Программа дополнительного образования "Стиль и время" (7-11 лет)
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования. Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stil_i_vremyad.docx | 83.45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования
Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Данная программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды художественно-творческой деятельности учащихся.
Программа дополнительного образования разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 4 классы./ Под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007., ФГОС(Перспектива), Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство 1-4 классы.Просвешение.2011, «Изобразительное искусство. Рабочая программа. 1-4 классы В.С. Кузин. – М.: Дрофа,2012., ) имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования, «Изобразительное искусство. Рабочие программы.
Особенностью данной программы, является интеграция техник дополнительного образования ( нетрадиционное рисование, живопись, графика, бумагопластика, лепка, декоративно – прикладное искусство)
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Цель программы - способствовать формированию специальных компетенций через самореализацию творческого потенциала ребёнка, обеспечить его всестороннее развитие.
Программа решает целый комплекс задач:
- Соблюдение преемственной системы урочной и внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательно программы;
- Обеспечения устойчивого развития и прирастания воспитательных результатов;
- Объединение разных видов внеурочной деятельности, направленное на единство трёх уровней результатов (1 уровень - социальный опыт, 2 уровень – ценностный опыт, 3 уровень - коллективный опыт).
Социальный опыт – это опыт нравственно – поведенческих ориентиров гражданского общества.
Ценностный (творческий) опыт – это опыт самопознания, культурно – исторической памяти и патриотических убеждений в творческом ряду ценностей: Человек – Природа - Дом – Отечество- Труд – Творчество.
Коллективный (народный) опыт - это опыт «соборного» взаимодействия и поддержки, выражение коллективного опыта на основе «чувства всеобщего».
Задачи программы:
Обучающие:
- совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к делу;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги;
- углублять и расширять знания об истории и развитии техник и стилей художественного и декоративно – прикладного искусства.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области, декоративно – прикладного искусства.
- развивать образное мышление, внимание, фантазию.
Воспитательные:
- привитие интереса к культуре своей Родины;
- воспитывать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основные принципы УМК «Школа России»:
- Принцип воспитания гражданина обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сформулирован современный национальный воспитательный идеал. Это - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
- Принцип ценностных ориентиров предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания гармоничной системы ценностей личности. В основе формируемой системы ценностей лежат базовые национальные ценности, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Принцип обучения в деятельности предполагает, что достижение указанных в Стандарте и реализуемых в УМК «Школа России» целей обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
- Принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции отечественной школы в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны.
В учебных курсах образовательной системы «Школа России» широко и последовательно применяются такие инновации как формирование универсальных учебных действий, организация проектной деятельности, работа с различными носителями информации, создание портфолио учащихся, итоговые комплексные работы и другие, носящие как общий, так и предметный характер.
В данную программу включены более сложные и дополнительные материалы, по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации детей. Программа «Стиль и время» способствует формированию художественной культуры обучающихся, как составной части материальной и духовной культуры, художественно - творческой активности, помогает им овладении образным языком декоративно – прикладного искусства.
В программу заложена интеграция интеллектуального, духовного, творческого развития личности выражена в нетрадиционных и традиционных техниках рукоделия. Подбираются высокохудожественные объекты труда, где обучающиеся включаются в решение задач, направленных на создание отвечающих функциональным и эстетическим требованиям. Благодаря интегрированным занятиям удаётся заинтересовать и сохранить контингент обучающихся. Чередование видов занятий дифференцирован по степени сложности, тематическому принципу – это даёт возможность сделать занятия более интересными и эффективными в учебно-тематическом плане.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Сроки освоения программы | Возраст обучающихся | Объём программы | Наполняемость групп |
Первый год обучения | 7 – 8 лет | 68 | 12 |
Второй год обучения | 8-10 лет | 72 | 12 |
Третий год обучения | 10-11 лет | 72 | 12 |
Формы работы: групповая, малые группы и индивидуальная в зависимости от задач, материалов и индивидуальных особенностей детей.
Виды контроля | Формы | Метод | Диагностический инструментарий |
Вводный | Индивидуальное задание | Наблюдение Анализ работ | Творческие работы по замыслу |
Итоговый (после каждого тематического раздела) | Индивидуальное задание | Наблюдение Анализ работ. Опрос | Творческие работы по замыслу |
Методическое обеспечение
Для успешной реализации данной программы в процессе обучения применяются следующие методы:
- словесный;
- проблемно-поисковый;
- метод творческого проекта.
Данные методы оптимально раскрывают творческие способности талантливого ребенка, дают ему возможность реализовать свои неординарные замыслы, выработать свой, индивидуальный стиль деятельности.
Основной вид занятий – практический.
Педагогические приемы:
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику бить партнерами в увлекательном процессе образования;
- свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать технологию изготовления изделия, степень его сложности.
На протяжении всего учебного процесса проводятся следующие виды контроля занятий:
- беседа в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного;
- участие в городских, окружных, областных, Всероссийских конкурсах.
.
Дидактическое оснащение занятий.
- Иллюстрации с работами мастеров, художников, скульпторов.
- Образцы работ по темам, изготовленные детьми старшего звена, педагогами.
- Коллекция детских творческих работ.
- Альбом с подборками фотографий детских работ, работ с выставок, экскурсий.
- Схемы, эскизы по темам.
- Посуда, кувшины, блюда, вазы, корзины, рамочки, предметы мелкой пластики, объекты живой и неживой природы.
- Видео подборка по темам, аудиозаписи.
- Подборка учебно-методической литературы по разделам программы, методические разработки.
Условия успешной работы с обучающимися:
- эвристичность (обучение технике интеллектуального труда);
- сотрудничество (переход от принципа «следуй за мной» к принципу «веди себя сам»);
- осознание важности формирования положительной мотивации обучающихся к учению;
- постоянное совершенствование мастерства обучающегося.
Ожидаемые результаты освоения программы:
1 год обучения | |
Должны знать | Должны уметь |
- технику безопасности на занятиях; - виды народных промыслов; - основные жанры изобразительного искусства; - известные центры народных художественных ремесел России); - историю и виды народных игрушек, особенностях ее росписи; - виды орнаментов; - методы и приёмы лепки. | - самостоятельно составлять композиции; - выполнять наброски, рисовать с натуры; - работать пером и тушью; - различать основные и составные цвета; - различать теплые и холодные цвета; - пользоваться простейшими приемами лепки; - отличать жанры изобразительного искусства; - применять основные технические приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др). - лепку посуды ручным способом. |
2 год обучения | |
Должны знать | Должны уметь |
- технику безопасности на занятиях; - народные декоративные художественные промыслы России; - правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов; - виды особенности декоративного и графического натюрморта; - базовую форму оригами. | - подготовить рабочее место к занятию; - выполнять наброски; - рисовать с натуры; - работать пером и тушью; - работать в технике папье – маше; - владеть приёмами складывания бумаги в различных техниках; - работать в технике «по- сырому». |
3 год обучения | |
Должны знать | Должны уметь |
- технику безопасности на занятиях; - основные виды и жанры искусств; - историю возникновения народной куклы и оберега; - понятие «Силуэт» ; - понятие и законы перспективы; - виды графики; - историю возникновения витража и мозаики; - основные пропорции человеческой фигуры; - художников иллюстраторов сказок ; - понятие «Раппорт» в орнаменте. | - подготовить рабочее место к занятию; - использовать инструменты и материалы по назначению - рисовать по памяти, по представлению; - использовать художественные материалы; - выполнять работы в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; -использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; - выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; - соблюдать последовательное выполнение изделия. |
Учебно - тематический план
1 год обучения
№ п\п | Раздел программы | Всего часов |
1 | Основы художественного и декоративно – прикладного искусства. | 18 |
2 | Жанры и техники изобразительного искусства. | 28 |
3 | Народное искусство и художественное творчество. | 28 |
Всего | 68 |
Учебно - тематический план
2 год обучения
№ п\п | Раздел программы | Всего часов |
1 | Цвет и форма в изобразительном и декоративно – прикладном искусстве. | 12 |
2 | Художественное конструирование в искусстве. | 20 |
3 | Народное искусство и художественное творчество. | 28 |
Всего | 72 |
Учебно - тематический план
3 год обучения
№ п\п | Раздел программы | Всего часов |
1 | 18 | |
2 | Сказочные сюжеты в различных изобразительных техниках. | 18 |
3 | Народное искусство и художественное творчество | 36 |
Всего | 72 |
Содержание программы «Стиль и время»
(1 год обучения)
№ п\п | Наименование раздела | Содержание | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
Основы художественного и декоративно – прикладного искусства. | |||||
1 | Учимся рисовать кистью. | Различные способы исполнения произведений живописи, техника нанесения мазков, их виды. Различные виды мазков разными типами кистей, техника работы кистью. | 1 | 0 | 1 |
2 | Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. Рисунок на тему «Радуга». | Понятие основных и составных цветов; цветовой круг. Получение составных цветов путем смешения двух основных цветов. | 1 | 0 | 1 |
3 | Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. | Понятие теплого и холодного цвета. Составление гармонии теплого и холодного цвета; вариативные возможности цвета ограниченной палитрой. | 1 | 0 | 1 |
4 | Линия и штрих – основа рисунка. | Элементарные основы рисунка (характер линий, штрих), прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы карандашом. | 1 | 0 | 1 |
5 | Форма предметов. | Первичные представления о форме предметов; из простых геометрических фигур конструирование более сложных, простые геометрические фигуры в предметах сложной формы. | 1 | 0 | 1 |
6 | Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень» | Акварельные краски, разные техники работы акварелью.Использование палитры при работе. Приемы заливки плоскости цветом с переходом от яркого тона к бледному. Техника нанесения мазков. | 1 | 0 | 1 |
7 | Техника работы гуашью. Рисунок по замыслу. | Особенности гуашевых красок, способы и техника работы с ними. Приемы работы с гуашью. Техника работы «сухой» кистью, Лессировка, Пастозная техника. | 1 | 0 | 1 |
8 | Композиция рисунка. Рисование с натуры «Бабочка». | Понятие «композиция», правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа. | 1 | 0 | 1 |
9 | Авангард в живописи. | Понятие «авангард», выполнение работы в цвете, используя законы композиции, использование необычных форм и ярких аксессуаров, сливающихся в единую композицию. | 2 | 1 | 1 |
10 | Графическая стилизация фруктов | Рисование фруктов по памяти, по представлению. Приемы стилизации декоративного натюрморта, используя линию, пятно, точки, круги, зигзаги. | 2 | 1 | 1 |
Всего | 12 | 2 | 10 | ||
Жанры и техники изобразительного искусства. | |||||
11 | Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота русской природы». | Богатство пейзажа на примере картин русских художников. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Строение деревьев и кустарников. Сюжетный центр композиции. Применение выразительных средств для реализации своего замысла в рисунке. Произведения живописи в жанре пейзажа. | 2 | 1 | 1 |
12 | Бумажный туннель «Волшебный лес». | Понятие «Бумажный туннель», правила работы с бумагой и картоном.понятие первый и дальний план. Выполнение работы в технике с элементами. | 2 | 1 | 1 |
13 | « Морской пейзаж». | Понятие картины – морского пейзажа . Художники – марянисты. Показать изобразительные возможности мятой бумаги. Рисование по мятой бумаге. | 2 | 1 | 1 |
14 | Панно «Яблоня». | Глина как о художественный материал. Познакомить с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке. Способы изготовления прямоугольной формы, объёмная лепка с элементами украшения и декоративная роспись. | 4 | 1 | 3 |
15 | Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. | Натюрморт как жанр изобразительного искусства, изображение с натуры. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Светотень. Возможности цвета. Гризайль. Различие оттенков красок. | 1 | 0 | 1 |
16 | Граттаж. | Понятие «Граттаж». Выполнение натюрморта в технике «граттаж»Приемы работы в этой технике: линейный рисунок, фактура, штриховка. | 3 | 1 | 2 |
17 | Корзина фруктов. | Выполнение конструктивным способом корзины, использование приёмов сплющивание, колбаска, шарик. Лепка фруктов пластическим способом | 3 | 1 | 2 |
18 | Анималистический жанр в изобразительном искусстве | Творчество художников-анималистов, анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений. Анатомия животных. | 1 | 0 | 1 |
19 | Собака – друг человека. | Основные пропорции собаки. Правильное размещение фигуры животного относительно выбранного формата. | 2 | 1 | 1 |
20 | Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка животных. | Понятия «скульптура», «объем», «фактура», «ритм». Объект лепки. Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия | 2 | 1 | 1 |
21 | «Где- то на белом свете». | Понятие «Оригами», приемы складывания в технике оригами, создание обьемнного панно, с использованием смешанных техник. | 2 | 1 | 1 |
22 | Портрет как жанр изобразительного искусства. | Из истории портрета как жанра изобразительного искусства, его отличительные особенности в творчестве художников-портретистов. Изображение головы человека с соблюдением основных пропорций. | 2 | 1 | 1 |
23 | Коллаж. | История коллажа, основные приёмы в создании работы | 2 | 1 | 1 |
Всего | 28 | 11 | 17 | ||
Народное искусство и художественное творчество. | |||||
24 | Древо жизни – древо моих предков. Орнамент. Вышивка. Роспись. | «Древо жизни» как символ рода. Древо жизни в орнаментальном искусстве. Образы «древа жизни» в культурах народов мира (Россия, Египет, Греция, Индия и т.д.) зарисовка эскиза вышитого полотенца или расписной прялки с изображение «древа жизни». | 4 | 2 | 2 |
25 | Кукла – скрутка. Тряпичная кукла - скрутка. Рукотворная кукла в культуре народов России. | Народные куклы – «Обережки», «Столбушки», «Крестушки» и т.д. Изготовление женской и мужской куклы – скрутки | 4 | 1 | 3 |
26 | . Птица – счастье. Орнамент. Домовая резьба. Вышивка. | Образы птицы в изделиях народных художественных промыслов (домовая резьба, вышивка, роспись по дереву) выполнение Пермогорской росписи с использованием образа птицы, придумывание сказки про свою птицу. | 4 | 1 | 3 |
27 | Хлебушко - Батюшко. Каравай. Калач. Русская печка. | Хлеб в культуре народов России ( пословицу и поговорки о хлебе). Русская печка – центр деревенского дома, кормилица, лекарь, сказочный герой. | 4 | 1 | 3 |
28 | Расскажи мне сказку. Сказки народов России. | Добрые и злые персонажи в сказках народов России. Образы насекомых, животных, людей, мифические персонажи (Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Змей – Горыныч и др.). зарисовки любимых персонажей народных сказок. | 4 | 1 | 3 |
29 | . Мифы и легенды наших предков. Древние божества. Богатыри и батыры. | Персонажи народных мифов и былин «Илья Муромец», «Алёша Попович» и «Добрыня Никитич». Лепка из глины образа народного Богатыря, используя традиции российской глиняной игрушки. | 4 | 1 | 3 |
30 | Деревянное зодчество моего края.. | Сфотографировать, зарисовать, описать имеющиеся деревянные сооружения (дома, храмы, постройки). Найти информация как устроен и построен деревянный дом, какие отличия существуют у разных народов при строительстве деревянного дома. Составить иллюстрированный расска- исследование «Деревянная архитектура моего края» | 4 | 1 | 3 |
Всего | 28 | 8 | 20 | ||
Итого | 68 | 21 | 47 |
Содержание программы «Стиль и время»
(2 год обучения)
№ п\п | Наименование раздела | Содержание | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
Цвет и форма в изобразительном и декоративно – прикладном искусстве. | |||||
1 | И снова осень к нам пришла | Вид рисования – акватипия. Последовательность выполнения работы в данной технике. Вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). | 2 | 1 | 1 |
2 | Осенний день. | Законы композиции в пейзаже. Этапы рисования по – сырому. Широкие мазки и тонкие линии. Техника для создания эффекта мягкого размытого фона в работе. | 2 | 1 | 1 |
3 | Декоративное рисование. | Что такое декоративное рисование. Рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги. История возникновения матрёшек. Приёмы декоративной росписи матрёшки. | 2 | 1 | 1 |
4 | Дары осени. Натюрморт. | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи.Этапы рисования натюрморта с натуры. | 2 | 1 | 1 |
5 | Стилизованный натюрморт. | Понятие стилизация. Приёмы и способы стилизации формы предметов.Особенности изображения стилизованного натюрморта (формы с острыми углами, наклонные линии, яркие контрасты и т.д). | 2 | 1 | 1 |
6 | Панно «Натюрморт». | Способы изготовления круглой формы, объёмная лепка с элементами украшения и декоративная роспись. | 2 | 1 | 1 |
7 | Орнамент. Геометрический орнамент. | Что такое орнамент. Виды орнамента и их применение. Элементы геометрического орнамента. Основной принцип создания геометрического орнамента упрощение и схематизация мотивов. | 2 | 1 | 1 |
8 | Растительный орнамент. | Особенности растительного орнамента и этапы рисования. Стилизация элементов растительного мира и состоящие из листьев, плодов, ягод, цветов в различных сочетаниях. | 2 | 1 | 1 |
9 | Животный орнамент. | Особенности животного орнамента и этапы рисования. В растительном орнаменте стилизованы фигуры зверей и насекомых. | 2 | 1 | 1 |
Всего | 18 | 9 | 9 | ||
Художественное конструирование в искусстве | |||||
10 | Айрис – фолдинг. | Понятие айрис – фолдинг. История возникновения. Аппликация с элементами айрис - фолдинга | 4 | 1 | 3 |
11 | Гофротрубочки. Панно «Корзина цветов». | Понятие техники «Гофротрубочки», правила работы с бумагой и картоном. Приёмы складывания бумаги. Выполнение работы в данной технике с элементами | 4 | 1 | 3 |
12 | Терем – теремок. | Понятие «Квиллинг». Изготовления плоских или объёмных композиций. Создание работы с элементами квиллинга, бумагопластики. | 4 | 1 | 3 |
13 | Оригами «Мой зоопарк». | Базовая форма оригами – квадрат. Приёмы складывания оригами. Выполнение объёмной аппликации. | 4 | 1 | 3 |
14 | Различные способы окрашивания бумаги. Создание аппликации. | Знакомство с различными способами окрашивания бумаги при помощи трафарета, штампа, набрызга и др. Окрашивание бумаги и создание аппликации. | 4 | 1 | 3 |
Всего | 20 | 5 | 15 | ||
Народное искусство и художественное творчество | |||||
15 | Праздничный народный костюм. Орнамент. Вышивка. Ручное ткачество. Украшение. Пояс в народном костюме. | Особенности праздничного народного костюма ми его атрибуты. История костюма. Значение орнаментальных узоров в вышивке. Выполнение цветных схем – орнаментов поясов. Слетение пояса на спице. | 4 | 1 | 3 |
16 | Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргапольская. Игрушка – свистулька. | История возникновения народной игрушки и их классификация. Приёмы и способы лепки филимоновской и дымковской игрушки. Лепка и роспись филимоновской и дымковской игрушки. | 4 | 1 | 3 |
17 | Родовое полотенце. Обереговые знаки. | Обереговые знаки наших предков и других народов. Функция родового полотенца. Создание родового полотенца, с использованием обереговых знаков | 4 | 1 | 3 |
18 | Набивка на ткани. Павлово – Посадский платок. | История Павлово – Посадских платков, буйство цвета и колорит. Орнамент павлово – посадских платков.Используя срез картофеоя вылолнить несложные штампы – набивки. | 4 | 1 | 3 |
19 | Скатерть – самобранка. | Традиции гостеприимства и застолья у народов России. Создание скатерти – мамобранки , используя нетрадиционные техники рисования. | 4 | 1 | 3 |
20 | Мифы и легенды наших предков о богатырях. Петр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов. | Возникновение мифов и легенд наших предков о богатырях. Выдающиеся личности в истории. Подготовка сообщений - презентаций о героях – богатырях по темам: «Александр Васильевич Суворов», «Михаил Илларионович Кутузов», «Федор Федорович Ушаков», с использованием портретной зарисовки. | 4 | 1 | 3 |
21 | Праздничные Спасы – праздник урожая: медовый, яблочный, ореховый. Традиции ярмарочных гуляний. | История праздников. Ярмарочные гуляния. Создание коллективного панно «Ярмарка», лепка и роспись фигурок. | 4 | 1 | 3 |
22 | Пряничных дел мастера. Городецкий, Тульский, Башкирский пряник. | Искусство пряничного производства. Праздничные и печатные пряники. Печатные доски для выпечки пряников | 4 | 1 | 3 |
23 | Художники и мастера декоративного искусства моего края. | Народные декоративные и художественные промыслы Югры. Создание изделия с использованием орнаментов хантов. | 4 | 1 | 3 |
Всего | 36 | 9 | 25 | ||
72 | 23 | 49 |
.
Содержание программы «Стиль и время»
(3 год обучения)
№ п\п | Наименование раздела | Содержание | Всего часов | В том числе | |
теор. | практ. | ||||
Выразительные средства изобразительного искусства. | |||||
1 | Прогулки по городу. | Просмотр городских пейзажей. Выбор композиции и размещение в заданный формат. Создание коллективной работы в технике коллаж | 2 | 1 | 1 |
2 | Домик в деревне. | Уровни горизонта (три уровня (плоскости). Воздушная перспектива. Рисование сельского пейзажа. | 2 | 1 | 1 |
3 | Натюрморт. Рисование с натуры. | Понятие графического натюрморта.Светотень. Приемы изображения графического натюрморта. | 2 | 1 | 1 |
4 | Мой друг. | Портрет - вид изобразительного искусства. Виды портрета. Пропорции лица. Ракурс лица человека (фас, анфас). | 2 | 1 | 1 |
5 | Графика. Выразительные возможности графических материалов. Искусство силуэта. | Беседа об изобразительном искусстве. Понятие «силуэт», «абрис» рисунка, правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа. | 2 | 1 | 1 |
6 | Плакат. | История плаката. Виды плаката. Изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. Создание плаката определённой тематики. | 2 | 1 | 1 |
7 | Витраж. | Понятие «Витраж». Классификация, применение и виды современных витражей. Имитация витража. Создание «витражного» окна. | 2 | 1 | 1 |
8 | Мозаика. | Искусство мозаики. Отличительные особенности мозаики от витража. Создание работы ислользуя квадратики разноцветной бумаги. | 2 | 1 | 1 |
9 | Изображение человека. | Наброски и зарисовки фигуры человека. Пропорции человеческой фигуры. Рисование фигуры человека. | 2 | 1 | 1 |
Всего | 18 | 9 | 9 | ||
В мире сказки | |||||
10 | Русские художники. В. М.Васнецов, М. Врубель, И. Я. Билибин. | Просмотр видеофильма «Сказка о сказке». Иллюстрирование художественных произведений, как отдельный вид художественного искусства. Создание иллюстрации сказки « В тридевятом царстве» | 2 | 1 | 1 |
11 | Добро и зло в русских народных сказках. | Положительные и отрицательные образы русских народных сказок. Характер изображения. Рисование положительного и отрицательного героя (Василиса Прекрасная и Баба Яга, Иван – царевич и Кощей Бессмертный и т.д.) | 3 | 1 | 2 |
12 | В сказочном подводном царстве. | Декоративное рисование. Приёмы декоративного рисования. Основные этапы последовательного ведения работы. Тематическое декоративное рисование сказочного подводного мира | 4 | 1 | 3 |
13 | Главные герои сказочного королевства. | Выполнение конструктивным или пластическим способом фигуры сказочного героя, использование приёмов сплющивание, колбаска, шарик. Лепка и роспись сказочного героя | 3 | 1 | 2 |
14 | Оригами. Сказочные герои. | Основная фигура оригами – квадрат. Основные схемы и приёмы работы. Создание сюжетной аппликации. | 2 | 1 | 1 |
15 | Терем – теремок. | Просмотр вариантов постройки терема, основные части терема. Создание макета русского терема. | 4 | 1 | 3 |
Всего | 18 | 7 | 11 | ||
Народное искусство и художественное творчество | |||||
16 | Дом – храм моих предков. | Рубленый дом, Терем, Лобаз, Юрта, Чум и др. Убранство, утварь, орудия труда. Труд как творчество: художественный образ вещи. Создание орудия труда | 4 | 1 | 3 |
17 | Красота, застывшая в дереве: сундуки, сани, прялки | Богородская деревянная игрушка. Роспись прялки и создание игрушки. | 4 | 1 | 3 |
18 | Тканый половик. Лоскутная мозаика. | Правила работы с ножницами и иголкой . Тканый половик. Лоскутная мозаика в старинном одеяле. Создание лоскутного коврика. | 4 | 1 | 3 |
19 | Народные росписи по дереву и металлу. Городец, хохлома. | Народные росписи по дереву и металлу. Городец. Хохлома. Народные росписи русского Севера. Жостовский и Нижне – Тагильский поднос. Роспись посуды Хохлома, досочки Городец. | 4 | 1 | 3 |
20 | Хлеб да каша – пища наша. | Русская традиционная кухня. Используя соленое тесто , слепить каравай. | 4 | 1 | 3 |
21 | Глиняная народная игрушка: Каргапольская, Скопинская, Тульская и др | История с глиняных народных игрушек. Виды народных игрушек. Лепка и роспись любимого образа Скопинской народной игрушки | 4 | 1 | 3 |
22 | Вышитое полоненце обереговые знаки – архетипы. | Значение и функции полотенца. Орнаментальные знаки. Создание узора на полотенце используя знаки – архетипы и акриловую краску. | 4 | 1 | 3 |
23 | Художники и мастера декоративного искусства моего города, края. | Познакомиться с творчеством мастеров и художников декоративно – прикладного искусства в своем городе, крае. Посещение мастер – классов и выставок. | 4 | 1 | 3 |
24 | Образ человека труда в образе русских художников. | Образ человека труда в образе русских художников России: А. Венецианов, В Суриков, А. Пластов, И. Шишкин, Т. Яблонская, Б. Кустодиев, В. Мухина и др. | 4 | 1 | 3 |
36 | 9 | 25 | |||
72 | 25 | 47 |
Диагностический инструментарий
1 год обучения
Критерии | Баллы | Инструментарий |
Уметь выполнять наброски и рисовать с натуры | Всего 2 балла 1 1 | Задания в игровой форме
|
Уметь различать основные и составные цвета,различать теплые и холодные цвета; | 2 | Выполнение работ |
Уметь применять основные технические приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др). | 2 | Выполнение работ |
Знает отличительные особенности хохломы и городецкой росписи. | 2 | Выполнение работ |
Умеет дискуссировать | 3 | Наблюдение |
Знать известные центры народных художественных ремесел России); | 4 | Тестирование |
Выполнение приёмов росписи по образцу | 2 | Выполнение работ |
Знать историю и виды народных игрушек, особенностях ее росписи | 4 | Опрос |
Владеет приёмами лепки - скатывание; - раскатывание; - прищипывание; - вытягивание; - сплющивание. | Всего 5 балла 1 1 1 1 1 | Выполнение работ |
Шкала оценки:
75 – 110% (18 – 24 б) – высокий уровень
50 – 75 % (12 – 18б) – средний уровень
ниже 50% (11б) – низкий уровень
Диагностический инструментарий
2 год обучения
Критерии | Баллы | Инструментарий |
Уметь выполнять наброски и рисовать с натуры | Всего 2 балла 1 1 | Задания в игровой форме
|
Уметь работать в технике папье – маше | 2 | Выполнение работ |
Знать народные декоративные художественные промыслы России; | 2 | Тестирование |
Владеть приёмами складывания бумаги в различных техниках; | 2 | Выполнение работ |
Умеет дискуссировать | 3 | Наблюдение |
Знать основные жанры изобразительного искусства; | 4 | Опрос |
Знать виды особенности декоративного и графического натюрморта; | 2 | Опрос |
Шкала оценки:
75 – 110% (18 – 24 б) – высокий уровень
50 – 75 % (12 – 18б) – средний уровень
ниже 50% (11б) – низкий уровень
Диагностический инструментарий
3 год обучения
Критерии | Баллы | Инструментарий |
Уметь работать пером и тушью. | Всего 2 балла 1 1 | Задания в игровой форме
|
Уметь работать в технике папье – маше. | 2 | Выполнение работ |
Владеть приёмами складывания бумаги в различных техниках; | 2 | Выполнение работ |
Знать историю возникновения народной куклы и оберега. | 2 | Опрос |
Умеет дискуссировать | 3 | Наблюдение |
Знать виды графики. | 4 | Опрос |
Знать историю возникновения витража и мозаики. | 2 | Тестирование |
Знать основные пропорции человеческой фигуры. | 4 | Опрос |
Шкала оценки:
75 – 110% (18 – 24 б) – высокий уровень
50 – 75 % (12 – 18б) – средний уровень
ниже 50% (11б) – низкий уровень
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- В.Н. Банников. Внеурочная деятельность в системе художественного образования. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс./ Методическое пособие. – Ханты – Мансийск: РИО ИРО,2012.
- В. Н. Банников.Народное искусство и художественное творчество. Внеурочная деятельность в щколе : Учебно - методическое пособие.Часть 1: 1-4 класс,часть 2: 5-8 класс. – Ханты – Мансийск:РОИ ИРО, 2014.
- Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги – Ярославль «Академия развития» 2008.
- Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: "Просвещение", 2012.
- В. С. Кузин, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев: Изобразительное искусство. 3-4 классы. Методическое пособие к уч. В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной. – Дрофа, 2012.
- Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М., 2013.
- Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство 1-4 классы/ Методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение,2013.