывает пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая его словами. Можно долго рассматривать эту спину, сочувствуя страданиям заблудшего. Глубина пространства передается последовательным ослаблением светотеневых и цветовых контрастов, начиная от первого плана. Фактически она строится фигурами свидетелей сцены прощения, растворяющимися постепенно в полумраке.
Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. (Сл.№7Суриков «Боярыня Морозова», №8 Рембрандт «Возвращение блудного сына»).
Передача симметрии и асимметрии
Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий (Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна»). |
Передача равновесия в композиции
В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений, возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на Качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами. Подобные сравнения помогают уравновесить разные части картины по размеру, тону и цвету для достижения гармонии, то есть найти равновесие в композиции.
В асимметричной композиции иногда равновесие совсем отсутствует, если смысловой центр находится ближе к краю картины.
Композиционные правила, приемы и средства основаны на богатом опыте творческого мастерства художников многих поколений, но техника композиции не стоит на месте, а постоянно развивается, обогащаясь творческой практикой новых художников. Какие-то приемы композиции становятся классическими, и на смену им приходят новые, так как жизнь выдвигает новые задачи перед искусством. (Сл.№12Пикассо «Девочка на шаре», №13,14, №15 Айвазовский.)
Перспектива в композиции.
Перспектива в переводе с лат. означает «ясно вижу», она позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в натуре.
Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов объектов расположенных на плоскости. Если посмотреть на здание вблизи и попробовать отойти от него на несколько метров, то можно заметить что, чем дальше отойдёшь от объекта, тем меньше он становиться. Такой же пример можно привести и с машинами на дороге и с самой трассой, у которой линии обочины сойдутся на линии горизонта.
Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета. Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой. Весной, когда вы выезжаете на природу в степь, обратите внимание на траву у вас под ногами (она ярко зелёная) и на траву у линии горизонта (под воздействием атмосферы трава приобретает голубоватый оттенок). Поэтому когда вы будете писать степь весной, обязательно учитывайте это и добавляйте к зелёному цвету голубой.
Но прежде чем вы приступите к практической работе, я хочу вам рассказать об эскизе и его значимости в композиции.
Эски́з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художника. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений во времени, но быстро сделанный набросок акварели может также считаться. Графитные карандаши сравнительно новое изобретение, художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге. Вопреки популярному убеждению, художники часто используют ластики при рисунке. Стирательная резинка может применяться для удаления линий построения, или для смягчения слишком резких линий. Приведя пример из вашей школьной практики, можно сказать, что когда вы к примеру пишите то же сочинение, вы сначала составляете план, затем в черновике, пишите текст, сочиняете, изменяете его или что-то добавляете по ходу, а потом переписываете в чистовик. Так же и в изобразительном искусстве, ни один художник, будь то скульптор, или модельер, или дизайнер, никогда не приступит к выполнению работы, не сделав предварительный рисунок, набросок или эскиз. Он перепробует множество вариантов, меняя размер холста, количество фигур, количество предметов и объектов, количество и соотношение цветовых пятен, меняя их местами. Лишь после этого художник переносит наиболее удачный эскиз на холст. Вот и мы сейчас приступим к выполнению эскизов. Тема свободная. Постарайтесь сделать эскизы, с учётом тех знаний, которые вы сейчас услышали. |
Используемая литература:
Смит С. Рисунок. Полный курс: Учебное пособие по рисованию. – М.: «Астрель», 2001
Журнал «Юный художник» №5-6. - М.: «Молодая гвардия», 1995
Журнал «Юный художник» №8. - М.: «Молодая гвардия», 1999