Русский реалистический пейзаж
Художники первой половины 19 века, мастера русского реалистического пейзажа: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.А. Васильев, А.И. Куинджи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_realisticheskiy_peyzazh.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Художники второй половины 19 века обратились к национальной теме и стали основоположниками русского реалистического пейзажа. В конце 60-х годов обозначились две основные тенденции в развитии пейзажной живописи. Одни художники, обращаясь к мотивам поздней осени, грязному талому снегу, лежащему на проселочных дорогах, безмолвным снежным долинам старались передать дух пессимизма, который витал в обществе. Другие, напротив, создавали в своих произведениях образы прекрасных далей, полей и лугов, маленьких русских деревень и красивых православных храмов. А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. А. Васильев и А. И. Куинджи создали неповторимые образы русской природы.
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897), окончив Училище живописи и ваяния, на протяжении 50-х годов участвовал в выставках этого учебного заведения. Работы этого периода продолжают еще сохранять влияние романтической пейзажной живописи, но при этом видны и значительные изменения в творческой манере художника. В 60-х годах в творчестве Саврасова начинает преобладать крестьянский пейзаж. Природа сливается с жанровыми мотивами. Такую цельность живописного решения можно увидеть в его картине 1867 года «Сельский вид».
В 70-х годах художник много работает с натуры, стремясь к «свету и воздуху». Любовь к родной природе, воплотилась в произведении «Грачи прилетели» (1871 г.).
Если Саврасов являлся лирическим поэтом русской природы, то эпическое начало воплощал в своих произведениях Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Обучаясь в Академии Художеств он проявлял мастерство своего рисунка в изображениях окрестностей Петербурга и острова Валаам («Вид на острове Валаам» 1859 г.). Будучи пенсионером, Шишкин создает эффектные лесные пейзажи, со сложной композицией и несколько резким и условным колоритом («Тевтобургский лес» 1865 г.).
В 90-е г. Создаются прекрасные поэтические зимние пейзажи: «Зима» (1890 г.), «На севере диком» (1891 г.). Последняя особенно интересна, в связи с тем, что характерное для Шишкина эпическое начало, здесь приобрело трагический оттенок.
Одним из самых ярких учеников художника впоследствии становится Федор Александрович Васильев (1850-1873), работавший под руководством Шишкина на острове Валаам. Свобода живописного выражения и эмоциональное восприятие природы нашли свое отражение уже в картинах Васильева 1868 года. В работе «Перед грозой» великолепно найденная композиция (дерево, изображенное в центре, объединяет небо и землю) и насыщенность цветовой гаммы, усиливают напряженную атмосферу полотна.
Вместе с Репиным Васильев едет на Волгу. Главной целью поездки являлась подготовительная работа над картиной «Бурлаки на Волге», но при этом Васильев создает удивительно красивые по цвету картины. Например, «Вид на Волге» 1871 года. Соседство голубого тона неба с золотисто-коричневой гаммой берега и барок придает всей работе колористическую интенсивность. Маленькая жанровая сценка вносит нотку интимности в пейзаж безбрежного моря. Уже в Петербурге одновременно с окончанием работ над волжскими пейзажами художник создает свое программное произведение «Оттепель» (1871 г.). Мрачное, гнетущее настроение доминирует в этой работе. Сиротливость и одинокость подчеркивается изображением деревянной избы на дальнем плане и фигурами крестьянина с ребенком. Синевато-зеленоватый общий тон также подчеркивает настроение работы.
Следующим периодом в творчестве художника становится крымский. В это время Васильев пишет как «русские пейзажи», с этюдов, сделанных по дороге в Крым, так и «южные». Одной из вершин творчества художника стала картина «Мокрый луг» (1872 г.).
Другая картина этого периода «В крымских горах» (1873 г.) открывает великолепное умение художника строить композицию. Сосредотачивая внимание зрителей на дальних планах, с помощью высоких сосен уходящих своими кронами в небо, лирическому пейзажу придается эпическое звучание. Современники считали, что Васильев открыл истинную пленэрную живопись. Прекрасное в его полотнах лишено всяких внешних эффектов и традиционного понимания красоты.
Другим эмоционально-художественным строем отличаются картины Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910). Едва ли не впервые в русской живописи так ярко и выразительно раскрыта тема украинского пейзажа. Одно из лучших произведений 70-х годов стала картина «Украинская ночь» (1876 г.). Благодаря колористическому усилению пленэрной цветовой гаммы и поэтическому обобщению известный сюжет стал восприниматься совершенно по-новому. Его работы отличались еще и уникальным творческим методом: живописные полотна редко напрямую повторяли, сделанные на натуре этюды. Композиция обычно строилась на плавных, спокойных линиях. Подчеркивая одну деталь с помощью цвета, художник давал характеристику всему пейзажу. Куинджи особенно интересовала световая и цветовая градация пейзажей с эффектным освещением.
«Построенность» композиции особенно заметна в картине «Березовая роща» (1879 г.). Ручей и широкий просвет между деревьями создают симметричное деление композиции. Глубокая тень на переднем плане ярко контрастирует с интенсивностью цвета в местах освещенных солнцем.
Все выше рассмотренные художники второй половины 19 века сегодня являются не только прекрасными образцами русской реалистической школы живописи, но их работы до сих пор вдохновляют на творчество молодых современных художников.
ИСТОЧНИКИ http://paintonline.ru/stati/ruspeisazh.html