Социальный проект "Возрождение"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА"
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
"ВОЗРОЖДЕНИЕ"
Автор проекта:
Елена Владиславовна Ципак
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД "ЦРТДиЮ"
г.Покачи
2015г.
Описание социального проекта "Возрождение"
Социальный проект «Возрождение» направлен на решение проблемы самореализации детей и молодежи в общественно-значимой деятельности культуры, на основе взаимодействия образовательных и дошкольных учреждений города. Социальная значимость данного проекта заключается в том, что совместная общественная деятельность детей способствует межкультурному общению, воспитанию межэтнической толерантности, снижению региональной ограниченности, пониманию детьми ценностей гражданского согласия. Благодаря проекту «Возрождение» предполагается увеличение численности детей и молодежи, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, приверженность к позитивно-нравственным и эстетическим ценностям. Социальный проект по организации творческой деятельности детей образовательных учреждений города Покачи в дни школьных каникул представлен на городской конкурс проектов в сфере культуры и молодёжной политики «Творчество».
Девиз проекта: "Возрождая - сохраним".
Глава региона Наталья Комарова отметила: «Думая о будущем, мы всегда опираемся на то, в чем источник нашей силы, на наши корни. Впереди 85-летний юбилей Югры. Предлагаю считать будущий год – Годом сохранения и развития традиционных промыслов и ремесел, исторического и культурного наследия народов, населяющих округ». Значимость этих слов повлияла на ключевые механизмы проекта «Возрождение».
Цель проекта: создание благоприятных условий для творческого развития детей, подростков и молодежи города возрождая и развивая народные традиции и промыслы.
Задачи проекта:
1. Обучение новым знаниям, умениям и навыкам посредством изучения основных приемов и элементов народных промыслов;
2. Формирование активной жизненной позиции через выявление художественной и культурной ценности народных промыслов;
3. Знакомство участников проекта с народными традициями, элементами культуры, художественными промыслами, привитие любви к своей Родине;
4. Организация отдыха, занятости детей, подростков и молодежи города.
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
организованные группы обучающихся школ и воспитанников дошкольных учреждений города.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в возможности приобщения детей разного возраста и уровня подготовленности, помогает сохранить самобытные художественные традиции, развивает популяризацию народного ремесла, способствует пониманию окружающего мира, дает возможность выразить свое отношение в пластичных формах, используя чудесный природный материал – глину.
Мы подошли к пониманию того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опираясь на духовно-национальное начало. Как следствие воспитание дошкольников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются малые народы, начинает осуществляться с опорой на истоки культуры этих народов.
В настоящее время все больше возрастает познавательный интерес к изучению истории культуры, быта, традиций, обычаев, фольклора и декоративно-прикладного искусства коренных народов, погружающего ребенка в мир древней и мудрой культуры, ориентированной на духовную жизнь.
Северный народ – ярчайший пример неизменной любви к своей земле. Тайга для ханта и манси – это огромный, просторный чум. В ней каждую равнину, сопку он узнает по известным только ему приметам, шепоту земли в северную ночь и стужу. Манси и ханты бережно чтят природу родного края, чтобы сохранить ее для последующих поколений. В этом большую роль играют запреты: «не мучай зверя, насекомого – тебя могут постичь страшные мучения»; «не втыкай в землю железные предметы без надобности; боль земли – это боль сердца». Трудно найти человека, которого оставят равнодушным такие слова.
Начиная с младшего возраста, происходит приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам и т.д.), мы их знакомим с народными играми, хороводами, потешками. От возраста к возрасту усложняются задачи изучения ДПИ. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.
Актуальность проекта:
В последние годы уделяется большое внимание организации школьных каникул детей и подростков, которые являются частью социальной среды, формой организации свободного времени и пространством для развития ребёнка. Чем можно увлечь и заинтересовать детей? Конечно творчеством!!!
Воспитание творчеством — это предоставление подрастающему поколению города реальной возможности самовоспитания, реальный шанс уберечь детей от пагубного влияния улицы, дать почувствовать свою социальную значимость.
Творческое развитие в дни школьных каникул создаёт благоприятные условия общения детей, обмена духовными и эмоциональными ценностями, реализации личностных интересов. Многообразие видов творческой деятельности помогает детям найти своё место в жизни, самореализоваться, осуществить свои гражданские права.
Центр развития творчества детей и юношества является связующим звеном между школой и социальной средой, основываясь на принципах добровольности, гуманизма и открытости.
Педагогический коллектив Центра творчества – это команда опытных, энергичных и творческих педагогов, которая в дни школьных каникул реализует программу «Дети-Каникулы-Творчество» по организации развития творческой деятельности обучающихся общеобразовательных и воспитанников дошкольных образовательных учреждений города в возрасте от 6 до 14 лет. В основу программы положен многолетний опыт творческой работы педагогического коллектива учреждения, тематика мастер-классов составлена на основе авторских разработок педагогов дополнительного образования учреждения, в концертных программах участвуют воспитанники детских объединений Центра творчества, выставки декоративно-прикладного и изобразительного творчества оформлены творческими работами детей, обучающихся в Центре творчества.
Проект «Возрождение» строится, прежде всего, с учётом интересов детей и предполагает развитие их инициативности и творческой активности, в которую включены разные направления: декоративно-прикладное и художественно-эстетическое.
Важнейшим принципом организации и проведения мастер-классов, концертных программ, выставок является не только развитие творческих способностей, но взаимосвязь воспитания нравственных качеств, сознания и поведения подрастающего поколения.
Для того чтобы идти в ногу со временем, педагогический коллектив Центра творчества в ходе проведения мастер-классов предполагает внедрение новых мастер-классов «Гончарное искусство» и «Роспись по дереву» для овладения подростками города традиционным ремеслом. Народная культура ярко проявляет себя в народном промысле. До наших дней сохранилось множество ремёсел, и изделия русских мастеров, являясь проявлением народной культуры, украшают интерьеры жилищ и в России, и за рубежом. Изделия промыслов - в первую очередь функциональные, но сегодня часто носят сувенирный характер. Ценность их при этом остаётся - ведь они продолжают народную традицию.
Таким образом, участие в новом виде деятельности предоставляет возможность подрастающему поколению возрождать традиции народной культуры. Получение дополнительных знаний и умений, включение в творческий процесс, позволят с пользой использовать их свободное время, уберечь себя от вредных привычек.
Цель мастер-классов: создание благоприятных условий для эмоционально-личностного развития подростков, которое включает в себя формирование творческого потенциала, исследовательского интереса и познавательной активности.
Результат данных мастер-классов - это способность создавать подростками керамические и деревянные расписные изделия, а затем и выставки-ярмарки, что станет мощным развивающим фактором для их художественно-эстетического восприятия.
Красота, сотворенная своими руками, сравнима с рождением чуда. Творцами чудес будут себя чувствовать подростки на творческих мастер-классах.
Создание и демонстрация своих изделий подростками, даёт возможность:
-пробудить чувство прекрасного, порядочности и справедливости;
-содействовать формированию мировоззрения;
-познакомиться с историей керамического искусства (гончарного ремесла) и искусства росписи;
-обучиться практическим приемам и навыкам при изготовлении изделий;
-привить интерес к керамике и росписи как древнему виду искусства, пробуждая желание совершенствоваться в данном направлении.
-моделировать ситуацию успеха для каждого подростка;
-осуществлять личностно-ориентированный подход.
Реализация данного проекта дает возможность ребятам получить новые знания, не укладывающиеся в рамки школьной программы, выработать новые умения и навыки в выбранном виде деятельности, пообщаться со сверстниками, встретиться на праздниках, поучаствовать в выставках творческих работ.
Благодаря новому направлению дополнительного образования, ребята приобретут опыт в дальнейшей жизни быстро и адекватно реагировать на любую, даже нестандартную ситуацию, что очень пригодиться им в современном сложном и постоянно изменяющемся мире. Успех мастер-классов по народному творчеству зависит от правильной ориентации на современного подростка.
Эффективное применение и целесообразное использование современной техники коренным образом изменит характер мастер-классов, выставок, так как несёт большую и интересную информацию для развития творческих способностей подрастающего поколения.
Приоритетные направления в ходе проведения мастер-классов, выставок и - стимулирование творческой активности детей, формирование стремлений к постоянному поиску, совершенствование и развитие индивидуальных задатков и способностей, выявление скрытых талантов обучающихся, возможность получить дополнительные знания и умения в декоративно-прикладном и художественно-эстетическом творчестве.
Актуальная значимость проекта предполагает приобщение детей к народной культуре средствами искусства керамики и росписи по дереву; создание творческой среды, которая бы обеспечила каждому ребёнку возможность беспрепятственно реализовывать природные наклонности и качества, связанные с творчеством, способность быть самостоятельной и полноценной единицей общества и, как следствие - стать субъектом своей жизнедеятельности.
Проект направлен на создание творческого развития ребёнка в специфической, наиболее характерной в дни школьных каникул деятельности, учитывающей его возможности, интересы и потребности.
Теоретической основой проекта "Возрождение" является концепция обновления, заключающаяся в проведении мастер-классов и концертных программ, выставок для обучающихся образовательных учреждений (временных детских коллективов) и воспитанников дошкольных учреждений города Покачи.
Практическим содержанием проекта "Возрождение" является сочетание оперативных и перспективных мер, направленных на создание системы организации досуга детей и подростков в период школьных каникул и условий её реализации.
Методологической основой проекта "Возрождение" является постановка ребёнка в центр всех осуществляемых мероприятий; признание самоценности его личности, утверждение приоритета личностных интересов. Выработка новых подходов, определение принципиальных направлений, формирование позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.
Проект ориентирован как на коллектив детей «Центра развития творчества» так и на временный детский коллектив и предполагает взаимодействие как организаций, коллективов, отдельных групп детей для решения поставленных задач. Все участники проекта - равноправные партнёры. Практическая деятельность проекта может быть реализована полностью, либо отдельные её компоненты.
Этапы реализации проекта:
Первый этап предполагает разработку мастер-класса по творческой мастерской, создание материальной и информационной базы.
Второй этап включает в себя реализацию мастер-классов для детей, подростков и молодежи города, создание творческой мастерской по возрождению традиций и ремесел.
Третий этап (заключительный) — это организация детских праздников, издание каталогов творческих работ детей.
Предполагаемые результаты:
1.Привлечь к творческой деятельности и народной культуре в ходе мастер-классов 150 обучающихся пришкольных лагерей и 100 воспитанников дошкольных образовательных учреждений города.
2.Зрителями концертных программ станут более 200 детей и подростков.
3.Социальные показатели: заинтересованность партнёров, отклик в средствах массовой информации.
4.Данный проект будет содействовать:
-реализации творческого потенциала участников через развитие народных художественных промыслов;
-организации отдыха, занятости детей и подростков города;
-поддержке талантливых и одарённых детей;
-развитию ценностных отношений у обучающихся и воспитанников к окружающему миру, людям, к себе самому путем демонстрации производства и технологии изготовления предметов традиционных промыслов;
-совершенствованию содержания мастер-классов, выставок;
-эффективному творческому партнёрству с образовательными учреждениями города Покачи, обмену творческими замыслами, идеями, создание совместных проектов;
-методической и практической помощи образовательным учреждениям города в организации творческой деятельности обучающихся;
-обобщению опыта работы с детьми, совершенствование творческого сотрудничества, расширение культурных связей.
5.Мониторинг удовлетворенности детей, педагогического коллектива, родителей участием в мастер-классах, посещения выставок.
Схема управления
Руководитель проекта
|
Творческая группа педагогических работников |
Автор проекта |
Образовательные учреждения города |