Программа "Беседы об искусстве" срок реализации 3 года
МУНИЦИППАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Детская школа искусств»
Директор МАУДО «ДШИ»
________________
«____»____________ 20___ год
ПРОГРАММА
«Беседы об искусстве»
на 3 года
Преподаватель:
Ципак Елена Владиславовна
Покачи
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» модифицированная – адаптированная под условия учреждения, скорректирована преподавателем изобразительного искусства Е.В. Ципак. Содержание данной программы основано на типовой программе «Беседы об искусстве» под редакцией И.Е.Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук. Программа рекомендована государственным органом управления образованием
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Беседы об искусстве» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее художественное образование.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Необходимость изучения дисциплины «Беседы об искусстве» в школе обусловлена развивающей функцией этих уроков, которая поддерживается активным интересом и увлеченностью учащихся. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.
В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДШИ (часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе). Основные направления по реализации регионального компонента в программе: изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Развитие навыков восприятия искусства.
- Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
- Формирование навыков восприятия художественного образа.
- Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
- Обучение специальной терминологии искусства.
- Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.
ОСОБЕННОСТИ НАБОРА
Свободный.
ВОЗРАСТ
Программа «Беседы об искусстве» (срок освоения 3 года) предназначена для обучения детей с 7-летнего возраста.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При реализации программы «Изобразительное искусство» с нормативным сроком обучения 7 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3 года.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в 1 классе.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
В соответствии с учебным планом.
ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. При реализации программы продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность занятий в 1м классе составляет 32 недели. Начиная со 2го класса – 33 недели.
В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние, весенние), в общей сложности, составляющие не менее 30ти дней. В 1м классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Занятия проводятся с понедельника по субботу с 13.20 по 19.50 в одну смену. Выходной – воскресенье. Расписание занятий составляется с учетом занятости учащихся в общеобразовательных учреждениях.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
По характеру познавательной деятельности:
– объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;
– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
По источнику получения знаний:
словесные: рассказ, объяснение, беседа;
наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ;
практические: графические, самостоятельные, творческие работы.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.
По форме организации деятельность объединения больше близка к комбинированному уроку, так как объединяет в себе как объяснение нового материала, так и самостоятельную деятельность детей. Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.
Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.
Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.
На занятиях реализуются все основные этапы:
1.Организационный момент.
2.Проверка основного материала, необходимого для занятия.
3.Знакомство с новым материалом.
4.Вводный инструктаж.
5.Самостоятельная работа.
6.Текущий инструктаж.
7.Заключительный инструктаж.
8.Подведение итогов работы.
В зависимости от типа занятия используются все этапы или некоторые из них. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы
3-летний срок освоения
Вид учебной работы | Годы обучения | Всего часов | |||||
| 1-й год | 2-й год | 3-й год |
| |||
| 1 полугодие | 2 полугодие | 3 полугодие | 4 полугодие | 5 полугодие | 6 полугодие |
|
Аудиторные занятия | 16 | 16 | 16 | 17 | 16 | 17 | 98 |
Самостоятельная работа | 8 | 8 | 8 | 8,5 | 8 | 8,5 | 49 |
Максимальная учебная нагрузка | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 18 | 108 |
Вид промежуточной аттестации |
| З. |
| З. |
| З. |
|
З. – зачет;
Программа «Беседы об искусстве» имеет учебно-тематический план, рассчитанный на 3 года освоения.
Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие разделы:
1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение;
2 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством, праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки;
3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, искусство как вид культурной деятельности, многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(срок освоения программы 3 года)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| |||
36 | 16 | 32 | |||
1 | Виды искусства | ||||
1.1 | Вводная беседа о видах искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | 1 |
1.2 | Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | 1 |
1.3 | Знакомство с динамическими (временными) видами искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | 1 |
1.4 | Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | 1 |
2 | Изобразительное искусство | ||||
2.1 | «Как работает художник, чем пользуется» | урок-игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Жанры изобразительного искусства | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | «Композиция» | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.4 | Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства | практическая работа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5 | Рисунок | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6 | Графика | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.7 | Выразительные средства графики | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.8 | «Силуэт» | урок-игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.9 | Живопись | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.10 | «Цвет» | урок-эксперимент | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.11 | «Колорит» | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.12 | Способы работы с цветом: «Акварель» | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.13 | Способы работы с цветом: «Гуашь» | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.14 | Способы работы с цветом: «Пастель» | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.15 | Способы работы с цветом: «Масляные краски» | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Литература | ||||
3.1 | Литература как вид искусства | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.2 | Литературные жанры | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | Литература и синтетические виды искусства | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Музыка | ||||
4.1 | Музыка как вид искусства | урок-прослушивание | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.2 | Музыкальные инструменты | урок-прослушивание | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3 | Музыкальные направления и стили. | урок-прослушивание | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Хореография | ||||
5.1 | Танец и виды танцевального искусства | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Композиция в хореографии | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.3 | Профессии в области хореографии | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Театр | ||||
6.1 | Искусство театра | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.2 | Выразительные средства театрального искусства | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.3 | «Детский театр» | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Кино и телевидение | ||||
7.1 | Искусство кинематографа | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
7.2 | Детское кино | интегрированное занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
7.3 | Детские телепередачи | урок-дискуссия | 1,5 | 0,5 | 1 |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
36 | 16,5 | 19,5 | |||
1 | Изобразительное искусство | ||||
1.1 | Беседа о композиции | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Язык графики | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.3 | Язык живописи | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.4 | Натюрморт как жанр изобразительного | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.5 | Пейзаж как жанр изобразительного искусства | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.6 | Портрет как жанр изобразительного искусства | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.7 | Скульптура как вид изобразительного искусства | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.8 | Архитектура как вид изобразительного искусства | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.9 | Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства | беседа | 1,5 | 0,5 | 0,5 |
2 | Народное искусство | ||||
2.1 | Народные ремесла | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Народные ремесла родного края | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | Народный костюм | экскурсия | 1,5 | 0,5 | 1 |
2.4 | Народный фольклор. Жанры фольклора | интегрированное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Праздники | ||||
3.1 | Праздники народного календаря | беседа | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.2 | Светские праздники | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Искусство и современный человек | ||||
4.1 | Значение искусства в жизни современного человека | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.2 | История развития искусства костюма | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.3 | Искусство и реклама | урок-игра | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.4 | Искусство дизайна | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
4.5 | Ландшафтный дизайн | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Музеи | ||||
5.1 | Музеи | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.2 | Частные музеи | виртуальная экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.3 | Выставочное пространство | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.4 | Экскурсия | беседа | 1,5 | 0,5 | 1 |
5.5 | Посещение музея | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.6 | Коллекционирование | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Библиотеки | ||||
6.1 | Библиотека | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.2 | Правила пользования библиотекой | экскурсия | 1,5 | 0,5 | 1 |
6.3 | Как работать с книгой | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.4 | Как работать с журналом | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.5 | Энциклопедия как вид книги | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.6 | Сеть интернет как информационный ресурс | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.7 | Литературная гостиная | урок-дискуссия | 1,5 | 0,5 | 1 |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени в часах | ||
Максимальная учебная нагрузка
| Самостоятельная работа
| Аудиторные занятия
| |||
36 | 16,5 | 19,5 | |||
1 | Изобразительное искусство | ||||
1.1 | Виды изображений в картине.
| беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.2 | Язык графики | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.3 | Язык живописи | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.4 | Диорама, панорама как виды монументальной живописи | экскурсия | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.5 | Жанры изобразительного искусства | урок-игра | 1,5 | 0,5 | 1 |
1.6 | Интерпретация в искусстве | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.7 | Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства. | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
1.8 | Пленэр | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Декоративно-прикладное искусство | ||||
2.1 | Текстиль | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.2 | Эскизирование | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.3 | Металл | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.4 | Эскизирование | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.5 | Керамика | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.6 | Эскизирование | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.7 | Дерево | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.8 | Эскизирование | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.9 | Камень. Кость | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.10 | Эскизирование | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.11 | Стекло | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.12 | Эскизирование | практическое занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой активности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия | ||||
3.1 | Язык | урок-исследование | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.2 | Современная детская литература | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.3 | Творческий эксперимент | урок-эксперимент | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.4 | Музыка | урок-прослушивание | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.5 | Песня | урок-прослушивание | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.6 | Танец | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.7 | Реставрация и хранение объектов культуры и искусства | урок-исследование | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.8 | Значение культурного наследия в истории человечества | урок-исследование | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.9 | Церковь – как объект искусства | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.10 | Хранение «культурных единиц» | беседа | 1 | 0,5 | 0,5 |
3.11 | Творческий проект «Семейные реликвии» | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.12 | «Мой родной город вчера и сегодня» | экскурсия | 1,5 | 0,5 | 1 |
3.13 | «Мой родной город вчера и сегодня» | практическое занятие | 1,5 | 0,5 | 1 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
годовые требования
(срок освоения 3 года)
Первый год обучения
1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).
1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.
1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).
1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).
2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы.
2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.
2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).
2.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
2.6 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
2.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги.
2.9 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель.
2.10 Тема: «Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.
2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.
3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА»
3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.
3.2 Тема: Литературные жанры. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Сказки коренных народов Севера. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения.
3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению.
4. Раздел «МУЗЫКА»
4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.
4.2 Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач.
4.3 Тема: Музыкальные направления и стили. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.
5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»
5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).
5.2 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая танца. Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения).
5.3 Тема: Профессии в области хореографии. Известные представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных произведений. Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца (кадриль, вальс, танго).
6. Раздел «ТЕАТР»
6.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.
6.2 Тема: Выразительные средства театрального искусства. Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа.
6.3 Тема: «Детский театр». Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.
7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»
7.1 Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.
7.2 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный этюд.
7.3 Тема: Детские телепередачи. Виды детских телепередач. Ведущие детских программ. Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с последующим обсуждением.
Второй год обучения
1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.1 Тема: Беседа о композиции. «Как смотреть картину?» Сюжет композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
Тема: Язык графики. Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.
Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).
1.4 Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта.
Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного пространства.
Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи.
Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.
Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки).
Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства.
2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Тема: Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Ремесла коренных народов Севера. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме.
Тема: Народные ремесла родного края. История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.
Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма, работа с иллюстративным материалом.
Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество (пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос). Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок.
3. Раздел «ПРАЗДНИКИ»
Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева-Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
Тема: Светские праздники. История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День победы, День знаний и др.). Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник».
4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Тема: Значение искусства в жизни современного человека. Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая пластика и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные пространства).
Тема: История развития искусства костюма. Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, make up, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор фото-материала.
Тема: Искусство и реклама. Реклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка. Визитная карта. Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты, реклама в СМИ, и др.)
Тема: Искусство дизайна. История дизайна. Объекты. Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна.
Тема: Ландшафтный дизайн. Искусство оформления природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки (парка).
5. Раздел «МУЗЕИ»
Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея.
Тема: Частные музеи. Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды, и др.). Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей».
5.3 Тема: Выставочное пространство. С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная работа: закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном пространстве.
5.4 Тема: Экскурсия. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее - интерпретация). Самостоятельная работа: экскурсия в музей.
5.5 Тема: Посещение музея. Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией.
5.6 Тема: Коллекционирование. Презентация личной коллекции ученика. Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение.
6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ»
Тема: Библиотека. Знакомство с термином «библиотека». Профессия «библиотекарь». Виды библиотек (детская, по искусству). Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.
6.2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом).
Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала
6.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.
Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.
6.4 Тема: Как работать с журналом. Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.). Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник»). Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своем любимом журнале.
6.5 Тема: Энциклопедия как вид книги. Все обо всем - коротко и ясно. Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» и др.). Самостоятельная работа: разработка обложки к детской энциклопедии.
6.6 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».
6.7 Тема: Литературная гостиная. Разговор на тему: «Моя любимая книга». Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своей любимой книге.
Третий год обучения
Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1.1 Тема: Виды изображений в картине. Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.
1.2 Тема: Язык графики. Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из букв и символов. Самостоятельная работа: знакомство с материалом через интернет-ресурсы.
1.3 Тема: Язык живописи. Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом – подбор, изучение.
1.4 Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи. Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение музеев.
1.5 Тема: Жанры изобразительного искусства. Дальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный, бытовой, анималистический, маринистский и др. Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями известных художников.
1.6 Тема: Интерпретация в искусстве. Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве. Самостоятельная работа: выполнение копий любимых произведений искусства.
1.7 Тема: Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства. Самостоятельная работа: завершение работы.
1.8 Тема: Пленэр. Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе.
Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
2.1 Тема: Текстиль. Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале. Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия.
2.2 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза текстильного изделия. Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы.
2.3 Тема: Металл. Значение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты.
Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.
2.4 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза ювелирного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
2.5 Тема: Керамика. Значение термина «керамика». Основные виды керамики — фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения. Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и предметов декоративно-прикладного искусства из керамики.
2.6 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза керамического изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
2.7 Тема: Дерево. Значение термина «художественная обработка дерева». Способы выполнения изделий из древесины (резьба, роспись, инкрустация, выжигание, скульптура). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева.
2.8 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза деревянного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.
2.9 Тема: Камень. Кость. Значение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы и инструменты. Кость – работы мастеров Севера. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.
2.10 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза изделия из камня. Самостоятельная работа: завершение работы.
2.11 Тема: Стекло. Значение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по назначению: утилитарные (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи) и сувениры (плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры). Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из стекла.
2.12 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза изделия из стекла. Самостоятельная работа: завершение работы.
Раздел «Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой активности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия»
3.1 Тема: Язык. Исторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг. Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры иностранных слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов.
3.2 Тема: Современная детская литература. Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая интерпретация. Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного произведения.
3.3 Тема: Творческий эксперимент. Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов. Самостоятельная работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке.
3.4 Тема: Музыка. Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в современное музыкальное пространство. Самостоятельная работа: подбор фотоматериалов.
Тема: Песня. Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни. Прослушивание русских народных песен, романсов. Самостоятельная работа: чтение (исполнение) отрывка любимой (знакомой) русской песни.
Тема: Танец. Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца. Известные танцоры, хореографы и постановки. Самостоятельная работа: просмотр отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи.
Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).
Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).
Тема: Церковь – как объект искусства. Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. Самостоятельная работа: посещение храмов города.
Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.
Тема: Творческий проект «Семейные реликвии». Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме (презентация, сообщение, сочинение, выполнение композиции и др.). Самостоятельная работа: оформление материала.
Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Самостоятельная работа: выполнение фотографий родного города (улицы, парки и др.)
Тема: «Мой родной город вчера и сегодня». Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением. Самостоятельная работа: оформление композиции.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:
- Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
- Знание особенностей языка различных видов искусства.
- Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
- Владение навыками восприятия художественного образа.
- Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
- Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
- Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации программы). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).
Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.
Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся
Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).
«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;
«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;
«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.
2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.
«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;
«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.
3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.
«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;
«4» - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;
«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.
VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.
Основные методы обучения:
– объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;
– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);
– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).
Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989
Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993
Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001
Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996
Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. – М., 1990
Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюрморта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государственный русский музей.- 1996
Каменева К. О чем рассказывают яблоки. – М., 1986
Кирьянова Е.Г. и др. Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002
Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995
Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989
Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002
Неверов О. Культура и искусство античного мира. – Л., 1981
Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989
Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останкино. – М., 1995
Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970
Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981
Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983
Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972
Учебная литература
Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005
Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005
Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002
Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004
Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997
Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М, 1990
Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983
Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997
Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000
Фокина Л.В. История декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009
Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001
Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998
Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс», 2002