Программа "Основы изобразительной грамоты и рисование" является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Предусматривает реализацию регионального компонента в ДШИ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств»
Директор МАУДО «ДШИ»
________________ О.В. Кнаус
«____»____________ 20-- год
ПРОГРАММА
«Основы изобразительной грамоты и рисование»
на 3 года
Преподаватель:
Ципак Елена Владиславовна
Покачи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» модифицированная – адаптированная под условия учреждения, скорректирована преподавателем изобразительного искусства Е.В. Ципак. Содержание данной программы основано на типовой программе «Беседы об искусстве» под редакцией И.Е.Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук. Программа рекомендована государственным органом управления образованием.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее художественное образование.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает важное место в комплексе предметов по специализации «Изобразительное искусство». Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДШИ (часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе). Основные направления по реализации регионального компонента в программе: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти)
- Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
- Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
- Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.)
- Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
- Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
- Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности.
- Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
ОСОБЕННОСТИ НАБОРА
Свободный.
ВОЗРАСТ
Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» (срок освоения 3 года) предназначена для обучения детей с 7-летнего возраста.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» - 3 года в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Изобразительное искусство» с 7-летним сроком освоения.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
В соответствии с учебным планом
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. При реализации программы продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность занятий в 1м классе составляет 32 недели. Начиная со 2го класса – 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние, весенние), в общей сложности, составляющие не менее 30ти дней. В 1м классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Занятия проводятся с понедельника по субботу с 13.20 по 19.50 в одну смену. Выходной – воскресенье. Расписание занятий составляется с учетом занятости учащихся в общеобразовательных учреждениях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению видов народных ремёсел, техник работы с материалами, а также информацию о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной, дополнительной, учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, а также альбомами по искусству. Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Форма занятий - мелкогрупповая, количество человек в группе – от 4 до 10. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки | Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации
| Всего часов | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 |
| |||
Полугодия | 1
| 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|
Аудиторные занятия (в часах) | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 108 |
Самостоятельная работа (в часах) | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 108 |
Максимальная учебная нагрузка (в часах) | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 216 |
Вид промежуточной аттестации |
| З. |
| З. |
| Э. |
|
З. – зачет; Э. – экзамен
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятель-ная работа | Аудиторные занятия | |||
|
|
| 72 | 36 | 36 |
1. Раздел «ГРАФИКА» | |||||
1.1 | Многообразие линий в природе | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Выразительные возможности цветных карандашей | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Техника работы пастелью | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Орнамент. Виды орнамента | Урок | 4 | 2 | 2 |
1.6 | Орнамент. Декорирование конкретной формы | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Кляксография | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Пушистые образы. Домашние животные | Урок | 4 | 2 | 2 |
1.9 | Фактуры | Урок | 4 | 2 | 2 |
1.10 | Техника работы пастелью | Урок | 4 | 2 | 2 |
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» | |||||
2.1 | Вводное Творческое задание «Чем и как рисует художник» | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Цветовой спектр. Основные и составные цвета | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Цветовые растяжки | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Теплые и холодные цвета | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.5 | Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.6 | Техника работы акварелью «мазками» | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.7 | Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.8 | Техника работы акварелью «сухая кисть» | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.9 | Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.10 | Творческое задание «Портрет мамы». | Урок | 8 | 4 | 4 |
2.11 | Смешанная техника. 4 стихии | Урок | 8 | 4 | 4 |
2 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятель-ная работа | Аудиторные занятия | |||
|
|
| 72 | 36 | 36 |
1. Раздел «ГРАФИКА» | |||||
1.1 | Противостояние линии. Характерные особенности линий | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Работа с геометрическими формами. Применение тона. | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.5 | Текстура | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.6 | Ритм. Простой, усложненный | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Симметрия. Пятно. | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Асимметрия | Урок | 4 | 2 | 2 |
1.9 | Линия горизонта. Плановость | Урок | 4 | 2 | 2 |
1.10 | Техника работы фломастерами | Урок | 4 | 2 | 2 |
1.11 | Буквица. «Веселая азбука» | Урок | 2 | 1 | 1 |
2. Раздел «Цветоведение» | |||||
2.1 | Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Теплохолодность» цвета | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Нюансы. Многообразие оттенков цвета | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Контрасты. Контрастные пары цветов | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.4 | Цвет в тоне. | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.5 | Ахроматические цвета. Творческое задание | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.6 | Локальный цвет и его оттенки | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.7 | Плановость | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.8 | Выделение композиционного центра посредством цвета. Доминанта, акцент | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.9 | Условный объем. Освещенность предметов. | Урок | 4 | 2 | 2 |
2.10 | Изучение нетрадиционных живописных приемов | Урок | 8 | 4 | 4 |
2.11 | Творческая композиция | Урок | 8 | 4 | 4 |
3 год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учеб-ного заня-тия | Общий объем времени в часах |
| ||||||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
| |||||||
|
|
| 72 | 36 | 36 |
| ||||
1. Раздел «ГРАФИКА» |
| |||||||||
1.1 | Равновесие | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
1.2 | Статика. Динамика | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
1.3 | Силуэт | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
1.4 | Шахматный прием в декоративной графике | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
1.5 | Перспектива | Урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
1.6 | Пластика животных | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
1.7 | Работа фломастерами (цветными карандашами) | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
1.8 | Пластика человека | Урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
1.9 | Графическая композиция | Урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
2. Раздел «Цветоведение» |
|
| 4 | 2 | 2 | |||||
2.1 | Локальный цвет и его оттенки | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
2.2 | Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
2.3 | Колорит. Нюансные или контрастные гармонии | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
2.4 | Цветовые гармонии в пределах 2-3 цветов | Урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
2.5 | Смешанная техника | Урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
2.6 | Цвет в музыке | Урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
2.7 | Психология цвета | Урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
2.8 | Тематическая композиция | Урок | 2 | 1 | 1 |
| ||||
2.9 | Тематическая композиция | Урок | 4 | 2 | 2 |
| ||||
2.10 | Тематическая композиция | Урок | 8 | 4 | 4 |
| ||||
2.11 | Тематическая композиция | Урок | 8 | 4 | 4 |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.).
Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).
1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей. Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей.
Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
1.4. Тема: Техника работы пастелью. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.
Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ художников.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей – на примерах орнамента в быту коренных народов Севера. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.
Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических, растительных орнаментов.
1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).
Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с работами художников-иллюстраторов детских книг.
1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение моха, камней, коры деревьев.
1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.
Самостоятельная работа: выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель».
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
2.2 Тема: Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
2.3 Тема: Цветовые растяжки. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
2.4 Тема: Теплые и холодные цвета. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование акварели, формата ½ А4.
Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4,
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок.
2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).
2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа: закрепление приема.
2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4).
Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)
2.11 Тема: Смешанная техника. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.
Второй год обучения
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Противостояние линии. Характерные особенности линий. Продолжать знакомить с разнообразием линий в природе. Пластика линий.
Выполнение зарисовок (например, два образа, противоположные по пластическому решению: голубь-орел; лебедь-коршун).
Использование формата А4, белой и черной гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения на характер линий (колкая, плавная, тонкая, ломаная; линия, разная по толщине и др.), формат А4.
1.2 Тема: Работа с геометрическими формами. Применение тона.
Изучение плоских форм с тональным разбором. Выполнение зарисовок с натуры (например, «Пуговицы», «Печенье», и т.д.)
Использование формата ½ А4, простого карандаша.
Самостоятельная работа: заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.).
1.3 Тема: Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную. Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную. Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом.
Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: изображение геометрического и пластического рисунка одного и того же предмета быта.
1.4 Тема: Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную. Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую, работать над цельностью образа.
Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка-сестричка, бычок-смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала преподаватель демонстрирует изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после предлагает выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру. Использование формата А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с образами героев детских книг.
1.5 Тема: Текстура. Развитие художественных способностей, воспитание внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка. Выполнение зарисовок природных форм с натуры, (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: наблюдение за природными формами, выполнение фотографий собственных наблюдений.
1.6 Тема: Ритм. Дать представление о ритмичной композиции, знакомить с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д. Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: принести примеры ритмических композиций (из журналов, газет).
1.7 Тема: Симметрия. Пятно. Знакомство с понятием «симметрия», закрепление понятия «пятна», как выразительного средства композиции.
Выполнение копий и зарисовок с натуры (например, насекомых, морских животных, фантастических образов). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: вырезание симметричного изображения из черной бумаги.
1.8 Тема: Асимметрия. Знакомство с понятием «асимметрия», асимметрия в природе. Выполнение зарисовок предметов быта сложной формы (например, чайник, графин, фонарик, и др.). Использование формата ½ А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: фотографирование предметов асимметричной формы.
1.9 Тема: Линия горизонта. Плановость. Знакомство с понятием «линия горизонта», изучение плановости в пейзаже. Выполнение зарисовки любого пейзажа с 2-3-мя планами. Использование гелиевой ручки, формата А4.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.
1.10 Тема: Техника работы фломастерами. Создание декоративного образа. Выполнение эскиза - образа (например, волшебный цветок, улитка). Использование формата А4, гелиевых ручек, фломастеров.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений на различные техники (заполнение шаблона точками, штрихами, сетками, ровным тоном).
1.11 Тема: Буквица. «Веселая азбука». Знакомство с буквицей, как элементом книжной графики, воспитание эстетического вкуса через рисование структурного элемента книжной графики – буквицы. Выполнение эскиза образа буквицы, подчеркивая характерные особенности буквы.
Использование формата ½ А4, фломастеров, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с видами шрифтов, буквицами, со стихотворениями детских поэтов о русском алфавите (И. Токмакова, Б. Захадер).
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Большой цветовой круг. Названия цветов большого цветового круга. «Тепло-холодность» цвета. Знакомство с большим цветовым кругом, основными, составными цветами, с дополнительными холодными и теплыми цветами. Выполнение этюдов на тепло-холодность оттенков одного цвета (например, «Братья-гномы» и др.). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнение упражнения, поиск теплого и холодного оттенка в пределах одного цвета.
2.2 Тема: Нюансы. Многообразие оттенков цвета. Знакомство с понятиями: «локальный цвет» и «оттенок». Выполнение этюдов с натуры (например, «ягоды», ветка рябины, виноград, перо сказочной птицы). Использование формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию пуговиц, бусин, фантиков в пределах одного цвета.
2.3 Тема: Контрасты. Контрастные пары цветов. Знакомство с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга. Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету (например, фрукты, зонтики под дождем, игрушки на полке и др.). Использование формата А4, акварели, пастели.
Самостоятельная работа: упражнение-аппликация «Пары контрастных цветов).
2.4 Тема: Цвет в тоне. Знакомство с понятием «тон».
Выполнение эскиза (например, «Котенок с клубками ниток», «Свинья с поросятами»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: выполнить упражнение на растяжку 1-2 цветов.
2.5 Тема: Ахроматические цвета. Познакомиться с понятиями «ахроматические цвета», «светлота», с техникой их составления.
Выполнение эскиза (например, иллюстрация к сказке В. Сутеева «Три котенка», образы домашних животных и др.). Использование формата А4, гуаши черной и белой.
Самостоятельная работа: знакомство с искусством черно-белой фотографии.
2.6 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Развить у детей способность видения градаций цвета в живописи, многообразие цветовых оттенков. Выполнение композиции (например, из осенних листьев, цветов на клумбе).
Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: упражнение «лоскутное одеяло».
2.7 Тема: Плановость. Повторить некоторые законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр). Выполнение этюда пейзажа (например, морской, горный, лесной). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с творчеством художников, работающих в жанре «пейзаж», посещение основной экспозиции музея изобразительных искусств.
2.8 Тема: Выделение композиционного центра посредством цвета. Знакомство с понятием «доминанта», «акцент». Выполнение этюда с натуры (например, «Корзина с урожаем», «Дары природы»). Использование формата А4, акварели или гуаши.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации из геометрических форм с доминантой и акцентом.
2.9 Тема: Условный объем. Освещенность предметов. Учить передавать свет посредством цвета. Выполнение этюдов с натуры (например, игрушки, предметы быта, овощные портреты). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: фотографии освещенных объектов, выполнение упражнений: круглая форма (рисунок яблока, мячика), четырехгранная форма (кубик, домик), сложная форма (игрушка, человечек).
2.10 Тема: Изучение нетрадиционных живописных приемов. Знакомство с новыми техниками и их возможностями. Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).
Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: закрепление материала.
2.11 Тема: Творческая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение композиции (например, «Подводный замок Нептуна», «Космос», «Сказочный остров» и др.). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: изучение аналогов композиций.
Третий год обучения
Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Тема: Равновесие. Знакомство с понятием равновесная композиция.
Выполнение эскиза равновесной композиции из любых предметов.
Использование формата А4, гелиевой ручки, черного фломастера.
Самостоятельная работа: поиск равновесных композиций в журналах, книгах и др.
1.2 Тема: Статика. Динамика. Знакомство с понятиями «статика», «динамика». Выполнение композиция на одну из понравившихся схем.
Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: поиск статичных и динамичных композиций в журналах, книгах и др.
1.3 Тема: Силуэт. Повторение понятия «силуэт». Знакомство со сложными силуэтами. Оверлеппинг (наложение, пересечение).
Создание композиции с использованием сложного силуэта (например, полка с посудой, белье на веревке).
Использование формата, вытянутого по горизонтали, черного фломастера.
Самостоятельная работа: выполнение аппликации-наложения черного на белое, белого на черное (рыбка в аквариуме, грибы в банке и др.).
1.4 Тема: Шахматный прием в декоративной графике. Знакомство с шахматным приемом. Выполнение композиции (например, «В шахматной стране»). Использование формата ½ А4, черного фломастера.
Самостоятельная работа: выполнение упражнений различных видов шахматных сеток.
1.5 Тема: Перспектива. Знакомство с видами перспективы города (фронтальная, «вид сверху» и др.), пропорциональные отношения (люди, машины, дома). Копирование архитектурных образов (замки, город). Использование формата А4, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: знакомство с разными городами по фотографиям, книжным иллюстрациям, открыткам.
1.6 Тема: Пластика животных. Дальнейшее знакомство с понятием «стилизация». Выполнение рисунка стилизованного животного, могут быть поиски образов животных к басням И.А. Крылова. На одном формате изобразить реальный образ и поиски стилизованных форм того же животного. Использование формата А4, гелиевой ручки.
Самостоятельная работа: выполнение модели животного из пластилина.
1.7 Тема: Работа фломастерами (цветными карандашами). Развитие умения стилизации живых форм. Выполнение эскиза (например, образ Царевны лягушки, образ времени года). Использование формата А4, цветных карандашей, фломастеров.
Самостоятельная работа: поисковые зарисовки деталей персонажа (глаза, лапы, детали костюма и др.).
1.8 Тема: Пластика человека. Знакомство с условными пропорциями и схемами построения фигуры человека. Выполнение композиции (например, «Спорт», «Танец», «Акробаты»).
Использование формата А4, гелиевой ручки, фломастеров.
Самостоятельная работа: фотографии или др. изображения людей в движении.
1.9 Тема: Графическая композиция. Формирование умения работать над сложной графической композицией. Выполнение композиции (например, «В окне и за окном», «Микромир», «Фонтаны», Славянские мифологические образы (птица Феникс, Сирин, Домовой, Леший, Водяной, Русалка).
Использование формата А4, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: поиск подготовительного материала для творческой композиции, выполнение композиционных поисков.
Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Тема: Локальный цвет и его оттенки. Повторение и закрепление понятия локальный цвет и разнообразие оттенков одного цвета. Выполнение иллюстраций (например, иллюстрации разноцветных сказок Л. Яхнина). Использование формата А3, акварели.
Самостоятельная работа: выполнение абстрактной аппликации из кусочков ткани (ассоциации на темы: вьюга, огонь, времена года, листопад и др.).
2.2 Тема: Тональные контрасты. Темное на светлом, светлое на темном. Выделение тоном главного пятна композиции. Выполнение эскизов (например, «Парусник на море, «Силуэт дерева на фоне заката», «Горный пейзаж», «Силуэт цветка в окне», «Привидения»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: копирование образцов, предложенных преподавателем.
2.3 Тема: Колорит. Нюансные или контрастные гармонии. Формирование знаний о нюансных цветах. Знакомство с понятием «пары нюансных цветов» большого цветового круга. Формирование знаний о дополнительных цветах. Выполнение эскиза витража (например, «Жар – птица», «Волшебный цветок», «Золотой петушок», «Бабочки»). Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: знакомство с произведениями известных художников, изучение техники витража в журналах.
2.4 Тема: Цветовые гармонии в пределах 2-3-х цветов. Использование ограниченной палитры цветов в создании композиции. Выполнение эскиза афиши, флаэра. Использование формата А4, акварели, гуаши.
Самостоятельная работа: изучение рекламной продукции.
2.5 Тема: Смешанная техника. Умение целесообразно использовать технику, согласно задуманному образу. Выполнение эскиза композиции (например, «Замороженное оконце» и др.)
Использование формата А4, акварели, воска (восковая свеча), соли, гелиевых карандашей с блеском, цветных контуров, гелиевых ручек и др.
Самостоятельная работа: фотографирование морозных узоров.
2.6 Тема: Цвет в музыке. Развитие абстрактного мышления. Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковский «Времена года», «Вальс цветов», выполнение ассоциативных цветовых композиций. Использование формата А4, акварели.
Самостоятельная работа: прослушивание шедевров классической музыки.
2.7 Тема: Психология цвета. Знакомить с психологическими характеристиками цвета на примере цветовых карт Люшера. Выполнение эскизов образов положительных или отрицательных сказочных героев (например, Буратино, Карабас – Барабас, Пьеро, баба Яга и т. д.).
Использование любого формата, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: тестирование на предмет цвет-настроение, сочинение сказки о цветах и красках.
2.8 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение эскиза к сюжетной композиции (например, «праздник», «каникулы»). Использования формата любого размера и материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.9 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Зоопарк», «Человек и животное»).
Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.10 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Театр»). Использование формата любого размера, материалы на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
2.11 Тема: Тематическая композиция. Формирование умения работать над сложной тематической композицией. Выполнение сюжетной композиции (например, «Путешествие»). Использование формата любого размера, материалов на выбор (гуашь, акварель).
Самостоятельная работа: подбор подготовительного материала, выполнение композиционных поисков.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»:
- Знание различных видов изобразительного искусства.
- Знание основных жанров изобразительного искусства.
- Знание терминологии изобразительного искусства.
- Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
- Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе.
- Знание основных выразительных средств изобразительного искусства.
- Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии.
- Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения.
- Навыки передачи формы, характера предмета.
- Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.
- Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения.
- Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
- Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции.
- Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности.
5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа предусматривает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.
По окончании предмета проводится промежуточная аттестация, вид аттестации – экзамен, оценка за который выставляется в 6-м полугодии и заносится в свидетельство об окончании предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование». Учащемуся предлагается выполнить сюжетную композицию на заданную тему (например, «Человек и животное», «В мире сказок», «Каникулы», «Я путешествую»). На выполнение задания отводится 4 часа. Оценка работ учащихся ставится исходя из прописанных ниже критериев.
Критерии оценки
Для развития творческого потенциала учащихся, а также стимулирования творческого роста программой предлагается введение поэтапного контроля, включающего в себя три составляющие: фантазию, композицию, технику исполнения (выразительность цветового или графического решения).
«Фантазия». На первом этапе оценивается оригинальность мышления ребенка, новизна идеи, отсутствие шаблонного представления задания.
5 (отлично) - учащийся демонстрирует свое оригинальное решение задачи;
4 (хорошо) - решение поставленной задачи с помощью преподавателя;
3 (удовлетворительно) - использование готового решения (срисовывание с образца).
«Композиция». Предполагает грамотный выбор формата, определение величины предмета (предметов), пропорциональные отношения величин, знание элементарных законов композиции (равновесие, плановость, загораживание, статика, динамика и др.).
5 («отлично») - все параметры раздела соблюдены; в случае незначительных ошибок ребенку предлагается исправить недочеты самостоятельно. При самостоятельном исправлении ошибок оценка за работу не снижается;
4 («хорошо») - имеются незначительные ошибки;
3 («удовлетворительно») - грубые ошибки, учащийся плохо осваивает формат, допускает искажения в передаче пропорций и формы предметов.
«Техника исполнения» (выразительность цветового и (или) графического решения» предполагает обобщение знаний по изученным разделам, наличие индивидуального цветового (графического решения), законченность работы.
5 («отлично») — учащийся способен самостоятельно применять полученные знания, умения, навыки, демонстрируя индивидуальное решение поставленной задачи и законченность работы;
4 («хорошо») - работой учащегося руководит преподаватель (в большей части словесно);
3 («удовлетворительно») - работой учащегося руководит преподаватель, используя наглядный показ на работе учащегося.
6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий для ребенка младшего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985
Курчевский В.В. А что там, за окном? – М.: Педагогика, 1985
Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998
Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно