Программа самообразования

ПОГОРЕЛОВА Татьяна Александровна

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и   даже меняются представления об окружающем мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_samoobrazovaniya_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ

ПОГОРЕЛОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ,

УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

МОУ «ГИМНАЗИЯ № 6» Г. ВОРКУТЫ

Тема  самообразования: 

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства».

Актуальность  темы:

Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций  невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и   даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется  психологическими  и  интеллектуальными  показателями  каждого  отдельного  учителя, но  не  в  меньшей  степени  эта  способность  вырабатывается  в  процессе  работы  с  источниками  информации, анализа  и  самоанализа, мониторинга  своей  деятельности.

Развитие современного образования может осуществляться только посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Информатизация системы образования является одной из актуальных задач модернизации образовательной среды. Информационные и коммуникационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств. Информационно-коммуникационный ресурс включает электронные учебники, электронные энциклопедии, ресурсы Internet-сети, творческие (проектные) работы учащихся, перенесенные на электронный носитель, электронные образовательные ресурсы.

Без применения информационно-коммуникационных технологий в настоящее время немыслима не только организация научных исследований, но и образовательный процесс любого образовательного учреждения. Каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров на своих уроках. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.

Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, документкамеры,  электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.

Для того чтобы новые средства стали доступны и востребованы, необходимо обучиться навыкам работы с этими технологиями и ресурсами и мотивировать себя на использование ИКТ в учебном процессе. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

  • владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;
  • работать с  мультимедийными программами, электронными учебниками;
  • знать  основы работы Internet, стать для учащихся проводником в освоении сети- Internet и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.

Цель:

Повышение качества образования через применение новых образовательных технологий и как следствие, повышение эффективности обучения  изобразительному искусству.

Задачи:

  • планировать учебно-воспитательный процесс обучения с учетом конкретных условий данного образовательного учреждения;
  • творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
  • формировать интерес учащихся к предмету «изобразительное искусство»;
  • организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
  • выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами, администрацией гимназии;
  • учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач;
  • аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Этапы  работы:

I – 2012-2013 учебный год – ознакомительный

II – 2013-2014 учебный год – внедренческий

III – 2014 -2015 учебный год – аналитический

2011-2012 учебный год – ознакомительный

2012-2013 учебный год – внедренческий

2013-2014 учебный год – аналитический

Профессиональное направление

Ознакомление  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Знакомство  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами, концепциями  обучения, их  оценками.

Изучение новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных.

Своевременное повышение  квалификации  по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Применение новых УМК на уроках изобразительного искусства с использованием ИКТ.

Изучение новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных.

Своевременное повышение  квалификации  по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Участие  в  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней по выделенной проблеме.

Посещение  уроков  коллег  и  участие  в  обмене  опытом применения ИКТ.

Самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

Организация   внеклассной  деятельности  по  предмету с применением ИКТ.

Анализ применения новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных.

Своевременное  повышение  квалификации  по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Анализ  участия  в научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней по выделенной проблеме.

Посещение  уроков  коллег, участие  в  обмене  опытом и анализ применения ИКТ.

Организация и анализ урочной и   внеклассной  деятельности  с применением ИКТ.

Методическое направление

Знакомство  с  новыми  педагогическими  технологиями, в т.ч. ИКТ, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания.

Изучение  прогрессивного  опыта  коллег  по  организации  различных  форм  уроков  с применением ИКТ.

Посещение  библиотек, изучение  научно-методической  и  учебной  литературы, использование возможностей Internet.

Продолжение изучения компьютерных программ.

Обобщение педагогического опыта по применению ИКТ на педагогических советах, конференциях, семинарах, заседаниях МО.

Разработка  и внедрение разных  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

Внедрение  в  учебно-воспитательный  процесс  новых  форм  оценивания, например, «портфолио».

Проектирование  личной  методической  web-страницы.

Создание  пакета  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.

Прохождение курсов повышения квалификации по проблеме использования ИКТ в образовании.

Анализ деятельности по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Охрана  здоровья

Своевременное  обновление  инструкций  по  ТБ  при работе с мультимедийной аппаратурой, во время проведения экскурсий.

Знакомство с документами СанПин в области использования компьютерной техники на уроках.

Внедрение  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающих  технологий.

Ведение здорового  образа  жизни, занятия  спортом,  физическими  упражнениями.

Предполагаемый  результат:

  1. Повышение  качества  образования и преподаваемого предмета.
  2. Повышение мотивации учащихся к предмету (участие в различного уровня, конкурсах, исследовательской деятельности).
  3. Создание банка данных творческих проектов учащихся с использованием ИКТ.
  4. Разработка  и  проведение  уроков  с применением ИКТ.
  5. Обобщение педагогического опыта (доклады, выступления по теме самообразования, участие в конкурсах).
  6. Создание личной  методической  web-страницы.

Форма  отчета  по  проделанной  работе:

Обобщение опыта  работы перед педагогическим  коллективом,  на  заседаниях  методических объединений  учителей  изобразительного искусства гимназии и города.

Презентация результатов работы перед педагогическим  коллективом гимназии.

Участие в конференциях и семинарах различного уровня.

Публикация статей по теме самообразования.