Программа "Беседы об искусстве" Срок реализации 1 год

Ципак Елена Владиславовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств»

 

 

                                          

                                                                                                 

                                                                                 

                                                                                          Директор МАУДО «ДШИ»

                                                                                                                  ________________ 

                                                                                                                  «____»____________ 

 

 

ПРОГРАММА

«Беседы об искусстве»

на 1 год

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Ципак Елена Владиславовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Покачи 

 

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» модифицированная – адаптированная под условия учреждения, скорректирована преподавателем изобразительного искусства Е.В. Ципак. Содержание данной программы основано на типовой программе «Беседы об искусстве» под редакцией И.Е.Домогацкой, генерального директора Института развития образования в сфере культуры и искусства, кандидата педагогических наук. Программа  рекомендована государственным органом управления образованием.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

     В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа «Беседы об искусстве» имеет художественно-эстетическую направленность и включает в себя художественно-эстетическое воспитание и общее художественное образование.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

     Необходимость изучения дисциплины «Беседы об искусстве» в школе обусловлена развивающей функцией этих уроков, которая поддерживается активным интересом и увлеченностью учащихся.     Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе.

     В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента в ДШИ (часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе). Основные направления по реализации регионального компонента в программе:  изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

     Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

·         Развитие навыков восприятия искусства.

·         Развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

·         Формирование навыков восприятия художественного образа.

·         Знакомство с особенностями языка различных видов искусства.

·         Обучение специальной терминологии искусства.

·         Формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

ОСОБЕННОСТИ НАБОРА

     Свободный.

ВОЗРАСТ

     Программа «Беседы об искусстве» (срок освоения 1 год) предназначена для обучения детей с 10-летнего возраста.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     При реализации программы «Изобразительное искусство» с нормативным сроком обучения 5 лет учебный предмет «Беседы об искусстве» осваивается 1 год.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

     Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в 1 классе.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

     В соответствии с учебным планом.

ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Учебный год делится на 4 четверти. При реализации программы продолжительность учебного года составляет 39 недель. Продолжительность занятий в 1м классе составляет 32 недели. Начиная со 2го класса – 33 недели.

     В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние, весенние), в общей сложности, составляющие не менее 30ти дней. В 1м классе устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

     Занятия проводятся с понедельника по субботу с 13.20 по 19.50 в одну смену. Выходной – воскресенье. Расписание занятий составляется с учетом занятости учащихся в общеобразовательных учреждениях.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

По характеру познавательной деятельности:

 – объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

     Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

По источнику получения знаний:

словесные: рассказ, объяснение, беседа;

наглядные: иллюстрация, демонстрация, показ;

практические: графические, самостоятельные, творческие работы.

Самостоятельная работа учащихся

     Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

     По форме организации деятельность объединения больше близка к комбинированному уроку, так как объединяет в себе как объяснение нового материала, так и самостоятельную деятельность детей. Учебный материал, предложенный в программе, предполагает творческий подход педагога, за которым сохраняется право собственной компоновки тем и отдельных бесед.

      Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности («интерпретация»), что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

      Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

На занятиях реализуются все основные этапы:

1.Организационный момент.

2.Проверка основного материала, необходимого для занятия.

3.Знакомство с новым материалом.

4.Вводный     инструктаж.

5.Самостоятельная   работа.

6.Текущий     инструктаж.

7.Заключительный инструктаж.

8.Подведение итогов работы.

      В зависимости от типа занятия используются все этапы или некоторые из них. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с младшими школьниками урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

 

Объем УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ и виды учебной работы

срок освоения 1 год

Вид учебной работы

Годы обучения

Всего часов

 

1-й год

1-й год

 

1 полугодие

2 полугодие

 

Аудиторные занятия

9

10,5

19,5

Самостоятельная работа

8

8,5

16,5

Максимальная учебная нагрузка

17

19

36

Вид промежуточной аттестации

 

З.

 

 

З. – зачет

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Мелкогрупповые занятия – от 4 до 10 человек.

 

Программа «Беседы об искусстве» (1 год) включает в себя следующие разделы:

1. Общая характеристика видов искусства.

2. Пространственные (пластические) виды искусства.

3. Динамические (временные) виды искусства.

4. Синтетические (зрелищные) виды искусства.

5. Язык изобразительного искусства.

6. Искусство как вид культурной деятельности. Многогранный результат творческой активности поколений. Сохранение и приумножение культурного наследия.

 

II.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДМЕТА «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ» (срок освоения программы 1 год)

 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

 

Самостоятельная работа

 

Аудиторные занятия

 

36

16,5

19,5

1

Виды искусства

1.1

Вводная беседа о видах искусства

беседа

1

0,5

0,5

2

Пространственные (пластические) виды искусства

2.1

Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства

беседа

1

0,5

0,5

2.2

Графика и живопись как виды изобразительного искусства

беседа

1

0,5

0,5

2.3

Скульптура как вид изобразительного искусства

беседа

1

0,5

0,5

2.4

Архитектура как вид изобразительного искусства

беседа

1

0,5

0,5

2.5

Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства

беседа

1

0,5

0,5

2.6

Народные ремесла, ремесла родного края

экскурсия

2

0,5

1,5

3

Динамические (временные) виды искусства

3.1

Знакомство с динамическими (временными) видами искусства

беседа

1

0,5

0,5

3.2

Литература как вид искусства

беседа

1

0,5

0,5

3.3

Музыка как вид искусства

урок-прослушивание

1

0,5

0,5

4

Синтетические (зрелищные) виды искусства

4.1

Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства

беседа

1

0,5

0,5

4.2

Танец и виды танцевального искусства

интегрированное занятие

2

0,5

1,5

4.3

Искусство театра

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

4.4

Искусство кино

интегрированное занятие

1

0,5

0,5

5

Язык изобразительного искусства

5.1

«Как работает художник, чем пользуется»

урок-игра

1

0,5

0,5

5.2

Виды изображений в картине

беседа

1

0,5

0,5

5.3

Жанры изобразительного искусства

экскурсия

2

0,5

1,5

5.4

«Композиция»

беседа

1

0,5

0,5

5.5

Рисунок

беседа

1

0,5

0,5

5.6

Язык графики

экскурсия

1

0,5

0,5

5.7

Выразительные средства графики

практическое занятие

1

0,5

0,5

5.8

Язык живописи

экскурсия

1

0,5

0,5

5.9

«Колорит»

экскурсия

1

0,5

0,5

5.10

Способы работы с цветом

практическое занятие

1

0,5

0,5

6

Искусство как вид культурной деятельности.  Многогранный результат  творчества поколений. Сохранение и приумножение  культурного наследия.

6.1

Библиотека

беседа

1

0,5

0,5

6.2

Правила пользования библиотекой

экскурсия

1

0,5

0,5

6.3

Как работать с книгой

практическое занятие

1

0,5

0,5

6.4

Сеть интернет как информационный ресурс

беседа

1

0,5

0,5

6.5

Музеи

беседа

1

0,5

0,5

6.6

Реставрация и хранение объектов культуры и искусства

урок-исследование

1

0,5

0,5

6.7

Хранение «культурных единиц»

беседа

1

0,5

0,5

6.8

«Мой родной город вчера и сегодня»

практическое занятие

1

0,5

0,5

6.9

Значение культурного наследия в истории человечества

урок-исследование

1

0,5

0,5

 

 

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства.

     Программа «Беседы об искусстве» предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.

     Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

 

Годовые требования

(срок освоения 1 год)

1. Раздел «ВИДЫ ИСКУССТВА»

1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Полихудожественный подход  как средство развития эмоциональной отзывчивости детей. Понятия «виды искусства». Изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура), литература, музыка, танец, кино, театр. Знакомство с произведениями различных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным, аудиовизуальным материалами (поиск репродукций, фотографий, заданных преподавателем, прослушивание музыкальных отрывков, чтение отрывков литературных произведений, просмотр фильмов).

2. Раздел «Пространственные (пластические) виды искусства»

2.1 Тема: Знакомство с пространственными (пластическими) видами искусства.  Понятие термина «пространственные виды искусства». Изобразительное искусство (и его виды), декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, фотография. Самостоятельная работа: работа с репродукциями.

2.2 Тема: Графика и живопись как виды изобразительного искусства. Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических и живописных упражнений.

2.3 Тема: Скульптура как вид изобразительного искусства. Классификация скульптуры (круглая, барельеф, горельеф и др.). Станковая и монументальная скульптура. Материалы и инструменты. Назначение. Самостоятельная работа: выполнение простой скульптурной композиции из пластилина.

2.4 Тема: Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение термина «архитектура». Виды (типы) построек (жилые дома и общественные сооружения). Материалы. Стилевые особенности. Самостоятельная работа: выполнение зарисовки (копии) архитектурных сооружений (здание, храм, постройка).

2.5 Тема: Декоративно-прикладное искусство как вид изобразительного искусства. Значение термина «декоративно-прикладное искусство». Классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Самостоятельная работа: выполнение эскизов предметов декоративно – прикладного искусства.

2.6 Тема: Народные ремесла, ремесла родного края.  Народное ремесло как одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. Широко известные промыслы Коренных народов Севера. История возникновения ремесел родного края. Народные мастера. Традиции и современность. Самостоятельная работа: посещение краеведческого музея.

3. Раздел «Динамические (временные) виды искусства»

3.1 Тема: Знакомство с динамическими (временными) видами искусства.  Понятие термина «динамические виды искусства». Музыка, литература. Самостоятельная работа: прослушивание музыкальных произведений (выбирается преподавателем).

3.2 Тема: Литература как вид искусства. Литературные жанры. Поэзия и проза. Сказка, рассказ, пьеса, стихотворение.  Литературные ритмы. Художественный образ. Структура художественного произведения (завязка, сюжет, фабула (развитие), кульминация (развязка)). Чтение отрывков художественной литературы. Самостоятельная работа: чтение отрывков литературных произведений, заданных преподавателем.

3.3 Тема: Музыка как вид искусства. Звук. Ноты. Мотив. Элементы музыкального языка (ритм, темп, интервал, размер и др.). Музыка в жизни человека. Классическая музыка. Народная музыка. Современная музыка. Музыка в природе. Прослушивание отдельных музыкальных инструментов. Самостоятельная работа: прослушивание отрывков разнообразных музыкальных произведений.

4. Раздел «СИНТЕТИЧЕСКИЕ (ЗРЕЛИЩНЫЕ) виды искусства»

4.1 Тема: Знакомство с синтетическими (зрелищными) видами искусства. Понятие термина «синтетические виды искусства». Хореография, театр, кино, телевидение. Самостоятельная работа: работа в видео-зале библиотеке: просмотр отдельных фрагментов кинофильмов, хореографических композиций и др. (выбирается преподавателем).

4.2 Тема: Танец и виды танцевального искусства. Художественный образ в танце. Актерское мастерство. Движения и пластика – основные компоненты эстетики танца. Музыкальная составляющая  танца. Балет. Бальные танцы, акробатические, исторические, народные, ритуальные, спортивные, степ, современные (хастл) танцы. Самостоятельная работа: просмотр телепередач, работа в библиотеке (просмотр фотографий и репродукций, связанных с танцем).

4.3 Тема: Искусство театра.  История появления театра как самостоятельного вида искусства. Виды театральных постановок. Выразительные средства театрального искусства. Знакомство с театральными атрибутами и терминами. Театральная эстетика. Театр юного зрителя, музыкальный театр, театр кукол (виды кукол: ростовые, марионетки, бибао, пальчиковые и др.). Самостоятельная работа: посещение театра кукол, театра юного зрителя.

4.4 Тема: Искусство кино. История возникновения и развития кинематографа как самостоятельного вида искусства. Виды и жанры кино. Профессии в кинематографе. Актерское мастерство. Знакомство с известными детскими фильмами. Дети-актеры. Театр и кино. Самостоятельная работа: просмотр детского кинофильма.

5. Раздел «ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

5.1 Тема: «Чем и как работает художник». Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства.  Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, с использованием различных художественных материалов.

5.2 Тема: Виды изображений в картине.  Стилевые особенности различных изображений (реалистическое, декоративное, абстрактное). Сравнительный анализ произведений живописи (Н. Хруцкий, А. Матисс, К. Малевич). Самостоятельная работа: работа с репродукциями известных художников.

5.3 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.

5.4 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.

5.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.

5.6 Тема: Виды графики. Знакомство с эстампом (литография, офорт, ксилография, линогравюра). Материалы и инструменты. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, графических выставок.

5.7 Тема: Выразительные средства графики. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Понятие «силуэт», происхождение силуэта. Способ создания силуэта. Использование силуэта в искусстве (иллюстрация, театр теней, декоративно-прикладное творчество). Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.

5.8 Тема: Язык живописи. Станковая и монументальная живопись. Миниатюра. Иконопись. Материалы и инструменты. От эскиза к картине. Самостоятельная работа: знакомство с образцами монументальной живописи (объекты: социальные учреждения, театры, храмы и др.).

5.9 Тема: «Колорит». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах жизни. Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений, подбор репродукций.

5.10 Тема: Способы работы с цветом. Знакомство с происхождением акварели, ее свойствами. Свойства гуаши. Особенности работы. Знакомство с понятием «пастель», история возникновения техники. Характерные особенности техники. Пастельная бумага, фиксаж. Хранение пастельных работ. Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в представленной технике. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств, подбор репродукций  разных техник.

6. Раздел «Искусство как вид культурной деятельности.  Многогранный результат творческой активности  поколений. Сохранение и приумножение  культурного наследия»

6.1 Тема: Библиотека.  Знакомство с термином «библиотека». Профессия библиотекарь. Виды библиотек (детская, специализированная библиотека по искусству, техническая, медицинская и др.). Проведение экскурсии по школьной библиотеке. Самостоятельная работа: посещение детской (школьной) библиотеки.

6.2 Тема: Правила пользования библиотекой. Отделы библиотеки (отдел книгохранения, читальный зал, абонемент, видеозал, медиатека). Регистрация. Знакомство с библиотечными терминами (каталог, формуляр, комплектование). Адрес книги (знакомство с каталогом). Самостоятельная работа: повторение и закрепление материала.

6.3 Тема: Как работать с книгой. Знакомство с книгой как материальной ценностью. Детская книга. Жанры детской книги (сказка, повесть, рассказ, стихотворение и др.) Искусство оформления книги. Иллюстрации. Самостоятельная работа: работа с книгой. Подготовка рассказа о своей любимой книге.

6.4 Тема: Сеть интернет как информационный ресурс.  Поиск дополнительной информации через систему интернет. Самостоятельная работа: нахождение конкретной информации, заданной преподавателем по разделу «Искусство».

6.5 Тема: Музеи. С чего начинается музей. Знакомство с термином «музей». История. Виды музеев (исторический, краеведческий, музеи искусства, литературный, зоологический и др.). Выставочное пространство. Знакомство с экспозицией. Знакомство с термином «экскурсия». Профессия экскурсовода. Виды и формы экскурсий. Частные музеи.  Правила поведения. Самостоятельная работа: посещение музея.

6.6 Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства. Знакомство с профессией «реставратор». Материалы и инструменты. Хранение объектов культуры. Самостоятельная работа: приведение примеров реставрации объектов культурного наследия. Работа с книгой (энциклопедией).

6.7 Тема: Хранение «культурных единиц».  Архив. Музей. Библиотека. Различные фонды. Интернет-ресурсы. Самостоятельная работа: поиск информации (заданной преподавателем) через удобные (доступные) ресурсы.

6.8 Тема: «Мой родной город вчера и сегодня».  Посещение краеведческого музея. Знакомство с историей города, его фотоархивом. Известные люди города. Выполнение творческих композиций на тему «Старый город» с последующим обсуждением. Самостоятельная работа: выполнение фотографий  родного города (улицы, парки и др.), оформление творческой композиции «Старый город».

6.9 Тема: Тема: Значение культурного наследия в истории человечества. Великие находки. Судьбы произведений искусства. Кражи и разрушения в жизни произведений искусства. Признание ценности. Популярность. Самостоятельная работа: подготовка сообщения о каком-либо произведении искусства (или презентация).

 

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

     Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Беседы об искусстве»:

·         Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.

·         Знание особенностей языка различных видов искусства.

·         Владение первичными навыками анализа произведений искусства.

·         Владение навыками восприятия художественного образа.

·         Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.

·         Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).

·         Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.). 

 

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

     Программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный  контроль успеваемости учащихся в форме контрольных уроков, которые проводятся во 2-м полугодии (при реализации программы за 1 год). Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться  в виде тестовых заданий, устного опроса, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, сочинение, представление творческой композиции).

     Контрольный урок проводится на последнем занятии полугодия  в рамках аудиторного занятия в течение 1 урока. Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

Методические рекомендации по критериям оценивания работ учащихся

 

     Тестовые задания – задания с выбором ответа. Тест составляется из вопросов изученного курса  на уровне «ученик должен знать» (требования к уровню подготовки обучающихся).

«5» (отлично) – 90% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 70% - 89% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 50% - 69% правильных ответов.

2. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4»  - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил  1-2 ошибки;

«3» – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции.

«5» (отлично) – учащийся демонстрирует высокий уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;

«4»  - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта; 

«3» – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.

 

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

     Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численностью 4-10 человек.

Основные методы обучения:

 – объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

     Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важным условием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

 

 

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методическая литература

Алленов М.М., Евангулова О.С. Русское искусство начала X – начала XX века – М., 1989

Болотина И. С. Русский натюрморт. – М., 1993

Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: «Смысл», 2001

Изобразительное искусство. Учебное пособие: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Под рук. Шпикаловой Т.Я. – М ., 1996

Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусст­ва. – М., 1990

Изучение языка изобразительного искусства дошкольниками на примере натюр­морта. Методическое пособие для воспитателей детских садов. – С-П. Государст­венный русский музей.- 1996

Каменева К.  О чем рассказывают яблоки. – М., 1986

Кирьянова Е.Г. и др.  Прогулки по старой Твери. – Тверь, 1998

Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М.: «Владос», 2002

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995

Константинова И.Г. Театр «Ла Скала». – Ленинград, «Музыка», 1989

Королев О.К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок и поп-музыки. Термины и понятия. – М.: «Музыка», 2002

Неверов О.   Культура и искусство античного мира. – Л., 1981         

Русский народный костюм. Государственный исторический музей. – М., 1989

Русский портрет XVIII – XIX в. из собрания Московского музея-усадьбы Останки­но. – М., 1995

Тарановская К.В., Мальцев К.М. Русские прялки. – С-П., 1970

Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт ХVII века. – М., 1981

Художник Борис Тузлуков. – М.: «Всероссийское театральное общество», 1983

Чижова А.Э. Березка. – М.: «Советская Россия», 1972

Учебная литература

Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005

Громова И. Православные и народные праздники. – М.: «Дрофа плюс», 2005

Издательская группа Паррамон Эдисионис. Все о технике: Иллюстрация. – АРТ – РОДНИК, издание на русском языке, 2002

Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – М.: «Астрель», 2008

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого. – М.: «Амрита – Русь», 2004

Люси Миклтуэйт. Книга для малышей «Мир искусства». Великие картины. Первые слова. Дарлинг Киндерсли. – М., 1997

Моя первая священная история. Библия для детей «Вся Москва» - М, 1990

Надеждина Н. Какого цвета снег? М., 1983

Никологорская О. Волшебные краски. Основы художественного ремесла. – М., 1997

Пономарев Е. Пономарева Т. Я познаю мир. Детская энциклопедия. История ремесел. – М.: ООО «Издательство АСТ». 2000, ООО «Издательство Астрель», 2000

Фокина Л.В. История декоративно – прикладного искусства. Учебное пособие. Ростов – на – Дону, «Феникс», 2009

Шпикалова Т.Я. Детям о традициях народного мастерства. М.: «Владос», 2001

Элен и Питер Макнивен Маски. С-Пб., «Полигон», 1998

Энциклопедия «Музыка». М.: «Олма – Пресс», 2002