Учебное занятие по теме "Монохромия"

Ципак Елена Владиславовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия

 «Монохромия. Песочное творчество»

(Введение в программу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Елена Владиславовна Ципак

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

г. Покачи

 

Технологическая карта

 

Тема

Монохромия

Тип занятия

введение в программу.

Цель

познакомить детей с новой техникой изобразительного искусства - песочное творчество.

Задачи

Обучающие:

-дать представление о монохромии;

-познакомить с тремя основными цветами;

-обучить практическим умениям в песочном творчестве.

Развивающие:

-развивать интерес обучающихся к новому виду искусства;

-расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к различным видам изобразительного искусства;

-воспитывать усидчивость, внимательность, аккуратность при выполнении практической работы.

Планируемые результаты

познакомить детей с новой техникой изобразительного искусства - песочное творчество.

Основные понятия

Монохромия (от греч.— одноцветный) — одноцветность.

Ресурсы

Мольберт (2), экран (1), световые столы (2), веб-камера (1), ноутбук (1), специальный песок для творчества, мультимедийное оборудование.

Материалы

Презентация "Монохромия"; упражнение для коррекции глаз; загадки о цвете; иллюстрации живописных и графических работ; оформление мольбертов  изображениями инструментов для живописи и графики; раздаточный материал (карточки с изображением цветовых сочетаний).

Организация пространства

Фронтальная и индивидуальная работа.

План урока

I.Организационный момент.

II.Вводная часть.

III.Основная часть.

IV.Практическая работа.

V.Итог занятия.

                                

 

 

Ход занятия.

I.Организационный момент.

Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Владиславовна – я педагог дополнительного образования - даю знания детям по изобразительному искусству. Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы  вами находимся в кабинете «Живописи и графики» Центра развития творчества детей и юношества. И здесь делают свои первые шаги будущие художники.

II.Вводная часть.

Для чего нужен художник? Попробую объяснить. Как вы думаете, кто придумывает, как должно выглядеть здание, в котором мы будем жить или учится или даже работать? Это художник – архитектор. А обстановку внутри помещения или даже вид мебели кто для нас придумал? Это художник – дизайнер или художник - конструктор, художник – модельер придумывает одежду, в которой мы с вами ходим, а художник аниматор – рисует для вас мультфильмы и персонажей к ним. Теперь вы немного имеете представление о важности работы художника. Но для того, чтобы стать художником – необходимо учиться. И сегодня я предлагаю вам прикоснуться к великому миру художника.

Слайд 2. Что же такое живопись и что такое графика? А вы знаете? (ответы детей) Живопись – это вид изобразительного искусства, где  картины созданы при помощи красок. А графика – это тоже вид изобразительного искусства, но картины здесь выполняются при помощи карандаша, мягких материалов, туши и даже обыкновенной шариковой ручкой.

Ребята, обратите внимание на то, что на ваших столах находятся изображения инструментов, но ваша задача выбрать только те изображения, которые используются в живописи и в графике. Я подготовила два мольберта, на которые вам нужно распределить инструменты по группам - живопись и графика. Но что случилось!!! Все инструменты перемешаны! И как понять какой инструмент используется в живописи, а какой в графике? Давайте распределим инструменты правильно.

Каждый из вас, по очереди, подходит ко мне с изображением инструмента, которым пользуется художник, показывает всей группе и размещает на том стенде, который, по его мнению, имеет отношение к данному виду изобразительного искусства. Например, у меня в руках швейная игла и тюбик с краской. Я считаю, что швейная игла не используется ни в живописи, ни в графике, а вот тюбик с краской нужен художнику в живописи. (Дети по очереди выходят к мольбертам)

Молодцы, ребята, мы с вами неплохо поработали! Теперь мы уже точно будем знать, чем пользуется художник в живописи, а чем в графике.

III.Основная часть.

Слайд 3.

Наверняка, каждый из вас хотя бы раз в жизни видел радугу и может с легкостью назвать цвета радуги по порядку. Запоминать цвета радуги нас учили еще в детском саду. Помните знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан?   Но мало кто знает, что основных цветов в природе всего три. А все остальные цвета – это лишь дополнительные оттенки, которые природа создает путем преломления света. А мы, художники – путем смешивания основных цветов.

Итак, какие же цвета основные? Что бы узнать об этом предлагаю ответить на загадки.

Этот цвет - цвет солнца

Светит нам в оконце.

Одуванчику привет и привет купальнице

Ваш веселый яркий цвет всем нам очень нравится! (Желтый)

Этот цвет - олицетворение тепла и радости.

 

Следующий цвет.

Этому цвету наряд, разыгравшись вечером, подарил закат.

Этот цвет - тревожный цвет, как увидел, хода нет!

Говорила мама Боре: "Не пойдем, сейчас опасно!"

Потому что в светофоре не зеленый цвет, а..... (Красный)

Красный цвет - цвет энергии, символ любви, покровитель матерей.

 

Следующий цвет. Этот цвет возьмем у моря

С корабля с волнами споря.

Я б закрасить василек даже черным цветом мог,

Но не бойтесь, не покрашу, Цвет его намного краше!

 

Синий цвет на протяжении веков считается цветом, приносящим удачу. Недаром именно синяя птица является символом счастья.

Итак, ребята, скажите мне, сколько у нас основных цветов? А какие цвета считаются основными? Обратите внимание на карточки, расположенные у вас на столах. Выберите, пожалуйста, среди них только изображения основных цветов. (Ответы детей) Молодцы!

 

Слайд 4. Но что бы перейти к нашей основной теме – посмотрите на следующий слайд и ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Как вы считаете – что общего между данными картинками?» Обратите внимание на цвет. (Ответы детей)

Правильно, в рисунках используется только черный, серый и белые оттенки. Эти цвета, в общем, называются ахроматическими цветами  или просто «Монохромия».

Слайд 5. Это уже более сложное изображение, ведь основные цвета здесь уже не используются. «Монохромия» или одноцветность. Волшебство монохромии заключается в том, что мы можем догадываться или воображать какие цвета здесь могут быть на самом деле. Так устроен наш мозг – он точно помнит, что небо голубое, а осенние листья желтые и красные. Так какие же основные цвета в монохромии? Вновь я обращаю ваше внимание на карточки – выберем теперь ахроматические цвета. (Ответы детей)

 

IV.Практическая работа.

Слайд 6. Монохромные работы можно выполнять как в живописи, так и в графике и именно теми инструментами, которые вы распределили на мольбертах.… Но сегодня наша практическая часть занятия будет проходить в совершенно новом направлений изобразительного искусства – это песочное творчество. Иначе называемое песочная терапия, по английский это звучит  «sand-play» (что дословно переводится как «песочная игра»). Рисовать мы попробуем именно песком. Так как основная тема нашего урока монохромия – то и работа будет выполнена, конечно же, одним цветом. Пройдите, пожалуйста, к световым столам.

Практическая работа «Рыбка».

Эмоциональный настрой. Обращаю ваше внимание на то, что мои действия будут проецироваться на экране, поэтому, как только я скажу, обратите внимание на экран – следуйте моим указаниям. Практическое выполнение. Завершение работы. Посмотрите внимательно на получившееся изображение. Сколько цветовых сочетаний мы использовали? Только один серый. А как называется такое сочетание цветов? Монохромия – одноцветность. Благодаря монохромии – наше воображение дает возможность представить рыбку золотой или даже зеленоватой, а фон вокруг нее голубой или даже фиолетовый. Ребята, пройдите, пожалуйста, на свои места.

 

 

 

 

Упражнение для глаз.

Слайд 7-16. Так как мы поработали за световым оборудованием, то наши глаза немного напряглись от такого контраста. Я предлагаю выполнить упражнение, которое снимет напряжение с ваших глаз. Итак, смотрим на слайды, держим спины прямо и пытаемся следить за геометрическими фигурами только глазами, не двигая головой и телом. Отдохнули ваши глазки? Замечательно!

V.Итог занятия.

Слайд 17. А сейчас мы закрепим то, что сегодня узнали. Обратите внимание на следующий слайд. Попробуем выполнить первое задание: «Определите основные цвета». (Работа с карточками) Второе задание: «Определите ахроматические цвета». Третье – ответьте на вопрос: «Как еще называется одноцветность?». Вы молодцы! Понравилось вам занятие? Мне тоже очень понравилось с вами работать.

Слайд 18. Спасибо за внимание. Занятие окончено. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

Тема занятия: "Монохромия. Песочное творчество."

Вводное учебное занятие проводилось в группе детей 7лет 1-го года обучения, это воспитанники детского объединения "Капелька" (педагог Юлия Андреевна Гузюк), на занятии присутствовали 6 человек.

Данное занятие вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. Поскольку этот вид искусства для детей является новым, я старалась подобрать и познакомить детей с простыми элементами песочного творчества. Изображение рыбки не выбрано не случайно, считаю, что на этом занятии очень важно, чтобы рисунок у детей получился, таким образом я создала для каждого ребёнка "ситуацию успеха".

Цель: познакомить детей с новой техникой изобразительного искусства - песочное творчество.

Задачи:

 Обучающие:

-дать представление о монохромии;

-познакомить с тремя основными цветами;

-обучить практическим умениям в песочном творчестве.

Развивающие:

-развивать интерес обучающихся к новому виду искусства;

-содействовать развитию знаний воспитанников  в изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;

-развивать образное и логическое мышление.

Воспитывающие:

-воспитывать интерес к различным видам изобразительного искусства;

-воспитывать усидчивость, внимательность, аккуратность при выполнении практической работы.

-способность работать в группе.

Четкость, лаконичность, конкретность в формулировании цели занятия определила такие характеристики заданий, предложенных мною обучающимся, как их реалистичность, приемлемая сложность, соответствующие поставленной цели, что способствовало, в свою очередь, активной работе обучающихся на занятии. Особое внимание мною уделено развитию познавательной активности обучающихся как необходимой составляющей процесса обучения. Познавательная активность проявлялась в потребности приобретения новых знаний, расширяющих кругозор, в формировании системы знаний о мире, в отношении к процессу обучения. В конечном итоге степень познавательной активности влияет на конечные результаты любой деятельности.

 Для активизации внимания обучающихся, поддержания устойчивого интереса к обучению, включения воспитанников в учебную ситуацию на занятии было использовано оборудование, состоящее из:

ü мольберты;

ü мультимедийное оборудование;

ü световые столы;

ü специальный песок для творчества;

ü презентация "Монохромия";

ü изображения  инструментов для живописи и графики;

ü загадки о цвете;

ü карточки с изображением цветовых сочетаний;

ü иллюстрации живописных и графических работ;

ü упражнение для коррекции глаз

Учебное занятие в достаточном объеме обеспечено оборудованием и наглядными пособиями.

 

Занятие соответствует уровню развития и возрасту детей.