Программа "Живопись и графика" реализация курса 3 года

Ципак Елена Владиславовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств»

 

 

                                          

                                                                                                 

                                                                                 

                                                                                          Директор МАУДО «ДШИ»

                                                                                                                  ________________ 

                                                                                                                  «____»____________ 20___ год

 

 

ПРОГРАММА

«Живопись и графика»

на 3 года

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Ципак Елена Владиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покачи 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Каждый ребенок - художник.
Трудность состоит в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста...»

Пабло Пикассо

Направленность программы - художественно-эстетическая.

Статус программы - модифицированная.

В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с
помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого
творчества», а занятия детей изобразительным творчеством в детском объединении могут
удовлетворить его потребности в творчестве.

Программа "Живопись и графика" ориентирована на развитие у каждого ребёнка
творческого потенциала и художественных способностей, с учётом индивидуальности
дарования и способностей каждого воспитанника детского объединения. Учебная
программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного
образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение
способами художественной деятельности, закономерности изобразительного искусства,
без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

Программа предполагает применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения строится
на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, с помощью
которых в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
детей развиваются творческие способности.

Учебно-тематический план программы сформирован так, чтобы избежать
излишней детализации фактов, событий, что даст возможность сохранить ценностные
аспекты изобразительного искусства и не свести его изучение к узко технологической
стороне. Занятие различными видами изобразительной деятельности способствуют
самовыражению воспитанника, обогащению его представлений об окружающей
действительности.

Каждое учебное занятие направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Учебные занятия способствуют развитию творческой и трудовой активности
подрастающего поколения, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства
взаимопомощи, творческой самореализации личности.

Периодическая организация выставок даст возможность детям заново увидеть и
оценить свои работы, ощутить радость успеха. Обсуждение детских работ с точки зрения
их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей,
формирует опыт творческого общения. Выполненные воспитанниками творческие работы,
могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении
учебного кабинета. Таким образом, каждый воспитанник увидит результат своего труда,
получит положительные эмоции.

Новизна данной программы заключается в сбалансированности выполнения
творческих и академических заданий, наличие раздела "Песочное творчество". В
программе предусмотрено широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из
окружающей действительности.

Актуальность.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она
составлена с учётом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и
соответствует уровню развития подрастающего поколения. Содержание программы носит
краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением
простейшими приёмами работы.

Программные задания располагаются в методической последовательности по
принципу от простого к сложному. Таким образом, осуществляется систематическое
накопление обучающимися знаний и навыков, технических приёмов в области
изобразительного искусства.

На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические
технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.
Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с
изобразительным искусством планируются посещение выставок, встречи с художниками.
Все это является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДШИ (часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе). Основные направления по реализации регионального компонента в программе:  изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как воспитанники
получают дополнительные знания по изобразительному искусству, повышая свой
образовательный уровень по истории искусств. В основу программы положены
следующие компоненты: креативный, формирующий опыт творческой деятельности
воспитанников (обученность, развитие мотивации и готовность детей к творческому
освоению мира); когнитивный, формирующий знания обучающихся о данном виде
искусства (гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение
богатствами мировой и российских культур). Кроме того, при реализации программы у
воспитанников детского объединения повышается психологическая защищенность,
коммуникативность, самооценка.

Цель программы: способствовать самовыражению и развитию личности
посредством изобразительного искусства, создание возможностей для творческого
развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач.

Задачи программы:

Обучающие:

-расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном
искусстве;

-формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной
жизни человека);

-обучить практическим умениям по изодеятельности в части исполнения творческого
продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, по представлению, по воображению).

Развивающие:

-развивать пространственные представления, художественное и ассоциативное мышление,
художественный вкус;

-развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру, индивидуальный почерк;

-способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной
жизни центра, своей школы, города.

Воспитывающие:

-формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность
воспринимать его исторические и национальные особенности;

-воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
изобразительного искусства;

-способствовать формированию творческой индивидуальности;

-формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом
воспитаннике.

Отличительные особенности данной программы от примерной программы
ДХШ и художественный отделений ДШИ (Министерства культуры РФ, Москва, 1999)
заключается в выполнении не только академических, но и творческих заданий по
живописи и графике различными материалами.

Содержание программы делится на 3 блока: живопись и графика, композиция,
песочное творчество.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 6-17 лет,
независимо от творческих и индивидуальных возможностей детей, пола ребёнка.
Возможно обучение детей - инвалидов, которые по заключению медико-педагогической
комиссии находятся на домашнем обучении. Работа с такими воспитанниками проводится
согласно программе, по индивидуальному плану с учетом их заболевания.

В группу второго года обучения предполагается набор воспитанников, успешно
прошедших курс первого года обучения по программе. Однако возможен набор и новых
воспитанников после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного
уровня знаний и умений.

В группу третьего года обучения предполагается набор воспитанников, успешно
прошедших курс второго года обучения по программе.

Срок реализации программы: 3 года.

Для обучающихся в возрасте от 6 до 9 лет - нагрузка составляет 108 часов в год (3
часа в неделю), для обучающихся от 10 до 13 лет - нагрузка составляет 144 часа в год (4
часа в неделю), для обучающихся от 14 до 18 лет – нагрузка 144 (4 часа в неделю).

Формы и режим занятий.

Занятия для первого года обучения проводятся в группах по 15 человек, второго
года обучения - 12 человек, третьего года обучения - 10 человек. Урок является основной
формой организации учебной деятельности, продолжительность каждого урока 40 минут с
перерывом 10. минут.

Формы контроля.

Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе
творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет чётких критериев
определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее
подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных творческих
работ, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы
позволяет воспитанникам детского объединения критически оценивать не только чужие
работы, но и свои.

В конце первого полугодия каждого учебного года проводится промежуточная
диагностика воспитанников детского объединения, в конце учебного года - итоговое
занятие, что даёт возможность оценить теоретические знания воспитанников и
практические навыки в области живописи и графики.

Ожидаемые результаты и способы проверки.

Ожидаемым результатом освоения программы является повышение уровня
исполнения воспитанниками работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок,
развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой
рисования, в знании основ изобразительной грамоты, в освоении воспитанниками
образовательных нормативов.

К концу первого года воспитанники детского объединения осваивают
определенный уровень художественных знаний и навыков:

-первичные представления о видах художественной деятельности;

-приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров
искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
-развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную
отзывчивость;

-развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;

-приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека,
-осваивают основы с использованием различных художественных материалов;
-приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства:
живописи, графике, скульптуре;
-осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и
графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

-учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных
произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины
и понятия;

-овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

-приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных,
человека.

К концу второго года обучения воспитанники должны знать и уметь:

-о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека;

-виды художественной деятельности с использованием различных художественных
материалов;

-выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических
(гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;

-конкретные произведения выдающихся художников;

-работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-
прикладных и народных формах искусства, дизайне;

-наблюдать, анализировать, воплощать свои идеи на бумаге;

-приобретают навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства,
понимание особенностей образного языка разных видов искусства;

-анализировать произведения искусства, приобретают знания - овладевают начальным
опытом самостоятельной творческой деятельности;

-выполнять изображения предметного мира, природы, животных;

-использовать художественные термины и понятия.

К концу третьего года обучения воспитанники должны знать и уметь:
-основные виды и жанры изобразительного искусства;

-ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и
натюрморта:

-основные средства художественной выразительности;

-разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного
образа;

-место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека),
-пользоваться различными художественными материалами;

-обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.);

-владеть первичными навыками плоского и объемного изображения;

-применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных,
человека, природных форм;

-пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;

-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по
памяти;

-создавать творческие композиционные работы в разных материалах;

-активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.

Способы проверки: текущий контроль на учебном занятии, просмотр работ на
выставках.