Песочное творчество.Методика. Тема самообразования
Песочное творчество. Методика преподавания.
Песочная анимация помогает лучше изучить окружающую реальность и раскрыть творческие способности. Благодаря работе с песком возникнет более осмысленное отношение к творчеству, развивается мелкая моторика рук, а благодаря необходимости поиска новых образов фантазия становится намного ярче. Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденный по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. Песок, по утверждению психологов, поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Здесь песок выступает как особое средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможных узоров.
Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами. Здесь ещё есть и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Программа с разделом «Песочное творчество» ставит цель пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; расширять и углублять возможности детского творчества, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими.
Песочная анимация - это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Работа с разделом «Песочное творчество» включает руководство практической работой детей, проведение на выставки, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве, песочной анимации.
На занятиях особое внимание необходимо уделять приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (участие в школьных мероприятиях, конкурсах). Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современности.
Структура программы позволяет ученику, последовательно преодолев все подготовительные этапы, выйти на создание своего авторского проекта. Раздел выстроен так, чтобы ученик активизировал свою фантазию и творческие способности при создании сюжетных композиций, используя знания литературных героев и исторических произведений.
Технология обучения
В структуру программы входят 2 образовательных блоков: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение заданий по созданию творческих работ и выступлений.
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей различным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги, ткани сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
Практические методы, включающие ряд упражнений, экспериментирование с песком. Кроме этого, стимулирующие работу детей действия педагога, включающие подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
· Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка);
· Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира);
· Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие).
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию. Игры с песком способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, в том числе и творческого рассказывания. Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.