Обобщение опыта работы " Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования нетрадиционными техниками"

         Мой опыт посвящен проблеме развития творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования нетрадиционными техниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx48.6 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

 

        Мой опыт посвящен проблеме развития творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования нетрадиционными техниками.

        Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить? Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.

        Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.

        Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.

        Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.

        Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.

        В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники  способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

        Отсюда вытекает необходимость занятий  не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

        Мои наблюдения в педагогической практике за изобразительной деятельностью детей группы (старшего дошкольного возраста) показали, что дети очень любят рисовать, рисуют с большим удовольствием, однако для получения изображения пользуются традиционными материалами.

        Исходя из полученных наблюдений, стало необходимостью изучить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у старших дошкольников.

         Цель исследования: проверить  влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у старших дошкольников.

         Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать нормативно-правовую основу и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить особенности развития творческих способностей детей.
  3. Подобрать наиболее оптимальные методы и приёмы для развития творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками.
  4. В процессе обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.
  5. Осуществить самооценку своей педагогической деятельности.

 

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

        Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.

        К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».

        Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно  влияет на характер его выполнения.

        При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

        Развивая творческие способности надо помнить, что ребёнок – не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества, маленький художник. В нашей совместной работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело педагога - вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.

        Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С.В.Гусарова, Н.Г.Морозова, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина, В.С.Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А.Венгер, Л.В.Занков, В.Т.Кудрявцев, Н.С.Лейтес, Н.Н.Поддьяков, О.К.Тихомиров). Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С.Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе (В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, А.И.Кириллова, Е.Е.Сапогова и др.).

        Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:

        а) опыт художественных впечатлений образов искусства;

        б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;

        в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;

        г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);

        Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. И.Б. Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики.

        В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С.Комарова, Н.М.Конышева, М.В.Крулехт, Н.А.Малышева).

        Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия (приложение №1)

         В работе с дошкольниками  исходила из того, что творческий труд должен быть положительно мотивирован, не нести в себе отрицательных эмоций и переживаний. Он базируется на внутренней потребности ребенка в деятельностном познании и созидательном отображении предметов и явлений окружающей действительности. В соответствии с этим с детьми старшего дошкольного возраста была проведена предварительная работа по формированию мотивационной готовности к предстоящей творческой деятельности.

        Обучение детей в основном строилось на использовании вербальных методов и приемов обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. С детьми проводились беседы, читались и анализировались стихотворения, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно, творчески подойти к правильному осознанию и разрешению возникшего противоречия («сегодня у нас на занятии нет кисточек, но фея  подарила нам  ватные палочки. Как при помощи ватных палочек можно нарисовать мимозу?»)

        Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в Центре Творчества и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Не менее важным считаю работу по обогащению знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования (использовались различные методы работы:  консультации для родителей, выставки рисунков в нетрадиционных техниках.)

        Учет  индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.

        При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности были реализованы следующие педагогические условия:

        1.Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.

        2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:

  •  проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе рисования, отказ от резкой критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;
  •  поощрение высказывания и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.

        В исследовании я также учитывала, что система основных знаний и представлений является важнейшей предпосылкой, условием успешного осуществления творческой трудовой деятельности. В связи с этим дошкольникам сначала сообщались необходимые знания, которые затем закреплялись и переводились в практический план.

         Свою творческую активность дети в полной мере могут проявить на занятиях в ИЗО студии  «Радуга». Мной были разработаны занятия, охватывающие разнообразные виды нетрадиционных техник рисования.  Причем  необходимо вести работу в различных направлениях: развитие творческих способностей у детей с низким уровнем и отдельно развивать творческие способности у одаренных детей. Предложен перспективный план (приложение №2) и комплекс занятий для детей старшей дошкольной группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования  ладошкой. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай, развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.

        В технике «Прижми и отпечатай» было проведено открытое занятие «Осенний листопад» (приложение №3). Дети с удовольствием раскрашивали изнаночную сторону листочков и отпечатывали их на листе бумаги, создавая удивительный ковер из осенних листьев.

        По предложенной теме разработан мастер – класс для педагогов «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию» (см. приложение №4), в котором были рассмотрены такие техники нетрадиционного рисования, как «прижми и отпечатай», раздувание кляксы выдуванием через трубочку, рисование одноразовыми вилочками.

        Реализация когнитивного компонента творческой активности обеспечивалась соблюдением системы мер:

  • рациональным соотношением объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения;
  • расширением кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, слово воспитателя и т.д.);
  • контролем усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий;
  • использованием тренинговых заданий, направленных на повторение, закрепление ранее изученного материала;
  • приоритетным использованием интегративных принципов освоения предлагаемого содержания (интеграция с художественной литературой, игровой, театрализованной и др. видами детской деятельности);
  • переносом усвоенных знаний и представлений, способов деятельности в творческий ручной труд.

        При формировании данного компонента творческой активности я старалась уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации. Этому способствовало решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов. К дивергентным задачам  относится отгадывание загадок, нахождение сходств и отличий между предметами, определение эксцентрических возможностей использования хорошо знакомого предмета, установление взаимосвязей между видовой принадлежностью материала и его особенностями в процессе проведения совместных с педагогом элементарных опытов-экспериментов и пр. Главное, что необходимо помнить при организации работы по решению дошкольниками задач «открытого» типа: следует предоставить ребенку возможность для поиска «правильного» решения. В случае возникновения затруднения ему нужно дать дополнительное время для размышления, лишь косвенно поддерживая интерес к возникшей проблеме.

        Детям предлагалось выполнить такие задания, как «Что общего между...?», «Где это можно применить,..?», «На что это похоже?», «Хорошо - плохо» и другие.

        Работа по развитию практико-ориентированного компонента творческой активности предполагала обучение детей технологиям и приемам работы с основными, доступными данному возрасту инструментами и приспособлениями (ножницы, карандаш, линейка, кисть, стека), материалами (ткань, нити, картон, бумага различных сортов и видов), вариантами отделки готового изделия (раскрашивание, аппликация и др.).

        Основными методами и приемами, используемыми при формировании у дошкольников данного компонента творческой активности, были: эвристическая беседа; инструктаж с пропущенным действием; тренировочные упражнения на креативное применение умений; решение дивергентных задач, проблемно - практических ситуаций; вариативные задания на поиск рациональных способов действия; экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки; выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка; игровые задания с креативной динамикой.

        Место, роль, характер использования отдельных методов существенно менялся. Так, на начальном этапе приобщения дошкольников к творческой трудовой деятельности большое значение придавалось использованию развернутых объяснений, повторению с целью закрепления нового материала. На этапе самостоятельного применения имеющихся знаний, умений и навыков в практических обстоятельствах использовались вариативные творческие работы и задания.

        В процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, работ творческого характера дошкольникам давалась установка на выражение ими индивидуальности, самобытности, инициативы, свободы выбора. Для этого детям предъявлялись вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Какими инструментами будешь работать?», «Какие материалы и в каком количестве тебе понадобятся?», «Что можно предпринять, чтобы работа получилась неповторимой, оригинальной?», «Из какого еще материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т.д.

        Одним из основных условий развития творческой активности на занятиях ИЗО студии «Радуга» являлось создание ситуаций незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций. Выполняя работу, дошкольники не получали готовых рецептов по воссозданию конкретного образа, повторению заранее заданной педагогом последовательности операций. Детям объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью нами широко использовался прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям были предложены задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п. Данные задания были очень популярны у старших дошкольников, так как позволяли им на одной основе создавать самые разные художественные образы.

        Постепенно дошкольники подводились от выполнения заданий по образцу к заданиям творческого характера, по собственному замыслу.

        Сравнительный анализ данных, позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста под влиянием использования нетрадиционных техник рисования в целом  показывает позитивные результаты. У большинства детей  в течение года в процессе систематической непосредственно организованной, совместной, индивидуальной деятельности значительно повышается уровень развития по изобразительной деятельности. Диагностика показала существенные изменения в структуре художественного творчества у детей дошкольного возраста. Применение современных  педтехнологий – нетрадиционных техник дают возможность детям  различать нетрадиционные  изобразительные техники. Знать основные закономерности линейной перспективы (линия горизонта, изменение размеров при удалении).  Самостоятельно создать сюжет и проявить желание разнообразить средства художественной выразительности и изобразительности,   дать эстетическую оценку наблюдаемым предметам, явлениям, эмоционально воспринимать красоту природы, картин. Владеть техниками работы, различать произведения изобразительного искусства, выделяя средства выразительности, цветовой гаммы, понимать единство содержания языка художественного образа.

         Использование разных форм педагогической работы с детьми ведет к повышению, сохранению и обогащению  эмоционально – чувственного познания  окружающего мира и развитию  творческого  потенциала старших  дошкольников.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью.

        На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

        Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

        При  развитии творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования решаются следующие задачи:

        1. развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

         2. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

         3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

        4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца;

        5. Обучение детей элементам дизайн-деятельности.

         6. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.

        Одно из условий проявления творчества в процессе рисования - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

        Занимательность работы по ручному труду способствуют развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

        Обычно все стороны предмета не воспринимаются с одинаковым интересом и вниманием. И надо развивать у детей умение направлять свое внимание на те или иные стороны предмета. В настоящее время есть множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами в натуральном виде, а также через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью художественной литературы.

        Благоприятный эмоциональный настрой детей во время рисования нетрадиционными техниками, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивого рисунка, очень важны для общего развития.

        Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия.

        При формировании у детей умения планировать свою работу необходимо использовать постепенно усложняющиеся методы педагогического воздействия.

  1. Вначале ребенок усваивает образец, данный воспитателем;
  2. Затем применяет полученные навыки и умения;

        На высшем этапе творчески используют накопленный опыт в разных условиях.

        Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия нетрадиционными техниками именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе я обращаюсь к этим видам детского изобразительного творчества. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

Приложение №1  

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

        3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются,  какой  предмет  будет  сравниваться.  Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8",  которая лежит на боку. Отгадавший  выбирает новых участников и предлагает следующий предмет для ассоциации.

 

"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

        Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

 

"Волшебные кляксы "

        Перед игрой изготавливают несколько  клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают  пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

Приложение № 2

Перспективное планирование «Нетрадиционные методы рисования в дошкольной группе»

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Ветка рябины» (ватные палочки)

«Жёлтое солнышко» (ладошка)

Учить детей рисовать ветку с ягодами, используя ватные палочки, располагая рисунок на всем листе.

Учить детей печатать ладошкой  лучики солнышка, дорисовывать лицо кисточкой.

Октябрь

«Осенний листопад» (печатание листьями)

«Осеннее дерево» (тычок кистью).

Учить детей печатать листьями на листе бумаги, смешивать красную и желтую гуашь для получения оранжевого цвета.

Учить детей рисовать листья на дереве тычком кистью. Учить различать и называть деревья и листья.

Ноябрь

«Цыпленок»

(тычок кистью).

«Котенок»

(тычок кистью)

Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов. Учить передавать особенности предмета тычком полусухой кистью.

Продолжать учить детей передавать особенности предмета, используя тычок полусухой кисти.

Декабрь

«Рыбка»

(ватные палочки)

«Снеговик»

(тычок кистью).

Продолжать знакомить детей с техникой рисования ватными палочками. Закреплять умение дополнять изображение с помощью кисточки.

Закреплять умение детей передавать особенности предмета тычком полусухой кистью.

Январь

«Салют» (выдувание через трубочку).

«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой).

Учить детей изображать салют выдуванием сверху через трубочку, разбрызгивая кляксу.

Учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги.

Февраль

«Укрась медвежонка» (ватные палочки)

«Синица»

(тычок кистью).

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, кистью.

Продолжать учить детей передавать особенности предмета тычком кистью, завершая работу кистью.

Март

«Ваза с цветами» (тычок кистью)

«Ветка мимозы» (ватные палочки).

Продолжать учить детей изображать цветы тычком кистью. Учить закрашивать вазу, не заходя за контур.

Продолжать учить детей рисовать мимозу ватными палочками и кистью.

Апрель

«Разноцветные яички»

(ватные палочки)

«Дерево»

(тычок кистью).

Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка рисовать контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие.

Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всем листе бумаги. Закреплять умение рисовать крону разными способами.

Май

«Бабочка»

(ватные палочки)

«Весенний дождик» (рисование вилкой).

Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение.

Учить рисовать вилкой дождь, облака, траву, передавать состояние природы.

Приложение №3    

Конспект открытого занятия «Осенний листопад». Возраст обучающихся 5 – 6 лет.

Цель: учить детей печатать осенними листьями на листе бумаги.

Задачи:

        - совершенствовать умение рисовать гуашью, наносить её на осенние листья и делать отпечатки на бумаге,

        - развивать умение подбирать осенние листья с различных деревьев и кустарников для выполнения будущего рисунка,

        - воспитывать аккуратность, развивать воображение и фантазию детей на занятии.

Материал: листья березы и липы, кисти, гуашь, бумага, баночки для мытья кистей, салфетки. Ход занятия:

1.Вводная часть

Дети сидят за столами.

Вводное слово педагога: Сегодня мы будем рисовать осенний ковер. Посмотрите, дети, у каждого из вас на столе лежат разные листочки. Этими  осенними листочками можно нарисовать красивый осенний ковер. Вот посмотрите, какой осенний ковер нарисовала я (рисунок на доске), он весь состоит из осенних листочков. Скажите, какого цвета эти листочки? (красного, желтого, оранжевого и зеленого). Ребята, скажите, а на каких деревьях растут эти листочки? (Береза, липа, клен).

        - А сейчас я расскажу вам, как сделать такой красивый ковер.

        1.Выбираем три листика. Обмакиваем кисточку в красную краску и покрываем оборотную сторону листика.

2.Осторожно берем листик и прикладываем окрашенной стороной к листу бумаги. Сверху прикрываем салфеткой и плотно прижимаем ладошкой.

3.Поднимаем салфетку и листик, на бумаге остается красный отпечаток листика – его точная копия. Остальные листики печатаем также.

        4. Теперь возьмем другие листочки, закрасим их в теплые цвета осени - желтый, оранжевый, зеленый и продолжим печатать на своем листе бумаги, создавая красивую композицию. Листики можно расположить по углам, в центре, вверху, внизу, наклоняя их влево и вправо.

        5. Дорисовываем коричневым фломастером черенки у ваших листиков.

-А теперь вы начинаете рисовать свой ковер. Ребята, работайте аккуратно, берите поменьше краски на кисточку.

2. Практическая деятельность детей

(Работа детей)

        - А сейчас мы с вами отдохнем.

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели. (Руки вверх.)

Дунул ветер – полетели. (Махи руками.)

И на землю дружно сели. (Приседание.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Махи руками над головой)

Закружились, полетели (Покружиться.)

И на землю снова сели. (Сесть за столы.)

        -Ребята, мы хорошо отдохнули, давайте продолжим нашу работу.

3.Итог занятия

        -Ребята, что вы делали сегодня? (Мы научились печатать листиками).

        - Какие замечательные рисунки у вас вышли, молодцы!

Приложение № 4.

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию».

Тема: «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию».

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных методах рисования.

Задачи:

- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным методам рисования;

- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;

- повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, технологические карты.

Материалы для практической деятельности: бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, одноразовые вилки, пекинская капуста или листья деревьев, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, компьютер.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования.

Практическая часть.

Я предлагаю познакомиться Вам, уважаемые коллеги, с некоторыми методами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста.

- Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из четырёх человек. Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ)

- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ)

К АУДИТОРИИ:

- Уважаемые коллеги, прошу Вас ответить на вопрос: Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные методы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.

1. Сегодня мы познакомимся с некоторыми методами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является печать листьями. Я предлагаю взять для работы листья пекинской капусты или листья деревьев (образцы рисунков).

Берется лист пекинской капусты, гуашь, разведенная до консистенции сметаны, кисть для рисования или поролон и бумага. Намазывается гуашью та сторона капустного листа, где лучше видны прожилки. Затем лист капусты переворачивается и кладется на чистый лист бумаги, придавливается ладонью и, затем, снимается. Остается удивительный отпечаток.

Все необходимые материалы для работы есть перед Вами.

- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.

- Темой работы нашей творческой группы будет: «Времена года: весна».

Для выполнения этой работы у нас есть все необходимые материалы. Можете приступить к работе. Практическая деятельность педагогов.

- Как вы думаете, какие трудности могут возникнуть при использовании данной техники при работе с детьми? (если гуашь развести неправильно, то она будет плохо ложиться) .

2. Следующий способ рисования: РАЗДУВАНИЕ кляксы (образцы рисунков).

Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, трубочка от шариковой ручки, пипетка. Способ получения изображения: ставим каплю краски на бумагу и раздуваем её. Можно использовать два способа выдувания: сверху и снизу. (Образец) Комментарии о результатах:

- Если выдувание сверху, то капля разбрызгивается в стороны, получается клякса. Если же выдувание идёт снизу, как будто толкаете каплю вперёд, то получаются разводы.

- Вид выдувания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе.

3. Не менее интересный способ рисования одноразовыми вилками. (Образцы рисунков).

- Этот способ подходит при изображении различных предметов и явлений природы: солнца, облаков, дождя, снега, елок и т. д., а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, травы и т. д.)

- Для использования этого метода нам понадобятся: мисочка с гуашью, разведенной до консистенции сметаны, одноразовые вилки, салфетки.

Для получения изображения: набираем гуашь на вилку и рисуем, чертим полосы на бумаге или кончиками вилки, или всей вилкой. Для изменения цвета берутся другие мисочки.

Этим способом я предлагаю завершить ваши пейзажи.  

- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года: весна». (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ).

К АУДИТОРИИ:

- Уважаемые коллеги, прошу Вас ответить на вопрос:

- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?

- Где вы можете их использовать?

- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?

        - Спасибо за ответы!

        - Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие вмастер - классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вас поблагодарить за хорошие работы, за внимание и старательность в освоении нетрадиционных методов рисования. Спасибо всем за созданные вами «шедевры». (АППЛОДИСМЕНТЫ).

- Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!