Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему: "Роль народных промыслов в жизни человека"
Урок изобразительного искусства является обобщающим уроком четверти и создан для 5 класса по требованиям ФГОС ООО. Даная разработка содержит цель урока, планируемые результаты обучения, используемые ресурсы и развернутый план-конспект (сценарий) урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок изо 5 класс "Роль народных промыслов в жизни человека" | 50.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока изобразительного искусства.
Класс: 5
Учитель: Попова Ирина Алексеевна, МБОУ «Еланская СОШ №3», р.п. Елань, Волгоградская область.
Тема урока: «Роль народных промыслов в жизни человека»
Цель: Сформировать умения и навыки создания композиций по мотивам народных росписей (Городец, Жостово,
Гжель).
Планируемые результаты обучения:
- Предметные: - понимать роль народных художественных промыслов в современной жизни;
- видеть и сопоставлять характерные особенности народных художественных промыслов (хохлома,
городецкая роспись, дымковская игрушка, богородская игрушка, гжельская роспись, жостовский
поднос;
- объяснять значения слов: «оживка», «замалёвок», «уборка», «букет», «венок», «гирлянда», «ромб»;
- овладевать практическими навыками создания композиций по мотивам народных росписей
используя композиционный центр, уравновешенность элементов, характерные виды компановки.
- Метапредметные:
познавательные: - сравнивать объекты, находить в них общие и отличительные особенности;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
коммуникативные: - формулировка своего мнения и участие в коллективном обсуждении;
- сотрудничество с одноклассниками и учителем при работе в группе, проявление
взаимодействия и взаимопомощи.
регулятивные: - постановка учебной задачи на основе уже изученного;
- осуществление действий для реализации творческого замысла с учетом конечного результата;
- оценка и осознание качества и уровня усвоения;
3. Личностные: - развитие эстетических чувств, проявление интереса к художественным видам деятельности;
- чувства гордости за культуру русского народа;
Используемые ресурсы:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран. На партах (для каждого ученика):
карточки: №1 - для ответов, №2 – лист самооценки, клей, фломастеры, заготовки для творческой
работы, выполненные ранее – розаны купавки, листочки, цветы, синие цветы. Для групповой работы
заготовки: жостовский поднос, гжельский сервиз, городецкая разделочная доска.
Литературный ряд: стихи о народных промыслах.
Изобразительный ряд: иллюстрации (слайды) о народных художественных помыслах.
Оформление класса: выставка предметов ДПИ: оригинальные изделия народных промыслов и изделия, выполненные
детьми по мотивам народных промыслов.
На доске: тема урока (закрыта)
План-конспект урока.
- Мотивационный этап. Организация класса. (Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку)
(В классе оформлена выставка предметов дпи: изделия народных промыслов и изделия, выполненные
детьми по мотивам народных промыслов).
Учитель начинает урок со стихотворения:
- Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Начинается показ слайдов (с 2 по 9) о пройденных народных промыслах под музыку со словами:
- Ремесел очень много на земле на русской есть.
И всех ремесел нам сейчас не перечесть!
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах, на весь мир молва
идет.
Вопросы к классу:
- Что мы сейчас увидели на экране?
- Какое настроение или чувства вызвали у вас эти изображения?
- Как вы думаете, актуально ли изучение народных художественных промыслов в современной жизни? Где это может нам пригодиться в жизни?
Учитель подводит итог о сказанном детьми о роли народных художественных промыслов в современной жизни.
- Попробуйте озвучить тему нашего урока. (Говорят дети). Учитель открывает тему урока. (Слайд 10)
- Как вы думаете о чем пойдет разговор? (говорят дети)
«Вспомним народные промыслы» - 1 этап (вывешивается на доску)
- А что мы сегодня будем делать? (дети высказывают догадки, называя изделия промыслов или названия элементов)
Учитель подводит к выводу и созданию проблемы:
Вы правильно подметили, что украшать мы будем изделия по мотивам изученных промыслов «Украшение изделий» - 2 этап (вывешивается на доску), посмотрите на них. Учитель показывает сложные росписи подносов или городецкую роспись на разных изделиях. (Изделия народных промыслов)
А хватит ли нам мастерства расписать так же? (дети говорят – нет).
Давайте выясним, что мы уже усвоили, а чему предстоит научиться.
Заполнение карточки №2 – оцениваем 1 этап.
- Актуализация знаний. (Презентация)
Вспомним характерные особенности народных художественных промыслов. (Дети называют характерные элементы и основные цвета росписей)
Слайд 11 – Дымковская игрушка. Элементы - простые: круги, клетка, полоски, волна…Цвета – яркие.
Слайд 12 – Гжель. Элементы – растительные, сеточки, завитки…Цвета – белый фон, синие цветы.
Слайд 13 – Городец. Главные элементы: розан, купавка, кони, птицы.
Слайд 14 – Хохлома. Элементы – растительные, «травка». Цвета – красный, черный, золотой (желтый).
Слайд 15 - Жостовский поднос. Яркие букеты на черном фоне (иногда на цветном фоне)
Закрепление ранее изученного: дети отвечают на вопросы – карточка №1 (некоторые вопросы останутся без ответа)
- Создание проблемной ситуации.
Слайд 16 – Жостовский поднос со сложной композицией.
Слайд 17 - Гжель со сложными формами и росписями? – А вам это по плечу? (затруднение)
Слайд 18 – Городецкие изделия сложной формы сплошь покрытые росписью. Могли бы вы вот так заплести фон?
(затруднение)
Постановка проблемы урока:
Элементы каждой из этих росписей мы уже умеем делать. (Вывешиваю на доску стрелочку от 2-ого этапа «Украшение изделия» →Элементы).
А в чем теперь возникает затруднение? Что мешает нам красиво и правильно распределить эти элементы? Мы знаем правила расположения композиций? (Нет) Вывешиваю на доску от второго этапа →Композиция→?
Заполнение карточки№2 – оцениваем 2 и 3 этап.
Физкультминутка.
- Формулировка основной учебной задачи (говорят дети)
Что мы сегодня узнаем? И что будем делать?
Самоконтроль и самооценка.
После того, как основная задача сформулирована учащимися, намечается план работы, что создает ясную перспективу работы. В этом помогут листы самооценки (ведутся на протяжении всего урока).
Предлагаю взять карточку №2 – лист самоконтроля, где уже прописаны этапы урока, предлагаю оценить 4 и 5 этап.
- Усвоение новых знаний и способов действия. (Презентация)
Слайд 19 – Гжель. Обратить внимание на расположение цветов по форме посуды (кувшин и тарелочка), большой
цветок на большой форме и в центре. Дети отвечают на вопросы: Как выделен композиционный центр?
Слайд 20 – Городец. Сначала мастер делает замалёвок – крупные цветные пятна, из них получается центр всей
композиции, затем добавляет круги по-меньше. Завершается работа белой и черной оживкой (штирхи, дуги,
точки). Самые распространенные композиции имеют названия: букет (симметричен), венок, гирлянда, ромб)
Слайд 21 – Жостово. Жостовские композиции имеют свои отличия и названия: букет, венок, полувенок. Какая бы ни
была композиция, мастер всегда начинает роспись с расположения крупных цветов, а заканчивает мелкими
бутонами, листочками и веточками.
- Первичное закрепление самоконтроль и самооценка.
Слайд 22 - Определите по изображению название композиций. (Венок, полувенок, букет, гирлянда, ромб)
Одно исключение без названия – Гжель. Здесь цветы расположены по форме.
Карточка №1- попробуем еще раз ответить на вопросы, которые вызвали у вас затруднение в начале урока.
Карточка№2 – проконтролируйте, все ли у нас идет по плану? И оцените свои достижения (6 и 7 этапы).
Обратить внимание ребят на задачи, вывешенные на доске. Говорят дети. Особенности промыслов
мы повторили, элементы - знаем, виды композиций - изучили, осталось только украсить - правильно и
красиво.
- Этап отработки навыков применения изученного.
Работа по группам.
1 группа: оформить сервиз по мотивам гжельской росписи; (Индивидуальные упрощенные задания – оформление чашек и чайника – простое украшение в центре изделия и доработка сеточек и темного края фломастером)
2 группа: украсить разделочную доску по мотивам городецкой росписи;
3 группа: украшение подноса по мотивам жостовской росписи.
Довести композицию до конца уборкой, оживкой, изящными травинками, завитушками.
Проговорить этапы работы. Говорят дети.
С чего вы начнете? Что сделаете потом? Чем закончите работу? Совет: сначала обсудите вместе, не спешите приклеивать, вдруг, что-то захочется передвинуть. Приклеиваем в последний момент.
- Итог урока. Рефлексия.
- Презентация групповых работ. (Дети говорят: в чем красота их изделий, за что их ценят)
- Рефлексия. Карточки №2 – лист самооценки и контроля.
Слова учителя: Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - улыбнулись мне!
А кто чувствует, что работать может еще лучше – поаплодируйте себе.
- Подведение итогов.
Карточка №1 Ф.И._____________________________________________
«Что мы знаем о народных промыслах»
№ | Вопрос | Ответ |
1 | В росписи этой игрушки используются простые элементы: Как называется этот промысел? | |
2 | На белом фарфоре, Как на заснеженном поле, Из-под белого снежочка Растут синие цветочки. Назовите промысел. | |
3 | Как называются цветы в городецкой росписи? | |
4 | Как волшебница Жар- птица, Не выходит из ума Чародейка – мастерица, Золотая Хохлома. Назовите три основных цвета хохломской росписи | |
5 | В начале работы городецкие мастера выделяют центр композиции крупными цветными пятнами. Эти цветные круги называют……. | |
6 | Какие названия есть у цветочных композиций в жостовской и городецкой росписи? |
Оцените себя:
6 правильных ответов –«5»
5-4 правильных ответов – «4»
3-2 правильных ответа – «3»
Карточка №2 Ф.И.______________
Лист самоконтроля и самооценки.
Оцени «+» свою активность и работоспособность
на разных этапах урока. Ставь «+» за каждое верное утверждение
Этапы урока | Самооценка |
1 этап «+»Я понимаю тему нашего урока «+»Я могу рассказать о роли народных промыслов в нашей жизни. «+» Я знаю, что нам предстоит сделать | |
2 и 3 этап «+» Я помню всю полученную ранее информацию о народных промыслах «+» Я осознаю, какие затруднения мне придется преодолеть, чтобы выполнить задание. | |
4 и 5 этап «+» Я представляю, что я должен узнать и что я буду делать «+» Я четко представляю этапы своей работы. | |
6 и 7 этап: «+» - Я все понял о композиции «+» Я знаю, как это применить | |
8 и 9 этап. Практическая работа. Итоги. «+» Я участвовал в обсуждении хода работы в группе. «+» Я участвовал в практической работе «+» Я применял знания о композиции «+» Я доволен результатом | |
Оцени свою работу: 11-13 «+» - «5» 8-10 «+» - «4» 5-7 «+» - «3» | Сумма «+»: Твоя Оценка: |