Новые педагогические технологии в преподавании изобразительного искусства
МБОУ"Паньшинская СОШ"
403028 х.Паньшино,ул.Школьная 22,Городищенского района Волгоградской области.
Новые педагогические технологии в преподавании изобразительного искусства
Выполнила:
Кабанова Людмила Федоровна,
учитель изобразительного
искусства и черчения
МБОУ «Паньшинской СОШ »
х.Паньшино
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Теоретическая часть
1.1. Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках изобразительного искусства
1.2. Проектный метод как средство выработки
социально-коммуникативных компетенций на
уроках изобразительного искусства.
1.3.Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе.
1.4. Роль выставок детского изобразительного творчества в эстетическом оформлении школы
1.5. Программа саморазвития
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
«Педагогом XXI века является не тот,
кто хорошо учит, а тот, у кого учатся»
Л.А.Лиферов
Следует помнить, что учитель изобразительного искусства – это, прежде всего педагог-художник, и он должен обладать особой способностью – видеть прекрасное там, где его не видит взгляд обыкновенного человека. Без такой способности не может состояться как художник, так и учитель изобразительного искусства. Готовность учителя к организации и управлению учебным процессом определяют наряду с безусловным владением элементами специальной подготовки (основами рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, знаниями теории и истории изобразительного искусства и др.) многие другие компоненты. В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».
Цель моей педагогической деятельности направлена на формирование устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной, эмоциональной сферы и творческого потенциала через применение новых педагогических технологий на уроках эстетического цикла.
Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности .
Были сформированы следующие задачи:
обобщить опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства;
представить проектный метод как средство формирования социально-коммуникативных компетенций на уроках изобразительного искусства;
проанализировать продуктивность труда.
выявить проблемы, противоречия, возникающие в процессе работы и наметить пути их решения.
Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, о пропорциях, о перспективе и т.д. Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
I. Теоретическая часть
1.1. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства.
В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка.
Для развития способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах я использую на уроках изобразительного искусства элементы следующих педагогических технологий: гуманно – личностной, игровой, дифференцированного и индивидуального обучения, проблемного и компьютерной (информационной) технологии обучения. Данные педагогические технологии, позволяют сделать учебный процесс более интенсивным, повысить его качество, заинтересовать учащихся в предмете, способны разгрузить учителя.
Формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умения передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств осуществляется через использования ИКТ. Компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащимся, средством осуществления которых является компьютер.
Информационно-коммуникативные технологии дают богатейшие возможности представления материала, позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание материала урока. Уроки изобразительного искусства, с применением компьютерной поддержки, развивают творческие способности и эстетический вкус учащихся.
1.2. Проектный метод как средство выработки социально-коммуникативных компетенций на уроках изобразительного искусства
Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у педагогов возникает ряд проблем: определить, какие необходимо выработать у учеников умения для ее формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем и пр.)? В частности, как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чем-либо предполагает не только наличие необходимого знания, но и сформированность умения их использования.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И учитель уже не является для наших детей единственным источником информации, всезнающим оракулом.
Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации сдерживает возможность систематизации знаний. Поэтому необходимо научить учащихся правильно усваивать информацию. Для этого надо обучить их ранжировать, выделять главное, находить связи. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
В настоящее время перед школой встала новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. То есть сформировать у учащихся информационную компетенцию.
Чего современные школьники ждут от учителя? Знаний для жизни. Очевидно, что сейчас необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учитель должен научить, не просто, запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Для этого предлагаются учащимся задания на практическое использование школьных знаний.
Мною отбираются методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Поиск новых средств привел меня к пониманию того, что в основе организации урока должны быть деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.
Мною активно используется метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.
Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки в моей работе чаще сталкиваюсь с групповыми проектами.
Имея в виду групповую работу детей над проектом, нельзя забывать о том, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогать преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Метод учебного проекта характеризуется как:
личностно-ориентированный;
деятельный;
обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
построенный на принципах проблемного обучения;
развивающий умения самовыражения, самопроявления, и рефлексии;
формирующий навыки самостоятельности и в мыслительной, практической и волевой сферах;
воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
здоровьесберегающий.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов – это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.
Основные требования к проекту
Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру.
Проект – это «пять П»:
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
В рамках проектной работы школьники приобретают способности и умения, которые потребуются им в будущей профессии.
Кроме того, проектная работа формирует такие качества, как способность к решению проблем, способность к работе в команде.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Поисковые умения:
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
3. Коммуникативные умения:
умение взаимодействовать со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс.
4. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
1.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе.
Искусство – способ эмоционально-образного освоения мира. Важная особенность искусства – его направленность на человека.
Все чувства, которые волнуют художника, автора произведения, все краски его мироощущения своеобразно запечатлеваются в художественных образах, передаваясь читателю, зрителю, слушателю. Пять основных чувств человека, по средствам которых он познает чувственное многообразие мира, – это осязание, зрение, слух, обоняние, вкус. Развитость этих чувств – сенсорная культура человека – обогащает и углубляет красоту не только его мировосприятия, но и труда, и творчества.
Искусство вызывает активность духовных чувств человека. В силу этого оно выступает как мощный фактор воспитания личности, способствуя тому, чтобы с одной стороны, очеловечить чувства человека, а с другой стороны создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности. Особая задача Эколога эстетической педагогики – пробудить и воспитать с помощью искусства и творческой деятельности в каждом школьнике художника природы, созидателя и защитника ее красоты, ее ценности и богатства.
Художественный образ содержит пласт чувственного и логического отражения явлений в нашем сознании. Искусство рассказывает о природе через «очеловеченное» ее отражение. Искусство является фактором формирования социально значимых форм и уровней эстетического сознания, в том числе и интегрированного эстетического отношения к природе. Педагогически организованный процесс его формирования под воздействием искусства препятствует стихийному становлению корыстно – потребительского, лишенного духовности, мировоззренческой глубины отношения к природе.
Неповторима и не заменима способность искусства в раскрытии перед человеком эстетических свойств красоты природы.
Искусство моделирует, раскрывает содержание, формы, духовный смысл отношений человека к природе и обществу, когда оно через посредство педагога воздействует на юное поколение.
Художник, писатель, композитор как бы передает своему адресату творческое видение натуры.
Учебные программы школы по предметам художественного цикла пока еще не достаточно, систематично, и не равноценно отражают современные требования, методы, приемы, отвечающие целям выработки нравственно – эстетического отношения к природе.
Именно от учителя зависит развитие у учеников эмоциональных переживаний, эстетическая оценка образов природы, стимулирование творческих действий в условиях учебной работы по искусству.
Богатая природная тематика в области искусства отражена в различных программах художественного и эстетического воспитания.
Важными средствами воспитания нравственно-эстетического отношения школьников – подростков к природе (в том числе и в учебном процессе) являются:
непосредственное восприятие природных объектов в их эстетически – характерной определенности,
углубление личного опыта эмоционального, духовного общения с природой,
их соотнесение с восприятием художественного отражения природы, оценка его не только как фона действий героев, но и как источника глубоких духовных переживаний и помыслов, а так же как образа реального, эстетически значимого объекта, художественно интерпретированного мастером.
Все это обогащает эстетическое видение природы школьниками, постижение художественных образов, мотивы отношения к природе.
Педагог имеет возможность, вводя художественный фрагмент в урок, подчеркнуть его черты как художественного явления, и вместе с тем, как отражения эстетических качеств природного материала, естественных и обработанных мастером (это звуки, краски, камень и т.д.).
Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в проведении аналогий, противопоставлений, в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве, красоте природных явлений и человеческих отношений к природе. Так же важно в педагогически и эстетически оправданных дозах и формах обнаруживать собственные вкусы, интересы, суждения учителя о свойствах эстетических и художественных объектов, связанных с природой.
Эстетические знания, эмоции, оценки, постоянно накапливаемые учеником на уроках всех школьных курсов, соединятся в конечном счете, в развернутый, многообразный, личностный, эстетически окрашенный образ мира.
Ставится и задача формирования общения с искусством как формой художественно – образного отражения жизни и развития самой творческой активности детей (сочинения, рисунки и др.).
Можно сделать вывод о богатых возможностях как самих уроков, так и межпредметных связях между ними. При этом в решении задач эстетического и экологического образования и воспитания важную роль играет использование учителем межпредметных связей дисциплин естественно – научного и художественного циклов, а так же возрастной преемственности в формировании эстетического и экологического сознания учащихся и взаимодействии учебных и внеучебных форм работы школы. Утрата последовательности и преемственности в становлении эмоционально – ценностного отношения к природе с учетом специфики возраста, а так же изучаемой дисциплины в особенности ощутима на переходных ступенях к среднему и старшему звеньям школы. Чрезвычайно важна роль пробуждения эстетического видения природных явлений на всех этапах развития, затем активизация эстетических эмоций и оценок восприятия художественного отражения образов природы (в средних классах) и одновременно осознание необходимости действий по сохранению природы, ее совершенствованию как реализации нравственно – эстетического идеала подростков и юношества (в средних и старших классах). Все это должно найти отражение в воспитательной работе педагога, классного руководителя. Совместно с учителями биологии и литературы могут быть спланированы классные и общешкольные мероприятия, активизирующие эмоционально – эстетическое отношение школьников не только одной, но и ряда возрастных параллелей. Такими мероприятиями могут быть классные часы, экскурсии, посвященные освоению образа природы в искусстве, а так же проведение общешкольных смотров, утренников, праздников.
В нашей школе стали традицией совместные уроки :
1. Спорта и ИЗО:
2. выставки плакатов и рисунков:
3. декоративно-прикладное творчество:
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
1.4. Роль выставок детского изобразительного творчества в эстетическом воспитании школьников.
Если говорить о детском творчестве, то необходимо принять за аксиому то, что понятия творчество и творческая среда взаимосвязаны, взаимопроникают и взаиморазвиваются, тем более, если учитывается фактор реализации изобразительной деятельности детей в плане социальной значимости.
В пространстве школы одновременно действуют несколько выставок детского изобразительного творчества. Детские работы украшают практически все интерьеры учреждения, занимая в нём достойное место и являясь главной составляющей художественного оформления.
В школе можно увидеть два стенда с тематическими выставками детского творчества. Один стенд для школьников младших классов, другой для работ учащихся старшего звена.
Фойе школы стало познавательным и интересным. За последний год проведено более 10 выставок:
1 сентября
«Осторожно, дорога!»
День Учителя
К месячнику пожилого человека
Новогодняя выставка
Выставка «Защитники Отечества»
«Масленица» столовая
8 марта
«Мы за жизнь» (против наркотиков)
День космонавтики
9 мая
Лето, лето!
«До свидания, школа!», посвященная выпускникам
1.5. Программа саморазвития
«Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием...» .
А.Дистервег.
Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование. Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности, а значит и востребованности на рынке образовательных услуг. Целью современных систем образования является непрерывное общее и профессиональное развитие учителя. Ведь только саморазвивающийся учитель способен воспитать саморазвивающегося ученика, и только конкурентоспособный учитель способен взрастить конкурентоспособную личность.
Организация образовательного процесса опирается на философские идеи творческого саморазвития. Форм активизации учительского творчества сейчас достаточно. Частично учитель свободен в выборе технологий, учебных пособий, у него есть широкие возможности заниматься проектной, исследовательской, инновационной деятельностью. Но все формы доступны только тем, кто способен к нескончаемому самообразованию. Восточная мудрость гласит: посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет. Секрет успеха учителя – готовность к ревизии своего опыта.
Творчески саморазвивающийся учитель – это личность, у которой на высоком уровне находится стремление к самоактуализации, способность к саморазвитию, самообразованию, самореализации и т.д..
Формирование и развитие универсальных учебных действий у обучающихся средствами эстетического образования в контексте перехода на федеральный государственный стандарт ООО.
Эта цель может быть реализована через следующие задачи:
Изучить и активно применять технологию управления самообучением;
Разработать единую систему информационно-технологического сопровождения мониторинга качества освоения основной образовательной программы (предметные, метапредметные и личностные результаты);
Организовать воспитывающую деятельность с целью эстетического развития обучающихся.
Заключение
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, а, следовательно, и в системе современного образования.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Сегодняшнему выпускнику школы уже недостаточно иметь просто набор знаний, умений и навыков, он должен быть готов к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способен решать встающие перед ним жизненные, социально значимые и профессиональные проблемы, для чего ему необходимо обладать определенным набором компетенций. Высокий уровень владения учащимися универсальными (метапредметными) умениями является стартовым «капиталом» для формирования такого набора.
Поэтому очень важно придерживаться высказывания Р. Олдингтона «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки».
Литература
Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
Брыксина О.Ф., Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование, 2004 №
Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М., 1978
Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. – М., 1984. – 102с.
Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе 2100. жур. «Начальная школа до и после» № 5 2004 г.;
Концепция модернизации российского образования на период до 2100 года. URL: htth//www.informika/ru/text/goscom/
Неменский Б.М. Программа по изобразительному искусству 1-8 класс/Под рук. Б.М.Неменского – М.: Мин. обр., 2008 – 130 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под редакцией Е.С. Полат, и др. – М.: «Академия», 2005. – 272 с.
Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
/ Н.Ю. Пахомова - М.: АРКТИ, 2005.
http://www.ref.by/refs/97/22311/1.html