Программа "Основы изобразительной грамоты и рисование"срок реализации 1 г. Данная программа является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.Предусматривает реализацию регионального компонента

Ципак Елена Владиславовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств»

 

 

                                          

                                                                                                 

                                                                                 

                                                                                          Директор МАУДО «ДШИ»

                                                                                                                  ________________ 

                                                                                                                  «____»____________ 20___ год

 

 

ПРОГРАММА

«Основы изобразительной грамоты и рисование»

на 1 год

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Ципак Елена Владиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покачи  

 

1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» модифицированная – адаптированная под условия учреждения, скорректирована преподавателем изобразительного искусства Е.В. Ципак. Содержание данной программы основано на типовой программе «Беседы об искусстве» под редакцией И.Е.Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук. Программа  рекомендована государственным органом управления образованием.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

     В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее художественное образование.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

     Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов по специализации «Изобразительное искусство». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

    Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

     В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДШИ (часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе). Основные направления по реализации регионального компонента в программе:  изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

      Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.

      Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели:

1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.

2. Формирование у обучающихся комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.

3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

  • Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти)
  • Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
  • Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
  •  Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.)
  •  Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
  • Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
  •  Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
  •  Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

ОСОБЕННОСТИ НАБОРА

     Свободный.

ВОЗРАСТ

     Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» (срок освоения 1 года) предназначена для обучения детей с 10-летнего возраста.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» - 1 год в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» с 5-летним сроком освоения.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

     В соответствии с учебным планом.

ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. При реализации программы продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность занятий в 1м классе составляет 32 недели. Начиная со 2го класса – 33 недели.

     В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние, весенние), в общей сложности, составляющие не менее 30ти дней. В 1м классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

     Занятия проводятся с понедельника по субботу с 13.20 по 19.50 в одну смену. Выходной – воскресенье. Расписание занятий составляется с учетом занятости учащихся в общеобразовательных учреждениях.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

      Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом  для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию  о мастерах и народных умельцах.

      Библиотечный фонд  укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован  удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

      Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные  и самостоятельную работу.

 

Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы

срок освоения 1 год

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

 

1-й год

1-й год

 

1 полугодие

2 полугодие

 

Аудиторные занятия

18

18

36

Самостоятельная работа

18

18

36

Максимальная учебная нагрузка

36

36

72

Вид промежуточной аттестации

 

З.

 

 

З. – зачет

2. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1  год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учеб-ного заня-тия

Общий объем времени в часах

 

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

 

 

 

 

72

36

36

 

1. Раздел «ГРАФИКА»

 

1.1

Противостояние линии. Характерные особенности линий

Урок

2

1

1

 

1.2

Работа с геометрическими формами. Применение тона.

Урок

2

1

1

 

1.3

Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную

Урок

2

1

1

 

1.4

Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную

Урок

2

1

1

 

1.5

Перспектива

Урок

4

2

2

 

1.6

Пластика животных

Урок

2

1

1

 

1.7

Работа фломастерами (цветными карандашами)

Урок

2

1

1

 

1.8

Пластика человека

Урок

4

2

2

 

1.9

Графическая композиция

Урок

4

2

2

 

2. Раздел «Цветоведение»

 

 

4

2

2

2.1

Локальный цвет и его оттенки

Урок

2

1

1

 

2.2

Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном

Урок

2

1

1

 

2.3

Колорит. Нюансные  или контрастные гармонии

Урок

2

1

1

 

2.4

Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов

Урок

4

2

2

 

2.5

Смешанная техника

Урок

4

2

2

 

2.6

Цвет в музыке

Урок

4

2

2

 

2.7

  Психология цвета

Урок

4

2

2

 

2.8

Тематическая композиция

Урок

2

1

1

 

2.9

Тематическая композиция

Урок

4

2

2

 

2.10

Тематическая композиция

Урок

8

4

4

 

2.11

Тематическая композиция

Урок

8

4

4

 

 

 

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

      Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.

     Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 год обучения

Раздел «ГРАФИКА»

1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.

Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).

Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А4.

1.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.

Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.)

Использование формата ½ А4, простого карандаша.

Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).

1.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом.

Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.

1.4 Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать  пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.

Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок-смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.

1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4,  гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.

1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Изучение понятия «Стилизация» через образы созданные коренными народами Севера. Использование формата А4, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.

1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров.

Самостоятельная работа: поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.).

1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).

Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров.

Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в движении.

1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка).

Использование формата А4,  гелиевых ручек.

Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных поисков.

 

Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.

Самостоятельная работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).

2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.

2.3 Тема: Колорит. Нюансные  или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар – птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.

2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши.

Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.

2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.)

Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др.

Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров.

2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели.

Самостоятельная работа: прослушивание шедевров классической музыки.

2.7 Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.).

Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: тестирование на предмет цвет-настроение, сочинение сказки о цветах и красках.

2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и  материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Зоопарк», «Человек и животное»).

Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»).  Использование формата любого размера, материалы на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

2.11 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).

Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.

 

 

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»:

·         Знание различных видов изобразительного искусства.

·         Знание основных жанров изобразительного искусства.

·         Знание терминологии изобразительного искусства.

·         Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).

·         Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и  умение их применять в творческой работе.

·         Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.

·         Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.

·         Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.

·         Навыки передачи формы, характера предмета.

·         Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.

·          Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.

·         Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.

·          Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.

·         Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.

 

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

     Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.

      Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

     Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

     В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или)  графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.

Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся во 2-м  полугодии за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.

      По окончании предмета проводится аттестация,  вид аттестации – экзамен, оценка за который выставляется в 2-м полугодии и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование». Учащемуся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 4 часа. Оценка работ учащихся ставится исходя из прописанных ниже критериев.

Критерии оценки

Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).

 «Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.

5 (отлично)  - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;

4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;

3 (удовлетворительно)  - использование готового решения (срисовывание с образца).

«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).

5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;

4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;

3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.

«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.

5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;

4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);

3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.

 

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

    Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.

      Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).

      Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

Самостоятельная работа учащихся

      Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991

Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996

Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983

Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985

Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985

Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977

Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985

Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990

Учебная литература

Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009

Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008

Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998

Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008

Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009

Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010