Интегрированный урок "героический эпос ОЛОНХО"

Божко Евгения Валерьевна

Знакомство с народным эпосом Олонхо. Его кратким содержанием: представлением о строении мира древнего народа Саха, главными героями эпоса и их подвигами. Привить интерес к национальным традициям и любовь к культуре родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_olonho.docx226.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детская музыкальная школа

г. Удачный

художественное отделение

Методическая разработка

по Композиции

Тема: «Героический эпос «ОЛОНХО»

          Разработали: Божко Евгения Валерьевна

преподаватель художественного отделения

                                                           Шарапова Светлана Викторовна

преподаватель художественного отделения

2012г.

Тема урока: «Олонхо – героический эпос»

Теоретическая часть

Цель: познакомить с народным эпосом Олонхо. Его кратким содержанием: представлением о строении мира древнего народа Саха, главными героями эпоса и их подвигами. Привить интерес к национальным традициям и любовь к культуре родного края.

Задачи: подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре. Познакомить с репродукциями картин известного художника, олонхосута в живописи – Тимофея Сте6панова. Просмотреть творческие работы юных художников школы искусств на выставке «Страна Олонхо».  

Методическое обеспечение

  1. Героический эпос «Нюргун Боотур Стремительный»
  2. Репродукции картин Тимофея Степанова.
  3. Выставка детских работ учеников художественной школы станковой и прикладной композиции.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Тип занятия: комбинированный (теоретический и практический)

Ход урока:

  1. Вводная часть: «Край, в котором я живу» - 5 мин.
  2. Краткая беседа о народных традициях, сохранившихся до наших дней – 3-5 мин.
  3. Рассказ (краткое содержание) эпоса, сопровождаемое показом репродукций картин Т. Степанова – 25 мин.
  4. Просмотр выставки детских работ – 10-12 мин.
  5. Подведение итогов – 3-5 мин.

Содержание урока

Урок начинается с беседы о родном крае: о красоте северной природы, климате, природных богатствах и полезных ископаемых.

Преподаватель в ходе беседы задаёт учащимся вопросы:

- А знаете ли вы, какой у нас климат?

- Какие растут деревья, ягоды?

- Какие водятся животные, птицы, рыбы?

- А что такое «полезные ископаемые» и какие из них добываются в наших краях?

Учитель краеведения помогает ребятам вспомнить животный и растительный мир и перечислить природные богатства нашего края.

Далее ведущий преподаватель рассказывает учащимся, что существуют нематериальные богатства республики. Это – культура народа; его традиции,  песни, танцы, древние придания. Урок продолжается в форме беседы с наводящими вопросами:

- Знаете ли вы традиции, дошедшие до наших дней, например, праздник «Ысыах»?

- А слышали ли вы об эпосе «Олонхо»?

Преподаватель рассказывает, что венцом словесного искусства якутского народа являются большие героические сказания, называемые Олонхо. Олонхо – общее название, состоящее из множества сказаний. Одно из самых крупных Олонхо «Нюргун Боотур Стремительный» собрал учёный, поэт Платон Ойунский. Прежде чем издать книгу Ойунский ездил по улусам и у стареньких олонхосутов собирал фольклор.

Далее преподаватель передаёт краткое содержание эпоса. Рассказ о строении миров, главных героях и их подвигах.

Рассказ сопровождается показом репродукций картин якутского художника Тимофея Степанова: «Верхний мир», «Серединный мир», «Страна Олонхо» и др.

(Временной регламент урока не позволяет более подробно познакомится с эпосом. Поэтому в зависимости от учебной программы можно более подробно познакомиться с Олонхо на уроках краеведения или посоветовать учащимся самостоятельно найти в детской библиотеке героические песни Олонхо для внеклассного чтения)

В завершении рассказа надо обязательно напомнить, что Олонхо является культурным памятником под охраной ЮНЕСКО. Наша задача сохранять и беречь не только природу, но и культуру родного края.

И прежде чем приступить к просмотру выставки работ юных художников, для закрепления темы урока надо отметить:

- А теперь, ребята, проверим: хорошо ли вы запомнили героев Олонхо.

Далее идёт просмотр выставки и вместе с преподавателем вспоминаем героев, какой внешностью и какими качествами они обладали. Обсуждаем богатство и красоту сказочного мира Олонхо.

В заключении урока напоминаем о большом значении на примере Олонхо сохранения культуры нашей Родины!  

Практическая часть

Цель: познакомить с народным эпосом Олонхо. Его кратким содержанием: представлением о строении мира древнего народа Саха, главными героями эпоса и их подвигами. Привить интерес к национальным традициям и любовь к культуре родного края.

Задачи:

Образовательные:  

- познакомится с особенностями национальной культуры народов Саха;

- сформировать представления о многообразии художественного творчества разных народов;

- знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера;

- подчеркнуть значимость эпоса в национальной культуре;

- сформировать широкий спектр представлений учеников об искусстве как особой деятельности художника;

- познакомить с репродукциями картин известного художника, олонхосута в живописи – Тимофея Степанова.

Развивающие:  

- развить фантазию и кругозор учащихся.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический;
  •  эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Требования к уровню подготовки обучающихся 

Умение работать в выбранном материале, используя выразительные возможности языка живописи: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.

Тип занятия: комбинированный (теоретический и практический)

Ход урока:

  1. Краткий повтор теоретического занятия «Олонхо – героический эпос»

 5-7мин.

  1. Разработка эскиз по намеченному замыслу 10-15мин.
  2. Перенос и работа в красках идеи композиции на основной формат рекомендуемый формат:

А2 - 10-12ч;

А3 – 8-10ч;

А4 – 4-6ч.

Педагогом осуществляется периодический индивидуальный контроль за работами учащихся.

  1. Подведение итогов – коллективный просмотр и анализ работ (критерии: техника исполнения, идея, фантазийный замысел, композиционное размещение, решение в цветовой гамме). 20 мин.

Самые удачные работы оформляются в выставку для проведения интегрированного занятия.

Работы учеников

E:\фото выставок\Олонхо\P1020734.JPGE:\фото выставок\Олонхо\P1020731.JPGE:\фото выставок\Олонхо\P1020739.JPGE:\фото выставок\Работы учеников\Шаповалова Анна 14 летjpg.jpgE:\фото выставок\Олонхо\P1020730.JPGE:\фото выставок\Олонхо\P1020728.JPG