ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

 Павлова Марина Владимировна.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Павлова М.В., преподаватель

МБОУ ДОД «Игримская ДШИ»,

Россия, пгт. Игрим

С наступлением третьего тысячелетия все более тревожными становятся мысли о том, с каким нравственным багажом в него вошло человечество. Необычайный технический прогресс, повсеместное освоение людьми земного и космического пространства убеждают в огромных возможностях человеческого интеллекта. Но при всем этом население Земли преследует экологические катастрофы, социальные конфликты и экономические неурядицы. нескончаемые поиски все более лучших условий жизни приводят к культу материального и забвению духовного начала, к искажению исконных чувств и привязанностей человека, создавая тяжелые нравственные разногласия.

Особенно остро эти проблемы ощущаются теми, кто призван развить в ребенке чувство красоты и гармонии. Наблюдая этапы взросления обучающихся ДШИ, можно отметить, что современные выпускники получают более глубокие знания по физике, математике, информатике, истории и т.д., проявляя при этом удивительную душевную инфантильность и эгоизм, а порой даже жестокость.

 Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Необходимость приобщения подрастающего поколения к вечным истинам и духовным ценностям, составляющим суть моральной стороны человеческой жизни, на сегодня очевидна. Заключается она в стремлении человека познать свое предназначение на Земле, понять ценность человеческой жизни, установить гармонию с окружающим миром и с самим собой.

Но как сохранить и развить драгоценный дар живой души? Как, не ограничивая интеллектуального развития, высвободить путь для духовных исканий и для утверждения в душе ребенка чистых и светлых нравственных идеалов?

Неоспоримый путь - вера и поиск духовного через принятие нравственных идеалов и заповедей православия. Религия - это всегда разговор о главном, о необходимом для души человеческой. И чем человек ближе к Богу, тем он духовнее развит, тем выше его нравственность. Христианские заповеди - это основа построения наших отношений с людьми: без гнева, но с любовью к ближнему, без осуждения, с почитанием старших и милосердием. Это -  азбука нравственных истин, внесенных вековым опытом жизнедеятельности людей в их сознание, плоть и кровь.

Но познание нравственных норм не может быть простым заучиванием правил. Азы нравственности, постигаемые ребенком, не должны быть навязаны извне. Гораздо сложнее сформировать нравственные понятия и представления через чувства, мысли и опыт самих детей. Требуются различные методы и приемы опосредованного воздействия. активизирующие определение личностной позиции ребенка.

Один из основных путей воспитания духовности  мне, как преподавателю художественного отделения ДШИ, видится в необходимом даже для младших школьников анализе своего внутреннего мира, изучении самого себя. На этом этапе неоценимую поддержку растущему поколению могут оказать занятия изобразительного искусства, которые и станут начальными занятиями духовности.

Занятия изобразительным искусством в ДШИ ориентированы на развитие творческого начала в художественной деятельности обучающихся. Но это творчество подразумевает не поиск формального пластического образа, а создание работы, отражающей индивидуальное переживание и самостоятельное понимание обсуждаемых явлений и событий жизни обучающихся. Темы занятий, введенных в общеразвивающие программы, построены на осмыслении постепенно расширяющейся  сферы взаимоотношений обучающегося с окружающим миром:

  • "Я и моя семья";
  • "Я и другие";
  • "Я и мир вокруг меня";
  • " Вечные ценности";
  • "Я и мой город";
  • "Я и Россия".

Эти занятия ориентированы на приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям через осознание человеколюбия и миролюбия христианских заповедей, а также через осознание ценностной сути собственного Я (по отношению друг к другу, миру, себе), Они стимулируют и утверждают гуманистические отношения в детском коллективе, создают основу для построения гармоничных отношений ребенка с окружающим миром.

Утверждая приоритетность духовно-нравственных ценностей в общей системе ориентаций развивающейся личности обучающегося, преподавателю необходимо создать все условия для включения обучающегося в процесс осознания и переживания вечных истин как личностно значимых и устойчивых жизненных ориентиров. Для этого на занятиях изобразительным искусством используются различные методики:

  • погружение в воображаемую пространственно-временную среду (необычную, придуманную или представляемую на основе имеющихся жизненных впечатлений);
  • перевоплощение, мысленное превращение в другого человека либо в предмет или необычную фантастическую частицу мира;
  • создание атмосферы яркого, эмоционального окрашенного переживания конфликтной, необычной с нравственной точки зрения ситуации.

Создаваемый на занятиях настрой способствует успешной самореализации детей, т.к. построен на диалоге, доброжелательном отношении и уважении к личности обучающегося. Любая работа обучающихся, будь то рисунок, аппликация или декоративная поделка, анализируется преподавателем деликатно и внимательно, как очень важное творческое и личностное проявление.

Эти занятия - лишь начальный этап духовного роста и развития обучающихся. Заглянув в свой внутренний мир, мы пробуем понять, что нас тревожит, что не складывается в отношениях с другими. начиная искать возможные пути гармонизации и нравственного самосовершенствования. Поэтому указанную систему занятий по изобразительному искусству можно рассматривать как первые ступеньки духовного роста, ведущие в дальнейшем к необходимости каждому работать над собой, к осознанному выбору позитивных и устойчивых духовно-нравственных ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001г.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А.\ Путь к очевидности. - М.: 1993г.

3. Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: 1994.

4. Куломзина С.С. Семья - малая Церковь: записки православной матери и бабушки. - М.: 1997 г.

5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001 г.

6. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997 г.

7. Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000 г.

8. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. - М.: 2001г.

9.Е.М.Колодина « Духовно-нравственная культура» Учебно-методическое пособие  БОУДПО «ИРООО».2010г.