Личностно-ориентированный подход в духовно – нравственном и эстетическом воспитании обучающихся.
Данный материал предназначен для помощи учителям изобразительного искусства, русского языка и литературы, а так же классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» города Курска.
Личностно-ориентированный подход в духовно – нравственном и эстетическом воспитании обучающихся.
Учитель изобразительного искусства 1 категории
Нечаева Татьяна Леонидовна
2015 год
Личностно-ориентированный подход в духовно – нравственном и эстетическом воспитании обучающихся.
Своё выступление я хотела бы начать с определения некоторых понятий в современной педагогической науке. В первую очередь попытаемся определить, что такое личностно – ориентированный подход. Существует много вариантов определения данного понятия. Наиболее ёмким и научно обоснованным считаю следующее. Личностно-ориентированный подход-это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка. Исходя из того, что нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек и правила поведения, определяемые этими качествам, а эстетика - это философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве и в жизни, следует вывод, что нравственно-эстетический опыт – это целенаправленное накопление школьниками общечеловеческих ценностей, культурных норм и поведения, его ощущения, чувства, переживания, творческое отношения к действительности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного и эстетического становления подрастающего поколения обусловлена стоящими перед системой образования задачами, сформулированными в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» как компоненте Федерального государственного стандарта нового поколения. В Национальной доктрине образования, материалах по модернизации образования в Российской Федерации, программных документах Правительства Российской Федерации духовно-нравственное и эстетическое становление личности гражданина России рассматривается как важнейшая цель современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающий свою ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В современных федеральных государственных образовательных стандартах ярко выражена направленность на развитие и формирование средствами искусства целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Согласно современным научным теориям, возможность осуществления этой цели открывается при наличии развитой, педагогически организованной художественно-эстетической среды, через которую происходит трансляция культурного опыта растущей личности.
Основным содержанием духовно-нравственно и эстетического развития, воспитания и социализации, на мой взгляд, являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём из поколения в поколение. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Среди базовых национальных ценностей, мне особенно хотелось бы выделить следующие: 1.Патриотизм (любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству); 2.Гражданственность (закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство); 3.Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство); 4.Человечество ( мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничеств); 5.Наука ( ценность знания, стремление к истине, научная картина мира); 6.Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); 7.Труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивости); 8.Традиционные российские религии ( представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога); 9.Искусство и литература ( красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие) ; 10.Природа (эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание).
Нельзя не отметить тот факт, что духовно-нравственное и эстетическое воспитание – двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, то есть в усвоении ими духовных, нравственных и эстетических понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному, к прекрасному и не имеющему эстетической ценности, в поступках и во всём поведении. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание школьника происходит главным образом в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно-нравственных взаимоотношений и эстетического опыта. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач и ошибок. При этом обязателен акцент на приобщение детей к миру нравственно-эстетических ценностей. Традиционные подходы к духовно-нравственному и эстетическому образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового духовного, нравственного и эстетического опыта. Перед современными учителями стоит проблема обогащения духовно-нравственного и эстетического опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий , основанных на системно-деятельном подходе, а так же личностно-ориентированном, способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений. Один из способов– непосредственно эмоциональное вслушивание – требует специального внимания учителя и специальной организации (использование литературно-музыкальных композиций, с широким включением изобразительного ряда). Главная задача – создание определенной эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» детей в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Подготовка и проведение таких уроков требует широкого сотрудничества самих детей. Такие уроки должны оставлять у детей ощущение праздника, поэтому не должны случаться слишком часто. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей или личностно-развивающей ситуации, по определению доктора педагогических наук, профессора В.В. Серикова. Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. Важную роль в духовно-нравственном и эстетическом воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм», как утверждал выдающийся педагог прошлого столетия А. С. Макаренко.
Более подробно я хочу остановиться на основных способах обогащения духовно-нравственного и эстетического опыта учащихся: 1.Учебная деятельность по предметам. 2.Система классных часов, нетрадиционных уроков. 3.Работа детских творческих коллективов: кружков, секций, клубов. 4.Работа школьного музея, музейные уроки, экскурсии. 5.Проведение концертов, традиционных русских народных праздников. 6.Система мероприятий библиотеки 7.Традиционные общешкольные и классные коллективно-творческие дела. 8.Участие в конкурсах, смотрах, викторинах, выставках 9.Участие в общественных акциях, организуемых на различных уровнях 10.Организация встреч с ветеранами, знаменитыми людьми 11.Уроки этикета. 12.Спортивные соревнования. 13.Игры: ролевые, русские народные и другие. 14.Организация родительского всеобуча. 15.Проведение совместных с родителями и учителями мероприятий. Во всех этих способах применяется личностно- ориентированный подход, который выражается через такие виды учебной деятельности, как: -индивидуальная работа; -групповая работа; -дифференцированная работа, творческие задания по выбору; -самостоятельная работа; -обучение сотрудничеству; -метод проектов; -разноуровневое обучение; -создание ситуации успеха.
Современная система образования России опирается на личностно-ориентированный подход в воспитании личности современного школьника, в соответствии с которым эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у учащихся нравственных качеств. Личностно - ориентированная концепция воспитания позволяет определить содержание и изучить механизмы формирования нравственности как совокупности личностных качеств, вскрыть сущность духовно-нравственного воспитания как процесса их формирования и интеграции. Данный концептуальный подход освещен в психолого-педагогических исследованиях таких ученых, как Л. И. Божович, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева и др.
В своей работе мне хотелось бы ответить на вопрос: «Как же формируется духовно-нравственный и эстетический опыт на основе личностно – ориентированного подхода?» Формирование основ духовно-нравственной и эстетической культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определённого отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований. Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным. По словам доктора филологических наук, профессора В.Ю. Троицкого: «Без патриотизма не может быть никакого духовного становления личности. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия…»
Духовно-нравственное и эстетическое отношение человека к миру формируется и развивается на протяжении всей его жизни. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности. Для большей эффективности духовно-нравственного и эстетического воспитания, следует применять комплексный подход, в котором можно выделить два принципа: - система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой; - духовно-нравственное и эстетическое воспитание должно стать органичной частью любого воспитания.
Рассматривая процесс духовно-нравственного и эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия различные виды искусства - изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное и др. Изобразительное искусство, музыка, литература, так же, как явления природы, предметы, окружающие ребёнка, вызывают впечатления, которые могут содержать оценку поступков и поведения сверстников. Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях духовно-нравственное и эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Очень важно на протяжении всего периода обучения систематично и планомерно обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве посредством культурно досуговой деятельности.
Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная работа по предметам в различных формах (индивидуальной, групповой) с целью создания образовательной среды, позволяющей учащимся проявить свои индивидуальные способности и таланты: - Подготовка и проведение общешкольных предметных недель и олимпиад, участие в районных предметных олимпиадах и выход на олимпиады более высокого уровня; - Выпуск научных и художественных стенгазет; - Организация выставок по результатам творческой деятельности учащихся; - Проведение интеллектуальных игр и соревнований, участие в межшкольных интеллектуальных играх; - Посещение музеев, театров, планетария, исторических мест города Курска и других городов. - Участие в конкурсах и соревнованиях общероссийского и международного уровня («Кенгуру», «Русский медвежонок» и т.д.); - Проведение школьных научно-практических конференций с приглашением специалистов и ученых и участие в научно-практических конференциях различного уровня (районных, городских, международных). Немаловажную роль во внеурочной деятельности играют учителя эстетического цикла.
Почему свою работу я основываю на принципах реализации личностно- ориентированного подхода к обучению детей? Одна из причин – то, что он способствует формированию основ учебной самостоятельности. Хочу подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Вторая причина-то, что личностно-ориентированное духовно-нравственное образование предполагает содействие раскрытию диапазона эстетического сознания каждой личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов) как личности неповторимой и уникальной, ее потребностей, эмоционально-чувственных, оценочных эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии и анализе). В - третьих, результаты духовно-нравственного и эстетического образования на личностно-ориентированном основании, закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы общения, познания, практической деятельности человека. Однако, очевидным является тот факт, что для осуществления на практике идей личностно-ориентированного духовно-нравственного и эстетического воспитания в российских школах необходимы специально подготовленные, высококвалифицированные преподавательские кадры. В современных условиях возрастает социальная роль учителя, как носителя национальной художественной культуры и значение эстетического образования будущих педагогов. Причем приоритетным следует признать ориентирование на развитие личности каждого «через искусство», развитие мотивации к творчеству, а не равнодушное заучивание шаблонов. При анализе самого процесса формирования духовно-нравственного и эстетического опыта, а так же его результатов, становится ясно, что он происходит не сам по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Кроме этого, духовно-нравственной и эстетический опыт формируется на основе прочных межпредметных связей, а также в процессе интегрированного обучения. На мой взгляд, уроки литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры мыслятся сегодня не только как основные формы учебного процесса (по аналогии с другими школьными предметами), но ,прежде всего, как уроки искусства, связанные с освоением духовного опыта человечества новыми поколениями. Не менее важным содержательным аспектом формирования духовно-нравственного и эстетического опыта, является организация внеурочной деятельности учащихся, создающей условия для внедрения в жизнь усвоенных ценностей через самостоятельную творческую деятельность. Согласно современным Федеральным государственным образовательным стандартам, внеурочная деятельность включена в базисный учебный план и должна осуществляться в комплексе с учебной деятельностью.
Практическая деятельность педагогов в школе позволила выявить основные закономерности нравственно – эстетического воспитания. Ими являются следующие постулаты: -духовно-нравственное и эстетическое воспитание должно осуществляться в коллективе и поддерживаться им; -в процессе духовно-нравственного и эстетического воспитания необходимо проявлять высокую гуманность и уважительное отношение к формируемой личности в сочетании с тактичной требовательностью; -в процессе духовно-нравственного и эстетического воспитания нужно выявлять и опираться на положительные качества учащихся; -духовно-нравственное и эстетическое воспитание является более эффективным, если в процессе его организации обеспечивается единый подход к учащимся со стороны школы и родителей, согласованность их воспитательных усилий; -при организации духовно-нравственного и эстетического воспитания следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся
Таким образом, процесс формирования духовно-нравственного и эстетического опыта достаточно динамичный и творческий: педагоги постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. По моему мнению, воспитание духовно-нравственных и эстетических качеств будет эффективным, если оно строится на основе комплексного, системного подхода, когда происходит интеграция усилий субъектов учебно - воспитательной деятельности ( учитель — ученик; учитель — родители); если будет освоена социальная, культурная, природная среда, позволяющая расширить круг возможностей воспитательного воздействия на личность и корректировать влияние негативных факторов, то возникнут оптимальные условия для успешного самоопределения, самореализации, самоутверждения, самоактуализации личности учащегося.
Литература: 1.Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с. 2.Елисеева, А. В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: Дис… канд. пед. наук / А. В. Елисеева. — Саратов, 1996. — 182 с.
3.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. 4.Лихачев Б. Т., Педагогика. Курс лекций. Серия Педагогическое наследие. ВЛАДОС. — 2010, с. 64 Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников./ И. Ф. Харламов // — М.: ЮРИСТЪ, 1983. — С. 334–335 5.Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. — М., 1985. — С.35.
6.Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21. 7.Медушевский В.А. Духовно – нравственное воспитание средствами искусства/ В. А. Медушевский // Искусство в школе. – 2009. - №1. – С.50 – 52. 8.Прасолова, Е. Л. В союзе с красотой. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе: Книга для учителя / Е. Л. Прасолова. — М.: Просвещение, 1987. — 240 c. 9.Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – С. 10.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. . 11.Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В. Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2003.