Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс
Программа составлена в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству
- Рабочей программы по изобразительному искусству для 5-9 классов под редакцией Б.М. Неменского;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 1 час в неделю (35 часов общее количество часов) для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования.
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения,учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство»- развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-целостного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Худужественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности- практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженнной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимание красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно творческую деятельность, художественно эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы визуально-пространственных искусств- живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народны и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе- продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы , анализ зарубежных художественных практик. Смысловая и логическая последовательность программ обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»- посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и промыслы.
Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предметами
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотьемлемой части культуры духовной, т. е. Культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечевания, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. Зоркости души растущего человека.
Художественно эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальной функции: изображение — это художественное познание мира,выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышление о нем, своего отношения на основе опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. Пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоциональной и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры»
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного общеобразовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
По окончании обучения в 5 классе учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.).
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, лепка, роспись и т.п.).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
- умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера и Средней Азии, чем это обусловлено и т. п.);
- умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
- умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
- умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
- умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
- учительский контроль
- самоконтроль
- взаимоконтроль учащихся
Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- викторины;
- кроссворды;
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
II. Содержание тем учебного курса
В течение I четверти в теме «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Во второй четверти в теме «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Третья четверть раскрывается в теме «Декор – человек, общество, время».
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
4 четверть посвящена теме «Декоративное искусство в современном мире».
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
III. Требования к уровню подготовки
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В познавательной сфере:
∙ Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
∙ Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
∙ Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства.
В коммуникативной сфере:
∙ Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
∙ Диалогический подход к освоению произведений искусства;
. Отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу (К).
∙ Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства.
В трудовой сфере:
∙ Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности.
Метапредметные:
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
∙ воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
∙ умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.
В трудовой сфере:
∙ обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
∙ Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
В познавательной деятельности:
∙ Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека
∙ Формирование способности к целостному художественному восприятию мира
. Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти
. Проводить сравнение и классификацию
. Применять полученную информацию на практике
. Использование знаково-символических средств
. Поиск необходимой информации из различных источников
. Выдвижение гипотез
В регулятивной деятельности:
. Организовывать своё рабочее место
. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
. Формулировать и удерживать учебную задачу
. Работать по плану
. Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях
. Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности
В коммуникативной сфере:
. Работать в паре
. Слушать и понимать речь других
. Вырабатывать совместные решения при работе в парах
. Формулировать собственное мнение и позицию
. Участвовать в диалоге на уроке
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
. Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
. Формирование мотивации к учению;
∙ Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.
В трудовой сфере:
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
В познавательной сфере:
∙ Овладение средствами художественного изображения;
∙ Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
∙ Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
IV. Перечень учебно-методической литературы
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
5 | 1 | - | - | Изобразительное искусство. 5-9 кл.: рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, А.С.Питерских.-М.: «Просвещение», 2011 . | Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса / Н.А.Горяева, О.В.Островская «Просвещение», 2013. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса /Н.А.Горяева, «Просвещение», 2014 | Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Методическое пособие / Н.А.Горяева, «Просвещение», 2013. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского, 5 класс/ О.М.Гусева, Москва, «ВАКО», 2011 |
Интернет-ресурсы
- Газета «Искусство» издательского дома «Первое сентября»http://art.1september.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала http://artclassic.edu.ru - Живопись и декоративно-прикладное искусство. Каталоги произведений современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства России и стран СНГ. - http://www.artrussia.ru/
- Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства - http://www.vmdpni.ru/
- Портал «Культура России» http://www.russianculture.ru
- Культура Открытый доступ http://www.openspace.ru
- Библиотека по культурологи http://www.countries.ru/library.htm
- Журнал «Педагогика искусства» http://www.art-education.ru/AE-magazine
- Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
- История мирового искусства http://www.worldarthistory.com
- Медиаэнциклопедия ИЗО http://visaginart.nm.ru
- Электронная библиотека http://www.bibliotekar.ru/
- Музеи. Живопись. Ремёсла. Коллекции http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm
- Словарь – изобразительное искусство – художники http://artdic.ru
V. Учебно-тематический план.
№ раздела | Тема урока | примечание |
1 | Древние корни народного искусства | 8 |
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. | 1 1 1 1 1 1 2 | |
2 | Связь времен в народном искусстве | 8 |
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 1 1 1 2 1 1 | |
3 | Декор -человек, общество, время | 10 |
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда «говорит» о человеке. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 2 2 3 2 1 | |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 9 |
Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер. | 2 7 | |
Итого: | 35 |