Музейное занятие в Русском музее
Занятие поможет научиться ребятам всматриваться в картину, видеть замысел художника, глубинные смыслы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynoe_zanyatie_posledniy_den_pompei_.doc2_.doc.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейное занятие
«Последний день Помпеи»
Автор: Сущенко Лидия
2014 г.
Санкт-Петербург
2014
Форма: музейное занятие
Название: «Последний день Помпеи»
Время: 1 час 15 мин. – 1 час 30 мин.
Место проведения: зал Государственного Русского музея, где представлена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»
Цель: раскрыть художественную ценность картины и дать возможность соприкоснуться с культурой прошлого вне культурологического контекста это невозможно (исторического, социального, психологического и т.д.)
Задачи: - познакомить учащихся с историей создания картины
- способствовать развитию творческих способностей;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- способствовать развитию таких чувств как: сопереживание, гуманность; понимания ценности человеческой жизни.
Аудитория: учащиеся 11 класса школы.
Преобладающие методы воздействия: повествовательный, вопросно-ответный, метод стимулирования самостоятельной деятельности.
Предмет иллюстративного ряда | Содержание | Методические указания | Организационные указания |
1.Портрет Карла Брюллова 2.Картина «Последний день Помпеи» 3.Фигура убитой молодой женщины 4.Горожане 5.Воин и юный брат 6.Группа Плиния с матерью 7.Фигура матери с дочерями | -Кто изображен на портрете? Знаком ли вам этот человек? Кем он был? (Карл Брюллов, русский живописец) Даты жизни; краткие биографические сведения о художнике; основные картины, представленные в данном зале зачем эта информация на этом занятии? -Самая знаменитая картина Карла Брюллова, находящаяся в данном зале? («Последний день Помпеи») -Знакома ли Вам эта картина? (да) -Что на ней изображено? (извержении вулкана, гибель людей…и т.д.) -Примерные даты момента, запечатленного на картине - Какие чувства вызывает? Рассказ об истории создания картины Сделать акцент на том, что для достоверности написанного, Брюллов изучал материалы раскопок и исторические документы. На том, что, стремясь выразить разнообразные психологические состояния и оттенки чувств, охвативших жителей гибнущего города, Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины –На данной картине изображены люди. Как Вам кажется, можно ли их разделить на какие-либо группы? Рассказ о каждой композиционной группе людей -В центре картины в неровном свете молний и пламени вулкана видна распростертая на мостовой, разбившаяся насмерть молодая женщина и рядом с ней живой ребенок. Обоих выбросило из сломавшейся колесницы, которую обезумевшие кони понесли в огонь вместе с запутавшимся в вожжах отцом ребенка. Можно предположить, что в этой фигуре Брюллов хотел символизировать весь гибнущий античный мир; намек на такое толкование встречается и в отзывах современников -Слева бегут молодые родители, заслоняя собой малолетних детей. Правее бежит, трусливо оглядываясь, языческий жрец в белом одеянии, в руке его предметы жертвоприношений. В центре толпы Брюллов изобразил себя самого. Он тоже уходит, как и все другие, из-под града каменьев. Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое - ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину -Справа - сыновья, юноша и воин, несут на руках престарелого отца, который, подняв руку, пытается защититься от падающих камней и обломков. На прекрасном лице юноши, черноглазого мальчика-итальянца, сыновнее чувство любви сочетается с беспокойством за жизнь родителя. Рядом изображена группа, о которой Брюллов писал брату: «...я ввожу случай, происшедший с самим Плинием. Мать Плиния, обремененная летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, он же употребляет просьбу и силу всю, чтобы влечь ее с собой». Правее, тщетно ищет укрытия юноша-муж, поддерживающий падающую в изнеможении жену, венчанную брачным венком, в глубине, вздыбившийся конь сбрасывает с себя всадника -Левее - стоят на коленях мать с двумя дочерями, в тесной объятии ждущие смерти. Мимо этой группы бежит христианский священник с зажженным факелом в руке. Проверка эффективности: - Вы узнали историю живописного полотна. Но на нем запечатлено конкретное действие, конкретный момент жизни людей. Сейчас у Вас есть возможность «отмотать время назад» и написать мини-рассказ о том, как жили эти люди (группа) до момента катастрофы. Автор зачитывает свою работу, после чего идет обсуждение изменения эмоционального восприятия картины «Последний день Помпеи» | Вопросно-ответным методом выявить знания о Брюллове. При помощи повествовательного метода рассказать о живописце; Применить вопросно-ответный метод для понимания степени изученности полотна Учащиеся самостоятельно выделяют группы (может использоваться не все 6 групп, а 4 или 5) Показывать фрагмент каждой выделенной группы и с помощью повествовательного метода выявлять значение и роль в общей композиции Повествовательный метод – это рассказ учителя? При работе с каждыми группами фигур? Упомянуть, что подробности об извержении стали известны из двух писем Плиния Младшего, племянника Плиния Старшего, к историку Тациту. Краткая информация об обоих Период жизни людей до катастрофы каждый из группы выбирает сам | Расположить группу в зале так, чтобы обеспечить каждому удобный для рассмотрения ракурс (рассадить на скамейке) Применить метод стимулирования самостоятельной деятельности |
Список рекомендованной литературы
- Алленова О. Карл Брюллов / О. Аленова,. М., 2003
- В. Порудоминский Брюллов / В. Порудоминский, Молодая гвардия, 1979
- Дубова О.Б. Карл Брюллов / О. Б. Дубова, Арт-родник, 2008. с. 70
- Л. М. Шляхтина, Е.Н. Мастеница, Е. Е. Герасименко Музейная педагогика. Учебное пособие для студентов специальности «Музейное дело и охрана памятников истории и культуры» / Л. М. Шляхтина, Е.Н. Мастеница, Е.Е. Герасименко, Санкт-Петербург 2008 с. 67
- Л. М. Шляхтина. Основы музейного дела. Теория и практика / Л. М. Шляхтина. Высшая школа, 2009. с. 184
- Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи / В. В. Стасов, Москва., 1984 с. 154
- Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XX века // Верещагина А. Г. — М.: Искусство, 1973. — с. 30—32