Программа для группы раннего эстетического развития "Основы изобразительной грамоты и рисование" Срок реализации 2 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств»
Директор МАУДО «ДШИ»
________________ О.В. Кнаус
«____»____________ 20___ год
ПРОГРАММА
для группы раннего эстетического развития
«Основы изобразительной грамоты и рисование»
на 2 года
Преподаватель:
Ципак Елена Владиславовна
Покачи
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» модифицированная – адаптированная под условия учреждения, скорректирована преподавателем изобразительного искусства Е.В. Ципак. Содержание данной программы основано на типовой программе «Основы изобразительной грамоты и рисование» под редакцией И.Е.Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук. Программа рекомендована государственным органом управления образованием.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее художественное образование.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В первый класс детских художественных школ и художественных отделений школ искусств принимаются дети 11-12 лет. В этом возрасте они уже обладают способностью аналитического мышления, что облегчает успешное овладение способами профессиональной художественной деятельности. Однако наиболее благоприятным для творческого развития является младший школьный возраст. Для того чтобы учащиеся могли заниматься изобразительной деятельностью с более раннего возраста. В школе могут быть организованы подготовительные группы на основе самоокупаемости. Занятия в подготовительных группах строятся в соответствии с контингентом учащихся. А также конкретными условиями работы школы (наличием декоративно-прикладного отделения, материальной базы и т.д.)
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДШИ (часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе). Основные направления по реализации регионального компонента в программе: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Программа предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов — графики и цветоведения, это два направления в содержании учебного предмета в каждой возрастной категории.
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство для групп раннего эстетического развития» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой и практико-ориентированной.
В целом занятия декоративно-прикладным, изобразительным искусством и лепкой в рамках данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: 5–7 лет.
Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели: Целью предмета является развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в рисовании
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
2. Формирование у детей младшего школьного возраста комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи учебного предмета:
Задачами учебного предмета являются:
- развитие устойчивого интереса детей к различным видам изобразительной деятельности;
- формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;
- знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
- формирование знаний об основах цветоведения;
- формирование знаний о правилах изображения окружающего мира по памяти и с натуры;
- развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
- развитие зрительной и вербальной памяти;
- развитие образного мышления и воображения;
- формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.
ОСОБЕННОСТИ НАБОРА
Свободный.
ВОЗРАСТ
Программа «Основы изобразительной грамоты и рисование» (срок освоения 2 года) предназначена для обучения детей с 5-летнего возраста.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Срок реализации учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» - 2 года в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Изобразительное искусство для групп раннего эстетического развития» с 2-годичным сроком освоения.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
В соответствии с учебным планом.
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. При реализации программы продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность занятий в 1м классе составляет 32 недели. Начиная со 2го класса – 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние, весенние), в общей сложности, составляющие не менее 30-ти дней. В 1м классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Занятия проводятся с понедельника по субботу с 13.20 по 19.50 в одну смену. Выходной – воскресенье. Расписание занятий составляется с учетом занятости учащихся в общеобразовательных учреждениях.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ (академического часа):
25 минут - для возраста 5-6 лет, 30 минут - для возраста 6-7 лет. Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 2 раза в год (полугодовой в декабре, итоговый - в мае). Продолжительность занятия (академического часа) устанавливается на основании пункта 11.10 Санитарно-эпидемиологических требований 2.4.1.3049-13, утвержденных Главным государственным врачом Российской Федерации от 15.15.2013 № 26.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:
· словесный (объяснение, беседа, рассказ);
· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
· практический;
· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
· игровой.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
г) схемы, технологические карты;
д) индивидуальные карточки.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы
срок освоения 2 года
Вид учебной работы | Годы обучения | Всего часов | |||
1-й год | 2-й год | 1-й год | |||
1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие |
| |
Аудиторные занятия | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 |
Самостоятельная работа | 9 | 9 | 9 | 9 | 36 |
Максимальная учебная нагрузка | 18 | 18 | 18 | 18 | 72 |
Недельная нагрузка в часах (академических часах) по направлению «Основы изобразительной грамоты и рисование» - 1 часа неделю;
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов.
«Основы изобразительной грамоты и рисование»
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Названия тем выполняемых работ | Количество часов |
1 | «Дорожка» | 1 |
2 | «Радуга» | 1 |
3 | «Солнышко | 1 |
4 | «Божьи коровки в траве» | 1 |
5 | «Заготовка на зиму фруктов» | 1 |
6 | «Арбуз» | 1 |
7 | «Осенние листья» | 1 |
8 | «Осеннее дерево» | 1 |
9 | «Паучок и паутинка» | 1 |
10 | «Портрет кота» | 1 |
11 | «Красивая рыбка» | 1 |
12 | «Филин» | 1 |
13 | «Букет для Зимушки» | 1 |
14 | «Снежинки» | 1 |
15 | «Снеговик» | 1 |
16 | «Снегурочка» | 1 |
17 | «В лесу родилась елочка» | 1 |
18 | «Снегири» | 1 |
19 | «Чебурашка» | 1 |
20 | «Котенок» | 1 |
21 | «Жираф» | 1 |
22 | «Богатырь» | 1 |
23 | «Портрет мамы» | 1 |
24 | «Весенний букет» | 1 |
25 | «Платок для мамы» | 1 |
26 | «Веселый автомобиль» | 1 |
27 | «Я рисую мой город» | 1 |
28 | «Курочка с цыплятами» | 1 |
29 | «Рыбки в аквариуме» | 1 |
30 | «Полет на ракете» | 1 |
31 | «Роспись пасхального яйца» | 1 |
32 | «Клоун» | 1 |
33 | «Матрешка» | 1 |
34 | «Море» | 1 |
35 | Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке | 1 |
36 | Итоговая выставка | 1 |
Итого за год: | 36 часов |
Программное содержание первого года обучения
Цель: развивать важнейшее для творчества умение видеть, воспринимать и изображать художественные образы.
Основные задачи:
- ознакомить с приемами рисования красками, мелками, карандашами;
- донести до понимания детей особенности языка искусства;
- научить воспринимать художественные образы и выражать цветом, линией настроение, состояние.
Предполагаемый результат первого учебного года направлен на формирование у учащихся:
- представлений о работе художника, о материалах и оборудовании, которое он использует;
- первоначальных навыков изображения предметов, животных, человека, приемов украшения, срисовывания;
- понимания языка искусства.
Темы и содержание выполняемых работ
«Дорожка»
Цель и задачи: создать полосатый коврик для кота. Учить рисовать различные линии, передавать ритм полосок. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: рассматривание ковровой дорожки. Дать понятие о ритме. Зарисовка различных линий на альбомном листе. Ритм линий на вытянутом листе.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат вытянутой бумаги, палитра, альбом для зарисовок, карандаш, фломастеры, маркеры.
Индивидуальная помощь в показе рисования различных линий.
«Радуга»
Цель и задачи: познакомить детей с цветовым спектром. Научить рисовать радугу. Продолжать учить работать гуашевыми красками, кистью. Учить располагать рисунок на всем листе.
Содержание: рассказ «Сказка о теплых и холодных цветах».
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
Рисование радуги. Работа по всей поверхности листа широкой кистью. Игра: «Художники и зрители».
«Солнышко»
Цель и задачи: продолжать знакомить с теплыми красками. Научить рисовать солнышко, используя различные линии для лучиков. Научить получать из основных цветов (желтый и красный) составной (оранжевый).
Содержание: загадка. Зарисовка различных видов линии (прямая, волнистая, острая). Придумать и зарисовать свое солнышко, используя различную линию для лучей. Работа от пятна по всей поверхности листа. Показ создания оранжевой краски на палитре. Заливка фона.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш.
«Божьи коровки в траве»
Цель и задачи: научить рисовать круглых жуков. Продолжать знакомить с теплыми и холодными цветами. Закреплять навыки рисования кистью. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, заливать фон.
Содержание: сказка о жуках. Просмотр на фотографиях и репродукциях различных жуков. Набросок жука карандашом.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
Рисование красных, желтых божьих коровок. От пятна, по всей поверхности листа.
«Заготовка на зиму фруктов»
Цель и задачи: учить работать в технике «оттиска». Учить компоновать на заданном формате предметы.
Содержание: беседа о заготовках на зиму, которые делает мама. Загадки про фрукты. Показ, как делается оттиск из половинки яблока на силуэте под стеклянную банку. Украшение крышки банки (имитация салфетки).
Материал: гуашь, кисти, бумага в виде силуэта стеклянной банки, альбом для зарисовок, карандаш, половинка яблока.
«Арбуз»
Цель и задачи: научить рисовать арбуз. Продолжать учить рисовать круглые предметы от пятна. Закреплять навыки рисования различных линий, понятие ритма линий.
Содержание: загадка про арбуз. Подбор красок для передачи изображения арбуза. Показ работы на листе.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш, половинка яблока.
«Осенние листья»
Цель и задачи: научить рисовать осенние листья. Продолжать знакомить с теплыми красками. Закреплять навыки получения из основных цветов (желтый и красный) составной (оранжевый).
Содержание: загадка про листопад. Зарисовка формы листьев (лодочка). Работа от пятна по всей поверхности листа. Показ получения оранжевой краски на палитре. Заливка фона.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш.
«Осеннее дерево»
Цель и задачи: учить передавать образ осеннего дерева, осеннюю окраску листвы. Обучать правильным способам действия кистью при рисовании кроны дерева (мазки). Учить работать широкой кистью, рисуя фон. Обращать внимание, как получить различные оттенки голубого цвета для изображения неба с помощью белой краски. Учить работать мазками. Продолжать учить работать гуашью.
Содержание: беседа об осеннем дереве. Загадка про осень. Отличие цветовой гаммы для изображения листвы летом и осенью. Работа широкой кистью, изображение пригорка, на котором будет стоять дерево и рисование фона (голубое небо). Зарисовка на альбомном листе дерева с ветками. Физкультурная минутка «Как растет дерево». Этапы рисования широкой кистью дерева (определение нажима на кисть). Рисование веток тонкой кистью. Показ работы рисования мазками осенней листвы.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш.
Пока высыхает фон, дети делают зарисовки в альбоме. Физкультурная минутка. Затем на подсохшем фоне рисуют дерево.
«Паучок и паутинка».
Цель и задачи: учить проводить прямые и кривые линии фломастером. Продолжать учить работать гуашевыми красками от пятна. Продолжать учить рисовать насекомых. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок.
Содержание: загадка про паука и паутину. Работа над рисованием паутины фломастером или маркером. Показ рисования от пятна паучка и различных жуков.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш, фломастеры. Зарисовки паутины и различных жуков. Рисование фломастером паутины и рисование от пятна гуашевыми красками жуков и паучков.
«Портрет кота»
Цель и задачи: знакомство с жанром изобразительного искусства – портрет. Научить создавать образ кота. Развивать фантазию и творчество.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе головы кота. Этапы работы на формате от пятна. Прорисовка фломастерами глаз, усов, полосок.
Материал: гуашь, кисти, формат А3, альбом, карандаш, фломастеры.
«Красивая рыбка»
Цель и задачи: учить работать в новой технике оттиска фактурной ткани. Учить передавать образ красивой рыбки через детализацию. Продолжать учить рисовать фон, работать гуашью. Воспитывать желание доделывать работу до конца.
Содержание: стихотворение про рыбку. Рассматривание различных аквариумных рыбок на иллюстрациях. Рисование фона холодными цветами. Показ работы над оттиском из фактурной ткани туловища рыбки. Прорисовка деталей тонкой кистью. Декорирование фона с помощью кружочков, различных по цвету.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш, фактурная ткань в виде рыбки.
«Филин»
Цель и задачи: научить работать черным маркером на тонированном фоне. Учить передавать в графике образ птицы, работать над мелкими деталями продолжать учить рисовать фон, используя широкую кисть.
Содержание: загадка. Рассматривание репродукций с изображением совы, филина. Беседа о характерных особенностях этой птицы (чем питается, внешний вид, размер). Зарисовка на альбомном листе. Этапы изображения филина, совы. Работа над фоном с последующим рисованием фломастером или маркером совы. Прорисовка мелких деталей.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш, фломастеры, маркеры.
Индивидуальная помощь в показе рисования различных линий.
«Букет для Зимушки»
Цель и задачи: учить создавать образ букета для «Зимы». Продолжать знакомить с холодными цветами и их оттенками. Закреплять умения работать различными линиями для передачи характера букета. Продолжать учить работать гуашевыми красками.
Содержание: загадка про зиму. Беседа о цвете зимы. Заливка фона различными оттенками холодных цветов, которые получаются с помощью белил. Создание образа букета для Зимушки с помощью цвета и линий. Показ рисования цветов.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, альбом для зарисовок, карандаш.
«Снежинки»
Цель и задачи: познакомить с изобразительными и выразительными возможностями различных художественных материалов – парафина, акварельных красок; с нетрадиционной техникой рисования. Развивать фантазию, творчество, самостоятельность.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе симметричной снежинки. Показ проявления рисунка парафином с помощью акварельных красок. Холодная гамма, вливание одного цвета в другой.
Материал: королева Кисточка, свеча Парафинка; белая бумага, свечи, акварельные краски, кисти, музыка.
Выставка работ.
«Снеговик»
Цель и задачи: научить работать в технике граттаж. Продолжать учить работать различными линиями, передавая образ снеговика.
Содержание: загадка. Зарисовка на альбомном листе снеговика. Показ готовой работы в технике граттаж.
Материалы: «волшебная бумага» формата А4, заостренная палочка, альбом для зарисовок, карандаш.
«Снегурочка»
Цель и задачи: учить рисовать фигуру человека. Развивать у детей эмоциональное отношение к изображению.
Содержание: стихотворение и загадки. Последовательность рисования фигуры Снегурочки.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Выставка работ.
«В лесу родилась елочка»
Цель и задачи: продолжать знакомить с пейзажем. Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению ночного неба, елочки, лесных зверей
Содержание: стихотворения и загадки. Зарисовка различных животных конструктивным методом. Показ рисования елки.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
«Снегири»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать птиц. Учить компоновать на листе. Передавая характерную окраску и мелкие детали, создавать образ снегирей сидящих на ветке рябины. Учить рисовать фон ночного неба. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: стихотворение и загадки. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Зарисовка на альбомном листе. Работа на формате от пятна на фоне (ночь, холодными цветами) с последующей прорисовкой мелких деталей.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ.
«Чебурашка»
Цель и задачи: научить передавать образ пушистой игрушки. Учить работать по сырому листу. Закреплять навыки рисования кистью. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, заливать фон.
Содержание: показ репродукций по сказкам Чарушина. Показ последовательности рисования по сырому листу.
Материал: гуашь, кисти, формат А3.
«Котенок»
Цель и задачи: учить передавать образ котенка в рисунке с помощью масляной пастели. Продолжать учить рисовать фон акварельными красками. Закреплять навыки рисования кистью.
Содержание: загадка или стихотворение. Зарисовка идущего котенка (конструктивный способ изображения). Показ работы над изображением котенка с помощью восковых мелков.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш.
«Жираф»
Цель и задачи: учить передавать образ животных жарких стран. Продолжать учить работать в теплой цветовой гамме. Развивать фантазию и творчество.
Содержание: загадка. Зарисовка в альбоме фигуры животного конструктивным способом. Компоновка на формате А3. Работа от пятна с последующей прорисовкой деталей фломастерами.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
«Богатырь»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить передавать характерные особенности мужского лица. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма богатыря.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов. Образ русского богатыря. Особенности пропорций мужской фигуры. Последовательность рисования.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3.
«Портрет мамы»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить передавать характерные особенности лица, соблюдать пропорцию, форму. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма мамы.
Содержание: рассматривание рисунков, портретов. Последовательность рисования портрета. Создание женского образа с помощью выразительных средств (линия, пятно).
Материал: бумага, краски гуашь, кисти, простой карандаш, формат бумаги А3.
«Весенний букет»
Цель и задачи: учить изображать в вазе букет из тюльпанов, передавать характерные особенности формы цветков (шесть закругленных лепестков), красиво компоновать вазу и цветы на удлиненном листе бумаги, чтобы ваза занимала на листе немного меньше половины листа, а стебли цветов были разного уровня; передавать в окраске тюльпанов их разный цвет и оттенки; самостоятельно находить способы изображения.
Содержание: стихотворение. Показ работы над натюрмортом. Материал: ваза с несколькими тюльпанами и нарциссами, бумага формата А3, краски гуашь, мягкие кисти, простой карандаш.
«Платок для мамы».
Цель и задачи: познакомить с понятием орнамент и ритмом пятен. Учить рисовать орнамент по кайме квадрата, используя дымковские мотивы. Научить работать инструментами: растушовками, тычками и тонкой кистью. Учить копировать образец.
Содержание: сказка про дымковские игрушки. Характерный колорит дымковской росписи. Этапы работы над орнаментом. Копирование образца.
Материал: бумага квадратной формы, краски гуашь, кисти, тычки, растушовки.
«Веселый автомобиль»
Цель и задачи: учить рисовать автотранспорт. Передавать особенности строения троллейбуса, автобуса, автомобиля. Продолжать учить работать восковыми мелками и акварелью. Через цвет показать радостное, игривое настроение.
Содержание: просмотр отрывка мультфильма «Паровозик из Ромашково». Беседа об автомобильном транспорте в городе. Рассматривание репродукций. Сравнительный анализ, отличие строения. Зарисовка на альбомном листе.
Материал: акварель, кисти, восковые мелки, формат А3, карандаш, альбом.
«Я рисую мой город»
Цель и задачи: учить рисовать городской пейзаж. Передавать в рисунке ночное состояние природы. Продолжать учить рисовать гуашевыми красками. Развивать творчество и фантазию.
Содержание: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов. Последовательность рисования городского пейзажа. Зарисовка в альбоме.
Материал: гуашь, кисти, формат А3, карандаш, альбом.
«Курочка с цыплятами»
Цель и задачи: учить рисовать курочку с цыплятами. Дать понятие о большом и маленьком. Развивать творчество и фантазию.
Содержание: загадки. Зарисовка курочки с цыплятами на альбомном листе. Компоновка на формате А3. Работа от пятна с последующим рисованием фона. Прорисовка деталей курочки и цыплят.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
«Рыбки в аквариуме»
Цель и задачи: познакомить с техникой «граттаж». Учить рисовать рыбок. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: загадка про рыбку. Показ работы в технике «граттаж».
Материал: «волшебная бумага» для граттажа, деревянная палочка, альбом, карандаш.
«Полет на ракете»
Цель и задачи: продолжать знакомить с техникой рисования восковыми мелками и акварелью, продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету.
Содержание: показ работы жирными мелками и акварелью. Материал: бумага формата А3, краски акварель, кисти.
Иллюстрации о космосе.
«Роспись пасхального яйца»
Цель и задачи: продолжать знакомить с дымковской росписью. Развивать точность движений, мелкую моторику пальцев.
Содержание: рассказ о дымковской игрушке. Зарисовка орнамента в полосе с элементами дымковской росписи.
Материал: бумага в виде яйца, гуашь, кисти, растушовки, тычки.
«Клоун»
Цель и задачи: развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок. Учить рисовать фигуру человека в движении, выражение лиц.
Содержание: загадка про цирк. Зарисовка фигуры клоуна. Особенности в рисовании костюма клоуна и рисовании лица. Показ работы от пятна по всей поверхности листа. Фон.
Материал: формат А3, гуашь, кисти, альбом, карандаш.
«Матрешка»
Цель и задачи: знакомство с Полхов-Майданской матрешкой. Продолжать учить рисовать орнаменты. Развивать точность руки и мелкую моторику.
Содержание: рассматривание иллюстраций с расписными матрешками. Показ складывания матрешек одну в другую (игра). Зарисовка орнамента в круге. Материал: бумага в виде силуэта матрешек, гуашь, кисти, альбом, карандаш, растушовки.
«Море»
Цели и задачи: продолжать учить рисовать пейзаж. Отношения: земля, вода, небо. Учить передавать форму корабликов. Развивать чувство цвета.
Содержание: рассматривание картин художников-маринистов. Зарисовка в альбоме. Этапы рисования морского пейзажа. Дорисовка корабликов и птиц.
Материал: гуашь, кисти, альбом, карандаш, бумага формата А3.
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.
Итоговая выставка.
Цель и задачи: знакомство с правилами посещений выставок. Развитие речи через просмотр и обсуждение работ.
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Названия тем выполняемых работ | Количество часов |
1 | «Бабочка» | 1 |
2 | «Ваза с фруктами» | 1 |
3 | «Фантастические деревья» | 1 |
4 | «Птичий двор» | 1 |
5 | «Ветка рябины» | 1 |
6 | «Осенняя береза» | 1 |
7 | «Золотая осень» | 1 |
8 | «Кошка» | 1 |
9 | «Роспись силуэтов Дымковских игрушек» | 1 |
10 | «Хмурая осень, ветреный день» | 1 |
11 | «Воробышек» | 1 |
12 | «Улицы города» | 1 |
13 | «Я» | 1 |
14 | «Пингвины» | 1 |
15 | «Жостовский поднос» | 1 |
16 | «Праздник Елки» | 1 |
17 | «Дед Мороз» | 1 |
18 | «Зимние деревья» | 1 |
19 | «Зимние забавы» | 1 |
20 | «Зимнее дерево» | 1 |
21 | «Богатырь» | 1 |
22 | «Путешествие в жаркие страны» | 1 |
23 | «Филимоновская сказка» | 1 |
24 | «Подводное царство» | 1 |
25 | Натюрморт «Комнатный цветок» | 1 |
26 | «Птицы прилетели» | 1 |
27 | «Портрет прекрасной дамы в шляпе» | 1 |
28 | «…царевна есть, что не можно глаз отвесть» | 1 |
29 | «Аленький цветочек» | 1 |
30 | «Космические путешествия» | 1 |
31 | «Пропала собака» | 1 |
32 | «Добрые герои сказок» | 1 |
33 | «Букет-настроение» | 1 |
34 | «Цветущий май» | 1 |
35 | Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке | 1 |
36 | Итоговая выставка | 1 |
Итого за год: | 36 часов |
Программное содержание второго года обучения
Цель: научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать художественные образы.
Основные задачи:
- развитие воображения и образного мышления, наблюдательности и внимания;
- развивать навыков владения художественными инструментами и материалами;
- знакомство детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства.
Предполагаемый результат второго учебного года, учащиеся:
- откроют для себя богатство и разнообразие труда художника;
- получат представления о воплощении образов окружающего мира на основе создания собственных художественных работ;
- узнают, что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет.
Темы и содержание выполняемых работ
«Бабочка»
Цель и задачи: познакомить с новым способом изображения - монотипией, формировать навыки рисования в нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию.
Содержание: загадка. Показ работы в новой технике. Оттиск второй половины бабочки путем складывания бумаги пополам. Декорирование крыльев бабочки простым орнаментом. Дорисовывание усиков и мелких деталей бабочки фломастерами.
Материал: гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, фломастеры.
«Ваза с фруктами»
Цель и задачи: учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве – натюрморт; учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, формировать навыки правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов.
Содержание: предварительная работа - лепка и аппликация натюрморта, составление натюрморта из предметов окружающей обстановки. Показ репродукций с картин художников, рисующих натюрморты.
Загадки про фрукты. Исследование натурной постановки. Зарисовка яблока, груши, винограда. Показ работы над натюрмортом, его последовательность рисования. Работа от пятна по всему листу. Расположение фруктов в вазе.
Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, кисти, краски гуашь, формат листа А3.
«Фантастические деревья»
Цель и задачи: продолжать знакомство с теплыми цветами и их оттенками и с холодными цветами и их оттенками. Научить создавать образы необычных деревьев. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: сказка о чудо-дереве. Использование схемы: основные и составные цвета. Цветовая растяжка (разбеление теплых цветов и холодных цветов). Нежные, пастельные цвета.
Материал: гуашь, палитра, формат А3, карандаш, альбом.
Выставка работ.
«Птичий двор»
Цель и задачи: учить детей изображать выбранную птицу на основе сложившихся представлений о домашних птицах и самостоятельно анализировать ее форму, строение, пропорции; выбрать изобразительный материал для рисования: краски, цветные карандаши или восковые мелки; использовать технические приемы рисования птиц. Развивать творчество, самостоятельность.
Содержание: загадки про птиц. Рассматривание домашних птиц, их формы, строения. Зарисовка птиц конструктивным методом. Расположение рисунка птицы на формате бумаги А3.
Материал: цветные карандаши, краски, восковые мелки.
Выставка работ.
«Ветка рябины»
Цель и задачи: научить создавать осенний натюрморт. Закреплять умение рисовать инструментом «растушовка», изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.
Содержание: рассматривание рябины. Последовательность работы рисования рябины.
Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
Выставка работ.
«Осенняя береза»
Цель и задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучать правильным способам действия кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ стройной белоствольной березы.
Следить за правильной осанкой при рисовании.
Содержание: загадка. Показ репродукций с картин художников, рисующих деревья. Показ последовательности рисования березы. Работа всей поверхностью кисти и работа кончиком кисточки. Мазковая живопись.
Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, кисти, альбом для упражнения в рисовании тонких линий и разных способов работы кистью; кисточки, краски гуашь.
«Золотая осень»
Цель и задачи: познакомить с новым приемом рисования с использованием засушенных растений - печатание цветов и трав, учить составлять композицию, передавать в ней изменения, произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанр искусства - пейзаж, закреплять умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение.
Содержание: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам. Рассказать о переднем и дальнем плане, используя репродукции картин художников-пейзажистов. После определения, что такое линия горизонта, найти ее в репродукциях картин русских художников-пейзажистов.
Материал: образец, засушенные листья различной формы, гуашь, кисти.
«Кошка»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать домашних животных. Познакомить с новыми графическими материалами. Передавать пушистость с помощью угля, сангины или пастельных мелков.
Содержание: загадка про кошку. Этапы рисования кошки с помощью мягких графических материалов. Образ кошки.
Материал: пастель, уголь, сангина, формат бумаги А4.
«Роспись силуэтов Дымковских игрушек»
Цель и задачи: закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, особенности узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков путем разбеливания.
Содержание: рассматривание дымковских игрушек. Показ рисования дымковского орнамента в полосе, в круге.
Материал: силуэты дымковских игрушек, гуашь, кисти, дымковские игрушки или иллюстрации.
Выставка работ.
«Хмурая осень, ветреный день»
Цель и задачи: учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены и др.; располагать их на широкой полосе земли небольшими группами; учить приглушать яркий цвет красок. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка).
Содержание: рассматривание картин с изображением различного состояния природы (серое небо, коричневая земля). Показ смешивания ярких красок с черной. Приглушение красок. Последовательность работы над пейзажем.
Материал: картины с изображением различной осенней погоды - ясной и хмурой, ветреной; краски гуашь, мягкие кисти, палитра для приглушения ярких красок, цветные карандаши.
Выставка работ
«Воробышек»
Цель и задачи: формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим.
Содержание: рассматривание птиц на иллюстрациях, наблюдения за птицами, лепка, зарисовка птиц. Последовательность работы рисования птиц. Загадки, стихотворения, изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др., штрихованные изображения из книжек-раскрасок.
Материал: черный фломастер; квадратные листы бумаги, простой и цветные карандаши.
«Улицы города»
Цель и задачи: продолжать учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению (деревья, машины, украшения), развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
Содержание: городские пейзажи. Загадки и стихотворения. Материал: восковые мелки, цветные карандаши, акварель, бумага формат А3, кисть.
«Я»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью. Учить передавать в рисунке образ человека. Научить рисовать свой портрет, дать понятие о пропорциях лица. Продолжать работу гуашевыми красками.
Содержание: рассказать о портрете как о жанре живописи. Знакомство с художниками-портретистами. Рассказать о пропорциях лица. Игра: «Найди свою половинку».
Самостоятельная работа детей над автопортретом гуашевыми красками на формате А3.
«Пингвины»
Цель и задачи: учить изображать арктических животных на основе впечатлений, полученных от почитанной книги Г.Снегирева «Про пингвинов», передавать животных в движении, их характерные особенности. Продолжать учить рисовать с помощью поролоновых тампонов. Воспитывать интерес к природе, к животному миру. Пингвины, среда их обитания. Чтение отрывка из книги «Про пингвинов».
Содержание: показ последовательности рисования пингвинов. Материал: листы бумаги формата А3, краски, кисти, тампоны.
Создание холодного фона с последующим изображением на нем пингвинов.
«Жостовский поднос»
Цель и задачи: познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к народному творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет. Рассматривание жостовских подносов и знакомство с жостовской росписью.
Содержание: особенности рисования элементов, фон под роспись.
Материал: таблица с элементами жостовской росписи, черный картон в форме подноса для детей разной формы, гуашь, кисти.
Выставка работ.
«Праздник Елки».
Цель и задачи: развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок. Продолжать учить рисовать деревья, животных, фигуру человека.
Содержание: стихотворения и загадки. Показ рисования праздничной елки мазковым способом. Закрашивание фона.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
«Дед Мороз»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать фигуру человека. Развивать у детей эмоциональное отношение к изображению.
Содержание: стихотворение и загадки. Последовательность рисования фигуры Деда Мороза. Закрашивание фона.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ.
«Зимние деревья»
Цель и задачи: научить передавать образ зимнего леса, используя технику оттиска засушенных листьев. Продолжать учить закрашивать фон, работать широкой кистью, смешивать краски. Закреплять понятия о холодной гамме цветов.
Содержание: показ картин художников-пейзажистов. Этапы работы над пейзажем. Линия горизонта. Холодный фон. Смешение красок на палитре.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш, засушенные листья деревьев.
«Зимние забавы»
Цель и задачи: научить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Самостоятельно придумывать композицию, создавать зимний пейзаж, изображать деревья, кусты. Совершенствовать умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша. Развивать художественный вкус, творчество, старательность.
Содержание: рассматривание фигуры человека на лыжах в разных позах, катающегося человека на санках, коньках. Последовательность рисования фигуры человека катающегося на коньках, санках.
Материал: альбомные листы, карандаши цветные, восковые мелки.
«Зимнее дерево»
Цель и задачи: учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах, кору деревьев; рисовать штрихами с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.
Содержание: знакомство с графикой. Таблица с изображением штрихов. Показ работы тушью деревянными палочками.
Материал: иллюстрации с зимними пейзажами, гравюры, таблица с изображением штрихов, изображения ели и сосны (без хвои), силуэты зимних деревьев, кустов, черные карандаши, черные восковые мелки или тушь с деревянными палочками.
«Богатырь»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить передавать характерные особенности мужского лица, соблюдать пропорции, форму. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма богатыря.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов и картин, написанных по мотивам русских народных сказок. Образ русского богатыря. Особенности пропорций мужской фигуры. Последовательность рисования.
Материал: гуашь, кисти, формат А3.
«Путешествие в жаркие страны»
Цель и задачи: заинтересовать детей рисованием животных жарких стран в их среде обитания - среди лесов и степей. Развивать разумное и бережное отношение к природе. Закреплять полученные навыки рисования (рисование концом кисти, использование тычка, тампона для рисования пушистой шерсти).
Содержание: рассматривание животных жарких стран на иллюстрациях книг. Последовательность рисования животных (слон, жираф, зебра и т.д.).
Материал: краски, простые карандаши для рисования эскиза, кисти.
Иллюстрации.
«Филимоновская сказка»
Цель и задачи: продолжать знакомить с орнаментом украшения филимоновских поделок – полоски, снежинки, а также с основными цветами, используемыми в украшении поделок. Продолжать учить рисовать кончиком кисти. Формировать любовь к народному искусству, развивать чувство цвета, ритма.
Содержание: показ рисования элементов орнамента филимоновской игрушки. Передача характерной цветовой гаммы. Рисование орнамента в полосе.
Материал: краски гуашь, таблица с элементами узора.
«Подводное царство»
Цель и задачи: продолжать знакомить с техникой «граттаж». Учить рисовать рыбок, морских звезд, медуз. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: загадка про морских животных. Показ работы в технике «граттаж». Материал: «волшебная бумага» для граттажа, деревянная палочка, альбом, карандаш.
Натюрморт «Комнатный цветок»
Цель и задачи: учить рисовать тушью и пером. Показать особенности изображения комнатного цветка в графике. Продолжать знакомить со средствами графики.
Содержание: графика – одно из средств изображения природы. Штрих, линия, композиция – средства графики. Рисование с натуры комнатного цветка.
Материалы: тушь, перо, бумага формата А4.
«Птицы прилетели»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать различных птиц. Передавать строение и окраску. Продолжать учить рисовать восковыми мелками и акварелью.
Содержание: загадки и рассказы про птиц. Показ последовательности рисования различных птиц. Компоновка на листе стайки птиц.
Материалы: восковые мелки, акварель, кисти, формат бумаги А3.
«Портрет прекрасной дамы в шляпе»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить передавать характерные особенности женского лица. Учить рисовать погрудный портрет. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке женский образ.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов. Образ женщины. Особенности женского образа. Последовательность рисования.
Материал: гуашь, кисти.
Выставка работ.
«…царевна есть, что не можно глаз отвесть».
Цели и задачи: учить изображать один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочного героя и передачу его движений; передавать характерные особенности одежды и предметов, закреплять навыки рисования неба, моря акварельными красками «по-сырому». Развивать фантазию, память, мышление, творчество.
Предварительная работа: рассматривание рисунков, портретов.
Содержание: последовательность рисования портрета во весь рост на подготовленном акварельном фоне. Создание женского образа с помощью выразительных средств (линия, пятно).
Материал: иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина; формат бумаги А3, краски гуашь, мягкие кисти, вода.
Выставка работ.
«Аленький цветочек»
Цель и задачи: формировать у детей образные представления; учить умению создавать средствами рисунка сказочный цветок необычной красоты; передавать в рисунке радость. Воспитывать желание и умение работать самостоятельно.
Содержание: загадка. Декорирование лепестков цветка простым орнаментом. Дорисовывание усиков и мелких деталей фломастерами.
Материал: бумага, краски - гуашь, кисти.
Выставка работ.
«Космические путешествия»
Цель и задачи: познакомить с новым способом рисования «эстамп по картону», продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе. Показ работы в технике «эстамп по картону».
Содержание: сначала изготовить клише из картона, потом валиком раскатать гуашевую краску на нем, положить цветную бумагу и откатать скалкой. Дорисовать мелкие детали цветными ручками или фломастерами.
Материал: два картона формата А4, цветная бумага формата А4, гуашь, ножницы, картон, клей, поролоновый валик для краски, валик для прокатывания.
Иллюстрации о космосе.
«Пропала собака»
Цель и задачи: продолжать учить работать по сырому листу. Учить рисовать собаку, используя жирные мелки, фломастеры, пастель.
Содержание: стихотворение «Щенок» С.Михалкова. Показ работы в технике «по-сырому». Передача пушистости жирными мелками с помощью различных линий.
Материалы: гуашь, акварель, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, формат бумаги А3.
«Добрые герои сказок»
Цель и задачи: учить передавать свое отношение к героям сказок, используя линию, цвет и украшение. Продолжать учить рисовать человеческую фигуру.
Содержание: рассказ о средствах изобразительного искусства (линия, цвет, украшение). Показ репродукций картин В.Васнецова (сказочные герои). Рисование схемы фигуры человека с последующим созданием образа героя. Работа детей над созданием линейного рисунка, затем - живописного.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
Выставка работ.
«Букет-настроение»
Цель и задачи: научить выражать свое настроение через ритм, пластику и цвет букета. Развивать творчество, фантазию.
Содержание: предложить нарисовать букет, который по цвету и ритму соответствует эмоциональному состоянию человека (радость, грусть, печаль и т.д.). Обсудить взаимосвязь цветовых гамм и эмоций.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
«Цветущий май»
Цель и задачи: передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.
Содержание: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов. Образ цветущего дерева. Особенности цветовой гаммы (пастельные тона). Последовательность рисования.
Материал: репродукции с различными композициями с весенними образами; мягкие кисти, краски гуашь, формат А3.
Выставка работ.
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.
Итоговая выставка.
Цель и задачи: знакомство с правилами посещений выставок. Развитие речи через просмотр и обсуждение работ.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Изобразительное искусство для групп раннего эстетического развития»:
- знание основных понятий и терминологии в области изобразительного искусства;
- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
- знания об основах цветоведения;
- умения и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
знать:
- виды и жанры изобразительного искусства;
- свойства различных художественных материалов;
- правила изображения предметов с натуры и по памяти;
- основы цветоведения;
уметь:
- работать с различными художественными материалами и техниками;
- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, при этом рисунок выразителен, подход к работе творческий; умеет завершать свою работу самостоятельно.
• 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает незначительные ошибки.
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению заданий, работа содержит значительное количество ошибок.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация программы учебного предмета «Изобразительное творчество для учащихся дошкольного возраста» основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.
Направление «Основы изобразительной грамоты»:
навыки рисования с натуры и по представлению, восприятия предметов, выделения основных частей, их формы, строения, соотношения частей по величине, цвету и характерным признакам;
изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей, фруктов;
выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор материалов для передачи выразительности образа; создание образов по представлению, воображению;
рисование сюжетных композиций на темы знакомых сказок, рассказов, отражение впечатлений об окружающей природе в разное время года и дня;
изображение событий из жизни детей (игры, танцы, праздники, семья, традиции, интересные эпизоды);
передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры человека и животных в движении;
расположение предметов на полосе (в один ряд), на всем листе и широкой полосе (ближе, дальше, загораживая один предмет другим);
выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением, формой и др.);
дополнение рисунка в соответствии с содержанием;
определение темы рисунка, доведение начатого до конца, самостоятельность в решении намеченных задач;
развитие воображения, фантазии;
ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми, нейтральными и их оттенками;
использование цвета как средства выразительности;
выполнение задания на ограниченное использование цвета, составление оттенков и новых цветов (гуашь, акварель);
использование различных изобразительных материалов: гуаши, акварели (различные способы по-сырому), рисование сангиной, углем, пастелью, цветными восковыми мелками, свечей, фломастерами;
знакомство с некоторыми способами создания гравюр: печатание по картону, мятой бумагой, нитками, способом процарапывания по восковой подкладке и др.;
овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.) для передачи образа;
знание различных способов закрашивания больших поверхностей гуашью, акварелью, карандашом и пр.;
владение кистями плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости от цели задания;
умение пользоваться мазком (мазок Ван Гога, кирпичик и др.) для передачи настроения, формы, фактуры;
различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет, пейзаж.
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.: Просвещение, 1991
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985
Курчевский В.В. А что там, за окном? М.: Педагогика, 1985
Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту»., 2004 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям»., 2008 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом»., 2011 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982
Смит С. Рисунок: полный курс. М.: Астрель: АСТ, 2005
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М.: Астрель: АСТ, 2002
Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М.: Астрель: АСТ, 2002
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1985
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1990
Учебная литература
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью»., 2013. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью: Учебно-наглядное пособие»., 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим с жанровой живописью». , 2007. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью: Учебно-наглядное пособие»., 2009. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим с портретной живописью (Большое искусство - маленьким)». , 2009
Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие»., 2011. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом: Учебно-наглядное пособие»., 2003. Серия: Библиотека программы «Детство»
Петрова И. «Аппликация для дошкольников»., 2007. Серия: Библиотека программы «Детство»
Маслова И.В. «Лепка. Наглядное пособие для дошкольников». В 3-х частях. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких»., 2008. Серия: Библиотека программы «Детство». Художественное развитие дошкольников
Соколова С.В. «Оригами для дошкольников». Детство-пресс, 2010
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М.: АСТ Слово, 2010