Программа "Беседы об искусстве" срок реализации 3 года

Ципак Елена Владиславовна

МУНИЦИППАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств»

 

 

                                          

                                                                                                 

                                                                                 

                                                                                          Директор МАУДО «ДШИ»

                                                                                                                  ________________ 

                                                                                                                  «____»____________ 20___ год

 

 

ПРОГРАММА

«Беседы об искусстве»

на 3 года

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Ципак Елена Владиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покачи 

 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» модифицированная – адаптированная под условия учреждения, скорректирована преподавателем изобразительного искусства Е.В. Ципак. Содержание данной программы основано на типовой программе «Беседы об искусстве» под редакцией И.Е.Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук. Программа  рекомендована государственным органом управления образованием

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

     В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Беседы об искусстве» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее художественное образование.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

     Необходимость изучения дисциплины «Беседы об искусстве» в школе обусловлена развивающей функцией этих уроков, которая поддерживается активным интересом и увлеченностью учащихся.     Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДШИ (часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе). Основные направления по реализации регионального компонента в программе:  изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

     Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • Развитие навыков восприятия искусства.
  • Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.
  • Формирование навыков восприятия художественного образа.
  • Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.
  • Обучение специальной терминологии искусства.
  • Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

ОСОБЕННОСТИ НАБОРА

     Свободный.

ВОЗРАСТ

     Программа «Беседы об искусстве» (срок освоения 3 года) предназначена для обучения детей с 7-летнего возраста.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     При реализации программы «Изобразительное искусство» с нормативным сроком обучения 7 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 3 года.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

     Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в 1 классе.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

     В соответствии с учебным планом.

ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. При реализации программы продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность занятий в 1м классе составляет 32 недели. Начиная со 2го класса – 33 недели.

     В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние, весенние), в общей сложности, составляющие не менее 30ти дней. В 1м классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

     Занятия проводятся с понедельника по субботу с 13.20 по 19.50 в одну смену. Выходной – воскресенье. Расписание занятий составляется с учетом занятости учащихся в общеобразовательных учреждениях.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

По характеру познавательной деятельности:

 – объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

     Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

По источнику получения знаний:

словесные: рассказ, объяснение, беседа;

наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ;

практические: графические, самостоятельные, творческие работы.

Самостоятельная работа учащихся

     Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

     По форме организации деятельность объединения больше близка к комбинированному уроку, так как объединяет в себе как объяснение нового материала, так и самостоятельную деятельность детей. Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

      Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

      Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

На занятиях реализуются все основные этапы:

1.Организационный момент.

2.Проверка основного материала, необходимого для занятия.

3.Знакомство с новым материалом.

4.Вводный     инструктаж.

5.Самостоятельная   работа.

6.Текущий     инструктаж.

7.Заключительный инструктаж.

8.Подведение итогов работы.

      В зависимости от типа занятия используются все этапы или некоторые из них. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

 

 

Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы

3-летний срок освоения

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

 

1-й год

2-й год

3-й год

 

 

1

полугодие

2 полугодие

3 полугодие

4 полугодие

5 полугодие

6 полугодие

 

Аудиторные занятия

16

16

16

17

16

17

98

Самостоятельная работа

8

8

8

8,5

8

8,5

49

Максимальная учебная нагрузка

18

18

18

18

18

18

108

Вид промежуточной аттестации

 

З.

 

З.

 

З.

 

З. – зачет;

Программа «Беседы об искусстве» имеет учебно-тематический план, рассчитанный на 3 года освоения.

Программа «Беседы об искусстве» (3 года) включает в себя следующие разделы:

1 класс: общая характеристика видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, хореография, театр, кино и телевидение;

2 класс: изобразительное искусство, знакомство с народным искусством, праздниками (народные и светские), искусство и современный человек, музеи, библиотеки;

3 класс: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, искусство как вид культурной деятельности, многогранный результат творческой деятельности поколений. Сохранение и приумножение  культурного наследия.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(срок освоения программы 3 года)

 

1  ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

 

Самостоятельная работа

 

Аудиторные занятия

 

36

16

32

1

Виды искусства

1.1

Вводная беседа о видах искусства

беседа

1,5

0,5

1

1.2

Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства

беседа

1,5

0,5

1

1.3

Знакомство с динамическими (временными) видами искусства

беседа

1,5

0,5

1

1.4

Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства

беседа

1,5

0,5

1

2

Изобразительное искусство

2.1

«Как работает художник, чем пользуется»

урок-игра

1

0,5

0,5

2.2

Жанры изобразительного искусства

экскурсия

1

0,5

0,5

2.3

«Композиция»

беседа

1

0,5

0,5

2.4

Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства

практическая работа

1

0,5

0,5

2.5

Рисунок

беседа

1

0,5

0,5

2.6

Графика

экскурсия

1

0,5

0,5

2.7

Выразительные средства графики

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.8

«Силуэт»

урок-игра

1

0,5

0,5

2.9

Живопись

экскурсия

1

0,5

0,5

2.10

«Цвет»

урок-эксперимент

1

0,5

0,5

2.11

«Колорит»

экскурсия

1

0,5

0,5

2.12

Способы работы с цветом: «Акварель»

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.13

Способы работы с цветом: «Гуашь»

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.14

Способы работы с цветом: «Пастель»

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.15

Способы работы с цветом: «Масляные краски»

экскурсия

1

0,5

0,5

3

Литература

3.1

Литература как вид искусства

беседа

1

0,5

0,5

3.2

Литературные жанры

беседа

1

0,5

0,5

3.3

Литература и синтетические виды искусства

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

4

Музыка

4.1

Музыка как вид искусства

урок-прослушивание

1

0,5

0,5

4.2

Музыкальные инструменты

урок-прослушивание

1

0,5

0,5

4.3

Музыкальные направления и стили.

урок-прослушивание

1

0,5

0,5

5

Хореография

5.1

Танец и виды танцевального искусства

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

5.2

Композиция в хореографии

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

5.3

Профессии в области хореографии

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

6

Театр

6.1

Искусство театра

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

6.2

Выразительные средства театрального искусства

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

6.3

«Детский театр»

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

7

Кино и телевидение

7.1

Искусство кинематографа

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

7.2

Детское кино

интегрированное занятие

1,5

0,5

1

7.3

Детские телепередачи

урок-дискуссия

1,5

0,5

1

 

 

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

36

16,5

19,5

1

Изобразительное искусство

1.1

Беседа о композиции

беседа

1

0,5

0,5

1.2

Язык графики

беседа

1

0,5

0,5

1.3

Язык живописи

беседа

1

0,5

0,5

1.4

Натюрморт как жанр изобразительного

беседа

1

0,5

0,5

1.5

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

беседа

1

0,5

0,5

1.6

Портрет как жанр изобразительного искусства

беседа

1

0,5

0,5

1.7

Скульптура как вид изобразительного искусства

беседа

1

0,5

0,5

1.8

Архитектура как вид изобразительного искусства

беседа

1

0,5

0,5

1.9

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства

беседа

1,5

0,5

0,5

2

Народное искусство

2.1

Народные ремесла

беседа

1

0,5

0,5

2.2

Народные ремесла родного края

экскурсия

1

0,5

0,5

2.3

Народный костюм

экскурсия

1,5

0,5

1

2.4

Народный фольклор. Жанры фольклора

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

3

Праздники

3.1

Праздники народного календаря

беседа

1,5

0,5

1

3.2

Светские праздники

беседа

1

0,5

0,5

4

Искусство и современный человек

4.1

Значение искусства в жизни современного человека

беседа

1

0,5

0,5

4.2

История развития искусства костюма

экскурсия

1

0,5

0,5

4.3

Искусство и реклама

урок-игра

1

0,5

0,5

4.4

Искусство дизайна

беседа

1

0,5

0,5

4.5

Ландшафтный дизайн

беседа

1

0,5

0,5

5

Музеи

5.1

Музеи

беседа

1

0,5

0,5

5.2

Частные музеи

виртуальная экскурсия

1

0,5

0,5

5.3

Выставочное пространство

беседа

1

0,5

0,5

5.4

Экскурсия

беседа

1,5

0,5

1

5.5

Посещение музея

экскурсия

1

0,5

0,5

5.6

Коллекционирование

практическое занятие

1

0,5

0,5

6

Библиотеки

6.1

Библиотека

беседа

1

0,5

0,5

6.2

Правила пользования библиотекой

экскурсия

1,5

0,5

1

6.3

Как работать с книгой

практическое занятие

1

0,5

0,5

6.4

Как работать с журналом

практическое занятие

1

0,5

0,5

6.5

Энциклопедия как вид книги

беседа

1

0,5

0,5

6.6

Сеть интернет как информационный ресурс

беседа

1

0,5

0,5

6.7

Литературная гостиная

урок-дискуссия

1,5

0,5

1

 

 

3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

 

Самостоятельная работа

 

Аудиторные занятия

 

36

16,5

19,5

1

Изобразительное искусство

1.1

Виды изображений в картине.

 

беседа

1

0,5

0,5

1.2

Язык графики

беседа

1

0,5

0,5

1.3

Язык живописи

беседа

1

0,5

0,5

1.4

Диорама, панорама как виды монументальной живописи

экскурсия

1

0,5

0,5

1.5

Жанры изобразительного искусства

урок-игра

1,5

0,5

1

1.6

Интерпретация в искусстве

беседа

1

0,5

0,5

1.7

Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства.

практическое занятие

1,5

0,5

1

1.8

Пленэр

беседа

1

0,5

0,5

2

Декоративно-прикладное искусство

2.1

Текстиль

беседа

1

0,5

0,5

2.2

Эскизирование

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.3

Металл

беседа

1

0,5

0,5

2.4

Эскизирование

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.5

Керамика

беседа

1

0,5

0,5

2.6

Эскизирование

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.7

Дерево

беседа

1

0,5

0,5

2.8

Эскизирование

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.9

Камень. Кость

беседа

1

0,5

0,5

2.10

Эскизирование

практическое занятие

1

0,5

0,5

2.11

Стекло

беседа

1

0,5

0,5

2.12

Эскизирование

практическое занятие

1

0,5

0,5

3

Искусство как вид культурной деятельности.  Многогранный результат творческой активности поколений. Сохранение и приумножение  культурного наследия

3.1

Язык

урок-исследование

1,5

0,5

1

3.2

Современная детская литература

беседа

1

0,5

0,5

3.3

Творческий эксперимент

урок-эксперимент

1

0,5

0,5

3.4

Музыка

урок-прослушивание

1

0,5

0,5

3.5

Песня

урок-прослушивание

1

0,5

0,5

3.6

Танец

беседа

1

0,5

0,5

3.7

Реставрация и хранение объектов культуры и искусства

урок-исследование

1

0,5

0,5

3.8

Значение культурного наследия в истории человечества

урок-исследование

1

0,5

0,5

3.9

Церковь – как объект искусства

беседа

1

0,5

0,5

3.10

Хранение «культурных единиц»

беседа

1

0,5

0,5

3.11

Творческий проект «Семейные реликвии»

практическое занятие

1,5

0,5

1

3.12

«Мой родной город вчера и сегодня»

экскурсия

1,5

0,5

1

3.13

«Мой родной город вчера и сегодня»

практическое занятие

1,5

0,5

1

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.

     Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.

     Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

 

годовые требования

(срок освоения 3 года)

Первый год обучения

1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»

1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, фотография, кинематограф, театр. Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

1.2 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства. Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.

1.3 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства. Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).

1.4 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).

2. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

2.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства.  Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы.

2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.

2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).

2.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа  выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

2.6 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.

2.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.

2.8 Тема: «Силуэт». Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Применение игровых форм на уроке. Самостоятельная работа: выполнение несложных силуэтов из черной бумаги.

2.9 Тема: Живопись.  Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель.

2.10 Тема: «Цвет».  Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.

2.11 Тема: «Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.

2.12 Тема: Способы работы с цветом: «Акварель».  Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.

2.13 Тема: Способы работы с цветом: «Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.

2.14 Тема: Способы работы с цветом: «Пастель». Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.

2.15 Тема: Способы работы с цветом: «Масляные краски».  Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.

3. Раздел «ЛИТЕРАТУРА»

3.1 Тема: Литература как вид искусства. Поэзия и проза. Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков из художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.

3.2 Тема: Литературные жанры.  Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение. Знакомство с творчеством детских поэтов и прозаиков. Сказки коренных народов Севера. Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: сочинение небольшого рассказа, сказки или стихотворения.

3.3 Тема: Литература и синтетические виды искусства. Литература и музыка. Литература и изобразительное искусство. Искусство иллюстрации. Литература и театр (кино). Самостоятельная работа: выполнение иллюстрации к любимому литературному произведению.

4. Раздел «МУЗЫКА»

4.1 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Музыка в природе. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.

4.2 Тема: Музыкальные инструменты. Классификация музыкальных инструментов. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Оркестр – как групповая форма исполнения музыкального произведения. Самостоятельная работа: просмотр музыкальных телепередач на канале «Культура», детских музыкальных телепередач.

4.3 Тема: Музыкальные направления и стили.   Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Самостоятельная работа: посещение филармонии или концерта.

5. Раздел «ХОРЕОГРАФИЯ»

5.1 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Бальные танцы, балет, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).

5.2 Тема: Композиция в хореографии. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая  танца. Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок человека в движении (используется стилизация изображения).

5.3 Тема: Профессии в области хореографии. Известные представители в искусстве хореографии. Просмотр отрывков прославленных произведений. Самостоятельная работа: ассоциативное изображение танца (кадриль, вальс, танго).

6. Раздел «ТЕАТР»

6.1 Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.

6.2 Тема: Выразительные средства театрального искусства.  Визуальные (театральные декорации, костюмы, грим), пластические (жесты и мимика, сценическое движение, танцы) и временные (темп, ритм, антракт, занавес). Самостоятельная работа: выполнение несложных зарисовок театрального занавеса или костюма персонажа.

6.3 Тема: «Детский театр».  Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: выполнение эскиза театральной куклы.

7. Раздел «КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

7.1 Тема: Искусство кинематографа. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.

7.2 Тема: Детское кино. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: театральный этюд.

7.3 Тема: Детские телепередачи. Виды детских телепередач. Ведущие детских программ. Самостоятельная работа: просмотр детских телепередач с последующим обсуждением.

Второй  год обучения

1. Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1.1  Тема: Беседа о композиции.  «Как смотреть картину?» Сюжет композиции. Главное и второстепенное в композиции. Плановость. Композиционный центр. Колорит. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

Тема: Язык графики. Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.

Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).

1.4  Тема: Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «натюрморт». Вещь глазами художника. Тематический натюрморт. Композиционный строй натюрморта (формат, точка зрения, освещение, колорит и др.). Предметы как символы эпохи. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок (фотографий) натюрморта.

Тема: Пейзаж как жанр изобразительного искусства.  Знакомство с термином «пейзаж». Виды пейзажа (городской, сельский, морской, горный и др.). Композиционный строй пейзажа (формат, точка зрения, плановость, освещенность, колорит и др.). Времена года в пейзаже. Самостоятельная работа: поиск репродукций, посещение выставочного пространства.

Тема: Портрет как жанр изобразительного искусства. Знакомство с термином «портрет». Один человек – сто разных лиц. Виды портрета (парадный, групповой, психологический, семейный, автопортрет, шарж и др.). Человек и время. Самостоятельная работа: выполнение портретов членов семьи.

Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.

Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурного сооружения (здания, храма, постройки).

Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства.

2. Раздел «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Тема:  Народные ремесла. Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Ремесла коренных народов Севера. Широко известные промыслы России. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подбор репродукций и фотографий по теме.

Тема: Народные ремесла родного края. История возникновения. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.

Тема: Народный костюм. Из истории народного костюма. Мужской и женский народный костюм. Элементы костюма. Символика в костюме. Самостоятельная работа: выполнение эскиза народного костюма, работа с иллюстративным материалом.

Тема: Народный фольклор. Жанры фольклора. Музыкальный фольклор. Изобразительный фольклор. Устное народное творчество (пословицы, потешки, песни, частушки, загадки, сказки, эпос). Самостоятельная работа: чтение и пересказ сказок, загадок, детских потешек и песенок.

3. Раздел «ПРАЗДНИКИ»

Тема: Праздники народного календаря. Знакомство с сезонными праздниками. Зима (Рождество, колядки, святочные гадания, Крещение и др.), Весна (масленица, Пасха), Лето (Троица, день Ивана Купалы, Спас), Осень (Параскева-Пятница, Капустник, Синичкин день). Использование сюжетов народных. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

Тема: Светские праздники.  История праздников (Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День космонавтики, День победы, День знаний и др.).  Праздники и традиции. Атрибутика (украшения, костюмы, открытки, стихотворения и др.). Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом, выполнение композиций на тему «Праздник».

4. Раздел «ИСКУССТВО И СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»

 Тема: Значение искусства в жизни современного человека. Современный интерьер (функциональность и эстетика). Психология цвета. Жилые и общественные помещения. Предметы интерьера (мебель, текстиль, посуда, мелкая пластика  и скульптура и др.). Самостоятельная работа: выполнение фотографий современных интерьеров (социальные объекты, детские заведения, магазины, выставочные пространства).

Тема: История развития искусства костюма. Эпоха и мода. Мода и стиль: костюм, make up, украшения и др. Самостоятельная работа: подбор фото-материала.

Тема: Искусство и реклама. Реклама как вид дизайнерского искусства. Плакат. Афиша. Упаковка. Визитная карта. Календари. Самостоятельная работа: подбор рекламной продукции (визитные карты, реклама в СМИ, и др.)

Тема: Искусство дизайна.  История дизайна. Объекты. Материалы. Самостоятельная работа: выполнение эскиза объекта дизайна.

Тема: Ландшафтный дизайн. Искусство оформления природной среды. Парки, скверы, дачные участки. Клумбы. Оранжереи. Детские площадки. Самостоятельная работа: выполнение эскиза детской площадки (парка).

5. Раздел «МУЗЕИ»

 Тема: Музеи. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Музеи-ансамбли (музей-усадьба, музеи-квартиры, музеи-храмы). Самостоятельная работа: посещение музея.

Тема: Частные музеи.  Коллекционные музеи игрушки, фарфора, кружева. Нетрадиционные музеи (музей шоколада, музей елочной игрушки, музей ледяных скульптур, музей янтаря, музей воды,  и др.). Самостоятельная работа: сочинение о посещении нетрадиционного музея, или сочинение «Каким я вижу свой музей».

5.3 Тема: Выставочное пространство. С чего начинается музей. Правила поведения. Знакомство с экспозицией. Самостоятельная работа: закрепление знаний о правилах поведения человека в выставочном пространстве.

5.4 Тема: Экскурсия. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды экскурсий. Формы экскурсий (живая, аудио, игровая, рисование в музее - интерпретация). Самостоятельная работа: экскурсия в музей.

5.5  Тема: Посещение музея. Краеведческого, музея изобразительных искусств, театра (на выбор). Самостоятельная работа: посещение конкретно заданного отдела музея с экскурсией.

5.6 Тема: Коллекционирование.  Презентация личной коллекции ученика. Самостоятельная работа: выполнение презентации или сочинение.

6. Раздел «БИБЛИОТЕКИ»

Тема: Библиотека.  Знакомство с термином «библиотека». Профессия «библиотекарь». Виды библиотек (детская, по искусству). Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.

6.2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом).

Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала

6.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации.

Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.

6.4 Тема: Как работать с журналом.  Знакомство с разделами журнала (содержание, рубрики, статьи и др.). Детские журналы («Колобок», «Мурзилка», «Веселые картинки», «Юный художник»). Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своем любимом журнале.

6.5 Тема: Энциклопедия как вид книги. Все обо всем - коротко и ясно.  Знакомство с термином «энциклопедия». Разновидности энциклопедий по областям знаний. Детская энциклопедия («Почемучка», «Я познаю мир», «Что есть что?» и др.). Самостоятельная работа: разработка обложки к детской энциклопедии.

6.6 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс. Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».

6.7 Тема: Литературная гостиная.  Разговор на тему: «Моя любимая книга». Самостоятельная работа: подготовка рассказа о своей любимой книге.

 

Третий  год обучения

Раздел «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1.1 Тема: Виды изображений в картине.  Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К.Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.

1.2 Тема: Язык графики.  Традиционный рисунок и современная графика. Граффити как вид современного искусства. 3D рисунки. Рисунки из букв и символов. Самостоятельная работа: знакомство с материалом через интернет-ресурсы.

1.3 Тема: Язык живописи. Дальнейшее знакомство с разнообразием видов живописных решений. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом – подбор, изучение.

1.4 Тема: Диорама, панорама как виды монументальной живописи.   Знакомство с терминами «диорама», «панорама». Исторические аспекты. Материалы и инструменты. Известные художественные объекты. Самостоятельная работа: посещение музеев.

1.5 Тема: Жанры изобразительного искусства. Дальнейшее знакомство с жанрами живописи (графики): мифологический, исторический, батальный, бытовой,  анималистический, маринистский и др. Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями известных художников.

1.6 Тема: Интерпретация в искусстве.  Репродукция. Копия в материале. Подделки в искусстве. Самостоятельная работа: выполнение копий любимых произведений искусства.

1.7 Тема: Выполнение копии художественного произведения в музее изобразительного искусства. Самостоятельная работа: завершение работы.

1.8 Тема: Пленэр.  Знакомство с термином «пленэр». Исторические подосновы. Наброски, зарисовки, этюды. Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок на открытом воздухе.

Раздел «ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

2.1 Тема: Текстиль. Значение термина «текстиль». Виды текстильных изделий. Способы выполнения текстильных изделий (ткачество, вышивка, плетение, роспись по ткани, валяние, вязание, аппликация). Последовательность выполнения работы от эскиза до работы в материале. Самостоятельная работа: выполнение эскиза любого текстильного изделия.

2.2 Тема: Эскизирование. Выполнение эскиза текстильного изделия. Самостоятельная работа: подбор материала, завершение работы.

2.3 Тема: Металл.  Значение термина «художественный металл». Способы выполнения изделий из металла (чеканка, литье, филигрань, насечка, гравировка). Материалы и инструменты.

Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала.

2.4 Тема: Эскизирование.  Выполнение эскиза ювелирного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.

2.5 Тема: Керамика.  Значение термина «керамика». Основные виды керамики — фарфор, фаянс, майолика. История ремесла. Технология выполнения. Самостоятельная работа: фотографирование предметов быта и предметов декоративно-прикладного искусства из керамики.

2.6 Тема: Эскизирование.  Выполнение эскиза керамического изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.

2.7 Тема: Дерево.  Значение термина «художественная обработка дерева». Способы выполнения изделий из древесины (резьба, роспись, инкрустация, выжигание, скульптура). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из дерева.

2.8 Тема: Эскизирование.  Выполнение эскиза деревянного изделия. Самостоятельная работа: завершение работы.

2.9 Тема: Камень. Кость. Значение термина «художественная обработка камня, кости». Материалы и инструменты. Кость – работы мастеров Севера. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом.

2.10 Тема: Эскизирование.  Выполнение эскиза изделия из камня. Самостоятельная работа: завершение работы.

2.11 Тема: Стекло. Значение термина «художественное стекло». Классификация видов изделий из стекла по назначению: утилитарные (салатницы, графины, фужеры, рюмки), декоративные (вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно, витражи) и сувениры (плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры).  Самостоятельная работа: выполнение фотографий изделий из стекла.

2.12 Тема: Эскизирование.  Выполнение эскиза изделия из стекла. Самостоятельная работа: завершение работы.

Раздел «Искусство как вид культурной деятельности.  Многогранный результат творческой активности поколений. Сохранение и приумножение  культурного наследия»

3.1  Тема: Язык. Исторические изменения словарного состава русского языка. Заимствование иностранных слов. Культура речи. Сленг. Самостоятельная работа: подобрать и привести примеры иностранных слов, вошедших в русский язык. Объяснение значения слов.

3.2  Тема: Современная детская литература. Творческий подход в создании литературного образа, адаптация текста к психологическим особенностям определенного детского возраста. Языковые эксперименты. Лингвистическая интерпретация. Самостоятельная работа: чтение и пересказ любимого литературного произведения.

3.3 Тема: Творческий эксперимент. Сочинение сказки с использованием современных слов и терминов. Самостоятельная работа: выполнение иллюстраций к собственной сказке.

3.4  Тема: Музыка.  Стилизация в музыке. Возвращение старинных народных инструментов в современное музыкальное пространство. Самостоятельная работа: подбор фотоматериалов.

Тема: Песня.  Традиция и современность в народной песне. Популяризация народной песни. Прослушивание русских народных песен, романсов. Самостоятельная работа: чтение (исполнение) отрывка любимой (знакомой) русской песни.

Тема: Танец. Популяризация хореографии. Балет. История. Сохранение традиций классического танца. Известные танцоры, хореографы и постановки. Самостоятельная работа: просмотр отрывков известных постановок на телеканале «Культура» или в записи.

Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).

Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).

Тема: Церковь – как объект искусства. Устройство храма. Знакомство с известными храмовыми постройками. Самостоятельная работа: посещение храмов города.

Тема: Хранение «культурных единиц». Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.

Тема: Творческий проект «Семейные реликвии».  Защита проекта в любой предлагаемой преподавателем форме (презентация, сообщение, сочинение, выполнение композиции и др.). Самостоятельная работа: оформление материала.

Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».  Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Самостоятельная работа: выполнение фотографий  родного города (улицы, парки и др.)

Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».  Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением. Самостоятельная работа: оформление композиции.

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:

  • Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.
  • Знание особенностей языка различных видов искусства.
  • Владение первичными навыками анализа произведений искусства.
  • Владение навыками восприятия художественного образа.
  • Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
  • Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
  • Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.). 

 

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

      Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный  контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м, 4-м, 6-м полугодиях (при 3-летнем сроке реализации программы). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться  в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).

      Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия  в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся

Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса  на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.

2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4»  - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил  1-2 ошибки;

«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;

«4»  - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; 

«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.

 

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

     Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.

Основные методы обучения:

 – объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

      Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989

Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993

Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001

Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусст­ва. – М., 1990

Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюр­морта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государст­венный русский музей.- 1996

Каменева К.  О чем рассказывают яблоки. – М., 1986

Кирьянова Е.Г. и др.  Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998

Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995

Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989

Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002

Неверов О.   Культура и искусство античного мира. – Л., 1981         

Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989

Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останки­но. – М., 1995

Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970

Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981

Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983

Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972

Учебная литература

Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005

Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005

Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002

Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004

Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997

Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М, 1990

Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983

Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997

Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000

Фокина Л.В. История декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009

Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001

Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998

Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс», 2002