«Диагностика художественно-творческих способностей младших школьников»

Меркулова Елена Анатольевна

тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx44.6 КБ
Файл test_po_izo_3_klass.docx1.86 МБ

Предварительный просмотр:

«Диагностика художественно-творческих способностей младших школьников»

Учитель изобразительного искусства

 филиала МБО «Цнинская СОШ №2»

в с. Донское, Тамбовской области,

Тамбовского района

Меркулова Е.А.

«5  РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей:

«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно   все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,  имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

  • Уровень художественной выразительности

тип

Критерии оценки

Замысел

Рисунок

1

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

2

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

  • Уровень фрагментарной выразительности

3

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

4

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

  • Дохудожественный уровень

5

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

6

Стереотипный

Репродуктивный

5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

Таблица результатов:


Список учащихся

Показатели

Общий
балл

Уровень

1

2

3

4

5

1.

2.

2. Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы  Е.Торшилова и Т.Морозова)

Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).

Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение — одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре  и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:

треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая композиция), квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).

Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.

Тест «Громкий — Тихий».

Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.

Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.

Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».

Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим, средним?

Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.

ТЕСТ «МАТИСС».

Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимульного материала детям предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией: «Здесь картины двух художников. Я тебе покажу по одной картине одного и другого художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый художник и какие — второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе записываются номера натюрмортов, которые ребенком отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания ребенка можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.

Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для К. Петрова-Водкина характерны разработка планетарной перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.

Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.

ТЕСТ «ЛИЦА».

Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» — 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) — мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.

Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой — меньше или совсем не нравится? Почему?  Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за  люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»

Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.

ТЕСТ «БАБОЧКА».

Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:

  1. И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.
  2. А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.
  3. Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — За. Фотография «Осень».
  4. Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).
  5. Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».

По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений — абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми,  как правило, сразу улавливается.

Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.

Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.

Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора –  типичностью отношения, выраженного большинством детей.

ТЕСТ «ВАН ГОГ».

Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.

  1. Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.
    1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.
  2. Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.
    2а. П. Пикассо «Бидон и миска».
  3.    Фотография фигурки нэцке.
    За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).
  4. Фотография дворца в Павловске.
    4а.  В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».
  5. О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
    5а.  Ф.Уде. «Принцесса полей».
  6.    Фотография игрушки «Козлик».
    6а.  Фотография филимоновской игрушки «Коровки».
  7.    Поздравительная открытка.
    7а. М. Вайлер «Цветы».

Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.

Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

               8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

      1. Методика" Солнце в комнате"

       Основание. Реализация воображения.

      Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального"  в

"реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

      Материал.  Картинка  с  изображением  комнаты,  в  которой   находится

человечек и солнце; карандаш.

      Инструкция к проведению.

      Психолог, показывая  ребенку  картинку:  "Я  даю  тебе  эту  картинку.

Посмотри внимательно и  скажи,  что  на  ней  нарисовано".  По  перечислении

деталей изображения  (стол,  стул,  человечек,  лампа,  солнышко  и  т.  д.)

психолог дает следующее  задание:  "Правильно.  Однако,  как  видишь,  здесь

солнышко нарисовано  в  комнате.  Скажи,  пожалуйста,  так  может  быть  или

художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку  так,  чтобы  она

были правильной".

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может  просто  объяснить,

что нужно сделать для "исправления" картинки.

      Обработка данных.

      В ходе  обследовании  психолог  оценивает  попытки  ребенка  исправить

рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1.  Отсутствие  ответа,  непринятие  задания  ("Не  знаю,  как  исправить",

   "Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.

2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить  солнышко)  -2

   балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

   а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко  на  улице")  -3

          балла.

   б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") -  4

          балла.

4. Конструктивный ответ  (отделить  несоответствующий  элемент  от  других,

   сохранив  его  в  контексте  заданной  ситуации   ("Картинку   сделать",

   "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

      2. Методика "Складная картинка"

      О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

      Ц е ль. Определение умения сохранить целостный контекст изображения  в

ситуации его разрушения.

      М а т е р и а л.  Складывающаяся  картонная  картинка  с  изображением

утки,  имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

      Инструкция к проведению.

      Психолог,  предъявляя  ребенку  картинку:  "Сейчас  я  тебе  дам   эту

картинку.  Посмотри,  пожалуйста,  внимательно   и   скажи,   что   на   ней

нарисовано?" Выслушав ответ,  психолог  складывает  картинку  и  спрашивает:

"Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа  ребенка

картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот  же

вопрос. Всего применяется пять вариантов  складывания  -  "угол",  "мостик",

"домик", "труба", "гармошка".

      Обработка данных.

      В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при

выполнении  задания.  Обработка  данных   осуществляется   по   трехбалльной

системе. Каждому заданию соответствует одна позиция  при  сгибании  рисунка.

Максимальная оценка за каждое  задание  -  3  балла.   Всего  –  15  баллов.

Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", "  Ничего  не  станет",

  "Так не бывает") - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление  деталей  рисунка,  находящихся  в

  поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения  ("У  утки  нет

  головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части"  и  т.  д.)  -  2

  балла.

3.  Ответы  комбинирующего  типа:  сохранение  целостности  изображения  при

  сгибании рисунка, включение  нарисованного  персонажа  в  новую  ситуацию

  ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"),  построение  новых  композиций

  ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. - 3 балла.

  Некоторые дети дают ответы, в  которых  сохранение  целостного  контекста

  изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к  конкретной  форме,

  которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком",  "Стала

  похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы  относятся  к  комбинирующему

  типу и также оцениваются в 3 балла.

      3. Методика "Как спасти зайку"

      Основание.   Надситуативно-преобразовательный   характер    творческих

решений.

      Цель. Оценка способности и превращение задачи на  выбор  в  задачу  на

преобразование в  условиях  переноса  свойств  знакомого  предмета  в  новую

ситуацию.

      М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка.

сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

      Инструкция к проведению.

      Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце,  ведерко,

палочку, сдутый  шарик  и  лист  бумаги.  Психолог,  беря  в  руки  зайчика:

"Познакомься с этим зайчиком. Однажды  с  ним  приключилась  такая  история.

Решил зайчик поплавать  на  кораблике  по  морю  и  уплыл  далеко-далеко  от

берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка  тонуть.

Помочь зайке можем только мы  с  тобой.  У  нас  для  этого  есть  несколько

предметов), ихолог обращает внимание ребенка  на  предметы,  разложенные  на

столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

      Обработка данных.

      В  ходе  обследования  фиксируются  характер  ответов  ребенка  и   их

обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

      Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а  также  палочку

при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки  простого

выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом  виде,  механически

перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

      Второй уровень.  Решение с  элементом  простейшего  символизма,  когда

ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором  зайка

сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за  пределы

ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

      Третий уровень. Для спасения зайки  предлагается  использовать  сдутый

воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно  надуть  шарик  ("Зайка

на  шарике  может  улететь")  или  сделать  из  листа  кораблик.   У   детей

находящихся  на  этом  уровне,  имеет  место  установка  на   преобразование

предметного наличного материала. Исходная  задача  на  выбор  самостоятельно

превращается  ими  в  задачу  на  преобразование,  что   свидетельствует   о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

      4. Методика "Дощечка"

      Основание. Детское экспериментирование.

      Цель. Оценка  способности  к  экспериментированию  с  преобразующимися

объектами.

      Материал.  Деревянная  дощечка,  представляющая  собой  соединение  на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого  звена  15*15

см)

      Инструкция к проведению.

      Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком  на  столе.  Психолог:

"Давай теперь  поиграем  вот  с  такой  доской.  Это  не  простая  доска,  а

волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда  она  становится  на  что- нибудь похожа. Попробуй это сделать".

      Как только ребенок сложил доску в первый раз,  психолог  останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

      Услышав ответ ребенка, психолог вновь  обращается  к  нему:  "Как  еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще  раз".  И  так  до  тех пор, пока ребенок не остановится сам.

      Обработка данных.

      При обработке данных оценивается  количество  неповторяющихся  ответов ребенка (называние формы получившегося  предмета  в  результате  складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.)),  по  одному  баллу  за  каждое  название.

Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

                            Системность мышления.

Игра "Теремок"

      Детям  раздаются  картинки  различных  предметов:   гармошки,   ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит  в  "теремке"  (например,  ребенок  с  рисунком гитары). Следующий ребёнок  просится  в  теремок,  но  может  попасть  туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож  на  предмет  хозяина.

Если просится  ребёнок  с  гармошкой,  то  у  обоих  на  картинке  изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери фигурки"

Ребёнку  дается  набор   вырезанных  из  плотного   картона  небольших

фигурок: кругов, квадратов, треугольников и  т.д.  (примерно  5-7  фигурок).

Заранее изготавливаются 5-6 картинок  с  изображением  различных  предметов, которые можно сложить из  этих  фигурок:  собачка,  домик,  машина.  Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней  предмет  из  своих фигурок. Предметы на картинках должны быть  нарисованы  так,  чтобы  ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок  должен  быть  расчленён

на детали.

                                 "Нелепицы"

      Рисуется картинка по любому сюжету -  лес,  двор,  квартира.  На  этой

картинке должны быть 8-10 ошибок, то  есть  что-то  должно  быть  нарисовано так, как это на самом деле не бывает.  Например,  машина  с  одним  колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны,  а  другие  незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

            Игры на развитие ассоциативности мышления

                          Игра "Что на что похоже "

      3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники  игры

договариваются,  какой  предмет  будет  сравниваться.  Отгадчики  заходят  и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово  тому,  кто

первый  нашел  сравнение  и  поднял  руку:   Например,   бант   может   быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8",  которая лежит на  боку.  Отгадавший  выбирает  новых  отгадывальщиков  и  предлагает следующий предмет для ассоциации.

                          "Сюрреалистическая игра "

                          (рисунок в несколько рук)

      Первый участник  игры  делает  первый  набросок,  изображает  какой-то элемент своей  идеи.  Второй  игрок,  обязательно  отталкиваясь  от  первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

                             "Волшебные кляксы "

      Перед  игрой  изготавливают  несколько  клякс:   на   середину   листа

выливается немного чернил или туши и лист складывают  пополам.  Затем  лист разворачивают и теперь можно играть. Участники  по  очереди  говорят.  Какие предметные  изображения  они  видят  в  кляксе  или  её  отдельных   частях.

Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

                           Игра "Словоассоциации"

      Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

       - с хлебобулочными изделиями.

       - с созвучными словами: барон, бекон.

       - с рифмующимися словами: кулон, салон.

      Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

      Ассоциативность мышления можно развивать  что  называется  "на  ходу".

Гуляя с детьми  можно  вместе  подумать,  на  что  похожи  облака,  лужи  на

асфальте, камушки на берегу.

                  Игры на развитие диалектичности мышления.

                            Игра "Хорошо - Плохо"

      Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный  ребенку,  т.е.  не

вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для  него  с  конкретными людьми,  и  не  порождающий  эмоций.  Ребёнку  предлагается  проанализировать данный объект (предмет) и  назвать  его  качества  с  точки  зрения  ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы  по  одному  разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не  нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

      - Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

      - Хорошо, что  он  длинный;  плохо,  что  он  остро  заточен  -  можно

уколоться.

      - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

      Рассмотрению может быть подвергнуто и  конкретное  свойство  предмета.

Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить  указкой,  но  плохо, что не входит в пенал.

      Вариант  2.  Для  игры  предлагается  объект,  имеющий   для   ребенка

конкретную   социальную   значимость   или   вызывающий   у   него   стойкие положительные  или  отрицательные  эмоции,  что  приводит   к   субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство -  плохо).  Обсуждение  идёт также как и в варианте 1.

      Вариант 3. После  того,  как  дети  научатся  выявлять  противоречивые

свойства  простых  объектов  и  явлений,  можно  переходить  к  рассмотрению "положительных"  и  "отрицательных"  качеств  в  зависимости  от  конкретных условий, в  которые  ставятся  эти  объекты  и  явления.  Например:  громкая музыка.

      - Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

      Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до

этого воспринимались детьми  исключительно  однозначно  ("драка",  "дружба", "мама"). Понимание детьми  противоречивости  свойств,  заключенных  в  любых объектах или явлениях, умение выделить  и  объяснить  условия,  при  которых проявляются те или  иные  свойства,  лишь  способствует  воспитанию  чувства справедливости, умению  в  критической  ситуации  найти  правильное  решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и  выбрать  из множества различных свойств  объекта  те,  которые  соответствуют  выбранной цели и реальным условиям.

      Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет  вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому    варианту    игры,  при котором  для  каждого  выявленного   свойства   называется   противоположное свойство,     при  этом   объект   игры   постоянно   меняется,   получается

своеобразная "цепочка". Например:

      - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

      - Живот болит - это хорошо, можно в школу не ходить;

      - Сидеть дома - плохо, скучно;

      - Можно пригласить гостей - и т.д.

      Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может  быть, ее модификация,  отражающая  диалектический  закон  перехода  количественных измерений в качественные. Например, конфеты:  если  съесть  одну  конфету  - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

      Желательно, чтобы игра "Хорошо  -  плохо"  стала  частью  повседневной

жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально  отводить  время.

В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.

      Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет  выработка у детей умения  чётко  формулировать  противоречие.  Сначала  пусть  ребёнок подбирает к заданным словам противоположные по  смыслу.  Например,  тонкий  -  (?) толстый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем  можно  взять любую пару слов, например, острый - тупой, и  попросить  детей  найти  такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В  случае  "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие и пилящие  инструменты.  На  последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся  разрешать  противоречия, используя  ТРИЗовские  способы  разрешения  противоречий  (всего  их   более сорока).


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com