календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс
Планирование составлено в соответствии с ФГОС и авторской программы Б.М.Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_izo_5_klass.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
изобразительное искусство 5 класс.
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
№ урока | Тема урока | примечание |
Раздел 1. Древние корни народного искусства | ||
1 | Древние образы в народном искусстве. Многообразие декоративно-прикладного искусства , специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Выполнение рисунка на тему древних образов (чудо-дерево,мать земля и др.) | |
2 | Убранство русской избы. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Избы севера и средней полосы России. Создание эскиза элементов убранства русской избы (причелина, полотенце, наличник и т.д) | |
3 | Внутренний мир русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда) | |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка, валек и т.д.) | |
5 | Народная вышивка. Крестьянская вышивка-хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Символика цвета в крестьянской вышивке. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. | |
6 | Народный праздничный костюм-целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Символика цвета и отдельных элементов в народной одежде. Создание эскиза народного праздничного костюма. | |
7 | Народные праздничные обряды. Календарные народные праздники- как способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы. Создание эскиза-иллюстрации народного праздника. | |
8 | Народные праздничные обряды. Обрядовые действия народного праздника (святочные , масленичные и др.), их символическое значение. Составление коллективной композиции «Народные гуляния» | |
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве | ||
9 | Древние образы в современных народных игрушках. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности.Особенности пластической формы и росписи игрушки, принадлежащей к различным промыслам (Филимоново, Дымково, Каргополь). Создание из пластилина (глины) образа игрушки, его украшение. | |
10 | Искусство гжели. История развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной культуры. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Создание эскиза посудной формы и ее украшение гжельской росписью. | |
11 | Городецкая роспись. История развития городецкой росписи. Своеобразие городецкой росписи. Традиционные мотивы росписи- конь, птица, розаны и купавки. Выполнение эскиза предмета быта (по-выбору), украшение мотивами городецкой росписи. | |
12 | Хохлома. История развития хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор («Травка»)-главный мотив хохломской росписи. Роспись «под фон», или фоновое письмо, его особенности. Выполнение эскиза предмета быта (по-выбору), украшение мотивами хохломской росписи. | |
13 | Жостово. Роспись по металлу. История художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций. Выполнение эскиза росписи подноса, украшенного Жостовской росписью. | |
14 | Жостово. Роспись по металлу. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка. Имитация росписи жостовского подноса на картоне. | |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Дерево и береста-основные материалы в крестьянском быту. Разнообразие берестяных изделий (короба, хлебницы, туеса и др.) Создание формы туеса из картона и украшение его элементами мезенской росписи | |
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Беседа на тему «Традиционные народные промыслы- гордость и достояние национальной отечественной культуры» | |
Раздел 3. Декор -человек, общество, время | ||
17 | Зачем людям украшения. Декор вещи как социальный знак, выявляющий место человека в обществе. Выполнение изображений украшений древних славян | |
18 | Зачем людям украшения. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождей племени, царей и др. Выполнение изображений украшений людей разного статуса и разных стран. | |
19 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Роль декоративно-прикладного искусства в древнем Египте. Различие одежд высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях. Выполнение эскиза древнеегипетских украшений. | |
20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Выполнение эскиза алебастровой вазы. | |
21 | Одежда «говорит» о человеке. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Символы императора. Знаки отличия в одежде людей разных сословий. Одежды знатных китаянок, их украшения. | |
22 | Одежда «говорит» о человеке. Декоративное искусство Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Причудливость формы, пышная отделка интерьера, мебели, предметов быта. Выполнение эскизов мебели, элементов интерьера. | |
23 | Одежда «говорит» о человеке. Костюм придворной знати Западной Европы XVII века. Одежда буржуазии и простых горожан. Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» | |
24 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Форма щитов, символика цвета. Создание эскиза герба семьи. | |
25 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д. Основные части классического герба. Изображение эмблемы класса, школы. | |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение темы: «Декоративно-прикладное искусстве Древнего Египта, Китая Западной Европы XVII века». Итоговая игра-викторина. | |
4. Декоративное искусство в современном мире | ||
27 | Современное выставочное искусство. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и др.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. | |
28 | Современное выставочное искусство. Современное понимание красоты профессиональными художниками-мастерами декоративно-прикладного искусства. | |
29 | Ты сам — мастер. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Аппликация и ее виды. Выполнение лоскутной аппликации. | |
30 | Ты сам — мастер. Декоративный ансамбль как возможность объединения отдельных предметов в целостный художественный образ. Искусство мозаики. Коллективное изготовление мозаичного панно. | |
31 | Ты сам — мастер. Технология работы с различными художественными материалами. Изготовление декоративных игрушек из мочала. | |
32 | Ты сам — мастер. Искусство витража. Витраж в оформлении интерьера. Изготовление витражной композиции. | |
33 | Ты сам — мастер. Экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Изготовление декоративной вазы с использованием разнообразных материалов. | |
34 | Ты сам — мастер. Народная игрушка. Традиционная русская кукла. Изготовление декоративной куклы-берегини. | |
35 | Ты сам — мастер. Обобщающий урок по теме : «Декоративное искусство в жизни человека» . Итоговая выставка работ |