Методическая работа "Дары осени в рельефе" предмет - композиция прикладная 2 класс.

Мухамедова Людмила Владимировна

Лепка из глины декоративного натюрморта по представлению в рельефе. Работа по воображению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dary_oseni_v_relefe.docx593.61 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное    бюджетное  образовательное   учреждение   дополнительного  образования детей  «Ольховская детская школа искусств»   Ольховского  муниципального  района  Волгоградской  области

Авторская  методическая работа

«Дары осени в рельефе»

Предмет- композиция прикладная 2 класс

C:\Users\Рашид\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\img141.jpg

                                                    Разработала преподаватель класса «Живопись»

«Ольховская детская школа искусств»

Мухамедова Л.В.

с.Ольховка

Тема: «Дары осени»

Творческое задание: лепка натюрморта из глины по представлению в рельефе.

Одна из ведущих задач: творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии.

План конспект урока.

Вид занятий: работа по воображению.

Цель урока: лепка из глины декоративного натюрморта в рельефе.

Задачи.

Учебные: овладение профессиональными навыками в работе над декоративным натюрмортом в скульптурном рельефе.

Развивающие: развитие абстрактного решения, воображения, образного мышления, фантазии, смелость композиционных решений, самостоятельной творческой деятельности.

Воспитательные: художественно-эстетическое .

Материал: бумага, карандаш, глина, стеки, вода, тряпка, губка, картон.

Зрительный ряд: репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением (П.Кончаловский, М.Сарьян, А.Матисс, Е.Зуев, И.Хруцкий … ).

Работа по представлению -   изображение какого-либо предмета в его отсутствии в любом пространственном положении.

                               

Этапы выполнения задания:

Подготовим материалы и рабочее место к работе. Продумайте, что вы хотите изобразить: овощи на блюде, фрукты или цветы в вазе, грибы в корзине. Если задумана сложная композиция из многих предметов, то желательно составить эскиз, чтобы уточнить композицию и определить порядок выполнения работы.

Эскизирование 

Эскизирование есть не менее важная часть работы, поскольку даёт возможность найти наиболее удачное решение композиции. Эскизы будущего рельефа рисуем карандашом на бумаге размером 10х15 см. Эскиз должен отображать основную идею композиции и её мотив.

Формы и объём предметов натюрморта должны подчиняться основному стилю, ритму, настроению композиции.

В композиции нужно определить основные предметы натюрморта, которые будут находиться на переднем плане, и второстепенные, что должны быть расположены на втором плане рельефа.

Желательно, чтобы предметы натюрморта в композиции носили стилизованный, условный характер.

Стилизация

Стилизация должна затронуть не отдельные детали или элементы натюрморта, а охватить целиком всю композицию. Учащемуся, который работает над композицией рельефа, нужно выработать соответствующий пластический язык, способный объединить форму и идею.

Трактование предметов натюрморта в композиции может носить знаковый, символический  характер, но при этом необходимо, чтобы их можно было узнать.

Работа над эскизом даёт возможность решить, какие предметы будут на первом плане, а какие – на втором, таким образом, в эскизе учащийся должен разместить массы и объёмы рельефа по планам согласно задуманному графическому решению.

Как свидетельствует практика, такой подход к эскизированию намного облегчает выполнение задачи в большом размере.

Определившись с эскизом, переходим к леке рельефа в заданном размере. Желательно, чтобы в период работы над рельефом освещение было верхнебоковое.

Приступая к лепке рельефа, на картон накладываем глину, толщиной 5-7 мм. Когда вся плоскость покрыта глиной,  её выравниваем линейкой и заглаживаем губкой. Край подравниваем ножичком и стекой.

Последовательное выполнение лепки рельефа

На глиняной поверхности, которая будет выполнять роль фона, намечаем рисунок декоративного натюрморта. Потом по рисунку на плоскости фона накладываем тонкий пласт глины, который постепенно наращиваем к нужной высоте рельефа.

В процессе работы необходимо уточнить пропорции и форму предметов композиции. Нужно отметить, что передний план рельефа должен быть уравновешен как минимум тремя объёмами, которые находятся в разных частях композиции. Если в рисунке выразительность формы зависит от усиления тона, то в рельефе выразительность объёма зависит от их высоты или глубины.

Несмотря на творческий подход в решении композиции, не следует очень размельчать предметы натюрморта, это приводит к негативному восприятию формы.

Моделировать объёмы рельефа, лепить формы и детали можно руками, но удобнее в некоторых случаях использовать стеки.

Цель этой задачи – найти художественный образно-пластический язык, способный объединить предметы в одну целостную композицию.

Работая над изготовлением изделия, формируются начальные профессиональные компетенции (технологическая, предметная).

Сначала набираем рельеф тех предметов, которые находятся дальше от нас. Они будут менее выпуклыми. Затем набираем рельеф тех предметов, которые находятся ближе к нам. Они будут более выпуклыми. Аккуратно надо загладить все неровности, трещинки. В труднодоступных местах работайте стеками.

После высыхания плиточка обжигается в муфельной печи и принимает терракотовый вид. Затем грунтуем плиточку белой водоэмульсией и расписываем гуашевыми красками. После росписи покрываем её бесцветным лаком.

                                     

Работы моих учеников

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00087.JPG

Фёдорова Софья 11 лет

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00526.JPG

Назарова Вика 13 лет

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00059 (2).JPG

Галушкина Наталья 13 лет

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00529.JPG

Карпова Лиза 12 лет

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00550.JPG

Сальникова Настя 13 лет

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00528.JPG

Серебрянский Ваня 12 лет

C:\Users\Рашид\Desktop\DSC00527.JPG

Бычкова Ксюша 13 лет