Методическая разработка внеклассного мероприятия по изобразительному искусству, интегрированного с историей и музыкой для учащихся 6 – 7 классов " Давным-давно была война… Жанр портрета".

Титаева Наталья Владимировна
Я представляю методическую разработку интегрированного занятия по ИЗО для учащихся 6- 7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия  

по изобразительному искусству,

интегрированного с историей

 и музыкой для учащихся 6 – 7 классов

" Давным-давно была война

Жанр портрета".

Автор: Титаева Наталья Владимировна,

учитель изобразительного искусства,

 педагог дополнительного образования.

2015 г.


Конспект внеклассного мероприятия  по изобразительному искусству,

интегрированного с историей и музыкой для учащихся 6 – 7 классов.

" Давным-давно была война… Жанр портрета"

Цель: Формирование уважения к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к Отчизне в годы Великой Отечественной войны средствами изобразительного искусства, музыки и исторических фактов.

Задачи:

 Образовательные:

 формировать умения:

 • самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели и задачи;

 • осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

 • находить и исправлять допущенные ошибки в передаче пропорций построения головы человека.

 Воспитательные:

 • воспитывать патриотические качества – любовь к Родине, уважение ее исторического прошлого, чувство благодарности к поколению, пережившему войну;

 • формировать эстетические чувства прекрасного на основе знакомства с портретным жанром;

 • воспитывать личностные качества (активности, наблюдательности, самостоятельности), обеспечивающие успешность творческой деятельности.

 Развивающие:

 • развивать умения обобщать и синтезировать знания, переносить их в новые ситуации;

 • тренировать память, развивать способности концентрировать внимание;

 • развивать ассоциативное мышление и воображение

Образовательные технологии:
-технология развивающего, проблемного обучения;
-игровая технология; 
-информационно-коммуникативные технологии;
-здоровьесберегающие технологии;
-развивающего обучения.


Методы: 

-беседа с элементами анализа, сравнения, обобщения; 
-демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядность);
-частично-поисковый.

 Форма занятия:  игра - экскурсия в художественный музей;  презентация своих работ.

План занятия:

 1. Организационный момент (взаимное приветствие, проверка готовности, осанка) – 1 минута;

 2. Актуализация знаний (определение темы и цели занятия) – 7 минут;

 3. Закрепление знаний по теме «Жанр портрета» в ходе выступлений учащихся – 10 минут;

 4. Применение знаний и навыков анализа для презентации собственных творческих работ – 15 минут;

 5. Оценка результатов занятия – 7 минут. Рефлексия.

 Оборудование: мультимедийная презентация, оборудование для просмотра презентации и прослушивания музыкального ряда. Парты расставлены так, чтобы учащиеся сидели в трех группах.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент

 Проверка готовности к занятию. Подготовка к занятию, демонстрация готовности.

2. Актуализация знаний.

 Цель для учителя: актуализировать ранее полученные знания в области портретного жанра, истории Великой Отечественной войны.

 Цель для учащихся: определение темы и формулировка целей занятия.

 Слайд 1. Тема занятия.

 Слайд 2. На слайде репродукции различных видов портретного жанра, объединенные темой войны. Фоном звучит музыка Давида Тухманова к песне «День Победы».

Учитель: «Посмотрите на доску, что вы видите?

Да, всё это - портреты. Что объединяет эти портреты?»; «Какая музыка звучит?»; «Сможете ли вы сформулировать тему урока?».

Учащиеся: «Это портреты. Их объединяет тема Великой Отечественной войны»; "Звучит музыка песни «День Победы», «Тема занятия – Жанр портрета, Великая Отечественная война».

 По щелчку появляется тема занятия «Давным-давно была война… Жанр портрета.»

Учитель: "Как вы думаете, почему сегодня выбрана именно эта тема?"

Учащиеся: Скоро День победы, юбилейная дата – 70 лет.

 Учитель сообщает, что занятие будет проходить в форме игры -экскурсии в художественный музей исторического портретного искусства.

 Слайд 3.  Цели занятия.

 Учитель: "Чтобы быть хорошими искусствоведами, нужно обладать определёнными знаниями и умениями в области портретного жанра. Как вы думаете, каковы будут цели нашего занятия? Что нам нужно сделать сегодня?" Учащиеся индивидуально и в группах определяют цели занятия, по щелчку на слайде появляются цели:

 • Вспомнить и закрепить знания пройденной темы «Жанр портрета»

 • Продемонстрировать выработанные умения и навыки

 • Оценить свои работы

 • Воспитывать в себе чувство любви к Родине и гордости за Победу в Великой Отечественной войне.

 Слайд 4. Зал боевой славы.

 Фоном звучит песня «Давным-давно была война».

Учитель: "Много пришлось пережить советскому народу в годы Великой Отечественной войны, как на фронте, так и в тылу. Но наш народ сумел отстоять свою землю. Мы отправляемся в 1-й зал нашего музея. Это зал Боевой славы".

 Слайд 5. Репродукции известных учащимся картин. Фоном звучит музыка «Прощание славянки». В.И.Агапкин Это произведения знаменитых художников. На слайде фото портретов, выполненных в различных видов искусства (живопись, графика, плакат, карикатура, книжная иллюстрация, скульптура), о которых учащиеся готовили сообщения дома.

Учитель: "Здесь представлены портреты, выполненные в разных видах изобразительного искусства. Назовите эти виды. Дайте определение живописи, графике, скульптуре, карикатуре".

Учащиеся: живопись, графика, плакат, карикатура, скульптура, книжная иллюстрация. Дают определения.

 Графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.

 Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

 Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.

 Учитель: "А вы узнали мелодию, которая сейчас звучала? Почему звучит именно она?"

Учащиеся:  "Да. Еще в начале ХХ века под эту торжественную мелодию русские женщины провожали на войну своих отцов, мужей, сыновей и братьев".

 

3. Выступления учащихся по теме «Жанр портрета».

 Цель для учителя: создание игровой ситуации для проверки знаний, полученных на уроках ИЗО  и в ходе самостоятельной исследовательской работы.

 Цель для учащихся:  демонстрация знаний, полученных уроках ИЗО и в ходе самостоятельной исследовательской работы.

 Слайды 6 - 10. Демонстрация произведений, о которых учащиеся  собирали материал.

Учитель: "В этом зале собраны разные портреты, но каждый из них по-своему рассказывает о войне и заслуживает особого внимания, поэтому о них расскажут наши экскурсоводы".

Экскурсоводы (заранее подготовленные ученики)  рассказывают о произведении, его сюжете, герое, авторе, колорите, материале, характеризуют портретный жанр.

 Слайд 6. Репродукция картины Павла Корина "Портрет маршала Г.К.Жукова" (портрет в живописи).

 Слайд 7. Репродукция работы А.Яр-Кравченко "Герой Советского союза Р.С.Гашева. 1945." (портрет в графике).

 Слайд 8. Репродукция В.Корецкого "Боец, спаси меня от рабства!" (портрет в плакате).

 Слайд 9. Кукрыниксы "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" (портрет в карикатуре).

 Слайд 10. Фото памятника генералу Дмитрию Карбышеву в г.Усть-Шахтинске (портрет в скульптуре).

 Слайд 11. Фото обложки книги В.Катаева "Сын полка" с иллюстрациями И.Х.Гринштейна.

 

4. Применение знаний и навыков анализа для презентации собственных творческих работ

 Цель для учителя: создание игровой ситуации для проверки знаний, умений и навыков, полученных на уроках  ИЗО.

 Цель для учащихся: демонстрация знаний, умений и навыков, полученных на уроках ИЗО.

 Слайд 12. Зал живописи.

 Фоном звучит музыка песни «На безымянной высоте».

Учитель: "Много страданий выпало на долю нашего народа. Память об этом должна сохраниться. Мы переходим в зал живописных портретов. Здесь представлены работы художников, которые находятся в этом классе. И у нас есть уникальная возможность услышать о картине из первых уст.

 К доске приглашается первая группа. Самостоятельным  заданием  вам было не только нарисовать картину, но и подумать над ее тематикой".

 Слайд 13. Фото работ учащихся в живописи. Выступает 1 группа. Выходят группой к доске со своими работами. Каждый называет свою работу, рассказывает о герое, чувствах, переживаниях, способах передачи этого на рисунке. Прикрепляют работы на магнитную доску.

 Слайд 14. Зал графики. Фоном звучит музыка песни «Священная война».

Учитель: "В этом зале портреты выполнены в графике. Авторы, расскажите о своих работах".

 Слайд 15. Фото рисунков детей в графике. Выступает 2 группа.

 Слайд 16. Зал скульптуры

 Фоном звучит музыка «Бери шинель…»

Учитель: "А в этом зале портреты объемные. Как же авторы этих работ сумели передать в них дух времени, чувства и переживания людей?"

 Слайд 17. фото детских работ в скульптуре. Выступает 3 группа.

 Называют свои работы, рассказывают о героях произведений, их чувствах, переживаниях, способах передачи этого в скульптуре.

 Слайд 18

 Репродукция картины «В землянке».

Учитель: "Ребята, как вы думаете, во время войны люди слушали музыку, пели песни?"

Ответы учащихся.

Учитель:  "Скажу словами литературного героя А.Твардовского «Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»  А вы знаете песни военных лет?"

Учащиеся  вспоминают разученные на уроках музыки песни военных лет.

Учитель: "Я предлагаю  исполнить песню «Я хочу чтобы не было больше войны!» (автор музыки и слов А.Петряшева)".  Желающие исполняют знакомую песню.

 "Какие чувства вы испытывали, создавая художественный образ? Помогает ли музыка вам понять людей того времени?"

Учащиеся описывают свои впечатления от увиденных художественных работ, свои чувства от прослушанных на мероприятии песен.

5. Оценка результатов занятия. Рефлексия.

 Цель для учителя: формировать самооценку учащихся результативности своей работы.

 Для учащихся: дать самооценку знаниям, умениям и навыкам в области портретного жанра.

 Звучит песня «Давным-давно была война»

 Слайд 19.  Цели занятия.

 Учитель: "«Достигнуты ли нами поставленные в начале мероприятия  цели?»

Подведём итоги нашей экскурсии и предоставим слово экспертам, то есть вам самим. Определите группами результат вашей работы на занятии  и подготовку к нему. Обсудите работу в группе, выберите выступающего, выскажите свою точку зрения, дайте оценку своей работе".

 Учащиеся подводят итоги в группах, выделяют лучшие работы, обосновывая свой выбор.

Всем спасибо! Уходя с занятия, оцените свое внутреннее состояние сегодня на мероприятии, приклеив стикер на одну из фигур на этом дереве (психологическое исследование «Дерево настроения»).


Литература:

В мире искусств: словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ сост. Т. К. Каракаш, А. А. Мелик-Пашаев. – М, 2001.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : кн. для учителя. 3-е изд. - М. Просвещение, 1991 -90с.

ЗатяминаТ.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль. – М.: «Глобус», 2007.

Неменский Б.М.  Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М., 2007.

Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.: Просвещение, 2006.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Агар, 2000.

Использованные Интернет-ресурсы:

http://muzruk.info/?p=3296

http://www.mgomz.ru/