Программа дополнительного образования "Радуга" (4-6 лет)

Программа основана на программе:  И.А. Лыкова  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,20012, - 144с., переиздание дораб. и доп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_raduga_4-6let.docx79.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа основана на программе:  И.А. Лыкова  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,20012, - 144с., переиздание дораб. и доп.

Основа программы – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждое занятие – новый шаг в познании. А познание это происходит, как через восприятие искусства , так и через практическую творческую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно.

Занятия построены в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.). Основная цель этих превращений в веселую игру занятий – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности.

 Целью программы: постижение ребенком духовного содержания искусства, его образного языка и возможностей различных, художественных материалов.

Задачи:  

  1. Помочь ребенку найти свое понимание цвета и научиться с его помощью выражать свои эмоции и чувства;
  2. Формировать художественно-творческую активность ребенка;
  3. Духовно развивать личность, воспитывать эмоциональную чуткость, воспитывать мир чувств ребенка.

Продолжительность программы: данная программа рассчитана на два года обучения.

Объем программы  –140 часа, которые распределяются следующим образом:

Первый  год обучения  – 68 часа (один раз  в неделю по 2 часа);

Второй  год обучения  – 72 часа (один раз  в неделю по 2 часа).

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • единство и постепенность погружения в мир искусства;
  • сравнение на основе воспринятых впечатлений в жизни и в произведениях живописи;
  • доступность и простота изучаемого материала.

Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. Фронтальная форма предусматривает: подачу учебного материала всему коллективу учеников. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них  со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные работы с наименьшими материальными затратами, так как каждый обучающийся может научиться конкретному приему в  работе.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий : типовое занятие, сочетающее в себе  объяснение и практическое упражнение, собеседование, консультация, практическое упражнение  под руководством педагога по закреплению определенных навыков.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
  • рубежный , который проводится после завершения изучения каждого блока;
  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Возраст обучающихся — 4-6 лет.

Наполняемость групп— 10-12 человек. Это обусловлено тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

2 год обучения

Должны знать

Должны уметь

Должны знать

Должны уметь

Техники рисования гуашевыми и акварельными красками, отличать их друг от друга,

Основные графические материалы

Элементы декоративного рисования,

Приемы рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками.

Самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа,

Смешивать краски для получения цветов,

Размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины

Обозначать линию горизонта

Легко и уверенно пользоваться кистью, Проводить линии в разных направлениях,

Показывать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов и оттенков.

Отличать гуашевую технику рисования от акварельной,

Приёмы рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками

Смешивать краски и получать новые цвета, уверенно пользоваться кистью, использовать в рисовании несколько цветов и оттенков,

Учебно-тематический план первого года обучения

Тема

Практика

Всего

1

Картинки для наших шкафчиков.

1

1

2

Посмотрим в окошко.

1

1

3

Вот поезд наш едет, колёса стучат…

1

1

4

Поезд мчится « тук – тук – тук » ( железная дорога).

1

1

5

Цветочная клумба.

1

1

6

Жуки на цветочной клумбе.

1

1

7

Ушастые пирамидки.

1

1

8

Цветной домик.

1

1

9

Петя – петушок, золотой гребешок.

1

1

10

Храбрый петушок.

1

1

11

Листопад и звездопад.

1

1

12

Золотые подсолнухи.

1

1

13

Вот какой у нас арбуз!

1

1

14

Яблоко -  спелое, красное, сладкое!

1

1

15

Мухомор.

1

1

16

Кисть рябинки, гроздь калинки…

1

1

17

Во саду ли, в огороде ( грядка с капусткой и морковкой).

1

1

18

Тучи по небу бежали.

1

1

19

Вот ёжик – ни головы, ни ножек…

1

1

20

Мышь и воробей.

1

1

21

Заюшкин огород (капустка и морковка).

1

1

22

Зайка серенький стал беленьким.

1

1

23

Лижет лапу сибирский кот.

1

1

24

Полосатый коврик для кота.

1

1

25

Перчатки и котятки.

1

1

26

Морозные узоры ( зимнее окошко)

1

1

27

Снегурочка танцует.

1

1

28

Дед мороз принёс подарки.

1

1

29

Праздничная ёлочка ( поздравительная открытка).

1

1

30

Наша ёлочка.

1

1

31

Снежная баба – франтиха.

1

1

32

Снеговики в шапочках и шарфиках.

1

1

33

Сонюшки – пеленашки.

1

1

34

Кто – кто в рукавичке живёт ( по мотивам сказки «Рукавичка»).

1

1

35

Два жадных медвежонка.

1

1

36

Крючка, Злючка и Закарючка.  

1

1

37

Прилетайте в гости (воробушки на кормушке).

1

1

38

Как розовые яблоки, на ветках снегири.

1

1

39

Избушка ледяная и лубяная.

1

1

40

Мышка и Мишка.

1

1

41

Весёлые вертолёты ( Папин день).

1

1

42

Быстрокрылые самолёты.

1

1

43

Сова и синица.

1

1

44

Храбрый мышонок ( по мотивам народной сказки).

1

1

45

Цветы – сердечки.

1

1

46

Весёлые матрёшки ( хоровод).

1

1

47

Чайный сервиз для игрушек.

1

1

48

Красивые салфетки.

1

1

49

Филимоновские игрушки – свистульки.

2

2

50

Сосульки на крыше.

1

1

51

Воробьи в лужах.

1

1

52

«Живые» облака.

1

1

53

Кошка с воздушными шариками.

1

1

54

Звёзды и кометы.

1

1

55

Ракеты и кометы.

1

1

56

По реке плывёт кораблик.

1

1

57

Мышонок – моряк.

1

1

58

Наш аквариум.

1

1

59

Рыбки играют,  сверкают.

1

1

60

Радуга – дуга , не давай дождя.

1

1

61

У солнышка в гостях.

1

1

62

Путаница – перепутаница.

1

1

63

Муха  - цокотуха.

1

1

64

Цыплята и одуванчики.

1

1

65

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

1

1

66

Божья коровка.

1

1

67

Птенчики в гнёздышке.

1

1

Итого

68

68

Всего 

68

Содержание первого года обучения

1. Картинки для наших шкафчиков. (1 час – практ. работа)

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации. Определение замысла в соответствии с назначением рисунка ( картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество – рисование картинки для шкафчика.

2.  Посмотрим в окошко. (1 час – практ. работа)

Выявление уровня графических умений и композиционных способностей. Рассматривание вида из окна через видоискатель.

3.  Вот поезд наш едет, колёса стучат…. (1 час – практ. работа).

Освоение способа деление бруска пластилина стекой на одинаковые части ( вагончики). Предметная лепка с элементами конструирования.

4.  Поезд мчится « тук – тук – тук » ( железная дорога). (1 час – практ. работа)

Предметная аппликация. Знакомство с ножницами и освоение техники резания по прямой – разрезание бумажного прямоугольника на узкие полоски ( шпалы для железной дороги).

5. Цветочная клумба. (1 час – практ. работа)

Составление цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка: нарезание «берега» ( края) бахромой.

6. Жуки на цветочной клумбе. (1 час – практ. работа)

Лепка жуков конструктивным способом с передачей строения (туловище, голова, шесть ножек). Закрепление лепки полусфера ( частичное сплющивание шара).

7. Ушастые пирамидки. (1 час – практ. работа)

Лепка многоцветной пирамидки из дисков разной величины с верхушкой в виде головы медвежонка, зайчонка, котёнка.

8. Цветной домик. (1 час – практ. работа)

Разрезание ( « на глаз») широких полосок бумаги на «кубики» (квадраты) или «кирпичики» (прямоугольники).  Деление квадрата по диагонали и на два треугольника (крыша дома)

9. Петя – петушок, золотой гребешок. (1 час – практ. работа)

Создание выразительного образа петушка из пластилина и природного материала. Экспериментирование с художественными материалами. Развитие чувства формы.

10. Храбрый петушок. (1 час – практ. работа)

Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью  (свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.

11.   Листопад и звездопад. (1 час – практ. работа)

Аппликация из природного материала ( засушенных листьев, лепестков цветов, семян) на бархатной бумаге. Знакомство с явлением контраста..

12. Золотые подсолнухи. (1 час – практ. работа)

Создание композиции из разных материалов. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Развитие чувства ритма и композиции.

13. Вот какой у нас арбуз! (1 час – практ. работа)

Моделирование частей ( мякоть, корка) по размеру и форме, крапление арбузных семечек.

14. Яблоко -  спелое, красное, сладкое! (1 час – практ. работа)

Рисование многоцветного ( спелого) яблока и половинки яблока ( среза) цветными карандашами или фломастерами.

15 .  Мухомор. (1 час – практ. работа)

Лепка конструктивным способом из четырёх частей (шляпка, ножка, «юбочка», полянка). Изготовление крапин для шляпки ( разрезание жгутика на мелкие кусочки).

16.  Кисть рябинки, гроздь калинки… (1 часа – практ. работа)

Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник

17.  Во саду ли, в огороде ( грядка с капусткой и морковкой). (1 часа – практ. работа)

Создание композиций из вылепленных овощей «на грядках» - брусках. Освоение нового способа  - сворачивание «ленты» в розан (вилок капусты)

18. Тучи по небу бежали. (1 час – практ. работа)

Знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура.

19.  Вот ёжик – ни головы, ни ножек… (1 час – практ. работа)

Лепка ёжика с передачей характерных особенностей внешнего вида. Экспериментирование с художественными материалами для изображения колючек «шубки».

20. Мышь и воробей. (1 час – практ. работа)

Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщенного способа изображения разных животных ( мышь и воробей)

21. Заюшкин огород (капустка и морковка). (1 час – практ. работа)

Аппликативное изображение овощей: разрезание прямоугольника по диагонали и закругление уголков ( для моркови); обрывная и накладная аппликация ( для капусты).

22. Зайка серенький стал беленьким. (1 час – практ. работа)

Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю – наклеивание бумажного силуэта серого цвета и раскрашивание белой гуашевой краской.

23.  Лижет лапу сибирский кот.  (1 час – практ. работа)

Создание пластической композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение её на «батарее» - бруске пластилина.

24.  Полосатый коврик для кота. (1 час – практ. работа)

Составление ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся по цвету. Освоение нового способа  - резание бумаги по линиям сгиба.

25. Перчатки и котятки. ( 1 час - практ. работа  )

Изображение и оформление «перчаток» ( или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. Создание орнамента ( узор на перчатках).

26.  Морозные узоры ( зимнее окошко).  (1 час – практ. работа)

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное творческое применение разных декоративных элементов ( точка, круг, завиток, листок, лепесток, волнистая линия, прямая линия).

27. Снегурочка танцует. (1 час – практ. работа)

Лепка Снегурочки в длинной шубке ( из конуса). Скрепление частей ( туловища и головы) с помощью валика, свёрнутого в кольцо, - «пушистого воротника». Передача несложного движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук ( разведены в стороны, вытянуты вперёд или подняты вверх).

28. Дед мороз принёс подарки. (1 час – практ. работа)

Лепка фигуры человека на основе конуса ( в длинной шубе). Самостоятельный выбор приёмов лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза ( длинная борода, высокий воротник на шубе, большой мешок с подарками). Моделирование мешка из плоской формы (лепёшки) путём преобразования в объёмную.

29. Праздничная ёлочка ( поздравительная открытка). (1 час – практ. работа)

Аппликативное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов путём разрезания их пополам по диагонали. Украшение ёлок декоративными элементами ( сочетание аппликативной техники с рисованием ватными палочками). .

30. Наша ёлочка. (1 час – практ. работа)

Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта ( рисование ёлки на основе треугольника).

31. Снежная баба – франтиха. (1 час – практ. работа)

Создание выразительных лепных образов конструктивным способом. Понимание взаимосвязи между пластической формы и способом лепки. Деление материала на нужное  количество частей разной величины.

32. Снеговики в шапочках и шарфиках. (1 час – практ. работа)

Рисование снеговиков в шарфиках и шапочках. Освоение приёмов декоративного оформления комплектов зимней одежды.

33. Сонюшки – пеленашки. (1 час – практ. работа)

Создание оригинальных композиций в спичечных коробках. Лепка фигурок спящих игрушек ( миниатюр) на основе валика с закруглёнными концами. Знакомство с видом народной куклы – пеленашкой.

34. Кто – кто в рукавичке живёт ( по мотивам сказки «Рукавичка»). (1 час – практ. работа)

Рисование по содержанию литературного произведения. Передача в рисунке характера и настроения героев. Освоение приёмов передачи сюжета : выделение главного – крупное изображение по центру на переднем плане; передача пропорциональных соотношений между объектами.

35. Два жадных медвежонка. (1 час – практ. работа)

Лепка медвежат конструктивным способом.

36. Крючка, Злючка и Закарючка. (1 час – практ. работа)

Самостоятельный поиск изобразительно – выразительных средств ( выбор характера линий, передающих очертания «крючек» и «закорючек»). Раскрепощение рисующей руки. Создание изображения обеими руками.

37. Прилетайте в гости (воробушки на кормушке). (1 час – практ. работа)

Лепка конструктивным способом из четырёх – пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов ( спичек для ножек, бисера для глазок, семечек для клюва).

38. Как розовые яблоки, на ветках снегири. (1 час – практ. работа)

Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строения тела и окраски.

39. Избушка ледяная и лубяная. (1 час – практ. работа)

Создание на одной аппликативной основе (стена - большой квадрат, треугольник – крыша, окно – маленький квадрат) разных образов сказочных избушек – лубяной для зайчика, ледяной для лисы.

40. Мышка и Мишка. (1 час – практ. работа)

Самостоятельный отбор содержания рисунка. Изображение контрастных по размеру образов ( мишка и мышка). Получение серого цвета для рисования  мышки.

41. Весёлые вертолёты ( Папин день). (1 час – практ. работа)

Лепка конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей. Уточнение представления о строении и способов передвижения вертолёта .

42. Быстрокрылые самолёты. (1 час – практ. работа)

Изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Видоизменение деталей: срезание, загибание и отгибание углов, разрезание прямоугольника пополам, поперёк и по диагонали.

43. Сова и синица. (1 час – практ. работа)

Лепка пар выразительных образов, контрастных по величине тела и глаз. Освоение рельефной лепки.

44.Храбрый мышонок ( по мотивам народной сказки). (1 час – практ. работа)

Создание композиции, включающей главного героя – храброго мышонка – и препятствий, которые он преодолевает.  

45. Цветы – сердечки. (1 час – практ. работа)

Создание рельефных картин в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Поиск вариантов изображения цветов с элементами  - сердечками.

46. Весёлые матрёшки ( хоровод). (1 час – практ. работа)

Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки.  Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» 9 цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).

47. Чайный сервиз для игрушек. (1 час – практ. работа)

Лепка посуды конструктивным способом ( каждый ребёнок лепит чайную пару). Создание коллективной композиции.

48. Красивые салфетки. (1 час – практ. работа)

Рисование узоров круглой и квадратной формы. Сочетание элементов декора по форме и цвету (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые).

49. Филимоновские игрушки – свистульки. (2 часа – практ. работа)

Знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров. Уточнения представления о характерных элементах декора и цветосочетаниях.

50. Сосульки на крыше. (1 час – практ. работа)

Изображение сосулек разными аппликативными техниками и создание композиции «Сосульки на крыше».  Резание ножницами с регулированием длины разрезов. Освоение способа вырезание сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.

51. Воробьи в лужах. (1 час – практ. работа)

Вырезание круга ( лужа, туловище воробья) способом последовательного закругления четырёх уголков квадрата.

52. «Живые» облака. (1 час – практ. работа)

Изображение облаков, по форме похожих на знакомые предметы и явления. Освоение обрывной техники аппликации.

53. Кошка с воздушными шариками. (1 час – практ. работа)

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно – выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа.

54. Звёзды и кометы. (1 час – практ. работа)

Самостоятельный поиск средств и приёмов изображения ( скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой)

55. Ракеты и кометы. (1 час – практ. работа)

Освоение способа деления квадрата на три треугольника ( один большой для носа ракеты и два маленьких для крыльев).

56. По реке плывёт кораблик. (1 час – практ. работа)

Лепка  кораблика из бруска пластилина: отрезание стекой лишнего ( уголки для образования носа) и достраивание недостающего ( палуба, мачта, труба и т.д.).

57. Мышонок – моряк. (1 час – практ. работа)

Вырезание и наклеивание разных корабликов. Самостоятельное комбинирование освоенных приёмов аппликации: срезание углов для получения корпуса корабля, разрезание прямоугольника или квадрата по диагонали для получения паруса.

58. Наш аквариум. (1 час – практ. работа)

Активизация применения разных приёмов лепки для создания водных растений и декоративных рыбок.

59. Рыбки играют сверкают. (1 час – практ. работа)

Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

60. Радуга – дуга , не давай дождя. (1 час – практ. работа)

Лепка  кораблика из бруска пластилина: отрезание стекой лишнего ( уголки для образования носа) и достраивание недостающего ( палуба, мачта, труба и т.д.).

61. У солнышка в гостях. (1 час – практ. работа)

Рисование простых сюжетов по мотивам сказок. Закрепление техники вырезания округлых форм из квадратов  разной величины. Понимание обобщенного способа  обобщенного изображения животных (цыплёнок и утёнок) а аппликации и рисовании – на основе двух кругов и овалов разной величины ( туловище и голова).

62. Путаница – перепутаница. (1 час – практ. работа)

Рисование фантазийных образов. «Раскрепощение» руки.

63. Муха  - цокотуха. (1 час – практ. работа)

Создание сюжетной пластической композиции по мотивам литературного произведения «Муха – цокотуха». Лепка насекомого в движении с передачей характерных особенностей строения ( туловище, крылья, ножки). Сочетание разных материалов для изображения мелких деталей ( для крыльев использование фантиков или фольги, для усиков – проволоки, спички, зубочистки; для глазок – бисер, пуговицы).

64. Цыплята и одуванчики. (1 час – практ. работа)

Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование нетрадиционными способами ( пальчиками).

65. Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. (1 час – практ. работа)

Создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации.

66. Божья коровка. (1 час – практ. работа)

Рисование выразительного образа жука на основе зелёного листочка.

67. Птенчики в гнёздышке. (1 час – практ. работа)

Моделирование гнёздышка : раскатывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнёздышка.

Учебно-тематический план второго года обучения

Тема

Практика

Всего

1

Весёлые человечки ( малыши и малышки).

1

1

2

Весёлые портреты.

1

1

3

Весёлое лето (коллективный альбом).

1

1

4

Наши любимые игрушки.

1

1

5

Цветные ладошки.  

1

1

6

Лето красное прошло ( краски  лета).

1

1

7

Собака со щенком.

1

1

8

Наш город (коллективная композиция).

1

1

9

Деревья в нашем парке.

1

1

10

Наш пруд (коллективная композиция).

1

1

11

Машины на улицах города (коллективная композиция).

1

1

12

Кошки на окошке.

1

1

13

Осенний натюрморт.

1

1

14

Наша ферма.

1

1

15

Загадки с грядки.

1

1

16

Листья танцуют и превращаются в деревья.

1

1

17

Листочки на окошке (витраж).

1

1

18

Осенние листья (краски осени).

1

1

19

Кто под дождиком промок?

1

1

20

Цветные зонтики.

1

1

21

Осенние картины ( портреты, сюжеты и букеты).

1

1

22

Игрушки не простые – глиняные, расписные.

1

1

23

Лошадки (весёлая карусель).

1

1

24

Нарядные лошадки.

1

1

25

Косматый мишка.

1

1

26

Золотая хохлома и золотой лес.

1

1

27

Золотые берёзы.

1

1

28

Пернатые, мохнатые, колючие…

1

1

29

Зайчишки – трусишка и храбришка.

1

1

30

Лиса – кумушка и лисонька – голубушка.

1

1

31

Глиняный Ляп.

1

1

32

Жила – была конфета (витрина магазина).

1

1

33

Чудесные превращения кляксы.

1

1

34

Ничего себе картина, ничего себе жара!

1

1

35

Расписные ткани.

1

1

36

Нарядные пальчики.  

1

1

37

Снежный кролик.

1

1

38

Снеговики в шапочках и шарфиках.

1

1

39

Белая берёза под моим окном…

1

1

40

Волшебные снежинки (краски зимы).

1

1

41

Звёздочки танцуют (зимнее окошко).

1

1

42

Снегири и яблочки.

1

1

43

Еловые веточки (зимний венок).

1

1

44

Ёлочки – красавицы (новогодние открытки).

1

1

45

Звонкие колокольчики.

1

1

46

Начинается январь, открываем календарь….

1

1

47

Мы поедем, мы помчимся…(упряжка оленей)

1

1

48

Где – то на белом свете…

1

1

49

Заснеженный дом.

1

1

50

Зимние забавы.

1

1

51

Весело качусь я под гору в сугроб…

1

1

52

На арене цирка (дрессированные животные).

1

1

53

Весёлый клоун.

1

1

54

Шляпа фокусника (оформление цирковой афиши).

1

1

55

Дружные ребята (оформление альбома).

1

1

56

Наша группа (оформление альбома).

1

1

57

Муравьишки в муравейнике.

1

1

58

Бродит Дрёма возле дома.

1

1

59

Фантастические цветы.

1

1

60

Банка варенья для Карлсона.

1

1

61

Весенний букет (настенная открытка).

1

1

62

Солнечный цвет.

1

1

63

Дедушка Мазай и зайцы.

1

1

64

Башмак в луже.

1

1

65

А водица далеко, ведёрко велико…

1

1

66

Водоноски – франтики.

1

1

67

Весенний ковёр.

1

1

68

Весеннее небо.

1

1

69

Я рисую море….

1

1

70

Морская азбука.

1

1

71

Топают по острову слоны и носороги.

1

1

72

Зелёный май (краски).

1

1

Всего 

72

Содержание первого года обучения

1. Весёлые человечки ( малыши и малышки). (1 час – практ. работа)

Лепка фигуры из разной формы: девочка из конуса, мальчик из цилиндра: передача несложных движений.

2.  Весёлые портреты. (1 час – практ. работа)

Вырезание овала (лица) из бумаги, сложенной вдвое: оформление причёски обравной аппликацией.

3.  Весёлое лето (коллективный альбом). (1 час – практ. работа).

Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами.

4.  Наши любимые игрушки. (1 час – практ. работа)

Лепка игрушек из 5-9 частей разной формы и величины конструктивным способом с передачей характерных особенностей.

5. Цветные ладошки. (1 час – практ. работа)

Вырезание по нарисованному контуру; составление образцов и композиций..

6. Лето красное прошло ( краски  лета). (1 час – практ. работа)

Создание беспредметных(абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

7. Собака со щенком.. (1 час – практ. работа)

Лепка из цилиндра однородных фигурок, различающихся по величине; составление сюжетной композиции.

8. Наш город (коллективная композиция). (1 час – практ. работа)

Вырезание домов из бумаги, сложенной дважды пополам; составление панорамы с частичным наложением элементов.

9. Деревья в нашем парке. (1 час – практ. работа)

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

10. Наш пруд (коллективная композиция). (1 час – практ. работа)

Освоение скульптурного способа лепки; развитие чувства формы и пропорций.

11.   Машины на улицах нашего города( коллективная композиция). (1 час – практ. работа)

Освоение симметричной аппликации- вырезание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам.

12. Кошки на окошке. (1 час – практ. работа)

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

13. Осенний натюрморт (1 час – практ. работа)

Лепка фруктов из пластилина; создание объёмных композиций; знакомство с натюрмортом.

14. Наша ферма. (1 час – практ. работа)

Создание образов домашних животных из овалов разной величины ( большой овал – туловище, маленький овал – голова).

15 .  Загадки с грядки. (1 час – практ. работа)

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточных стихотворениях, развитие воображения.

16.  Листья танцуют и превращаются в деревья. (1 часа – практ. работа)

Знакомство с техникой рельефной лепки; пластическое преобразование одних форм в другие.

17.  Листочки на окошке (витраж).  (1 часа – практ. работа)

Сочетание аппликативных техник; создание коллективной композиции из вырезанных листочков.

18. Осенние листья (краски осени). (1 час – практ. работа)

Рисование осенних листьев с натуры, предавая их форму карандашом и колорит акварельными красками.

19.  Кто под дождиком промок? (1 час – практ. работа)

Лепка из цилиндров однородных фигурок, различающихся по величине; составление сюжетной композиции.

20. Цветные зонтики. (1 час – практ. работа)

Вырезание купола зонтика приёмом закругления углов у квадрата или прямоугольника; оформление края «зубчиками» и «маковками».

21. Осенние картины ( портреты, сюжеты и букеты). (1 час – практ. работа)

Создание предметных и сюжетных композиций из природного материала  - засушенных листьев, лепестков, семян.

22. Игрушки не простые- глиняные, расписные. (1 час – практ. работа)

Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства.

23.  Лошадки (весёлая карусель).  (1 час – практ. работа)

Лепка лошадки из цилиндра ( приёмом надрезания с двух сторон) по мотивам дымковской игрушки.

24.  Нарядные лошадки (оформление вылепленных игрушек). (1 час – практ. работа)

Декоративное оформление  вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки ( кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами)

25. Косматый мишка. ( 1 час - практ. работа  )

Лепка медведя в стилистике богородской игрушки ( скульптурным способом)

26.  Золотая хохлома и золотой лес.  (1 час – практ. работа)

Знакомство с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов ( травка, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

27. Золотые берёзы. (1 час – практ. работа)

Рисование берёзки по мотивам стихотворения; сочетание разных изобразительных техник.

28. Пернатые, лохматые, колючие... (1 час – практ. работа)

Экспериментирование с пластическими материалами для передачи особенностей  покрытия тела разных животных ( перья, шерсть, колючки, чешуя).

29. Зайчишки – трусишки и храбришка. (1 час – практ. работа)

Иллюстрировании е знакомых сказок; создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

30. Лиса – кумушка и лисонька  - голубушка. (1 час – практ. работа)

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов.

31. Глиняный ляп. (1 час – практ. работа)

Создание образа и его трансформация по сюжету сказки – крошки, освоение связи между пластической формой и способом лепки.

32. Жила – была конфета (витрина магазина).  (1 час – практ. работа)

Развитие композиционных умений: передача пропорциональных соотношений и поиск гармоничного расположения предметов.

33. Чудесные превращения кляксы ( кляксография). (1 час – практ. работа)

Свободное экспериментирование  с разными материалами и инструментами.

34. Ничего себе картина, ничего себе жара! (1 час – практ. работа)

Создание фантазийных композиций по содержанию шутки – небылицы, развитие воображения.

35. Расписные ткани. (1 час – практ. работа)

Рисование раппортных узоров по всему пространству листа бумаги, развитие чувства цвета, формы, ритма.

36. Нарядные пальчики ( пальчиковый театр). (1 час – практ. работа)

Изготовление персонажей (одежды) для пальчикового театра, активизация симметричного способа в аппликации их бумаги и ткани.

37. Снежный кролик.  (1 час – практ. работа)

Лепка выразительных образов конструктивным способом с повышением качества приёмов отделки.

38. Снеговики в шапочках и шарфиках. (1 час – практ. работа)

Создание выразительных образов снеговика из кругов разной величины, вырезанных из сложенных вдвое квадратов, декоративное оформление.

39. Белая берёза под моим окном... (1 час – практ. работа)

Изображение зимней берёзы по мотивам стихотворения.

40. Волшебные снежинки (краски зимы). (1 час – практ. работа)

Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях,

41. Звёздочки танцуют (зимнее окошко).  (1 час – практ. работа)

Вырезание звёздочек из фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали, освоение прорезного декора.

42. Снегири и яблочки. (1 час – практ. работа)

Моделирование птиц из ваты и бумаги, изготовление игрушек- подвесок для новогодней ёлочки.

43. Еловые веточки ( зимний венок).  (1 час – практ. работа)

Рисование еловой ветки с натуры, создание коллективной композиции.

44. Ёлочки – красавицы ( панорамные новогодние открытки). (1 час – практ. работа)

Изготовление поздравительных открыток- самоделок (симметричным способом

45. Звонкие колокольчики. (1 час – практ. работа)

Создание объёмных ( полых)поделок из пластилина и декоративное оформление по замыслу.

46. Начинается январь, открываем календарь… (1 час – практ. работа)

Составление гармоничных цветовых композиций, передающих впечатление о разных временах года.

47. Мы поедем, мы помчимся…. (1 час – практ. работа)

Создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов.

48. Где- то на белом свете... (1 час – практ. работа)

Создание сюжетной композиции из фигурок, выполненных на основе треугольника и дополненных свободными техниками.

49. Заснеженный дом. (1 часа – практ. работа)

Создание выразительного образа заснеженного дома, творческое применение различных техник аппликации ( симметричная, обрывная, накладная)

50. Зимние забавы. (1 час – практ. работа)

Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра надрезанием стекой.

51. Весело качусь я под гору в сугроб…. (1 час – практ. работа)

Развитие композиционных умений 9 рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

52. На арене цирка ( дрессированные животные). (1 час – практ. работа)

Уточнение и активизация способа лепки в стилистике народной игрушки- из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов.

53. весёлый клоун ( с передачей мимики и движения) . (1 час – практ. работа)

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – с движении с передачей мимики ( улыбка, смех).

54. шляпа фокусника (оформление цирковой афиши). (1 час – практ. работа)

Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов  на основе объединяющего образа ( шляпы).

55. Дружные ребята ( оформление альбома). (1 час – практ. работа)

Оформление самодельного коллективного альбома, расширение изобразительных и смысловых возможностей ленточной аппликации.

56. Наша группа (оформление альбома). (1 час – практ. работа)

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада.

57. Муравьишки в муравейнике. (1 час – практ. работа)

Знакомство с новой техникой папье- маше ( лепкой из бумажной массы), развитие мелкой моторики.

58. Бродит Дрёма возле дома. (1 час – практ. работа)

Создание выразительных образов пластическими средствами, сочетание разных способов и приёмов лепки.

59. Фантастические цветы. (1 час – практ. работа)

Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений, освоение приёмов видоизменения  и декорирования лепестков и венчиков.

60. Банка варенья для Карлсона. (1 час – практ. работа)

Составление оригинальных композиций  из однородных элементов на силуэтах банок разной формы.

61. Весенний букет (настенная открытка). (1 час – практ. работа)

Вырезание цветов ( тюльпанов) и листьев из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам, декорирование цветка разными приёмами.

62. Солнечный свет. (1 час – практ. работа)

Экспериментальное освоение цвета, расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

63. Дедушка Мазай и зайцы. (1 час – практ. работа)

Составление коллективной сюжетной композиции из вылепленных фигурок с передачей взаимоотношения между ними по мотивам литературного произведения.

64. Башмак в луже. (1 час – практ. работа)

Вырезание двойных силуэтов  парных предметов (сапожки, туфли, башмачки)и составление композиции с «отражением» в луже.

65. Водоноски у колодца. (1 час – практ. работа)

Дальнейшее знакомство с дымковской игрушкой. Лепка женской фигуры на основе юбки – колокола.

66. А водица далеко, а ведёрко велико... (1 час – практ. работа)

Создание разных изображений на основе одной формы ( сарафан и ведро с трапецией), построение простого сюжета по содержанию потешки аппликативными средствами.

67. Весенний ковёр. (1 час – практ. работа)

Лепка коврика из жгутиков разных цветов способом простого переплетения.

68. Весеннее небо. (1 час – практ. работа)

Свободное экспериментирование  с акварельными красками и разными художественными материалами, рисование неба способом цветовой  растяжки « по сырому».

69. Я рисую море….(1 час – практ. работа)

Создание образа моря разными нетрадиционными техниками.

70. Морская азбука. (1 час – практ. работа)

Изготовление коллективной морской азбуки, рисование морских растений и животных, название которых начинаются на разные буквы алфавита.

71. Топают по острову слоны и носороги. (1 час – практ. работа)

Создание образов крупных животных ( слон, бегемот) на основе общей исходной формы ( валик , согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон)

72. Зелёный май (краски). (1 час – практ. работа)

Экспериментальное освоение цвета, развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции, расширение «весенней» палитры.

Диагностический инструментарий

Работы детей можно оценивать по следующим критериям:

1 Уровень: Высокий. реальное использование цвета, чёткое изображение формы, соблюдение симметрии, соответствие величины предмета и пропорции, сказочности. Загораживание одного предмета другим, правильное компонование предметов на листе.

2 Уровень: Средний. частичное использование цвета, искажённость формы, ошибочная передача величины предмета, не соблюдение симметрии и пропорции, частичное загораживание предметов, не соблюдение композиции.

3 Уровень: Низкий. Нарушение цветовой передачи, бесформенность, несоблюдение симметрии, неумение передачи величины предмета и пропорции, нет загораживания одного предмета другим, неумение компоновать изображение на листе.

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение.

Оборудование: столы, стулья, доски для глины.

Материалы: краски акварельные и гуашевые, кисти, карандаши, альбом

Наглядные пособия: примеры выполненных работ, репродукции  картин художников.

Техническое оснащение:  компьютер,  проектор.

Литература

  1. И.А. Лыкова  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА»,2009, - 144с., переиздание дораб. и доп.
  2. Никологорская О. “Волшебные краски”, М, АСТ пресс, 1997 г.
  3. Мосин И.Г. “Рисование” (в 2-х частях), Ектеринбург, У-Фактория, 2004 г.
  4. Сокольникова Н.М. “Изобразительное искусство” (в 2х частях), М, АСТ, 1998 г.
  5. Смит А., Тетчелл Д. “Энциклопедия рисования”, М, РОСМЭН, 2000 г.
  6. Комарова Т.С. “Рисование для детей среднего дошкольного возраста”, М, АСТ, 2000 г.
  7. Максимова Н.М., Колобова Т.Г. “Аппликация для детей старшего дошкольного возраста”, М, АСТ 1998 г.
  8. Куревина О.А., Селезнева Г.Е. “Путешествие в прекрасное” (в 3-х ч.), М, Баласс,1999 г.
  9. Васильева-Гангус Л. “Уроки занимательного труда”, М, Педагогика, 1987 г.
  10. Коротеева Е.И. “Искусство и ты”, М, Просвещение, 1997 г.
  11. Неменский Б.М. “Искусство вокруг нас”, М, Просвещение, 2005 г.
  12. Ищенко И. “Моя первая книжка о красках”, LINKA-PRESS, 1994 г.
  13. Нерсесова О.И. “Сказки про краски”, М, Малыш, 1990 г.
  14. Никологорская О.А., Маркус Л.И. “Излечивает гнев и заполняет время” (о графике), журнал “Сделай сам” №3, 1990 г.
  15. Михайлова Н. “Рисование дошкольников – процесс или результат”, журнал “Дошкольное воспитание” №4, 1994 г.
  16. Кий А.И., Мальцев Н.В., Козлев В.Н. и др. “ Мы входим в мир прекрасного”, Санкт-Петербург, 1995 г.
  17. Столяров Б.А. “По залам Русского музея”, Санкт-Петербург, 1993 г.
  18. Мигаль Б.Г. “Цвет в природе и изобразительном искусстве”, Санкт-Петербург, 1993 г.
  19. Мигаль Б.Г. “Линия и форма в природе и изобразительном искусстве”, Санкт-Петербург, 1993 г.
  20. Рева Н.Д. “Детский рисунок. Материалы и техника”, Санкт-Петербург, 1994 г.
  21. Желли Т. “Ной, научи нас рисовать животных”, Цицеро, Рудомино, 1992 г