Конспект занятия "Глиняная народная игрушка Дымковская, Филимоновская".2 класс

Глиняная народная игрушка Дымковская, Филимоновская.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс : 2 класс

Тема: Глиняная народная игрушка: Дымковская, Филимоновская, Каргапольская. Игрушка – свистулька.

Цель: расширять и уточнять знания учащихся о народных промыслах; совершенствовать приемы лепки сложной фигуры из целого куска глины; обогащать и закреплять приемы восприятия; воспитывать любовь к народной игрушке.

Задачи:

  1. Познакомить детей с народным промыслом – филимоновская игрушка, с характерными особенностями этого промысла (материал, форма, цвет, узор).
  2. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”, солнышки, цветочки, правильно использовать основные цвета промысла. Развивать графические умения и навыки в изображении элементов узора по народным мотивам.
  3. Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций; углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны. Дать возможность детям почувствовать себя в роли художника по росписи народной игрушки.

Оборудование и материалы : образцы глиняных игрушек (филимоновских, дымковских, каргопольских и др.), таблица методической последовательности лепки глиняных игрушек-животных в традициях филимоновских мастеров)

Ход занятия

I   Организационный момент

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Объявление темы и задач урока.

II.   Работа по теме

  1. Вводная беседа

Любой природный материал – глина, дерево, жесть – красив. Но красота его открывается не всем людям, а лишь чутким и внимательным, в руках которых эти материалы говорят на языке красоты. По всей стране живут такие люди – это художники-умельцы. В их руках происходят удивительные превращения природного материала в изделия, с которыми мы с вами, познакомимся сегодня. Места, где живут эти художники, называются центрами народных промыслов. Таких центров существует много, а мы с вами познакомились пока лишь с тремя – теми, где делают глиняную игрушку, - Дымково, Абашево, Филимоново.

  1. Знакомство с глиняными игрушками:

а) с дымковскими:

Среди современных русских глиняных игрушек самой популярной является дымковская; ее ласково и нежно называют «дымка», потому что делают ее в заречной слободе Дымково в городе Кирове, что стоит на высоком берегу реки Вятки.

Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от речки – отсюда и название Дымковская слобода, и игрушки также именуются дымковскими. Жители этой слободы все от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке.

  • Давайте и мы посмотрим на эти игрушки. Чем они похожи друг на друга?  (Белым фоном.) Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно сформулировать вопрос по-другому:
  • Как вы думаете, какой краской сначала покрывают каждую игрушку? (Белой.)
  • Правильно, белой, оттого что лепили их  чаще всего зимой,  когда  вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.
  • Какими еще красками раскрашены игрушки? (Дети называют цвета.)
  • Посмотрите, какие узоры вы видите на игрушках. (Полосочки,   клеточки, кружочки.)
  • Нравятся вам эти игрушки? Кому какая игрушка нравится больше всех?  Почему? (Маленькие, добрые, веселые, красивые, радостные и т.д.)

б) с абашевскими игрушками:

  • А теперь познакомимся с удивительными работами мастеров-художников из села Абашево Пензенской области. Посмотрите, это олени, львы, козлики, бараны, петушки. Это игрушки добрые, радуют всякого, кто смотрит на них. Такие игрушки еще называют поливными, так как они полностью покрашены краской одного цвета и обязательно украшены золотой или серебряной краской, а шерсть на игрушках изображают маленькими лепестками, чешуйками, кудряшками. У многих животных рога разной формы: у коровы кроткий нрав, вся она большая и медлительная, отсюда и рога у нее округлые, а у известных на селе драчунов – козла и барана – рога острые, как сабли.

в) с филимоновскими  игрушками:

  • А  вот  эти  игрушки  из  деревни  Филимоново,  что  в  Тульской области. (Учитель показывает группу игрушек.) Посмотрите, они как будто немного вытянуты. А знаете почему? Глина, из которой их лепят, жирная и тягучая. Она быстро сохнет, в ней образуются трещинки, которые приходится заглаживать, после чего фигурки вытягиваются. Когда игрушки обжигают, то глина оседает и изделия становятся приземистыми, массивными. Учитывая это, мастер заранее вытягивает фигурки вверх, что придает им изящество и стройность.
  • Посмотрите,  какие  цвета  имеют   филимоновские   игрушки?   (Желтый, красный (малиновый), сине-зеленый.)
  • Они  такие  же,  как  у  дымковской  игрушки  или  другие? (Дети должны подметить особенности: белый фон, вытянутость игрушки, отличительные элементы узоров.)

3.  Сравнение глиняных игрушек

  • А теперь посмотрим на все игрушки сразу и попробуем определить, что у них общего и что отличает их друг от друга.
  • Из чего сделаны игрушки? (Из глины)
  • А размер игрушек одинаковый? (Да. Они все маленькие, чтобы в руку ребенка помещались)
  • Почему игрушки делают яркими, нарядными? (Чтобы радовали людей)
  • А теперь, дети, закройте глаза. Сможете ли вы узнать, какая это игрушка? (Учитель берет любую игрушку в руки и показывает учащимся.)
  1.  Практическая работа учащихся

Все учащиеся приступают к лепке выбранного животного. Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, еще раз привлекая внимание к характерным особенностям формы и пластики игрушки и традиционной технологии ее изготовления.

Физкультминутка

(Дети имитируют движения животных)

1У. Выставка и анализ работ

(При оценке изделий учитель учитывает точность передачи формы игрушки, тщательность проработки наиболее характерных деталей, отмечает изменения и дополнения в игрушках, которые придумывают сами дети.)  

        У.  Итог урока

        1.Обобщающая беседа.

  • Какие центры русских народных игрушечных промыслов вы знаете?
  • Какие   особенности   изготовления   и   оформления   глиняных   игрушек использовали:

а) дымковские мастера?

б) абашевские мастера?

в) филимоновские мастера?

  • Какую роль играют глиняные игрушки в жизни человека?