Методическая разработка Мастер-класса «Детство Андрея Рублева»
В этой разработке показан опыт успешной социализации одаренного ребенка, который испытывает проблемы в общении со школьниками в силу своей религиозности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 56 КБ |
analiz_vneklassnogo_meropriyatiya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоорловская средняя общеобразовательная школа»
Агинский район
Забайкальский край
Методическая разработка
Мастер-класса
«Детство Андрея Рублева»
Учитель ИЗО МХК высшей категории
Культуролог
Спиричева С.Н.
Цель: успешная социализация среди сверстников ребенка, увлеченного рисованием образов православных святых;
Задачи:
- приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям православия;
- погружение в азы иконописи младших школьниц посредством мастер-класса Даниила Третьяка;
- проба изображения учащимися светлого лика.
Форма урока: межпредметный интегрированный урок.
Методы для успешной социализации: драматизации, театрализации рассказа
И. Долгополова «Андрей Рублев»; диалога, полилога; «добывание знаний» путем расспроса; наглядности (выставка рисунков ребенка – «иконостас»), оформление кабинета в виде полянки; новизна проведения урока (роль учителя отдается ребенку, владеющего ситуацией); метод творческих заданий (побуждение совместного творчества); метод совместного творчества;
Зрительный ряд: слайды с видом Троице-Сергиевого Монастыря; «Троица» Рублева.
Музыкальный ряд: православное хоровое пение; колокольный перезвон;
Оформление кабинета: импровизированный «иконостас» из рисунков ученика 6-б класса Даниила Третьяка; пеньки – 4 штуки;
мольберт с начатой работой; импровизированная полянка; костюмы участниц и послушника в крестьянском русском стиле.
Оборудование: компьютер, проектор;
Участники:
Андрей Рублев - учащийся 6-б класса Третьяк Даниил;
Послушницы – ученицы начальных классов.
Матушка: воспитатель Цветкова Е.П.
План занятия:
- Вводно-мотивационный этап – 5 мин.
- Операционно-содержательный этап – 10 мин.
- Рефлексивно-оценочный этап – 10 мин.
Ход урока
- Вводно-мотивационный этап - 5 мин.
(звучит Вокализ Рахманинова)
Вступительное слово учителя:
- Каким человеком был иконописец? На Руси иконописью не дозволялось заниматься людям дурного поведения. Иконописец слыл спокойным, кротким человеком. Дни его были заполнены монастырской службой, размышлениями. Перед письмом иконы он постился, просил благословления у настоятеля монастыря.
(Происходит театрализация под звон колоколов)
… Троице-Сергиев монастырь, неподалеку от стен монастыря полянка, на полянке отрок - начинающий иконописец собирается писать образ. Звенят колокола. Вдруг появляются девочки - послушницы в сопровождении Матушки. Девочки, увидев мальчика, смущаются. Матушка спрашивает:
- Ты чьих будешь, отрок?
- Андреем кличут, из Рублевых я…
Младшая послушница спрашивает:
- Андрейка, что ты здесь делаешь?
- Хочу писать лик Матери Божией, Девы Марии.
Пауза. Затем девочка спрашивает:
- А какая она, Мария?
2. Операционно-содержательный этап – 15 мин.
(Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Добывание знаний в новой ситуации)
- Ладно, расскажу. (Девочки садятся по пенечкам)
Богоматерь, Богородица, Дева Мария, Пречистая Дева, Госпожа Надежда, Та, которая подарила миру Сына – Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
В Библии о Марии сказано немного. Известно, что родилась от земных родителей. Но в 3 года была отдана в храм, потому что была завещана Богу до рождения. До 14 лет прилежно читала Писание, молилась и возрастала в любви к Богу. Затем Ей явился Ангел и сказал Благую радостную весть, что Она родит Сына Божьего. Так и было. Но Сына Она родила не для себя, а для людей.
- Как это, Андрейка?
- Он был рожден для того, чтобы помочь людям жить на земле в любви и согласии. И Мария это знала.
- А как ты нарисуешь Марию, ведь ты Ее не видел?
- В Библии описан Ее облик: «Ростом Она была среднего. Волосы были золотистые, глаза живые; брови дугообразные, темные; нос прямой, удлиненный; губы цветущие; руки и пальцы длинные… Совершенно простая, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать.
Именно таким, кротким и одухотворенным принято писать лик Богоматери на иконах. Да и вот же Она (показывает на иконостас)!
(Первичное закрепление в знакомой ситуации)
Девочки подбегают к иконостасу и, рассматривая, говорят:
- Красивая! Добрая! Ласковая! Милостивая!
- А почему она грустная?
- Потому как Ее сына, Иисуса Христа, казнили в 33 года, но Он воскрес, т.к. ни в чем не был виноват.
Девочки просят:
- Научи нас, Андрейка, рисовать лик Марии!
- Вообще-то девченкам не положено, да уж ладно!
(Первичное закрепление в изменённой ситуации)
Девочки берут бумагу, карандаши и рассаживаются вокруг него.
Даниил молится на икону (все девочки встают к иконе и крестятся).
Затем он начинает рисовать, комментируя свои действия (Звучит песня «Молитва»)
- Лик рисуем под наклоном в знак скорби.
- Глаза овальные, посреди лица, они прикрыты.
- Нос прямой, тонкий.
- Губы маленькие, бесплотные.
- Голова прикрыта платом.
Девочки рисуют под хоровое пение.
Теперь будем окрашивать. Для самых светлых мест лица – лба, щек, подбородка, шеи - подбираем светло-охристый оттенок.
- Какой это охристый?
- Коричневый, значит. Его подбираем и смешиваем на палитре. Взяли?
Теперь учнем писать тень на лице. Сделаем охристый цвет чуть темнее. Положим цвет вокруг светлых пятен. Чтобы показать объем лица полностью, смешаем третий цвет – коричневую охру и закрасим все теневые места.
Подведем брови, глаза, раскрасим губы (неярко).
Границы между оттенками нужно растирать, чтобы был плавный переход.
Плат раскрасим синим цветом.
- А можно с цветочками?
- Нет, не положено. Мария простая, неизбалованная.
3. Рефлексивно-оценочный этап – 10 мин.
Вдруг зазвонили колокола. Матушка спохватилась и позвала послушниц в свою обитель:
- Ох и засиделись мы с вами, голубушки! Ан вон хватятся нас в обители! Прощайтесь с отроком, пора!
- Андрейка, а завтра сюда придешь? – спрашивают девочки.
- Приду.
- Расскажешь нам про Иисуса, как он хотел всех людей добрыми сделать… - кричали девочки, убегая.
Мальчик крестит их вслед. Берет рисунки девочек, рассматривает:
- Повешу в своей келье, пусть ее освещают…
Складывает принадлежности и тоже уходит.
Слово учителя: звучит Вокализ Рахманинова
Так, в стенах Троице-Сергиевой Лавры, основанной Сергием Радонежским, прошло детство и юность Андрея Рублева. Вместе со своими сподвижниками Феофаном Греком, Даниилом Черным, Прохором с Городца он постигал основы иконописи.
Среди всех его фресок, икон наиболее знаменита «Троица», где главной человеческой ценностью является Добро, Жертвенность и Любовь. Любовь к ближнему, простосердечие – вот сила, которая подвигла Андрея Рублева на сотворение немеркнувших шедевров.
На Стоглавом соборе в 1551 г. иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было велено «писати иконы, как греческий живописцы писали и как писал Андрей Рублев…».
Своим искусством он славил родную веру, Русь, и до сих пор славит Россию.
(Представляю действующих лиц урока):
Роль послушниц исполняли ученицы начальных классов.
Роль Матушки – Цветкова Е.П.
Главную роль Андрея Рублева исполнял ученик 6-б класса Даниил Третьяк. Он не просто актер, еще и начинающий иконописец. Этот иконостас состоит только из его работ.
(Рефлексия для героя урока)
Ему предоставляем слово (он рассказывает немного о своем творчестве, о создании своих картин). Присутствующие задают вопросы по его творчеству.
Конец занятия.
Список литературы:
Основная литература:
- И. Долгополов рассказ для детей «Андрей Рублев»
- Л. Любимов «Искусство Древней Руси» М. Просв. 1981
- Евгений Осетров «Аз свет миру» Детская литература 1989
- И.И.Арсентьева Н.Н.Полоротова «Основы русской православной культуры» Чита ЧГУ 2005
Электронные ресурсы:
Предварительный просмотр:
Анализ внеклассного мероприятия
1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто проводит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.
Мастер-класс. Тема: «Детство Андрея Рублева». Автор методической разработки: Спиричева С.Н.
Цель: успешная социализация среди сверстников ребенка, увлеченного рисованием образов православных святых;
Задачи:
- приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям православия;
- погружение в азы иконописи младших школьниц посредством мастер-класса
Даниила Третьяка;
- проба изображения учащимися светлого лика.
Возраст учащихся : 3, 4 и 6 классы начальной школы.
2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?
Дети начальных классов, особенно девочки очень восприимчивы к проявлениям духовности. На фоне маленьких девочек ученик 6 класса чувствовал себя наиболее раскрепощенно, с удовольствием делился с ними своими знаниями. Даниил – из православной семьи, где ценятся мораль и нормы христианства. Он два года занимается иконописью вместе с учителем ИЗО и батюшкой местного прихода имени Архистратига Михаила. В классном коллективе он испытывает трудности при общении с детьми, т.к. они считают его странным ребенком. Тем не менее он доброжелателен ко всем. Цель занятия вызвана попыткой наладить его контакт с детьми, поднять его нравственный статус, чтобы он понял значимость и ценность своего поведения и творчества, хоть это и является в наше время редким случаем, уникальным.
3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах: место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?
Мастер-класс проходит в кабинете искусства, который эстетически правильно оформлен (имеются дипломы разных уровней за оформление кабинета). Для погружения участников занятия фронтон кабинета оформлен иконостасом из рисунков Даниила с изображением православных святых. На слайде – вид Троице-Сергиевого монастыря, где жил Андрей Рублев. В центре кабинета – импровизированная полянка с мольбертом, красками. Мальчик собирается писать. Прибегают послушницы и начинается их беседа, направленная на постижение образа Девы Марии. Воспитательное воздействие усиливается колокольным звоном и хоровым церковным пением. Также диалог мальчика выстроен в манере общения людей Древней Руси (отрок, послушницы, учну …). Костюмирование также придает воспитательный эффект.
4. Как было организовано начало воспитательного занятия? На какой психологический эффект была ориентирована методика начала занятий?
Начало занятия пошло со вступительных слов учителя о качествах, которыми должен обладать иконописец на Руси. Полянка уже готова, мальчик начинает работу под звон колоколов. Начало занятий направлено на эмоциональное погружение в атмосферу жизни монастыря.
- Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.
Основная цель: установить контакт мальчика с детьми. На протяжении всего занятия идет заинтересованный диалог между ними, где показана важность знаний, которыми владеет мальчик. Все части учебного материала плавно связаны: мальчик пишет, появление девочек, их интерес к занятию мальчика, ответный интерес его, просьба научить писать Лик Девы Марии, его согласие, рисование, снова колокольный звон, Матушка уводит детей с договоренностью встретиться вновь. Образ Андрея Рублева увлекает девочек, им интересно.
6. Какими приемами осуществлялось воздействие на познавательную сферу деятельности школьников; какие новые данные были усвоены, их нравственное значение?
Приемы: Воображаемая ситуация в развернутом виде, внезапное появление объектов, создание игровой ситуации, элементы драматизации, инсценировка рассказа об Андрее Рублеве, оформление интерьера (погружение) под монастырь.
Методы: практический эксперимент (дети пробуют рисовать облик Марии), рассказ педагога, беседа детей между собой.
В результате детьми были усвоено, что иконописец - особый человек, чистый мыслями и поступками. Также дети приобрели знания о Деве Марии, что она является примером для всех православных женщин.
7. Как и какими приемами осуществлялось воздействие на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактеризовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?
Чувство сопереживания через погружение в легенду об Иисусе Христе, любования Девой Марией, восхищение Ее простотой. Живой диалог между детьми рождает общую увлеченность в игровой ситуации. Мальчик является носителем правильного христианского поведения, образа жизни.
8. Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии?
Думаю, у них осталось понимание необходимости Верить, прикоснуться и жить в этом особенном чудесном мире.
10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
Концовка занятия организована также, как и начало: колокольным звоном. Затем учитель представляет актрис и исполнителя главной роли. Ему дается слово, т.к. он должен показать свои рисунки, т.е. иконостас.
11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.
Занятие прошло иак, как планировал учитель.