Программа самообразования
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ
ПОГОРЕЛОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
МОУ «ГИМНАЗИЯ № 6» Г. ВОРКУТЫ
Тема самообразования:
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства».
Актуальность темы:
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Развитие современного образования может осуществляться только посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Информатизация системы образования является одной из актуальных задач модернизации образовательной среды. Информационные и коммуникационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения современных компьютерных и других технических средств. Информационно-коммуникационный ресурс включает электронные учебники, электронные энциклопедии, ресурсы Internet-сети, творческие (проектные) работы учащихся, перенесенные на электронный носитель, электронные образовательные ресурсы.
Без применения информационно-коммуникационных технологий в настоящее время немыслима не только организация научных исследований, но и образовательный процесс любого образовательного учреждения. Каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров на своих уроках. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока; использование вариативного материала и различных режимов работы способствует индивидуализации обучения.
Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, документкамеры, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Для того чтобы новые средства стали доступны и востребованы, необходимо обучиться навыкам работы с этими технологиями и ресурсами и мотивировать себя на использование ИКТ в учебном процессе. Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:
- владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;
- работать с мультимедийными программами, электронными учебниками;
- знать основы работы Internet, стать для учащихся проводником в освоении сети- Internet и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов для своего образования.
Цель:
Повышение качества образования через применение новых образовательных технологий и как следствие, повышение эффективности обучения изобразительному искусству.
Задачи:
- планировать учебно-воспитательный процесс обучения с учетом конкретных условий данного образовательного учреждения;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к предмету «изобразительное искусство»;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами, администрацией гимназии;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.
Этапы работы:
I – 2012-2013 учебный год – ознакомительный
II – 2013-2014 учебный год – внедренческий
III – 2014 -2015 учебный год – аналитический
2011-2012 учебный год – ознакомительный | 2012-2013 учебный год – внедренческий | 2013-2014 учебный год – аналитический |
Профессиональное направление | ||
Ознакомление с современными исследованиями ученых в области применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Знакомство с новыми примерными и авторскими программами, концепциями обучения, их оценками. Изучение новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных. Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. | Применение новых УМК на уроках изобразительного искусства с использованием ИКТ. Изучение новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных. Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней по выделенной проблеме. Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом применения ИКТ. Самоанализ своей профессиональной деятельности. Организация внеклассной деятельности по предмету с применением ИКТ. | Анализ применения новых образовательных технологий, в том числе, информационно-коммуникационных. Своевременное повышение квалификации по проблематике применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Анализ участия в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней по выделенной проблеме. Посещение уроков коллег, участие в обмене опытом и анализ применения ИКТ. Организация и анализ урочной и внеклассной деятельности с применением ИКТ. |
Методическое направление | ||
Знакомство с новыми педагогическими технологиями, в т.ч. ИКТ, формами, методами и приемами обучения через предметные издания. Изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков с применением ИКТ. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы, использование возможностей Internet. | Продолжение изучения компьютерных программ. Обобщение педагогического опыта по применению ИКТ на педагогических советах, конференциях, семинарах, заседаниях МО. Разработка и внедрение разных формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых форм оценивания, например, «портфолио». | Проектирование личной методической web-страницы. Создание пакета бланков и образцов документов для педагогической деятельности. Прохождение курсов повышения квалификации по проблеме использования ИКТ в образовании. Анализ деятельности по применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе. |
Охрана здоровья | ||
Своевременное обновление инструкций по ТБ при работе с мультимедийной аппаратурой, во время проведения экскурсий. Знакомство с документами СанПин в области использования компьютерной техники на уроках. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. |
Предполагаемый результат:
- Повышение качества образования и преподаваемого предмета.
- Повышение мотивации учащихся к предмету (участие в различного уровня, конкурсах, исследовательской деятельности).
- Создание банка данных творческих проектов учащихся с использованием ИКТ.
- Разработка и проведение уроков с применением ИКТ.
- Обобщение педагогического опыта (доклады, выступления по теме самообразования, участие в конкурсах).
- Создание личной методической web-страницы.
Форма отчета по проделанной работе:
Обобщение опыта работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях методических объединений учителей изобразительного искусства гимназии и города.
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом гимназии.
Участие в конференциях и семинарах различного уровня.
Публикация статей по теме самообразования.