Образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Творчество» Возраст детей 11-14 лет Срок реализации 4 года

Мерзликина Наталья Анатольевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programmatvorchestvo_-_kopiya.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района  Хабаровского края

Образовательная программа

дополнительного образования детей

художественно-эстетической направленности

«Творчество»

Возраст детей 11-14 лет

Срок реализации 4 года

                                                                                      Автор программы:

                                                                   Мерзликина Наталья Анатольевна,

                                                                   Педагог дополнительного образования

2015

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………2
  2. Учебно-тематический план ……………………………………………4
  3. Содержание программы………………………………………………..5
  4. Методическое обеспечение…………………………………………….8
  5. Условия реализации образовательной программы…………………...8
  6. Список использованной литературы…………………………………..9
  7. Список литературы для родителей…………………………………….9

Пояснительная записка

В современном обществе остро встала проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, нравственных качеств и художественных потребностей у подрастающего поколения. В решении этой проблемы важную роль играет изобразительное искусство.  Рисовать – не значит просто воспроизводить контуры предмета. Надо уметь выразить форму, объём, предмет в целом в рамках определённой плоскости. Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят решение в условиях изостудии. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет подростку реализовать себя в творчестве, в общении с другими. Дети, которые прошли обучение по программе «От фантазии к творчеству», хотят продолжить обучение по изобразительной деятельности. Поэтому возникла необходимость в создании экспериментальной программы II уровня под названием «Творчество» для более глубокого изучения изобразительного искусства. I уровень – программа «От фантазии к творчеству» для детей 7-10 лет, II уровень – программа «Творчество» для детей 11-14 лет.

1.1. Направленность образовательной программы – художественно-эстетическая, дополнительная образовательная программа «Творчество» направлена не только на развитие знаний, умений и навыков по изобразительному творчеству, но и на развитие компетентностей личности ребёнка.

1.2. Новизна программы заключается в том, что воспитанники, изучая художественное творчество, ещё приобретают универсальные учебные действия.  

Она актуальна и педагогически целесообразна, т.к.  является вторым этапом к программе «От фантазии к творчеству» изостудии «Многоцветие», вызывает интерес со стороны детей и родителей, востребована учреждением.

1.3. Цель:  формирование у детей творческого потенциала для развития социального взаимодействия средствами изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательная: дать теоретические знания языком и системой выразительных средств различных видов искусства, формировать практические умения и навыки в различных видах художественной деятельности;

Воспитательная: формировать мотивацию детей к познанию и творчеству через чувственно-эмоциональную сферу и доброжелательные отношения;

Развивающая: развивать  художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, социальный опыт средствами творческой деятельности.

1.4. Отличительной особенностью программы изо является то, что она даёт возможность каждому подростку реализовать себя в изобразительной деятельности по выбору, например, картина в стили батик или панно из солёного теста.

1.5. Возраст детей. Программа адресована школьникам 11-14 лет. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программа составлена с учётом индивидуальных и возрастных особенностей подростков, направлена на практико-ориентированное обучение. Условия набора детей в коллектив по желанию, после прохождения I уровня по программе «От фантазии к творчеству» изостудии «Многоцветие», но возможно зачисление детей по возрасту. Наполняемость в группах составляет  — 12-15 человек.

1.6. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 4 года обучения  – 216 часов в году, 6 часов в неделю.

Программа построена на принципах:

  • демократизации и гуманизации, личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса и включающими сотрудничество;
  • психологической комфортности, предполагающей охрану и укрепление психологического здоровья каждого подростка;
  • системности и преемственности.

В данной программе используются элементы инновационных технологий: игровые, развивающие, личностно-ориентированные. Игровые упражнения используются на занятиях для обеспечения заинтересованности восприятия обучающимися изучаемого материала и привлечения к овладению новых знаний. При использовании развивающего обучения дети получают задание и на основе теоретических знаний самостоятельно ищут пути его решения. В результате личностно-ориентированного обучения для каждого подростка создаётся ситуация успеха, воспитанник высказывает оригинальные идеи, гипотезы, наиболее полно раскрывается потенциал мышления. При таком подходе учитываются личностные особенности каждого ребёнка, что позволяет стимулировать самовыражение и саморазвитие в ходе овладения знаниями. В результате дети не только получают необходимые знания, но и социальный опыт.

         Формы и режим занятий. На  занятиях  используются  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации деятельности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.  

Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, контрольные и т.п. Занятия могут быть в виде  экскурсии – пленэра, учебных и практических занятий с использованием мастер-классов и экспериментов. Естественно, что такие формы обучения развивают эмоциональное восприятие детей и художественный вкус.

Время проведения занятия 40 минут, в соответствии с Уставом учреждения, санитарными нормами и возрастными  особенностями детей.

1.7. Ожидаемые результаты:

Обучаясь по данной программе, обучающиеся должны знать:

  • разнообразие возможных выразительных средств изображения;
  • значение понятий: графика, живопись, натюрморт, пейзаж, композиция, боди – арт;
  • различные виды декоративно-прикладного искусства: батик, флористика, основы дизайна.

Должны уметь:

  • работать в определённой цветовой гамме;
  • добиваться тональной и цветовой градации при передачи объёма предметов;
  • передавать движение фигур животных, мимику лица человека;
  • сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
  • свободно рисовать акварелью композиции;
  • решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом.

Способы определения результативности. Ребята проходят входящую и выходящую диагностику. Рекомендуется использовать педагогическое наблюдение, педагогический анализ и мониторинг.  В педагогический мониторинг входят тесты, диагностика личностного роста подростков и ведение журнала участия детей в конкурсах разных уровней.

1.8.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, конкурсы, тесты, отзывы детей, родителей.

2. Учебно-тематический план

1 год обучения 216 часов

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Наброски и рисунок

40

15

25

2

Основы техники рисования цветов акварелью

40

15

25

3

Батик.

30

10

20

4

Боди - арт

20

5

15

5

Солёное тесто.

40

15

25

6

Пейзажи по временам года.

46

12

34

                                                                  Итого:

216

72

144

2 год обучения 216 часов

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Натюрморт акварелью.

40

15

25

2

Техника рисования птиц.

40

15

25

3

Батик.

30

10

20

4

Боди - арт

20

5

15

5

Картины из солёного теста.

40

15

25

6

Восковые мелки

46

12

34

                                                                  Итого:

216

72

144

3 год обучения 216 часов

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Натюрморт маслом.

40

15

25

2

Техника рисования собак

40

15

25

3

Батик.

30

10

20

4

Боди - арт

20

5

15

5

Картины из солёного теста.

30

10

20

6

Керамика

10

5

5

7

Портреты.

46

12

34

                                                                  Итого:

216

72

144

4 год обучения 216 часов

Тема

Кол-во

часов

теория

практика

1

Натюрморт маслом.

40

15

25

2

Техника рисования лошадей

40

15

25

3

Батик.

30

10

20

4

Боди - арт

20

5

15

5

Картины из солёного теста.

30

10

20

6

Керамика

10

5

5

7

Портреты.

46

12

34

                                                                  Итого:

216

72

144

3. Содержание программы

Каждый год обучения предусматривает различные виды деятельности: рисунок карандашом, акварелью, маслом, боди-арт, батик, декоративно-прикладное творчество и т.п. Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали, с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний.  

1 год  обучения

Наброски и рисунок. (40 ч.)

Теория Виды штрихов. Контурные рисунки. Техники рисунка. Светотень. Растушёвка. Наброски. Драпировка.

Практика Входящая диагностика. Рисование линии. Рисование квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, эллипсов. Рисунок по памяти. Мастер-класс по изображению коробки в форме куба, цилиндра. Рисование цветов с помощью геометрических фигур. Рисование фруктов, натюрмортов. Рисование блестящих предметов, шероховатых поверхностей. Рисование деревьев в разное время года, деревьев в лесу, листьев, травы.

Основы техники рисования Цветов акварелью. (40 ч.)

Теория Формы и фактуры цветов. Рекомендации по фактуре. Сложные лепестки. Соцветия с общей фактурой. Полевые цветы. Задание формы линией.

Демонстрационные рисунки и особые советы. Фиолетовый подмалёвок теней. Передача яркости лепестков с помощью лессировки. Амариллис в действии. Белые цветы. Эффекты батика на мятой бумаге. Лессировка акриловыми красками. Передача эффекта сечения.

Практика  Рисование цветов акварелью в форме диска, цветов сферической формы, цветов конической формы,  цветов сложных форм. Изображение складок и «оборок». Создание бархатистых поверхностей с помощью ватных тампонов.

Батик. (30 ч.)

Теория Техника батика: техника свободной росписи, техника монотипии по ткани, техника росписи с помощью прозрачного контура silk, техника росписи с помощью цветных контуров silk, техника трафаретной росписи, техника травления с использованием соли, узелковая техника, техника росписи в несколько слоёв, техника витража, техника горячего батика.

Практика Мастер-класс техники свободной росписи. Изделия для интерьера: шторы, скатерти, подушки, абажуры, панно.

Боди-арт (20 ч.)

Теория Знакомство с боди-арт.

Практика  Создание эскизов боди – арт. Дизайн костюмов.

Солёное тесто. (40 ч.)

Теория  Техника работы с солёным тестом. Подарок на Новый год.

Практика  Сувениры: новогодние сердечки и веночки, зверюшки зодиака.

Пейзажи по временам года. (46 ч.)

Теория  Цвет неба, воды, фруктов и цветов. Форма скал, водопадов, облаков, пейзажа. Животных в пейзаже. Особенности зимнего пейзажа.

Практика Выходящая диагностика. Пленэры. Рисование неба в цвете, воды в цвете, фруктов и цветов в цвете. Рисование скал, водопадов, облаков, пейзажа. Рисование животных в пейзаже. Простой натюрморт в цветном карандаше. Зимний пейзаж в цвете.

2 год обучения

Натюрморт акварелью. (40 ч.)

Теория Знакомство с мировой художественной культурой. Рисунок как основа графики. Законы светотени. Правила нанесения штрихов.

Практика Входящая диагностика. Ваза. Мастер-классы: узоры на воде с помощью масляных художественных красок, графические композиции с помощью отпечатков растений на бумаге, муаровые переливы акварели.

Техника рисования птиц. (40 ч.)

Теория  Мечта, которую подарили птицы. Пропорции птиц. Рисование с натуры.

Практика  Рисование птицы: Голова и шея. Глаза и клюв. Ноги и оперенье. Хвост. Птица в полёте.

Батик. (30 ч.)

Теория Техника батика: техника свободной росписи, техника монотипии по ткани, техника росписи с помощью прозрачного контура silk, техника росписи с помощью цветных контуров silk, техника трафаретной росписи, техника травления с использованием соли, узелковая техника, техника росписи в несколько слоёв, техника витража, техника горячего батика.

Практика Мастер-класс техники свободной росписи. Костюмы и аксессуары, сувениры и занимательные подарки, значки и спички.

Боди-арт (20 ч.)

Теория  Роспись по телу. Виды росписи.

Практика Создание эскизов боди – арт. Дизайн костюмов.

Солёное тесто. (40 ч.)

Теория Творческие поделки из солёного теста. Подарок своими руками.

Практика   Семья свинок. Тестяные куклы.

Восковые мелки. (46 ч.)

Теория Нанесение краски, смешивание красок. Растушёвывание. Техники: штампа, плавления, глажения, фроттаж. Смешанная техника: акварель. Граттаж.

Практика Выходящая диагностика. Рисунок маков, жирафа, букета цветов, бабочки, Вазы с магнолиями.

3 год  обучения

Натюрморт маслом. (40 ч.)

Теория Техника работы с маслом. Живопись мировой культуры. Выделение основных частей композиции.

Практика Входящая диагностика. Книга. Мастер-классы: узоры на воде с помощью масляных художественных красок, графические композиции с помощью отпечатков растений на бумаге, муаровые переливы акварели. Флористика.

Техника рисования собак. (40 ч.)

Теория  Собака – друг человека. Об особенностях рисования собак разных пород. Пропорции животных. Рисование с натуры.

Практика  Рисование собаки: Наброски собаки. Голова. Собака в движении. Глаза, нос, уши и лапы.  

Батик. (30 ч.)

Теория Техника батика: техника свободной росписи, техника монотипии по ткани, техника росписи с помощью прозрачного контура silk, техника росписи с помощью цветных контуров silk, техника трафаретной росписи, техника травления с использованием соли, узелковая техника, техника росписи в несколько слоёв, техника витража, техника горячего батика. Основы дизайна.

Практика Мастер-класс техники свободной росписи. Роспись футболок. Цветы по шёлку. Наволочки  для дома.

Боди-арт (20 ч.)

Теория Мировой опыт росписи по телу.

Практика Создание эскизов боди – арт. Дизайн костюмов.

Солёное тесто. (30 ч.)

Теория Декоративно-прикладное творчество из солёного теста. Подарок.

Практика  Декоративные тарелки.

Керамика. (10 ч.)

Теория Стекло. Стеклянные фантазии.

Практика Мастер-класс по декупажу бутылок. Эксперимент оформления бутылки.

Портреты. (46 ч.)

Теория Изображения портретов. Пропорции лица.

Практика Выходящая диагностика. Портрет человека. Рисунок головы.

4 год  обучения

Натюрморт маслом. (40 ч.)

Теория Работа с маслом. Живопись мировой культуры. Композиции.

Практика Входящая диагностика. Графин. Фрукты. Мастер-классы: узоры на воде с помощью масляных художественных красок, графические композиции с помощью отпечатков растений на бумаге, муаровые переливы акварели. Флористика.

Техника рисования лошадей. (40 ч.)

Теория   Лошадь – самое красивое животное. Пропорции животных. Рисование с натуры.

Практика Рисование лошади: общие формы, голова, шея, корпус, ноги. Лошадь в движении. Стилизация, шаржи.

Батик. (30 ч.)

Теория Работа с техникой свободной росписи. Основы дизайна.

Практика Мастер-класс техники свободной росписи. Роспись на джинсах. Цветы по шёлку. Платки для мам.

Боди-арт (20 ч.)

Теория Мировой опыт росписи по телу.

Практика Создание эскизов боди – арт. Дизайн костюмов.

Солёное тесто. (30 ч.)

Теория Декоративно-прикладное творчество из солёного теста. Подарок.

Практика   Панно из солёного теста.

Керамика. (10 ч.)

Теория Стекло. Стеклянные фантазии.

Практика Мастер-класс по декупажу бутылок. Оформление бутылок разными способами.

Портреты. (46 ч.)

Теория Изображения портретов. Пропорции лица.

Практика Выходящая диагностика. Портрет человека.

4. Методическое обеспечение

Программа предусматривает использование методических разработок занятий,  экскурсий, игр и т.п.   Используются следующие виды дидактических материалов:

  • Схематический или символический (оформленные стенды, плакаты);
  • Картинно-динамический (репродукции картин, слайды, фотоматериалы);
  • Смешанный (видеозаписи, учебные кинофильмы);
  • Дидактические пособия: разработки учебных занятий, занятий на пленэре, мастер-классов по художественному творчеству, беседы:   Мировая культура в живописи, художественные произведения знаменитых художников и т.п.

5. Условия реализации образовательной программы

  • обеспечение учебными помещениями: кабинет,  занятия проводятся по утверждённому расписанию;
  • кадровое обеспечение программы: желательно, чтобы педагог имел  педагогическое  образование, соответствие квалификационной категории, опыт профессиональной деятельности и знание современных педагогических технологий; реальное кадровое обеспечение: Мерзликина Наталья Анатольевна; образование средне-специальное, Благовещенское педагогическое училище № 2 , специальность: учитель изобразительного искусства и черчения; должность –  педагог дополнительного образования; участия в программе необходимо, т.к. являюсь её автором; педагогический стаж –  19 лет; первая квалификационная категория; потребности в материально-техническом оснащении и перспективы развития - связаны с компьютерным обеспечением;
  • материально-техническое обеспечение программы: мольберты - это необходимое оборудование  на весь период реализации программы для заявленного контингента обучающихся;
  • информационное обеспечение программы – литература, заявленная в программе;
  • программно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение программы:
  • наличие партнеров по осуществлению образовательного процесса: объединения Центра;
  • соответствие СанПиН 2.4.4.1251-03 в части определения рекомендуемого режима занятий соблюдается, для детей 11-14 лет занятие проводится в течение 40 минут, перерыв 5 минут.                                                                                                                                     Вывод: таким образом, обучение по программе может осуществляться в любом образовательном учреждении дополнительного образования детей.

6. Список использованной литературы

1.   Никодеми Г.Б. Рисунок. Школа рисунка. – М: 2004;

2.   Вулф Р. Основы техники рисования цветов акварелью. – Минск: 2003;

3.   Береснева Г.К. Ткань. Бумага. Тесто. – М: 2001;

4.   Рымарь Н. Волшебный карандаш. Как нарисовать собаку. – М: 2007;

5.   Рымарь Н. Волшебный карандаш. Как нарисовать птицу. – М: 2008;

6.   Рымарь Н. Волшебный карандаш. Как нарисовать лошадь. – М: 2008;

7.   Пипер А. Восковые мелки. – М: 2007

8.   Аллахвердова В.Э. Батик. Глина. Дерево. – М: 2001.

7. Список литературы для детей

  1. Джонсон К. Наброски и рисунок. – Минск, 2003;
  2. Авсиян О. Натура. Рисование по представлению. - М: 1985;
  3. Алексеев С. О цвете и красках. – М: 1964;
  4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. – Обнинск: 1996;
  5. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: 1996;
  6. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: 1996;